ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОМИССИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2012 г. № 6-56/12-34
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
В соответствии с Законом
Волгоградской области от 31.12.2004 № 987-ОД "О Волгоградской областной административной комиссии" Волгоградская областная административная комиссия, изучив практику назначения административных наказаний по делам об административных правонарушениях, рекомендует территориальным административным комиссиям Волгоградской области при вынесении решений (постановлений) о назначении административного наказания (предупреждение, административный штраф) руководствоваться следующим.
Согласно указанию Конституционного суда Российской Федерации (постановление
от 12.05.1998 № 14-п, постановление
от 11.03.1998 № 8-п, постановление
№ 11-п от 15.07.1999) санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции
Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
При вынесении решений (постановлений) о назначении административного наказания (предупреждение, административный штраф) территориальные административные комиссии обязаны исходить из определенных Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях правил назначения административного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП
РФ (часть 1 статьи 4.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 2 статьи 4.1
КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе
Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность органу, рассматривающему дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах санкции нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного производства.
Из системного толкования вышеуказанных норм КоАП
РФ следует, что орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, должен привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, предусматривающей ответственность за административное правонарушение.
При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания территориальной административной комиссии необходимо учитывать, что КоАП
РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1
- 4.5
КоАП РФ). Комиссия не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2
КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 15
постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" (в ред. постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2006 № 12, от 11.11.2008 № 23, от 10.06.2010 № 13, от 09.02.2012 № 3), поскольку КоАП
РФ не предусматривает ограничений при назначении административного наказания, орган вправе применить к лицу, привлекаемому к административной ответственности, любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности этих лиц. Перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, установлен статьями 4.2
и 4.3
КоАП РФ. Кроме того, следует иметь в виду, что Кодексом
Волгоградской области об административной ответственности установлены дополнительные обстоятельства, смягчающие административную ответственность, перечисленные в статье 1.4
Кодекса (совершение административного правонарушения в силу материальной, служебной или иной зависимости; выполнение гражданами на добровольной основе социально значимых для поселения или городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений или городских округов, предусмотренных федеральным законом).
Территориальным административным комиссиям следует иметь в виду, что Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливается обязанность органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, в обязательном порядке применять в случае совершения лицом административного правонарушения впервые минимального наказания, например, в виде предупреждения. Территориальная административная комиссия вправе применить к лицу, привлекаемому к административной ответственности, любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности этих лиц, при этом в обязательном порядке мотивируя свое решение.
Например, при совершении лицом впервые административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.7
Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, смягчающим обстоятельством, помимо возможных иных установленных в процессе рассмотрения дела смягчающих обстоятельств, будет признано совершение административного правонарушения впервые. Также смягчающими обстоятельствами могут быть признаны добровольное устранение правонарушения (уборка мусора, стройматериала и т.п.), признание вины и др. В данном случае с учетом тяжести совершенного деяния, смягчающих обстоятельств, отсутствия отягчающих обстоятельств территориальная административная комиссия может применить минимальное административное наказание в виде предупреждения. Если же на момент рассмотрения дела лицом правонарушение не устранено, совершенное правонарушение повлекло за собой серьезные нарушения общественных отношений в сфере благоустройства (большой объем мусора, систематическое нарушение правил благоустройства поселения, неоднократные жалобы граждан на противоправные действия лица в связи с совершением правонарушения, ухудшен внешний облик благоустройства территории поселения и т.п.), то даже с учетом установленных обстоятельств, смягчающих административную ответственность лица, территориальная административная комиссия может применить более суровое административное наказание - административный штраф. При этом все установленные в процессе рассмотрения дела обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, должны быть в обязательном порядке отражены в постановлении по делу об административном правонарушении, а применение неминимальной санкции - мотивировано описанием и оценкой в постановлении обстоятельств, характеризующих совершенное лицом административное правонарушение.
Также обращаем внимание руководителей территориальных административных комиссий, что типичными ошибками при вынесении решений по делам об административных правонарушениях являются следующие: 1) решения о назначении того или иного административного наказания не мотивированы; 2) выход за рамки, предусмотренные санкцией статьи Кодекса
Волгоградской области об административной ответственности (например, статьями 14.1
и 14.2
Кодекса предусмотрено административное наказание только в виде административного штрафа, однако имеются случаи назначения наказания в виде предупреждения); 3) шаблонный перенос описательной части постановлений по делам об административных правонарушениях по однотипным составам административных правонарушений без учета обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, тяжесть и характер совершенного административного правонарушения, при этом применяются разные административные наказания.
Председатель
Волгоградской областной
административной комиссии
М.Н.КОЗЮК