Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 августа 2012 г. по делу № А12-17142/2012

Резолютивная часть решения оглашена 21.08.2012 г.
Полный текст решения изготовлен 21.08.2012 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе
председательствующего: судьи Романова С.П.,
судей: Кулик И.В., Наумовой М.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Двояновой Т.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Волгоградской области (ИНН 3444048120, ОГРН 1033400323560)
к администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3401002201, ОГРН 1023405761543)
о признании недействующим нормативного правового акта
при участии в заседании:
от заявителя - Балычева А.С., служебное удостоверение,
от административного органа - не явился, извещен
Заместитель прокурора Волгоградской области в порядке ст. 192 АПК РФ обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области о признании недействующими п. п. 5.7, 5.9 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Субсидирование части затрат на уплату процентной ставки по кредитам, полученным в банках субъектами малого и среднего предпринимательства", утвержденного постановлением администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области от 02.04.2012 г. № 172, как не соответствующих положениям п. п. 1, 2, 6 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В судебном заседании представитель прокуратуры настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Администрация Алексеевского муниципального района Волгоградской области представителя в судебное заседание не направила, о дате и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, возражения на заявленные требования не представила.
Изучив представленные доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, суд

установил:

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области от 02.04.2012 г. № 172 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Субсидирование части затрат на уплату процентной ставки по кредитам, полученным в банках субъектами малого и среднего предпринимательства" (далее - Административный регламент).
Полагая, что в оспариваемой части Административный регламент не соответствует требованиям п. п. 1, 2, 6 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.
Давая оценку заявленным требованиям, суд принимал во внимание следующее.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Частью 1 статьи 192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении Пленума от 20.01.2003 г. № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Согласно ч. ч. 4, 5 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Как следует из содержания ст. ст. 2. 7, 48, 78 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) принятые органами местного самоуправления по вопросам местного значения муниципальные правовые акты, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер, а также решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Исходя из правовой позиции, высказанной в п. 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 г. № 80 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. ст. 2, 17, п. 10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Органы местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие нормативных правовых актов.
В ч. 1 ст. 7 названного Закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии со ст. 34 Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Конституционно-правовой статус местного самоуправления как публично-территориальной организации населения по месту жительства и особой формы осуществления народом своей власти предполагает, что органы местного самоуправления, обеспечивая решение вопросов местного значения, действуют в интересах населения муниципального образования и одновременно, будучи частью системы органов публичной власти, осуществляют конституционные функции государства.
В связи с этим, Административный регламент принят органом местного самоуправления в пределах установленной компетенции.
Из материалов дела следует, что названный документ опубликован в газете "Алексеевский вестник" от 10.04.2012 г. № 3 - 4 (87).
Поскольку регламент содержит обязательные предписания, влекущие юридические последствия, носит общеобязательный характер, адресовано неопределенному кругу лиц, принято специально уполномоченным на то субъектом, отражает юридически властное волеизъявление уполномоченного субъекта в сфере планировки территории, рассчитано на неоднократное применение, оно обладает признаками нормативного правового акта.
Как следует из п. 5.7 регламента, жалоба (претензия) может быть передана в администрацию Алексеевского муниципального района заявителем лично или направлена почтой на адрес: 403341, ст. Алексеевская, ул. Ленина, 36.
Вместе с тем, п. п. 1, 2 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу. Жалобы на решения, принятые руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу, подаются в вышестоящий орган (при его наличии) либо в случае его отсутствия рассматриваются непосредственно руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу.
Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя (п. 2 ст. 11.2).
Согласно п. 5.9 регламента, срок рассмотрения жалобы (претензии) не должен превышать 30 дней с момента регистрации такого обращения.
В случае если по обращению заявителя требуется провести проверку, срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения обращения заявитель уведомляется письменно с указанием причин продления.
В соответствии с п. 6 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.
Таким образом, положения п. п. 5.7, 5.9 регламента противоречат вышеприведенным нормам закона и нарушают права юридических лиц и предпринимателей при осуществлении экономической деятельности.
Учитывая это, заявленные прокуратурой Волгоградской области требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

Признать недействующими пункты 5.7, 5.9 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Субсидирование части затрат на уплату процентной ставки по кредитам, полученным в банках субъектами малого и среднего предпринимательства", утвержденного постановлением администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области от 02.04.2012 г. № 172, как не соответствующие пунктам 1, 2, 6 статьи 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.П.РОМАНОВ

Судьи
И.В.КУЛИК
М.Ю.НАУМОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru