Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2012 г. № 33-1388

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по апелляционной жалобе УПФ РФ в городе Рязани на решение Железнодорожного районного суда города Рязани от 29 февраля 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении искового заявления УПФ РФ в городе Рязани к В.Г.А. о взыскании штрафа за непредставление до 1 марта 2011 года сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Платоновой И.В., доводы представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани К.О.Ю., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия

установила:

УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани обратилось в суд с иском к В.Г.А. о взыскании штрафа за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, мотивируя свои требования тем, что ответчик, являясь до 16.11.2011 индивидуальным предпринимателем, был зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда РФ в качестве страхователя.
В ходе проверки, проведенной <...>, установлено, что В.Г.А. в установленный п. 5 ст. 11 Федерального закона РФ от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" срок, т.е. до 01.03.2011, не представил сведения, необходимые для персонифицированного учета за 2010 год, в связи с чем, составлен акт № <...> и в отношении ответчика вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 указанного Закона в виде штрафа в размере <...> рублей <...> копеек.
2 июля 2011 года В.Г.А. направлено требование об уплате указанного штрафа в срок до 24.07.2011, однако до настоящего времени указанное требование не исполнено.
Просят суд взыскать с В.Г.А. в бюджет Пенсионного фонда РФ штраф за непредставление в установленный законом срок сведений за 2010 год, необходимых для осуществления персонифицированного учета, в размере <...> рублей <...> копеек.
Суд отказал в удовлетворении исковых требований, постановив указанное решение.
В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в городе Рязани просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что судом применен материальный закон, не подлежащий применению. Ссылается на то обстоятельство, что ФЗ от 03.12.2011 № 379-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", ответственность за правонарушение, установленное ст. 17 данного Закона, не устранена, а потому применение ст. 54 Конституции РФ неправомерно. Судом не учтен тот факт, что решение УПФ РФ в городе Рязани о привлечении В.Г.А. к ответственности было принято до внесения изменений в ФЗ № 27-ФЗ от 01.04.1996, а потому на спорные правоотношения эти изменения в закон не влияют.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Как предусмотрено ч. 1 ст. 14 названного Закона, указанные плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
В соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы - это застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, которые уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованные лица обязаны представлять в территориальные органы страховщика содержащие достоверные сведения документы, являющиеся основанием для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 138-ФЗ принят 25.10.2001, а не 25.10.2011.

В силу абзаца 3 пункта 1 и пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции ФЗ № 138-ФЗ от 25.10.2011 и № 198-ФЗ от 31.12.2001) физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного Фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей. Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213 ФЗ), действовавшей до 31.12.2011, физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Судом установлено, что с 28.12.2004 В.Г.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, а также в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
16 ноября 2011 года регистрирующим органом в ЕГРИП внесена запись о прекращении ответчиком деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 02.12.2011 № <...> в отношении индивидуального предпринимателя В.Г.А.
27 апреля 2011 года в ходе проверки, проведенной УПФР в г. Рязани, установлено, что В.Г.А., в срок до 01.03.2011 не представил в пенсионный орган сведения за 2010 год, предусмотренные п. 5 ст. 11 Закона от 01.04.1996, о чем был составлен акт № <...>, направленный ответчику 29.04.2011.
Решением УПФР в г. Рязани от 2 июня 2011 года № <...> В.Г.А. привлечен к ответственности в виде штрафа в размере <...> рублей <...> копеек, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Федерального закона РФ от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
6 июля 2011 года в адрес ответчика пенсионным органом направлено требование № <...> об уплате указанного штрафа в срок до 24.07.2011.
Указанный штраф В.Г.А. до настоящего времени не уплатил, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Рассматривая исковые требования УПФР в г. Рязани о взыскании штрафа в судебном порядке, районный суд исходил из того, что с 1 января 2012 года исключена обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять вышеуказанные сведения ежегодно в установленный срок, данное деяние перестало быть правонарушением, в связи с чем суд обоснованно применил ст. 54 Конституции РФ и отказал во взыскании штрафа с ответчика.
Судебная коллегия считает, что данные выводы суда являются верными и соответствуют нормам материального права.
Статьей 17 Закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" № 27-ФЗ установлена ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда РФ, страхователей и застрахованных лиц.
В силу ч. 2 ст. 17 данного Закона в редакции от 31.12.2002, действовавшей до 31.12.2011, страхователи, в том числе физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации с 01.01.2012 утратили силу пункты 5 и 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете), устанавливавшие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисленные в названных нормах сведения (документы).
Согласно подпункту "а" пункта 6 статьи 6 Закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части 5 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах), предусматривающей обязанность плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, слова "Плательщики страховых взносов" заменены словами "Главы крестьянских (фермерских) хозяйств".
Таким образом, с 01.01.2012 отменена обязанность указанных лиц представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации соответствующие сведения (документы).
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Принимая во внимание, что устранение ответственности за публично-правовое правонарушение имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена, суд правильно исходил из того, что после 31.12.2011 решение о привлечении к ответственности за непредставление в Пенсионный фонд Российской Федерации упомянутыми лицами соответствующих сведений (документов) за предыдущие годы не может быть вынесено, равно как и взыскание ранее наложенных штрафов не может быть произведено в неисполненной части.
Таким образом, ответчик, являвшийся физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, не должен нести ответственность за непредставление указанных сведений за 2010 год, в связи с чем вывод суда об отказе органу Пенсионного фонда РФ в удовлетворении заявленных требований является правильным.
Судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности и оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда города Рязани от 29 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу УПФ РФ в г. Рязани - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru