Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хакасия республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 мая 2012 г. по делу № А74-569/2012

Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 4 мая 2012 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судей:
председательствующего И.В. Тутарковой, Н.В. Гигель, Т.Г. Коршуновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.В. Феоктистовой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Стройматериалы" (ИНН 1910009494, ОГРН 1041910002760)
к Совету депутатов города Сорска (ИНН 1910010450, ОГРН 1071903000839)
о признании недействующим решения Совета депутатов города Сорска от 29 июня 2010 года № 439 "Об утверждении коэффициентов видов разрешенного использования для исчисления арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования город Сорск" в части установления коэффициента вида разрешенного использования в размере 15,6 и 14,78 (в редакции решения Совета депутатов г. Сорска от 23 августа 2011 года № 583) для земельных участков, предоставленных для добычи полезных ископаемых,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации муниципального образования город Сорск,
с участием в деле прокурора Республики Хакасия.
В судебном заседании участвовали:
от заявителя: Данильченко А.А. на основании доверенности от 01.02.2011, паспорт;
Попова А.А. на основании доверенности от 01.02.2012, паспорт;
от Совета депутатов города Сорска: Шлапунова О.В. на основании доверенности от 15.01.2012;
от Администрации муниципального образования город Сорск: Шлапунова О.В. на основании доверенности от 10.01.2012 № 01/12, служебное удостоверение;
от прокуратуры Республики Хакасия: Кузнецова Н.В. на основании доверенности от 20.04.2012, служебное удостоверение.
Общество с ограниченной ответственностью "Стройматериалы" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Совету депутатов города Сорска (далее - Совет депутатов) о признании недействующим решения Совета депутатов города Сорска от 29 июня 2010 года № 439 "Об утверждении коэффициентов видов разрешенного использования для исчисления арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования город Сорск" в части установления коэффициента вида разрешенного использования в размере 15,6 и 14,78 (в редакции решения Совета депутатов г. Сорска от 23 августа 2011 года № 583) для земельных участков, предоставленных для добычи полезных ископаемых.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал свое требование. По мнению заявителя, данный нормативный акт не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление № 582), а также Постановлению Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 года № 05 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия".
В силу норм Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не вправе определять порядок расчета размера арендной платы, взимаемой с недропользователей за земельные участки, предоставленные им в аренду для размещения объектов открытой разработки недр - карьеров. В соответствии с пунктом 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 30.12.2008 № 311-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступившей в действие с 31.12.2008, предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с использованием недрами из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду, осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации. Таким образом, полномочия по определению порядка расчетов размера арендной платы, подлежащей уплате пользователями недр за земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, законодателем на федеральном уровне переданы Правительству Российской Федерации. Следовательно, органы местного самоуправления не вправе определять порядок расчета размера арендной платы, взимаемой с недропользователей, за земельные участки, предоставленные им в аренду для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
В подтверждение статуса недропользователя заявитель представил суду следующие документы:
- лицензию РХ 0115 ТЭ от 24.11.2005 с целевым назначением и видом работ - добыча открытым способом известняка на месторождении "Подкамешек" на территории муниципального образования Усть-Абаканский район, сроком действия 15.02.2019, с приложениями с № 1 по № 6;
- горноотводный акт от 26.06.2006 к лицензии на пользование недрами РХ 0115 ТЭ от 24.11.2005 о предоставлении горного отвода, расположенного на территории муниципального образования г. Сорск.
Коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования и категорию земельного участка для земель промышленного и иного специального назначения, используемых для добычи полезных ископаемых (далее - Кв), в размере 14,78, утвержденный оспариваемым решением, является завышенным и не соответствует земельному законодательству. Также необходимо учесть, что пунктом 13 приложения к решению Совета депутатов города Сорска от 29 июня 2010 года № 439 "Об утверждении коэффициентов видов разрешенного использования для исчисления арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования город Сорск" установлен коэффициент для земельных участков, предназначенных для разработки полезных ископаемых, в размере 0,025.
Коэффициент "Кв", равный 14,78, применяется в отношении общества в рамках заключенного договора аренды земельного участка от 20 ноября 2006 года № 940. При применении коэффициента, равного 14,78, ежегодный размер арендной платы за пользование земельным участков в 15,6 раза превышает кадастровую стоимость земельного участка и в 1040 раз превышает ставку земельного налога, установленного в размере 1,5% для иных, отличных от льготных категорий, плательщиков земельного налога.
Указанный размер арендной платы также в 780 раз превышает размер арендной платы, установленной для данной категории пользователей земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставляемых в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами, независимо от арендодателя, в том числе муниципальными органами власти (подпункт "д" пункта 3 Постановления № 582).
Согласно основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 582, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования (принцип экономической обоснованности). Размер арендной платы с учетом применения данного коэффициента во много раз превышает максимально допустимый предел земельного налога земель промышленности.
Заявитель считает, что с учетом принципов экономической обоснованности, запрета необоснованных предпочтений необходимо применить коэффициент "Кв" в размере 0,025, в той связи, что понятия "добыча полезных ископаемых" и "разработка полезных ископаемых" являются синонимами.
Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 № П/49 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения" утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, пунктом 1.3 которого для целей определения кадастровой стоимости земельные участки промышленности и иного специального назначения подразделяются на:
- земельные участки промышленности,
- земельные участки энергетики,
- земельные участки транспорта,
- земельные участки связи, радиовещания, телевидения и информатики,
- земельные участки для обеспечения космической деятельности,
- земельные участки обороны и безопасности,
- земельные участки охранных, санитарно-защитных, технических и иных зон с особыми условиями земель промышленности и иного специального назначения.
В свою очередь, пункт 1.3.1 указанной Методики земельные участки промышленности - это земельные участки, которые используются или предназначены:
- для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов,
- разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности.
В разделе 2 "Группировка различных видов использования земель промышленности и иного специального назначения" данной Методики виды использования земель промышленности и иного специального назначения, указанные в пункте 1.3 Методики, объединяются в 6 групп. При этом 4 группа включает в себя земельные участки для разработки полезных ископаемых, предоставляемых организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности.
При таких обстоятельствах 4 группа земель промышленности и иного назначения не содержит в себе такой вид использования как "Добыча полезных ископаемых".
Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемый нормативный акт не соответствует статье 30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", подпункту "д" пункта 3 Постановления № 582, так как в случае отсутствия у муниципалитета зарегистрированного права на земельный участок, предоставленный заявителю в аренду, годовой размер арендной платы на земельный участок не может превышать двух процентов кадастровой стоимости.




Признать решение Совета депутатов города Сорска от 29 июня 2010 года № 439 "Об утверждении коэффициентов видов разрешенного использования для исчисления арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования город Сорск" в части установления коэффициента вида разрешенного использования в размере 15,6 и 14,78 (в редакции решения Совета депутатов г. Сорска от 23 августа 2011 года № 583) для земельных участков, предоставленных для добычи полезных ископаемых, как противоречащее положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Постановления Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 года № 05 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия".
2. Взыскать с Совета депутатов города Сорска, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, город Сорск, ул. Кирова, 3, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стройматериалы" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Согласно части 4 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и в соответствии с частью 7 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Председательствующий судья
И.В.ТУТАРКОВА

Судьи
Н.В.ГИГЕЛЬ
Т.Г.КОРШУНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru