Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ямало-Ненецкий АО


ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2012 г. № 3

О МЕРАХ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ОБОРОТА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Я, главный государственный санитарный врач по Ямало-Ненецкому автономному округу, Нечепуренко Л.А., проанализировав данные санитарно-гигиенического мониторинга о состоянии здоровья населения, порядок организации, объем и эффективность мероприятий, направленных на противодействие производству и обороту недоброкачественной алкогольной продукции, а также чрезмерному употреблению алкоголя на территории автономного округа отмечено, что сохраняющийся высокий уровень заболеваемости в автономном округе хроническим алкоголизмом, не снижающиеся темпы прироста новых случаев злоупотребления алкоголем среди несовершеннолетних, увеличение числа потребителей алкогольных напитков и в то же время рост отравлений спиртсодержащей продукцией свидетельствуют о том, что организационные мероприятия осуществляются на недостаточном уровне и не позволяют добиться ощутимых результатов.
В Ямало-Ненецком автономном округе, по оперативным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по ЯНАО, сохраняется высокий уровень заболеваемости алкоголизмом среди населения. Уровень алкоголизации населения в ЯНАО в 2011 г. составил 1549,0 случая на 100 тыс. населения, что превышает средние данные по России (в 2010 году по РФ - 1478,1 случая на 100 тыс. населения, по ЯНАО - 1575,1 случая на 100 тыс. населения).
Показатель первичной заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами в 2011 году составил 155,8 случая на 100 тыс. населения (2010 г. - 168,6 случая на 100 тыс. нас.) и остается выше среднероссийского (2010 г. - 108,47 случая по РФ). На конец 2011 года по округу состояло на учете с диагнозом зависимости от алкоголя 8114 человек. Под профилактическим наблюдением состоит 381 несовершеннолетний, злоупотребляющий алкоголем.
По данным токсикологического мониторинга, проводимого ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО", в 2011 году среди населения автономного округа зарегистрировано 34 случая отравлений спиртосодержащей продукцией, из них 7 с летальным исходом. Причиной смерти становилось избыточное употребление алкоголя (4 случая) и острое отравление метанолом (3 случая).
По данным исследований ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО" и его филиалов за 2011 год 225 образцов алкогольной продукции - 25 образцов признаны не соответствующими требованиям нормативной документации. В связи с несоответствием требованиям нормативной и технической документации по показателям качества снято с реализации 86 партий алкогольной продукции в объеме 396 л, из них 17 партий - импортная продукция.
По оперативным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по ЯНАО, в 2011 г. на региональном рынке (в абсолютном алкоголе, с учетом всех источников поступления) было реализовано 634,9 тыс. дкл. алкогольной продукции, что на 2,3% больше, чем в 2010 г. В 2011 г., по сравнению с 2010 г., розничная продажа водки и ликероводочных изделий увеличилась на 3,5%, виноградных и плодовых вин - на 8,6%, шампанского - на 0,1%. Увеличилась продажа населению слабоалкогольной продукции (слабоалкогольных напитков) - на 0,2%, а пива - на 4,7%. Данные об объемах продаж алкогольных напитков свидетельствуют об объемах потребления их населением.
В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2006 г. № 40-ЗАО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" органы местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции, а также установлению дополнительного ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.
В рамках осуществления надзорных мероприятий по исполнению Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции" определено, что меры, принимаемые администрациями муниципальных образований автономного округа по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции, включая пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, недостаточны. Так, в Тазовском районе при угрожающих показателях распространенности хронического алкоголизма - 3179,3 случая на 100 тыс. населения, первичной заболеваемости алкогольным психозом - 175,6 случая на 100 тыс. населения, число несовершеннолетних, злоупотребляющих алкоголем, взятых на учет в 2011 году составило 52 человека (в 2010 г. - 39 человек), администрация муниципального образования ограничивается разовыми распоряжениями в дни проведения "дня оленеводов" и "дня рыбака", в которых рекомендуют руководителям предприятий и организаций розничной торговли ограничить розничную продажу спиртных напитков и пива. В Красноселькупском районе распространенность диагноза - хронический алкоголизм - 3476,2 случая на 100 тыс. населения. Постановлением администрации Красноселькупского района от 26.07.2011 № П-160 устанавливаются ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции с 22:00 до 08:00 и дни проведения массовых мероприятий с 10:00 до 18:00.
Несмотря на принимаемые меры по контролю за розничной продажей алкогольной продукции и установлению дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции, распространенность хронического алкоголизма в г. Салехард составляет 3042,3 случая на 100 тыс. населения. Первичная заболеваемость алкогольными психозами в г. Салехард составляет 79,7 случая, а в г. Новый Уренгой - 82,2 случая на 100 тыс. населения, в г. Ноябрьск взято на учет 88 несовершеннолетних, злоупотребляющих алкоголем.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", КоАП РФ, Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с учетом изменений, внесенных в связи с изданием Федерального закона от 18 июля 2011 года № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на основе пива", с целью приведения в соответствие условий осуществления продажи, производства и потребления алкогольной продукции, включая пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, создания благоприятных условий для сохранения нравственности, здоровья, законных прав граждан, жителей автономного округа постановляю:
1. Рекомендовать Главам муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа:
1.1. Продолжить работу по борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции с привлечением органов МВД, в том числе в местах, близко расположенных к школьным и дошкольным учреждениям;
1.2. Считать алкогольной продукцией продукцию, произведенную с использованием или без использования этилового спирта, изготовленного из пищевого сырья или спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции;
1.3. Оборотом алкогольной продукции считать закупку (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничную продажу;
1.4. Запретить розничную продажу алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, организациях культуры (за исключением расположенных в них пунктов общественного питания), объектах спорта и на прилегающих к ним территориях, в транспорте и в нестационарных торговых объектах (последнее ограничение не касается торговли пивом и продукцией, изготовленной на его основе, с содержанием этилового спирта не выше 5 процентов объема готовой продукции);
1.5. Запретить торговлю в местах массового скопления граждан, местах нахождения источников повышенной опасности, в том числе на вокзалах, в аэропортах, на оптовых и розничных рынках и на прилегающих к ним территориях в соответствии с федеральным законодательством;
1.6. Запретить продажу алкогольной продукции несовершеннолетним;
1.7. Применять требования к организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в городских поселениях, наличия в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м;
1.8. На территории муниципальных образований автономного округа законодательно установить дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции;
1.9. Разработать комплекс мер, направленных на усиление контроля за соблюдением лицензионных требований при обороте алкогольной продукции, определенных в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ;
1.10. Разработать комплекс мер, направленных на повышение эффективности работы по формированию у населения навыков здорового образа жизни, культуры потребления алкогольных напитков, индикативными показателями реализации которого будут снижение уровня потребления алкогольных напитков среди населения округа, снижение уровней заболеваемости и смертности от причин, связанных с употреблением алкоголя;
1.11. Содействовать гражданам и общественным объединениям в проведении соответствующих проверок фактов нарушения федерального законодательства и в десятидневный срок уведомлять заявителей о принятых решениях;
1.12. Информацию о выполнении данного постановления направить в Управление Роспотребнадзора по ЯНАО в срок до 01.10.2012.
2. Начальникам отделов, территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу:
2.1. При проведении мероприятий по государственному надзору за организациями, осуществляющими производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, в случаях выявления нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей в полном объеме использовать меры административного воздействия, в том числе при необходимости в соответствии со ст. 236, 237, 238 УК РФ подавать заявление о возбуждении уголовного дела в следственное управление следственного комитета РФ по ЯНАО;
2.2. Провести анализ показателей заболеваемости и смертности детского и взрослого населения от причин, связанных с употреблением алкоголя, и внести совместно с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО", Департаментом здравоохранения и заинтересованными ведомствами материалы на рассмотрение в Правительство ЯНАО и в администрации муниципальных образований для принятия решений по укреплению здоровья населения - до 1 сентября 2012 г.;
2.3. На регулярной основе проводить среди населения информационно-образовательную работу по ограничению потребления алкогольной продукции и формированию здорового образа жизни посредством проведения тематических лекций, семинаров, публикации соответствующих материалов в сети Интернет и СМИ;
2.4. Информацию о выполнении данных мероприятий направить в Управление Роспотребнадзора по ЯНАО в срок до 01.09.2012.
3. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО" (Харьков В.В.):
3.1. Включить в программу проведения профессиональной гигиенической подготовки должностных лиц и работников дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования лекции с тематикой "О вреде алкоголя";
3.2. Проводить обработку данных мониторинга острых отравлений химической этиологии, в том числе спиртосодержащей продукцией, с подготовкой аналитических справок и размещением их на сайте Управления Роспотребнадзора по ЯНАО - ежеквартально;
3.3. Обеспечить проведение необходимых лабораторных исследований качества и безопасности алкогольной продукции, в том числе по приоритетным показателям качества и безопасности, определение которых в большей степени может способствовать выявлению фальсифицированной алкогольной продукции;
3.4. Рекомендовать подготовку специалистов-экспертов по органолептическим исследованиям алкогольной продукции с получением соответствующих документов для последующего участия в работе дегустационной комиссии с привлечением экспертов сторонних организаций;
3.5. Рекомендовать дополнительное включение в область аккредитации испытательного лабораторного центра (ИЛЦ) ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО" определение органолептических показателей алкогольной продукции;
3.6. Информацию о выполнении данных мероприятий направить в Управление Роспотребнадзора по ЯНАО в срок до 01.09.2012.
4. Рекомендовать Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЯНАО (Сергеев Д.Н.):
4.1. Активизировать работу по пресечению незаконного производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;
4.2. При выявлении на потребительском рынке фальсифицированной алкогольной продукции и нахождения в обороте спиртосодержащих жидкостей непищевого характера, используемых в качестве суррогатов алкоголя, незамедлительно принимать меры к их изъятию и привлечению лиц, осуществляющих их оборот, к ответственности в установленном порядке;
5. Опубликовать настоящее постановление в общественно-политической газете Ямало-Ненецкого автономного округа "Красный Север".

Главный Государственный санитарный врач
по Ямало-Ненецкому автономному округу
Л.А.НЕЧЕПУРЕНКО





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru