Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 августа 2012 г. № 33-1511

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе С.С.И. на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 24 мая 2012 года, которым постановлено
В удовлетворении исковых требований С.С.И. к ГУ УПФ РФ в г. Рязани о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Красавцевой В.И., объяснения представителя С.С.И. - С.Л.Ю. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов жалобы представителей ГУ УПФ РФ в г. Рязани А.Ю.Е. и Н.М.И., представителя ГУ - Отделения ПФ РФ по Рязанской области Г.Е.Е., судебная коллегия

установила:

С.С.И. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Рязани о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, указав в обоснование своих требований, что 14 сентября 2011 года он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с длительным осуществлением лечебной деятельности. На момент обращения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет его льготный стаж составил более 30 лет. ГУ УПФ РФ в г. Рязани отказало в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, исключив из периодов осуществления лечебной деятельности истца следующие периоды: с <...> по <...> (5 лет 08 мес. 19 дн.) - служба в органах противопожарной службы республики Казахстан; с <...> по <...> (1 год 03 мес. 15 дн.) - в должности старшего врача физиотерапевта в ТОО "Рахмановские ключи" г. Усть-Каменогорск Республика Казахстан; <...> (1 день), с <...> по <...> (29 дн.) - курсы повышения квалификации в период работы ГККП "Городская больница № 1" в г. Усть-Каменогорска республики Казахстан.
Считая действия ГУ УПФ РФ в по г. Рязани неправомерными, истец просил признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости; засчитать спорные периоды в стаж работы, дающий право на льготное назначение пенсии и обязать ответчика назначить ему пенсию с даты обращения - 14 сентября 2011 года.
Решением суда в удовлетворении исковых требований С.С.И. отказано.
В апелляционной жалобе С.С.И. просит постановленное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия полагает, что оснований для его отмены не имеется.
Из материалов дела усматривается, и судом было установлено, что 14 сентября 2011 года истец обратился в ГУ УПФ РФ в г. Рязани с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с длительным, более 30 лет, осуществлением лечебной деятельности.
Решением ответчика от 06.12.2011 за № <...> в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отказано в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа, не включив в его стаж на соответствующих видах работ периоды: с <...> по <...> (5 лет 08 мес. 19 дн.) - служба в органах противопожарной службы республики Казахстан; с <...> по <...> (1 год 03 мес. 15 дн.) - в должности старшего врача физиотерапевта в ТОО "Рахмановские ключи" г. Усть-Каменогорск Республика Казахстан; <...> (1 день), с <...> по <...> (29 дн.) - курсы повышения квалификации в период его работы в ГККП "Городская больница № 1" в г. Усть-Каменогорска республики Казахстан.
При этом в стаж его работы были включены периоды: с <...> <...> 10 месяцев 19 дней) в должности участкового врача-педиатора с прохождением одногодичной интернатуры в детской поликлинике № 1 г. Киселевска; с <...> по <...> (10 месяцев 04 дня) в должности врача-педиатора в детской поликлинике № 1 г. Киселевска; с <...> по <...> (01 год 11 месяц. 19 дней) в должности врача-педиатора в детском инфекционном отделении № 1 Усть-Каменогорской городской больницы № 1; с <...>. по <...> (один год за один год шесть месяцев: 07 лет 07 месяц. 08 дней) в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации Усть-Каменогорской городской больницы № 1; с <...> по <...> (один год за один год шесть месяцев: 10 лет 07 месяцев 22 дня) в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации КГКП "Городская больница № 1"; с <...>. по <...> (один год за один год шесть месяцев: 02 года 04 месяцев 29 дней); с <...> по <...> (один год за один год шесть месяцев: 01 год 25 дней) в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации КГКП "Городская больница № 1"; с <...>. по <...>. (один год за один год шесть месяцев: 11 месяцев 04 дня) в должности врача-анестезиолога-реаниматолога палаты анестезиологии-реанимации стационара НУЗ "Отделенческая клиническая больница на станции Сургут ОАО "РЖД".
Судом также бесспорно установлено, что истец служил с <...> по <...> в органах государственной противопожарной службы Восточно-Казахстанской области на должностях врача терапевта и врача отдела медицинской службы специализированного отряда филиала ГУ "Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ" по Восточно-Казахстанской области, в звании капитана.
По соглашению стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (ст. 6).
Статьей 1 данного Соглашения установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В силу части 2 указанной статьи, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П указано, что, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19 части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы, преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 вышеуказанного закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
До 1 января 2009 года аналогичная норма содержалась в пп. 11 п. 1 ст. 28 этого же Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
При определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью необходимо руководствоваться:
- в отношении периодов, имевших место до 01.11.1999 - Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464;
- в отношении периодов, имевших место с 01.11.1999 по 12.11.2002 - Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066;
- в отношении периодов после 12.11.2002 - Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002, Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002.
Проанализировав нормативные акты, регулирующие отношения по пенсионному обеспечению работников здравоохранения в настоящее время, а также действовавшие в период осуществления истцом медицинской деятельности, суд первой инстанции правильно указал, что правовыми основаниями для удовлетворения исковых требований истца о назначении досрочной трудовой пенсии необходимо наличие обязательных условий ее назначения как медицинскому работнику, а именно: работа должна осуществляться в конкретных должностях и в учреждениях здравоохранения, предусмотренных указанными выше Списками, действующими на определенный период времени.
В спорный период службы истца с <...> по <...> (5 лет 08 мес. 19 дн.) - в органах противопожарной службы республики Казахстан, действовали Списки и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 и от 29.10.2002 № 781.
Указанным выше Законом "О трудовых пенсиях в РФ", списками и правилами не предусмотрена в качестве оснований к назначению пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности служба в органах противопожарной службы.
Кроме того, согласно Закону республики Казахстан от 20.06.1997 № 136-1 "О пенсионном обеспечении в республике Казахстан" не предусмотрено право лиц, осуществляющих медицинскую деятельность на досрочное назначение пенсии по старости. Сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов, к которым отнесена и противопожарная служба, имеющих специальные звания, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа службы в этих органах не менее 25 лет.
Аналогичные права при том же сроке выслуги предусмотрены для лиц проходивших службу в противопожарных органах Российской федерации по Закону РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей".
Рассматривая заявленные требования о включении в льготный стаж истца, спорный период его работы, с 09.01.2007 по 23.04.2008 (1 год 03 мес. 15 дн.), в должности старшего врача физиотерапевта в ТОО "Рахмановские ключи" г. Усть-Каменогорск Республика Казахстан, суд первой инстанции правильно руководствовался Списком № 781 от 29.10.2002 согласно которому, право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности имеют врачи-специалисты всех наименований в санаториях (курортах): для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
Таким образом, в соответствии с указанными Списками право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения дает не любая такая деятельность, а если она осуществлялась в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности.
Отказывая в удовлетворении вышеуказанных заявленных требованиях, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ТОО "Рахмановские ключи" г. Усть-Каменогорск Республика Казахстан, не является профильным, либо многопрофильным санаторием, подпадающим под действие списка № 781 от 29.10.2002, первичными документами не подтверждается и специализация истца в период работы в данном учреждении.
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно включил в специальный стаж истца в полуторном исчислении спорный период с <...> (1 день) и с <...> по <...> (29 дн.) обучение на курсах повышения квалификации в период его работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации ГККП "Городская больница № 1" в г. Усть-Каменогорске республики Казахстан.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Судом было бесспорно установлено, что в период работы истца в больнице г. Усть-Каменогорска работодателем производились отчисления в пенсионный фонд республики Казахстан, в том числе в период его обучения на курсах повышения квалификации.
Период работы истца в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации ГККП "Городская больница № 1" в г. Усть-Каменогорска республики Казахстан ответчиком включен в лечебный стаж в соответствии с российским законодательством (постановлением Правительства от 06.09.1991 № 464) в полуторном исчислении, следовательно, и указанный выше спорный период обучения истца на курсах повышения квалификации, правильно включен в специальный стаж истца в полуторном исчислении.
Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований С.С.И., суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у него необходимого специального трудового стажа для досрочного назначения пенсии.
При этом, суд правильно исходил из того, что период работы истца с <...> по <...> (5 лет 08 мес. 19 дн.) - служба в органах противопожарной службы республики Казахстан не может быть включен в льготный трудовой стаж как лица, осуществляющего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, поскольку ни списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 и от 29.10.2002 № 781, не поименованы должность врача, врача отдела медицинской службы специализированного отряда филиала ГУ "Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ". Период работы истца с <...> по <...> (1 год 03 мес. 15 дн.) в должности старшего врача физиотерапевта в ТОО "Рахмановские ключи" г. Усть-Каменогорск Республика Казахстан, также не может быть включен в льготный стаж, поскольку ТОО "Рахмановские ключи" не является профильным, либо многопрофильным санаторием, подпадающим под действие списка № 781 от 29.10.2002, первичными документами не подтверждается и специализация истца в период работы в данном учреждении.
Вместе с тем, включение спорного периода с <...> (1 день) и с <...> по <...> (29 дн.) обучение на курсах повышения квалификации в период его работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации ГККП "Городская больница № 1" в г. Усть-Каменогорске республики Казахстан, в льготный стажа истца, не может повлиять на выводы суда о законности отказа ответчика в назначении истцу досрочной пенсии по старости, поскольку на момент его обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и на момент рассмотрения спора судом, его льготный стаж, с учетом подлежащего включению стажа, составил менее 30 лет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный период работы истца в должности врача-терапевта и врача отдела медицинской службы специализированного отряда филиала ГУ "Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ" должен быть включен в льготный стаж истца в соответствии с п. 2.1 и 2.1.2 абз. 8 Положения о порядке исчисления стимулирующих выплат за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, п. 6.2.1 и п. 6.2.1.2 абз. 8 Приказа "Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения" от 15.10.1999 № 377, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку основаны на верном толковании закона.
Не может служить основанием к отмене решения суда и довод апелляционной жалобы о включении в лечебный стаж период работы истца в должности старшего врача физиотерапевта в ТОО "Рахмановские ключи", поскольку данный санаторий не является профильным, либо многопрофильным санаторием, подпадающим под действие списка № 781 от 29.10.2002.
Таким образом, решение суда постановлено в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Из материалов дела следует, что судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых обстоятельств по делу, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования в судебном заседании, и им в мотивировочной части решения дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 24 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу С.С.И. без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru