АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2012 г. № 3957
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДИЗАЙНЕРСКОГО
И АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЛИКА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ХАБАРОВСК"
В соответствии с Градостроительным кодексом
Российской Федерации, Федеральным законом
от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом
городского округа "Город Хабаровск" администрация города постановляет:
1. Утвердить Концепцию
дизайнерского и архитектурно-художественного облика городского округа "Город Хабаровск" согласно приложению.
2. Пресс-службе администрации города (Ерохин В.А.) опубликовать настоящее постановление в газете "Хабаровские вести".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра города, директора департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Сергейчука С.В.
И.о. мэра города
В.Д.Безлепкин
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
администрации города Хабаровска
от 13 сентября 2012 г. № 3957
КОНЦЕПЦИЯ
ДИЗАЙНЕРСКОГО И АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ОБЛИКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ХАБАРОВСК"
1. Общие положения
Настоящая концепция дизайнерского и архитектурно-художественного облика городского округа "Город Хабаровск" (далее - Концепция) разработана с целью определения главных стратегических направлений развития городской среды, обеспечения престижа города Хабаровска, повышения его инвестиционной привлекательности, вовлечения в концептуальный процесс роста интеллектуального и творческого потенциала города, создания условий для внедрения новых технологий и современных материалов при проведении работ по дизайнерскому и архитектурному оформлению города.
Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом
от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительным кодексом
Российской Федерации, Федеральным законом
от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", Уставом
городского округа "Город Хабаровск", Стратегическим планом
устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года.
Концепция носит рекомендательный характер для разработки и реализации муниципальных целевых программ и планов действий, практической деятельности органов местного самоуправления города Хабаровска, организаций, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа "Город Хабаровск", а также общественных организаций и средств массовой информации.
2. Термины и определения
Концепция - генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ.
Стратегия - долговременные планы, установки, намерения в отношении чего-либо.
Городская среда - представляет собой совокупность природных и искусственных компонентов, социальных явлений, формирующих определенное предметно-пространственное окружение во взаимосвязи с протекающей жизнедеятельностью людей. Основой ее функционирования выступает человек и его деятельность.
Архитектурная среда - совокупность облика и пространства зданий и сооружений, предназначенных для определенных функций и наделенных необходимой и достаточной для потребителя информативностью, в том числе с помощью архитектурной пластики.
Комплексное благоустройство территории - совокупность работ и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, удобства и художественной выразительности городской среды, с использованием средств пластической организации рельефа, покрытия поверхности земли, декоративного озеленения и обводнения, некапитальных сооружений, малых архитектурных форм, наружного освещения, визуальной информации, рекламы и иных средств.
Ландшафтный дизайн - дизайнерская деятельность, направленная на формирование окружающей предметно-пространственной среды с использованием в качестве основного материала творчества природных материалов, объектов, комплексов и явлений.
Геопластика - пластическая обработка поверхности земли с использованием приемов вертикальной планировки для достижения решения утилитарных и архитектурно-художественных задач.
Единая визуальная информация - организованная совокупность графических и технических средств, информации об управлении объектами, об их местонахождении, направлениях движения к ним, предписывающая определенные правила поведения в среде и т.п.
Световой дизайн - функционально-художественное средство визуализации и виртуализации предметных и пространственных решений, создаваемой человеком среды, объективная основа формирования зрительных образов в дизайнерском искусстве за счет использования осветительных приборов и техники.
Образно-семантический аспект.
Создание художественной подсветкой яркого запоминающегося образа здания осуществляется с целью выявления и обогащения его архитектурной стилистики. Последовательность восприятия световых контрастов с учетом особенностей человеческого зрения строится по системе - от более сильного к более слабому.
Уровень восприятия "город - площадь - улица - фасад - деталь". На основе этих принципов можно реально сформировать комфортную, эстетически значимую для человека световую среду вечернего и ночного города.
Единая визуальная информация и наружная реклама
Вопросы рекламной деятельности приобретают все большую остроту, актуальность и значимость еще и потому, что в рекламное пространство города все активнее входит социальная реклама, которая акцентирует внимание власти и населения на значимых социальных проблемах, способствует развитию конструктивного диалога между горожанами и органами местного самоуправления.
Визуальной информации в городе отведены специальные задачи, которые имеют существенное практическое и эстетическое значение в рамках формирования городского пространства.
К таким задачам относятся: ориентация и информация, архитектурно-связанная реклама, политическая агитация, оформление общественных праздников и торжеств. Применяемые при этом элементы непосредственно определяют облик города.
Размещение и распространение рекламы необходимо рассматривать как непрерывно развивающийся процесс, и в связи с этим актуальна разработка программ по оптимизации и реконструкции рекламного пространства города.
От состояния наружной рекламы и информации во многом зависит эстетический и культурный облик города. Все рекламные конструкции должны быть изготовлены с применением современных технологий и материалов, размещены в строгом соответствии с проектными разработками, гармонировать с элементами благоустройства прилегающей территории и существующей архитектурой зданий и сооружений.
Праздничное оформление
Город Хабаровск всегда имел свой стиль по природному ландшафту, зеленым насаждениям и архитектуре. В праздничном оформлении города важно подчеркнуть его индивидуальность, сохранить единство старинных и современных композиций, объемов, форм, линий и материалов.
От согласованных действий предприятий всех видов собственности, жителей города, принимающих участие в праздничном оформлении, зависит неповторимость и привлекательность города Хабаровска в будущем.
Основные направление по праздничному оформлению города:
- разработка единого стилевого решения праздничного оформления;
- оформление улиц города перетягами, флагами, кронштейнами;
- праздничное поздравление жителей города на муниципальных стендовых установках;
- оформление фасадов зданий и организаций, предприятий, витрин магазинов, торговых точек и предприятий праздничными баннерами, плакатами, композициями;
- размещение светодинамических установок;
- выполнение дополнительного озеленения и благоустройства бульваров, скверов и газонов с посадкой цветников и клумб. Установка переносных декоративных вазонов, формирование кроны деревьев и кустарников;
- подсветка и светодинамическое оформление фасадов зданий и сооружений;
- праздничное оформление городского транспорта.
На стадии разработки проектной концепции праздничного оформления важное значение имеют:
- учет закономерностей зрительного восприятия в конкретных пространственных условиях;
- учет реальных технических условий для выполнения данной концепции.
Выбор средств оформления зависит от темы праздника или общественно значимого события:
- государственные праздники акцентируются оформлением города с применением общепринятой символики (государственных флагов, гербов с использованием торжественной цветовой гаммы и классической композицией);
- при оформлении новогодних и весенних праздников используются свободные композиционные приемы и веселая цветовая палитра.
Праздничное оформление в любых его формах должно восприниматься эффективно в дневное и вечерне-ночное время. Выразительность цветового решения форм и конструкций элементов оформления может быть усилена благодаря умелому использованию светотеней качественного освещения и функциональной, декоративной подсветки в ночное время.
Необходимо при этом учитывать и времена года. Наличие зеленого покрова и ярких цветов летом, доминирование белого снежного покрова (фона) зимой требует различных цветовых гамм оформления. Продолжительная темная пора суток в осенне-зимний период обуславливает применения светового оформления, иллюминации, подсветки и других светотехнических средств.
6. Реализация Концепции
Механизмом реализации концепции являются:
- долгосрочные и ведомственные целевые муниципальные программы, создаваемые по каждому направлению;
- разработка новых и совершенствование действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области дизайнерского и архитектурно-художественного облика города;
- работа рабочих групп всех структурных подразделений администрации города в соответствии с данной Концепцией, с привлечением к работе творческих коллективов (Союз художников, Союз архитекторов, Союз дизайнеров).
7. Финансовое обеспечение
В процессе реализации Концепции необходимо предусмотреть систему финансирования по каждому направлению.
Для реализации концептуального процесса целесообразно привлекать в установленном законодательством порядке следующие источники финансирования:
1) целевые средства городского бюджета;
2) средства хозяйствующих субъектов;
3) прочие источники.