ПРАВИТЕЛЬСТВО КАМЧАТСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 сентября 2010 г. № 456-РП
В целях обеспечения условий для устойчивого повышения уровня жизни населения Камчатского края, снижения уровня социального неравенства и повышения социальной защищенности малообеспеченных граждан, а также в рамках формирования системы документов стратегического планирования в Камчатском крае
утвердить, Стратегию
развития социально-трудовых отношений и социальной поддержки населения Камчатского края до 2025 года согласно приложению.
Губернатор
Камчатского края
А.А.КУЗЬМИЦКИЙ
Приложение
к Распоряжению Правительства
Камчатского края
от 23.09.2010 № 456-РП
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ КАМЧАТСКОГО
КРАЯ ДО 2025 ГОДА
г. Петропавловск-Камчатский
2010 год
I. История отрасли
Социальная защита - важнейшая область социальной сферы жизнедеятельности общества, представляющая собой систему мер, осуществляемых государством с целью гарантировать определенный уровень и качество жизни населения. При этом социальная защита населения является одной из немногих отраслей, объемы которой постоянно возрастают, охватывая все большую часть населения, постоянно расширяется круг вопросов, входящих в ее сферу.
За последние годы это - сокращение уровня бедности и дифференциации населения по размеру получаемых доходов, обеспечение эффективной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан; повышение качества предоставляемых услуг населению, развитие системы социальных служб; регулирование социально-трудовых отношений через систему коллективных договоров и соглашений, улучшение условий и охраны труда.
История действующей системы социальной защиты уходит в далекое прошлое, в историю христианских традиций. До начала правления Петра I социальная деятельность в России фактически существовала в форме помощи нуждающимся со стороны частных лиц и церкви.
В середине ХVI века впервые формулируется идея оказания помощи нуждающимся и создаются реальные предпосылки для формирования системы государственного призрения. При царе Михаиле Федоровиче все дела, относящиеся к призрению бедных, были сосредоточены в патриаршем приказе, который одновременно осуществлял контроль за содержанием богаделен, сиротских домов и других благотворительных заведений. При царе Алексее Михайловиче в 1650 году была издана Кормчая книга, имевшая законодательную силу и поручившая церкви и духовенству заботу о вдовах и сиротах.
К концу ХVI века на Руси исторически сложились и развивались три основных направления благотворительности: государственная, земско-церковно-приходская и частная (личная). Весь последующий социально-исторический период времени, вплоть до 1917 года, благотворительность и попечительство в Российской империи развивалось именно в рамках этих трех основных направлений.
Значительный вклад в создание системы государственного призрения внес Петр I, который впервые признал обязанность государства по призрению бедных, сирот и других категорий нуждающихся. Существенные дополнения в эту систему были внесены в период правления Екатерины II. В 1763 году при ее участии был открыт первый в России воспитательный дом - специализированное учреждение для призрения и воспитания детей. В каждой из российских губерний были созданы специальные государственные органы призрения (приказы). На них было возложено выполнение обширного круга задач - забота о народном образовании, оказание медицинской помощи, благотворительность, нравственное воспитание.
В последней четверти ХVIII века в нашей стране сформировались так называемые чистые типы благотворительных заведений: сиротских домов и детских приютов, богаделен и домов для неизлечимо больных, больниц, домов работных, смирительных и для умалишенных.
К 1917 году в России действовали тысячи государственных и благотворительных заведений. Через три месяца после октябрьской революции советской властью взамен сети богаделен и домов призрения были образованы органы социального обеспечения. Издается Постановление "О переименовании Народного Комиссариата Государственного Призрения в Народный Комиссариат Социального Обеспечения", которое положило начало советской системе социального обеспечения. В ведомстве органов социального обеспечения создавались детские дома, дома инвалидов и престарелых.
В первые годы становления советской власти существенно изменились принципы социального обеспечения. Обеспечению подлежали все лица наемного труда и их семьи; застрахованные должны были обеспечиваться по принципу возмещения полного заработка, расходы по страхованию падали на предприятие и государство. Всеми видами страхования ведали страховые организации, построенные по территориальному принципу и началах полного самоуправления застрахованных. Все последующее законодательство о социальном обеспечении в СССР развивалось на основе этих принципов.
В условиях крайней нужды переходного периода в 20-е годы советское Правительство своими декретами намечает новые формы обеспечения и ограничивает круг обеспечиваемых за счет государства. Обеспечение государства предоставляется в зависимости от социального, имущественного и хозяйственного положения различных групп населения.
К 1929 году Советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение всех трудящихся, потери трудоспособности всех видов и впервые в мире от безработицы за счет нанимателей и государства, при помощи профсоюзов, а также обеспечила бесплатную медицину и образование. Социальное обеспечение на таком высоком уровне существовало только в нашей стране. С принятием в 1936 году Конституции СССР материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, было закреплено в числе важнейших прав граждан.
В 1937 году постановлением СНК РСФСР "Об организации отделов социального обеспечения в районах и городах РСФСР" при районных исполнительных комитетах и городских районных советах РСФСР организованы отделы социального обеспечения.
С момента создания системы социального обеспечения его важнейшей частью становится социальное обслуживание. В соответствии с общим развитием социального обеспечения идет процесс его формирования: возникают услуги, предназначенные для инвалидов и других категорий нетрудоспособных.
Главные задачи социального обеспечения в годы Великой Отечественной войны и после ее окончания - организация обслуживания инвалидов войны и семей погибших военнослужащих; трудоустройство инвалидов войны, проведение лечебно-профилактических и социальных мероприятий по восстановлению их трудоспособности и др.
Послевоенный период характеризуется новыми подходами в социальном обеспечении. Принимаются Закон о государственных пенсиях в СССР (1956 год), Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов (1964 год).
В 50-е годы завершилось создание системы социального обеспечения рабочих и служащих. Президиум ВЦСПС утвердил Положение "О порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию".
Принятая в 1977 году Конституция СССР закрепила право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной и или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Государство приняло на себя функцию основного гаранта прав нетрудоспособной личности, гарантировало ее социальное обеспечение. В социальном обеспечении участвуют в соответствии с законом все звенья государственного управления, трудовые коллективы, профсоюзные и другие организации.
├─────┼─────────────────────┼───────────┼───────┼────────────┼───────┼───────┼──────┼──────┼────────────────────────────┤
│ 5. │Строительство │ 2020-2023 │ 100 │ │ │ │ 25,0 │375,0 │Экономические: │
│ │краевого │ │койко- │ │ │ │ │ │- создание дополнительных│
│ │государственного │ │ мест │ │ │ │ │ │рабочих мест; │
│ │стационарного │ │ │ │ │ │ │ │Социальные: │
│ │учреждения │ │ │ │ │ │ │ │- обеспечение потребности│
│ │социального │ │ │ │ │ │ │ │жителей края в местах; │
│ │обслуживания │ │ │ │ │ │ │ │- улучшение качества│
│ │"Паратунский дом-│ │ │ │ │ │ │ │стационарного обслуживания. │
│ │интернат для пожилых│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │и инвалидов", п.│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │Термальный │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────┼─────────────────────┼───────────┼───────┼────────────┼───────┼───────┼──────┼──────┼────────────────────────────┤
│ │ БЫСТРИНСКИЙ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────┼─────────────────────┼───────────┼───────┼────────────┼───────┼───────┼──────┼──────┼────────────────────────────┤
│ 6. │Строительство │ 2011-2013 │ 50 │ 150,0 │ │ 150,0 │ │ - │Экономические: │
│ │нового корпуса "Дом│ │койко- │ │ │ │ │ │- создание дополнительных│
│ │милосердия для│ │ мест │ │ │ │ │ │рабочих мест; │
│ │престарелых и│ │ │ │ │ │ │ │Социальные: │
│ │инвалидов", п. Эссо │ │ │ │ │ │ │ │- обеспечение достойной│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │старости коренных народов│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │Севера │
├─────┼─────────────────────┼───────────┼───────┼────────────┼───────┼───────┼──────┼──────┼────────────────────────────┤
│ │ КОРЯКСКИЙ ОКРУГ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────┼─────────────────────┼───────────┼───────┼────────────┼───────┼───────┼──────┼──────┼────────────────────────────┤
│ 7. │Строительство │ 2017-2018 │ 25 │ 300,0 │ │ │300,0 │ - │Экономические: │
│ │нового здания│ │койко- │ │ │ │ │ │- создание дополнительных│
│ │"Манильский дом-│ │ мест │ │ │ │ │ │рабочих мест; │
│ │интернат для│ │ │ │ │ │ │ │Социальные: │
│ │престарелых и│ │ │ │ │ │ │ │- обеспечение достойной│
│ │инвалидов", п.│ │ │ │ │ │ │ │старости коренных народов│
│ │Манилы │ │ │ │ │ │ │ │Севера │
├─────┼─────────────────────┼───────────┼───────┼────────────┼───────┼───────┼──────┼──────┼────────────────────────────┤
│ 8. │"Строительство │ 2012 - │ 70 │ 300,0 │ │ 15,0 │285,0 │ - │Экономические: │
│ │муниципального │ 2015 │койко- │ │ │ │ │ │- создание дополнительных│
│ │стационарного │ │ мест │ │ │ │ │ │рабочих мест; │
│ │учреждения │ │ │ │ │ │ │ │Социальные: │
│ │социального │ │ │ │ │ │ │ │- увеличение объемов│
│ │обслуживания "Дом-│ │ │ │ │ │ │ │стационарных социальных│
│ │интернат для│ │ │ │ │ │ │ │услуг: │
│ │психически больных"│ │ │ │ │ │ │ │- внедрение новых форм│
│ │п. Тигиль │ │ │ │ │ │ │ │обслуживания; │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │обеспечение достойной│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │старости коренным народам│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │Севера │
└─────┴─────────────────────┴───────────┴───────┴────────────┴───────┴───────┴──────┴──────┴────────────────────────────┘