Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2012 г. по делу № А54-5239/2012

(извлечение)

Прокурор Касимовской межрайонной прокуратуры Рязанской области (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Р.О.В. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя поддерживает заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Индивидуальный предприниматель в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о чем свидетельствует отметка на почтовом уведомлении о вручении. В материалы дела представила отзыв, в котором факт совершения правонарушения признает, и, ссылаясь на обстоятельства, смягчающие ответственность, и просит не назначать наказание в виде штрафа, а ограничиться предупреждением.
Из материалов дела следует: 24.05.2012 прокуратурой Касимовской межрайонной прокуратурой совместно с сотрудниками Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании фармацевтической деятельности в магазине "Любимый сад", расположенном по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Советская, д. 161, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Р.О.В. (договор аренды от 11.01.2011).
Проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель в помещении указанного магазина осуществляет реализацию следующих товаров: удобрения и ядохимикаты, цветы живые, садовый инвентарь, корма для животных, лекарства для животных, прочие непродовольственные товары.
Кроме того, в магазине индивидуальный предприниматель предлагала к продаже ветеринарные лекарственные средства:
- антигельминтик глистогон для собак мягкая суспензия, производство ЗАО "НПФ "Экопром" п. Томилино, стоимостью 35 рублей за 1 упаковку;
- капли "Ирбис" производство ООО НПП "Ирбис" г. Москва, стоимостью 62 рубля за 1 упаковку;
- средство против аллергии производства ООО "Веда" г. Протвино Московской области;
- "Дирофен" комплексный препарат против круглых и ленточных гельминтов для котят и щенков, стоимостью 42 рубля за 1 упаковку.
В ходе осмотра лицензия не представлена.
Результаты проверки оформлены справкой от 24.05.2012 (л.д. 11-16). Изъятие продукции в ходе проверки не проводилось.
Также в ходе проверки у гражданина П.Ю.А. были отобраны объяснения о том, что 24.05.2012 примерно в 10 часов 20 минут в магазине "Любимый сад" им было приобретено лекарственное средство для собаки "Глистогон" для собак. Продавцом магазина ему был выдан товарный чек. Стоимость препарата составила 35 рублей. Когда он уходил из магазина, его остановили сотрудники Россельхознадзора и представители прокуратуры и попросили показать, что он приобрел в магазине. Он представил сдачу с купюры достоинством 1000 руб. в сумме 965 руб., товарный чек на глистогон и сам глистогон. С упаковки лекарственного средства, инструкции и товарного чека сняты ксерокопии (л.д. 22).
Свою вину предприниматель Р.О.В. признала полностью, в содеянном раскаялась (письменные объяснения предпринимателя от 24.05.2012 - л.д. 25-28).
24.05.2012 заместитель Касимовского межрайонного прокурора, рассмотрев материалы проверки в отношении предпринимателя Р.О.В., вынес постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия постановления вручена предпринимателю (л.д. 8-10).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела, заслушав доводы представителя прокурора, суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению. При этом суд исходил из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В силу подпункта 47 пункта 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию.
В соответствии со статьей 3 Закона № 99-ФЗ лицензионные требования - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований, основанных на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации направленных на обеспечение достижения целей лицензирования.
В п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" установлено, что фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Как установлено пунктом 4 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ лекарственные препараты для ветеринарного применения подлежат отпуску ветеринарными аптечными организациями, ветеринарными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 № 301 (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2012), ветеринарные препараты отнесены к коду 93 0000 4 "Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения".
Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081, установлено, что к фармацевтической деятельности относится деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для ветеринарного применения, включающей розничную торговлю лекарственными средствами для ветеринарного применения (далее - Положение).
Согласно п. 5 Положения лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: для ветеринарного применения, - требованиям статей 53 и 54 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и правилам оптовой торговли лекарственными средствами для ветеринарного применения; соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для ветеринарного применения (ветеринарная аптечная организация, ветеринарная организация, имеющая лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правилам отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения, правилам отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества.
Таким образом, согласно вышеперечисленным нормам торговля лекарственными средствами для животных может осуществляться только на основании лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности.
Из указанных положений следует, что розничная торговля лекарственными средствами, предназначенными для лечения животных, является фармацевтической деятельностью и подлежит обязательному лицензированию.
На территории Рязанской области лицензирование фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных препаратов для ветеринарного применения в соответствии с приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору "О лицензировании фармацевтической деятельности" от 19.04.2012 № 191 осуществляют территориальные управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 01.04.2005 № 48 утверждены Правила государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок (далее - Правила). Данные Правила устанавливают единую процедуру государственной регистрации отечественных и зарубежных лекарственных средств для животных и кормовых добавок, за исключением кормовых добавок, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов (пункт 2 Правил).
В соответствии с пунктами 14 и 17 Правил Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение 10 дней после государственной регистрации лекарственного средства или добавки направляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сведения, необходимые для внесения в государственный реестр лекарственных средств для животных и кормовых добавок. Информация, содержащаяся в государственном реестре лекарственных средств для животных и кормовых добавок, является открытой для всеобщего ознакомления на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации России в сети Интернет, а также подлежит опубликованию Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
На основании пункта 66 ГОСТ Р 52682-2006 "Средства лекарственные для животных. Термины и определения" под государственной регистрацией лекарственного средства для животных понимается процедура допуска лекарственного средства для животных в обращение путем оценки и официального утверждения содержащихся в регистрационном досье данных о его безопасности и эффективности, а также об условиях его производства и контроля качества, завершающаяся выдачей свидетельства о государственной регистрации и внесением лекарственного средства для животных в Государственный реестр лекарственных средств для животных.
Согласно пункту 13 Правил государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утвержденных приказом Минсельхоза России от 01.04.2005 № 48, зарегистрированное лекарственное средство или добавка вносится в государственный реестр лекарственных средств для животных и кормовых добавок.
Пунктом 17 этих Правил предусмотрено, что информация, содержащаяся в государственном реестре лекарственных средств для животных и кормовых добавок, является открытой для всеобщего ознакомления на сайте Минсельхоза России в сети Интернет, а также подлежит опубликованию Минсельхозом России.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Административный регламент исполнения Минсельхозом России государственной функции по ведению реестров в области ветеринарии утвержден Приказом Минсельхоза РФ № 38 от 04.02.2009, а не от 04.03.2009.

В соответствии с пунктами 3.21 и 3.22 Административного регламента исполнения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации государственной функции по ведению реестров в области ветеринарии, утвержденного приказом Минсельхоза от 04.03.2009 № 38, информация, содержащаяся в реестре лекарственных средств для животных, является открытой для всеобщего ознакомления на сайте Минсельхоза России в сети Интернет, а также подлежит опубликованию Минсельхозом России. Опубликование информации, содержащейся в реестре лекарственных средств для животных, осуществляется после ее размещения на официальном интернет-сайте Министерства в "Информационном бюллетене Минсельхоза России".
Таким образом, включение ветеринарных препаратов (в рассматриваемом случае: антигельминтика "Чистотел" глистогона для собак мягкая суспензия, производства ЗАО "НПФ "Экопром" п. Томилино; каплей "Ирбис" производства ООО НПП "Ирбис" г. Москва; средства против аллергии производства ООО "Веда" г. Протвино Московской области; "Дирофен" комплексного препарата против круглых и ленточных гельминтов для котят и щенков) в государственный реестр лекарственных средств для животных и кормовых добавок означает его отнесение к лекарственным средствам, предназначенным для животных.
При этом информация о нахождении лекарственного средства в этом реестре, полученная из сети Интернет, является допустимым доказательством по делу, поскольку в силу названных нормативных правовых актов Минсельхоза реестр размещается в сети Интернет.
Список зарегистрированных вышеуказанных лекарственных средств для кошек и собак опубликован на официальном сайте Россельхознадзора - http://www.fsvps.ru/fsvps.
Как установлено судом в ходе судебного разбирательства и не опровергнуто предпринимателем, 24.05.2012 в магазине "Любимый сад", расположенном по адресу: г. Касимов, ул. Советская, д. 161, принадлежащем предпринимателю Р.О.В., предлагались к реализации лекарственные средства: антигельминтик "Чистотел" глистогон для собак мягкая суспензия, производства ЗАО "НПФ "Экопром" п. Томилино; капли "Ирбис" производства ООО НПП "Ирбис" г. Москва; средство против аллергии производства ООО "Веда" г. Протвино Московской области; "Дирофен" комплексный препарат против круглых и ленточных гельминтов для котят и щенков.
Кроме того, в ходе проверки был выявлен факт реализации индивидуальным предпринимателем гражданину П.Ю.А. лекарственного препарата для собаки "Глистогон". Продавцом магазина ему был выдан товарный чек. Стоимость препарата составила 35 рублей.
Специального разрешения (лицензии) на право осуществления розничной торговли лекарственными средствами, предназначенными для профилактики и лечения заболеваний у животных, предприниматель не имеет. Данный факт не оспаривается предпринимателем.
Факт осуществления деятельности предпринимателем Р.О.В. по продаже лекарственных препаратов без лицензии на право занятия фармацевтической деятельностью подтвержден материалами дела, а именно:
- справкой о результатах проверки от 24.05.2012, в которой зафиксирован факт продажи лекарственных средств для животных без соответствующей лицензии (л.д. 11-16);
- постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 24.05.2012, (л.д. 8-10);
- объяснением П.Ю.А., который пояснил, что 24.05.2012 приобрел у индивидуального предпринимателя Р.О.В. лекарственное средство для собак "Глистогон" за 35 рублей (л.д. 22);
- объяснением индивидуального предпринимателя Р.О.В. от 24.05.2012, в котором она признала, что реализовала лекарственные средства для животных без специального разрешения (лицензии) (л.д. 25).
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Вышеуказанные документы составлены в присутствии предпринимателя Р.О.В. и как доказательства совершения лицом административного правонарушения соответствуют требованиям, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Таким образом, предприниматель Р.О.В., осуществляя предпринимательскую деятельность по розничной торговле лекарственными средствами без специального разрешения (лицензии), совершила административное правонарушение, предусмотренное в части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подлежит привлечению к административной ответственности.
Таким образом, что в действиях предпринимателя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В своем отзыве индивидуальный предприниматель, ссылаясь на то, что доход от предпринимательской деятельности является единственным источником дохода семьи, сын 1994 года рождения является студентом, муж не работает и статусом безработного не обладает, предпринимательская деятельность носит сезонный характер, доход от которой незначительный, в связи с этим просит Арбитражный суд не назначать административное наказание в виде штрафа, а ограничится предупреждением.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при определении конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Штрафные санкции за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлены для должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. При этом санкция указанной статьи не предусматривается такого вида наказания как предупреждение.
В силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, несут административную ответственность как должностные лица.
Поскольку факт совершения индивидуальным предпринимателем Р.О.В. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имел место и подтвержден материалами дела, учитывая смягчающие обстоятельства (совершение правонарушения впервые, раскаяние в совершенном правонарушение), Арбитражный суд считает, что индивидуального предпринимателя Р.О.В. следует привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного наказания в размере нижнего предела - административного штрафа в сумме 4000 руб.
Дополнительный вида административного наказания - конфискация судом не применяется, поскольку изъятие лекарственных средств прокуратурой не осуществлялось.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Привлечь индивидуального предпринимателя Р.О.В., 26.05.1974 рождения, уроженку города Касимов Рязанской области, зарегистрированную по адресу: <...>, зарегистрированную за основным государственным регистрационным номером 311622601100017, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Р.О.В., 26.05.1974 рождения, уроженки города Касимов Рязанской области, зарегистрированной по адресу: <...>, зарегистрированной за основным государственным регистрационным номером 311622601100017, административный штраф в размере 4000 рублей для зачисления по следующим реквизитам:
Получатель УФК Минфина России по Рязанской области "Управление Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области"
ИНН 6234011182 КПП 623401001
Расчетный счет 40101810400000010008
ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области
БИК 046126001
ОКАТО 61401000000
КБК 32211617000010000140
Доказательства уплаты административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Рязанской области по адресу: г. Рязань, ул. Почтовая, д. 43/44.
В случае неуплаты административного штрафа в тридцатидневный срок и непредставления доказательств об уплате штрафа, копия решения будет направлена судом в службу судебных приставов-исполнителей на принудительное взыскание суммы штрафа, поскольку в силу части 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта Арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в Федеральный Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Рязанской области в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru