Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2011 г. по делу № А33-14032/2011

Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 13 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Региональной энергетической комиссии Красноярского края (ИНН 2466070303, ОГРН 1022402656902)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965)
о признании незаконным решения от 19.07.2011 № 13-15-11,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири",
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Сутыриной Л.А. на основании доверенности 07.01.2011;
представителя ответчика - Ильяшенко О.Ю. на основании доверенности от 13.01.2011;
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Лапицкой В.М., на основании доверенности от 13.09.2011,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой Н.А.,

установил:

Региональная энергетическая комиссия Красноярского края (РЭК КК, комиссия, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (УФАС по Красноярскому краю, антимонопольный орган, ответчик) о признании незаконным решения от 19.07.2011 по делу № 13-15-11 о нарушении антимонопольного законодательства.
Заявление принято к производству суда. Определением от 30.08.2011 возбуждено производство по делу.
Представитель заявителя требования поддержала.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласилась.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поддержала позицию ответчика.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 16 час. 40 мин. 29 ноября до 15 час. 30 мин. 06 декабря 2011 года.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Как следует из материалов дела, 10.11.2010 в УФАС по Красноярскому краю поступило заявление ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОАО "МРСК Сибири") о нарушении РЭК Красноярского края антимонопольного законодательства, выразившегося в формировании и утверждении сводного прогноза баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы по субъектам Российской Федерации на 2011 год, в котором для филиала "Красноярскэнерго" ОАО "МРСК Сибири" установлены завышенные показатели заявленной мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии.
В заявлении от 02.11.2010 № 1.3/01-11612 в антимонопольный орган, в частности, указано, что письмом от 31.03.2010 № 1.3/01-3041 ОАО "МРСК Сибири" направило в адрес РЭК Красноярского края предложения по формированию сводного прогнозного баланса; заявленная мощность потребителей услуг по передаче электроэнергии, предложенная ОАО "МРСК Сибири" на 2011 год, составила 1912,986 МВт. Изложенные в письме от 31.03.2010 № 1.3/01-3041 предложения составлены ОАО "МРСК Сибири" с учетом отсутствия у общества на праве субаренды объектов электросетевого хозяйства, относящихся к сетям ЕНЭС, и прекращением договорных отношений с ОАО "РУСАЛ Красноярск".
Приказом ФСТ России от 20.07.2010 № 153-э/1 утвержден сводный прогнозный баланс на 2011 год. Содержащиеся в указанном балансе сведения не соответствовали направленному ОАО "МРСК Сибири" в РЭК Красноярского края предложению, а именно, объем заявленной мощности утвержден в объеме большем, чем ОАО "МРСК Сибири" представляло в указанный орган - в размере 4210,731 МВт, тогда как заявленный обществом объем составлял 1912,986 МВт.
Решением УФАС по Красноярскому краю от 19.07.2011 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 13-15-11 РЭК Красноярского края признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". При этом из содержания решения следует, что указанное нарушение выразилось в бездействии РЭК Красноярского края по невыполнению требований пунктов 12, 13, 25 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (утвержден Приказом ФСТ России от 10.06.2009, № 125-э/1), которые могут привести к ограничению конкуренции - сокращению числа хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Красноярского края.
Полагая, что решение УФАС по Красноярскому краю от 19.07.2011 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 13-15-11 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из смысла статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
1. Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (часть 1). Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом (часть 2).
Право юридического или физического лица обратиться в антимонопольный орган в защиту своих прав и законных интересов основано на пункте 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган:
- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, оспариваемое решение вынесено УФАС по Красноярскому краю в пределах предоставленных полномочий.
2. Частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Приведенный перечень нарушений не является исчерпывающим, по смыслу части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" нарушающими антимонопольное законодательство являются любые действия (бездействие), в том числе органов государственной власти, которые могут привести к ограничению конкуренции.
Признаками ограничения конкуренции согласно пункту 17 части 1 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в абзаце 2 пункта 8 Постановления Пленума от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Из текста оспариваемого решения следует, что при его принятии УФАС по Красноярскому краю пришло к выводам о незаконности бездействия заявителя:
- по неинформированию сетевой организации (ОАО "МРСК Сибири") при формировании консолидированных по Красноярскому краю предложений по формированию сводного прогнозного баланса о наличии разногласий по указанным в пункте 12 Порядка предложениям названной сетевой организации;
- по непредставлению предложений по формированию сводного прогнозного баланса ОАО "МРСК Сибири" с приложением конкретных пунктов разногласий и их обоснований ФСТ России (располагая необходимой информацией), а именно о том, что заявленная мощность ОАО "МРСК Сибири" на 2011 год в связи с прекращением договорных отношений между ОАО "МРСК Сибири" и ОАО "РУСАЛ Красноярск" и отсутствием у ОАО "МРСК Сибири" в субаренде объектов электросетевого хозяйства, относящихся к сетям ЕНЭС, составляет 1912,986 МВт (нарушение пункта 13 Порядка);
- по недоведению до сведения ФСТ России предложения ОАО "МРСК Сибири" по уточнению (корректировке/внесению изменений) в прогнозный баланс на 2011 год (нарушение пункта 25 Порядка).
3. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий, где цена устанавливается уполномоченным государственным органом.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ, а не статья 2.

Статьей 2 указанного Федерального закона естественной монополией признается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Как следует из Устава ОАО "МРСК Сибири" основной целью деятельности общества является извлечение прибыли. ОАО "МРСК Сибири" является сетевой организацией, основным видом деятельности которой является оказание услуг по передаче электрической энергии, в том числе на территории Красноярского края.
Приказом ФСТ России от 28.05.2008 № 179-э ОАО "МРСК Сибири" включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", регистрационный номер 24.1.58).
Указанным приказом в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" ФСТ России в отношении ОАО "МРСК Сибири" введено государственное регулирование и контроль.
В силу части 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию на оптовом и (или) на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат:
- цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности и по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации);
- цены (тарифы) на услуги коммерческого оператора;
- цены (тарифы) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков;
- предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей;
- цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети;
- цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).


4. В соответствии с Законом Красноярского края от 18.09.2001 № 16-1469 "О региональной энергетической комиссии Красноярского края", Положением о Региональной энергетической комиссии Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников Региональной энергетической комиссии Красноярского края (утверждено Постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 № 216-п) РЭК Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства промышленности и энергетики края осуществляет:
- нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетики и теплоснабжения в части государственного регулирования цен (тарифов);
- государственный контроль в сфере электроэнергетики и теплоснабжения (пункт 1.1 Положения).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3.20 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 № 216-п, а не пункт 3.33.

В силу пункта 3.33 Положения в компетенцию РЭК Красноярского края включается также участие в формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по краю.
Таким образом, РЭК Красноярского края является уполномоченным на соответствующей территории органом на участие в формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности).
5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, которые определяют основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги (пункт 1 Основ ценообразования).
Согласно пункту 15 Основ ценообразования при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Из материалов дела следует, что Приказом ФСТ России от 14.12.2010 № 429-э/1 согласованы предложения РЭК Красноярского края о переходе к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" с применением метода доходности инвестированного капитала с 01.01.2011.
В силу пункта 35 Основ ценообразования расчет тарифов с применением доходности инвестированного капитала осуществляется в соответствии с утверждаемыми Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации методическими указаниями, включающими в себя правила расчета нормы доходности инвестированного капитала, правила определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения и правила определения долгосрочных параметров регулирования с применением метода сравнения аналогов.
Методические указания по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, с применением метода доходности инвестированного капитала утверждены Приказом ФСТ РФ от 26.06.2008 № 231-э.
В методических указаниях по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом от 06.08.2004 № 20-э/2, установлено что при расчете тарифа на передачу гой энергии используется баланс электрической энергии.
В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования, тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, в том числе с привлечением других организаций, определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, и дифференцируются по уровням напряжения.
6. Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации утвержден Приказом ФСТ России от 10.06.2009 № 125-э/1 (далее - Порядок).
Основными задачами формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России (далее - ЕЭС России) по субъектам Российской Федерации (далее - сводный прогнозный баланс) являются:
- удовлетворение спроса потребителей электрической энергии и мощности;
- обеспечение надежного энергоснабжения потребителей;
- минимизация затрат на производство и поставку электрической энергии (мощности);
- обеспечение сбалансированности суммарной стоимости электрической энергии и суммарной стоимости мощности, поставляемой на оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее - ОРЭМ) и отпускаемой с него;
- соблюдение качества электрической энергии (пункт 2 Порядка).
Сводный прогнозный баланс формируется согласно графику прохождения документов (приложение 1 к Порядку). Указанный график предусматривает предоставление сетевыми организациями необходимые документы в орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Сводный прогнозный баланс формируется в целях:
а) расчетов тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность и размеров платы за указанные в Основах ценообразования услуги, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;
б) заключения участниками ОРЭМ договоров купли-продажи электрической энергии и мощности на оптовом рынке в соответствии с Правилами оптового рынка (пункт 4 Порядка).
В силу пункта 6 Порядка основой для формирования сводного прогнозного баланса по ЕЭС России в целом являются предложения, разрабатываемые:
организациями, осуществляющими экспортно-импортные операции, по объемам покупки (продажи) электрической энергии (мощности) с целью последующей поставки на экспорт (импорт),
покупателями - участниками ОРЭМ (гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями, крупными потребителями),
поставщиками (производителями) электрической энергии и мощности оптового и розничного рынков
сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии (мощности), в части объемов электрической энергии (мощности) для компенсации потерь, в том числе от экспортно-импортных операций, и величин присоединенной и заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций.
Согласно пункту 9 Порядка при формировании сводного прогнозного баланса учитываются:
- согласованные участниками ОРЭМ - поставщиками электрической мощности с ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы" (далее - Системный оператор) обоснованные ограничения установленной мощности;
- объемы производства (потребления) электрической энергии (мощности) поставщиков розничного рынка, отраженные отдельной строкой, с выделением объемов поставки (покупки) электрической энергии (мощности) по заключенным двусторонним договорам;
- предусмотренная участниками ОРЭМ - покупателями электрической мощности в заявке на покупку электрической мощности с ОРЭМ покупка резервной мощности.
В соответствии с пунктом 10 Порядка покупатели - участники ОРЭМ, поставщики (производители) электрической энергии и мощности оптового рынка, поставщики (производители) электрической энергии и мощности розничного рынка и сетевые организации, в том числе и организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, разрабатывают предложения по формированию сводного прогнозного баланса в увязке с экономическими показателями и направляют их Системному оператору (РДУ) и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Из материалов дела следует, что ОАО "МРСК Сибири", являясь сетевой организацией, в соответствии с пунктом 10 Порядка письмом от 31.03.2010 № 1.3/01-3042 направило в уполномоченный орган исполнительной власти Красноярского края (РЭК Красноярского края) предложения по формированию сводного прогнозного баланса. Заявленная мощность потребителей услуг по передаче электроэнергии, предложенная ОАО "МРСК Сибири" на 2011 год, составила 1912,986 МВт.
Объемы электрической энергии на 2011 год заявлены ОАО "МРСК Сибири" с учетом следующих обстоятельств:
- прекращение действия договорных отношений, в рамках которых обществом были получены в аренду объекты ЕНЭС, использовавшиеся ОАО "МРСК Сибири" для оказания услуг по передаче электрической энергии ОАО "РУСАЛ Красноярск" на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.09.2007 № 04001/57;
- прекращение договорных отношений с ОАО "РУСАЛ Красноярск" (договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.09.2007 № 04001/57).
При этом прекращение договорных отношений с ОАО "РУСАЛ Красноярск" фактически обусловлено письмом ОАО "РУСАЛ Красноярск" от 25.11.2009 № 04-2-1137 о прекращении действия договора об оказании услуг по передаче электрической энергии от 01.09.2007 № 04001/57 с 01.01.2010.
Вместе с тем, утвержденный Приказом ФСТ России от 20.07.2010 № 153-э/1 сводный прогнозный баланс на 2011 год содержал сведения, не соответствующие направленному ОАО "МРСК Сибири" в РЭК Красноярского края предложению, а именно, объем заявленной мощности утвержден в объеме большем, чем ОАО "МРСК Сибири" представляло в указанный орган - в размере 4210,731 МВт, тогда как заявленный объем составлял 1912,986 МВт.
7. Пункт 12 Порядка определяет, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяют уровень потребности субъекта Российской Федерации (региона) в электрической энергии и мощности на основе прогноза электропотребления с учетом динамики его изменения за предыдущие 3 года, во взаимодействии с Системным оператором проверяют соответствие прогнозу электропотребления региона указанных в пункте 10 предложений, выполняют оценку возможных социально-экономических последствий для региона при выводе новых организаций на ОРЭМ, формируют консолидированные по соответствующему субъекту Российской Федерации предложения по формированию сводного прогнозного баланса и направляют их и предложения вышеуказанных организаций в Федеральную службу по тарифам для утверждения сводного прогнозного баланса с приложением обоснования внесенных изменений.
О результатах рассмотрения предложений, в том числе об изменениях, внесенных в предложения вышеназванных организаций, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов информируют Системного оператора (РДУ) и участников формирования баланса с указанием конкретных изменений и их обоснованием в сроки, определенные графиком прохождения документов.
При наличии разногласий по указанным в пункте 12 Порядка предложениям вышеуказанные организации, Системный оператор и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют свои предложения по формированию сводного прогнозного баланса в установленные графиком прохождения документов для формирования сводного прогнозного баланса сроки и адреса с приложением конкретных пунктов разногласий и их обоснований для рассмотрения и принятия решения ФСТ России (пункт 13 Порядка).
Таким образом, при формировании сводного прогнозного баланса ФСТ России учитывает:
- предложения, предоставленные сетевой организацией;
- предложения органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;
- обоснования указанного органа исполнительной власти по вопросу внесения изменений в предложения сетевой организации;
- разногласия, указанные в пункте 13 Порядка.
Пунктом 25 Порядка предусмотрено, что предложения по уточнению сводного прогнозного баланса до начала периода регулирования направляются в ФСТ России не позднее 1 октября с приложением обосновывающих документов. Покупатели - участники ОРЭМ, поставщики (производители) электрической энергии и мощности оптового рынка, поставщики (производители) электрической энергии и мощности розничного рынка и сетевые организации представляют предложения по уточнению сводного прогнозного баланса для согласования и формирования консолидированных предложений в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Системному оператору (РДУ) не позднее 15 сентября.
Исходя из содержания пункта 8 Правил государственного регулирования и применения тарифов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109) и пункта 3 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности) (утверждены Приказом ФСТ Российской Федерации от 08.04.2005 № 130-э) следует, что для установления тарифов организации предоставляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов.
Как следует из материалов дела, письмом от 03.08.2010 № 3-1934/4 РЭК Красноярского края направила ОАО "МРСК Сибири" для ознакомления сведения о технологическом расходе электрической энергии (потери) в электрических сетях на 2011 год, утвержденные приказом ФСТ России от 20.07.2010 № 153-э/1, с предложением направить в адрес РЭК Красноярского края мнение о согласии (несогласии) с позицией ФСТ России с приложением расчетов и обосновывающих материалов.
С целью принятия мер, направленных на внесение в рамках пункта 25 Порядка изменений в баланс, ОАО "МРСК Сибири" направило в адрес РЭК Красноярского края предложения по уточнению сводного прогнозного баланса для согласования и формирования консолидированных предложений (письма от 27.08.2010 № 1.3/01-8845, от 14.09.2010 № 1.3/01-9532). При этом в письме от 27.08.2010 № 1.3/01-8845 ОАО "МРСК Сибири" приведены доводы относительно невозможности использования для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии объема заявленной мощности в размере, предусмотренном сводным прогнозным балансом на 2011 год (отсутствие между ОАО "МРСК Сибири" и ОАО "ФСК ЕЭС" заключенного договора аренды на 2011 год, наличие между ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "РУСАЛ Красноярск" прямого договора на передачу электрической энергии).
Письмом от 14.09.2010 № 1.3/01-9532 ОАО "МРСК Сибири" направило в адрес РЭК Красноярского края предложения по технологическому расходу (мощности) - потерям в электрических сетях филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" на 2011 год в Красноярском крае, согласно которым заявленная мощность потребителей услуг по передаче электроэнергии составляет 1715,968 Мвт. Указанным письмом ОАО "МРСК Сибири" просило РЭК Красноярского края обратиться в ФСТ России с предложением по корректировке показателей баланса электроэнергии (мощности).
Ответы на указанные письма в адрес ОАО "МРСК Сибири" не поступали.
Приказом ФСТ России от 24.11.2010 № 333-э/1 в балансе производства и поставок энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по Российской Федерации на 2011 год внесены изменения. При этом направленные ОАО "МРСК Сибири" вышеуказанные предложения не были учтены при внесении указанных изменений (указанная в балансе мощность по-прежнему определена для общества в размере 4210,731 МВт).
Согласно письму от 16.12.2010 № ЕП-10178/12 ФСТ России, адресованному УФАС Красноярского края, показатели сводного прогнозного баланса на 2011 год по ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" утверждены ФСТ России в соответствии с предложением РЭК Красноярского края; в адрес ФСТ России обращения РЭК Красноярского края по вопросу внесения изменений, уточнений в Сводный баланс не поступали.
Более того, судом установлено, что письмом РЭК Красноярского края от 01.07.2010 № 1-1801/4 в адрес ФСТ России направлены сформированные консолидированные предложения по прогнозным балансам Красноярскому краю на 2011 год, в которых заявленная мощность ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" составляла 4210,73 МВт. Указанным письмом РЭК Красноярского края проинформировала ФСТ России о возникших с ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" разногласиях по технологическому расходу электрической гни и мощности (потерям) в электрических сетях. При этом предложения ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" по балансу на 2011 год по форме 3.1 Порядка с заявленной мощностью 1912,99 МВт (в том числе сторонним потребителям 1876,16 МВт) прилагались без письма от 31.03.2010 № 1.3/01-3042 (содержащего необходимое обоснование).
Предусмотренные пунктом 13 Порядка предложения по формированию сводного прогнозного баланса ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" с приложением конкретных пунктов разногласий и их обоснований в адрес ФСТ России не доставлялись.
В связи с отсутствием обосновывающих документов, подтверждающих прекращение договора аренды сетей между ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" и ОАО "ФСК", согласно предложению РЭК Красноярского края заявленная мощность ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" принята в размере 4210, 73 МВт, то есть объем "последней мили" сохранен в балансе ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" на 2011 год, утвержденном приказом ФСТ России от 20.07.2010 № 153-э/1.
При этом из материалов дела следует, что предложения по внесению изменений (уточнению) в прогнозный баланс на 2011 год в ФСТ России РЭК Красноярского края не направлялись, изменения в сводный прогнозный баланс в отношении прогнозируемой потребляемой мощности ОАО "МРСК Сибири" на 2011 год по Красноярскому краю не вносились.
Довод РЭК Красноярского края о необоснованности предложений и уточнений ОАО "МРСК Сибири", арбитражным судом не принимается, поскольку пункт 10 Порядка представления какого-либо обоснования не предусматривает. О наличии разногласий по предложениям, указанных в письме от 31.03.2010 № 1.3/01-3041, РЭК Красноярского края третьему лицу не сообщила.
При этом решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2010 по делу № А40-283/10-83-3 (оставлено без изменения Постановлением от 30.06.2010 Девятого арбитражного апелляционного суда) ОАО "ФСК ЕЭС" обязано направить в адрес ОАО "РУСАЛ Красноярск" подписанный со стороны ОАО "ФСК ЕЭС" договор оказания услуг по передаче электрической энергии с началом срока действия с 01 января 2010 года 00 часов.
Изложенные в письме ОАО "МРСК Сибири" от 31.03.2010 № 1.3/01-3042 обстоятельства подтверждались приложенными к письму соответствующими доказательствами.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт направления ОАО "МРСК Сибири" в адрес РЭК Красноярского края предложения по формированию сводного прогнозного баланса в увязке с экономическими показателями, следовательно, РЭК Красноярского края располагала информацией о вышеуказанных обстоятельствах, в связи с которыми заявленная мощность ОАО "МРСК Сибири" на 2011 год составила 1912,986 МВт.
На дату представления ОАО "МРСК Сибири" уточнений (письмо от 14.09.2010 № 1.3/01-9532) в сводный прогнозный баланс соответствующими сведениями РЭК Красноярского края располагало (что заявителем не оспаривается).
Указанные бездействия РЭК Красноярского края по невыполнению требований пунктов 12, 13, 25 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации обоснованно расценены УФАС по Красноярскому краю как нарушения, которые могут привести к ограничению конкуренции - сокращению числа хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Красноярского края.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что решением антимонопольного органа от 19.07.2011 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 13-15-11 РЭК Красноярского края правомерно признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"; оспариваемое решение УФАС по Красноярскому краю не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать в удовлетворении заявления Региональной энергетической комиссии Красноярского края о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по делу № 13-15-11 от 19.07.2011 (дата изготовления - 01.08.2011), как не противоречащего Федеральному закону "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.М.ШАЙХУТДИНОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru