ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 июля 2012 г. по делу № 3-31/2012
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи областного суда
Кручининой Н.В., с участием прокурора
Бекеневой Е.В., при секретаре Никитневе А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "КООПХОЗ" им. Дзержинского об оспаривании п/п 21
приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда",
установил:
26 ноября 2008 года Правительством Ярославской области принято постановление
№ 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" с приложением
"Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" (далее - Перечень).
Подпунктом 21
названного Перечня к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п (далее - Постановление № 619-п) разрешен вопрос о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Даниловский район, Федуринский сельский округ, с кадастровым номером 76:05:000000:165, площадью 18634000 кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Постановление
официально опубликовано в газете "Губернские вести", № 110 от 10.12.2008 года.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "КООПХОЗ" им. Дзержинского (далее - СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского) обратился в суд с заявлением об оспаривании п/п 21
Перечня, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:165, площадью 18634000 кв. м находится в постоянном (бессрочном) пользовании заявителя, перевод земельного участка из одной категории в другую противоречит требованиям Земельного кодекса
РФ, Федерального закона
от 21.12.2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 года № 172-ФЗ), произведен без согласия заявителя и нарушает его право на данный земельный участок.
В судебном заседании председатель СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского Копылова А.А. и представитель по доверенности Мартынов А.А. поддержали заявленные требования.
Представитель Правительства Ярославской области в судебном заседании не участвовал. Правительством Ярославской области суду представлено письменное объяснение на заявление, в котором Правительство Ярославской области заявленные требования не признает, ссылается на то, что участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входили в состав лесного фонда и были незаконно учтены в составе земель сельскохозяйственного назначения. Перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда осуществлен с согласия правообладателя - администрации Даниловского муниципального района. Земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:165 не мог быть предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского в 2006 году. Право заявителя на указанный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в"
и "к" части 1 статьи 72
Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 2
и 4 пункта 1 статьи 8
Земельного кодекса РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2
Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, в соответствии с частью 1
и частью 3
которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
В соответствии с пп. 5 п. 4 ст. 2
Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагается согласие правообладателя земельного участка на такой перевод.
Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (пункт 5 статьи 2
Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ).
Из содержания оспариваемого заявителем постановления
не следует, что земли сельскохозяйственного назначения переведены в земли лесного фонда именно в указанных целях.
В судебном заседании установлено, что вопрос о разграничении государственной собственности на земельный участок, указанный в п/п 21
приложения, не разрешался. Поэтому Правительство Ярославской области было правомочно рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую в силу п. 10 ст. 3
Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 8
ЗК РФ, ст. 15
Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области правомочно было обратиться с таким ходатайством в соответствии со ст. 2
Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ.
Постановлением Главы администрации Даниловского района от 24.06.1992 года № 408 утверждены проекты землеустройства реорганизуемых сельскохозяйственных предприятий, в том числе колхоза им. Дзержинского, определена общая площадь земельного участка колхоза в размере 5694 га, в том числе 3789 га, переданных в собственность коллективу бесплатно, 1858 га, находящихся в муниципальной собственности, 47 га - водного фонда.
Постановлением Главы Даниловского муниципального района от 12.12.2006 года № 964 "О внесении изменений в постановление Главы администрации Даниловского района от 24.06.1992 г. № 408" утвержден проект землеустройства (перераспределения земель СК "КООПХОЗ" им. Дзержинского), определена общая площадь земельного участка СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского в размере 5631 га, в том числе: 3409 га, находящихся в общей долевой собственности собственников земельных долей (паев), 313 га, находящихся в собственности СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского, 1909 га, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского.
Из представленной кадастровой выписки государственного кадастра недвижимости о земельном участке от 25.10.2008 года (на момент принятия оспариваемого Постановления
619-п) и списка земельных участков сельскохозяйственного назначения, содержащегося в письме администрации Даниловского муниципального района Ярославской области от 21.11.2008 года, следует, что земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:165, площадью 18634000 кв. м, расположенный по адресу: Даниловский район, Федуринский сельский округ, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства" находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского.
Сведения о наличии у СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского права постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 76:05:000000:165, площадью 18634000 кв. м, расположенным по адресу: Даниловский район, Федуринский сельский округ, имеются и в выписке из государственного кадастра недвижимости по состоянию на 2 апреля 2010 года.
Таким образом, из названных документов следует, что СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского являлся правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: Даниловский район, Федуринский сельский округ, с кадастровым номером 76:05:000000:165, площадью 18634000 кв. м на праве постоянного бессрочного пользования на момент принятия оспариваемого постановления
.
С доводами Правительства Ярославской области о незаконности предоставления в 2006 году СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского земельного участка с кадастровым номером 76:05:000000:165, площадью 18634000 кв. м на праве постоянного (бессрочного) пользования согласиться нельзя.
Из анализа постановлений Главы администрации Даниловского района от 24.06.1992 года № 408 и от 12.12.2006 года № 964 следует, что в 2006 году лишь уточнялось принятое в 1992 году постановление об определении прав заявителя на земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:165.
Кроме того, указанное право СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского на земельный участок никем в установленном законом порядке на момент принятия Постановления
№ 619-п оспорено не было. Доводы Правительства Ярославской области о том, что единственным доказательством права заявителя на земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:165 является запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на законе не основаны.
В соответствии с п. 9 ст. 3
Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как установлено в судебном заседании, первичное постановление Главы администрации Даниловского района от 24.06.1992 г. № 408, удостоверяющее права заявителя на земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:165, было издано до введения в действие Федерального закона
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Понятие "правообладатель", приведенное в пункте 5 части 4 статьи 2
Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, включает в себя не только собственников земельных участков, но и лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с частью 1 статьи 269
Гражданского кодекса РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подлежит защите наряду с правом собственности (ст. ст. 216
, 305
ГКРФ).
Из материалов дела, в том числе текста ходатайства Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области о переводе земельного участка с кадастровым номером 76:05:000000:165 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда от 25.11.2008 года № 5848 и приложенных к нему документов, следует, что в нарушение части 4 статьи 2
Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ к ходатайству не приложено согласие СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую; такое согласие у СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского не испрашивалось.
Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую при отсутствии согласия на перевод правообладателя земельного участка - СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского, Правительство Ярославской области нарушило установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую.
В соответствии с п. 3 ст. 8
ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Земельным кодексом
РФ, Федеральным законом
от 24.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также иными федеральными законами предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность допускается. В то время как ст. 8
Лесного кодекса РФ и ст. 3
Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" исключают возможность приобретения земельного участка лесного фонда в собственность юридических лиц ввиду нахождения земель лесного фонда в федеральной собственности.
Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского, поскольку перевод земельного участка, принадлежащего СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского, в состав земель лесного фонда влечет необоснованное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского на земельный участок.
Доводы Правительства Ярославской области о том, что правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: Даниловский район, Федуринский сельский округ, с кадастровым номером 76:05:000000:165, площадью 18634000 кв. м на момент принятия оспариваемого постановления
являлась администрация Даниловского муниципального района, опровергаются собранными по делу доказательствами, в том числе письмом администрации Даниловского муниципального района Ярославской области от 21.11.2008 года.
Доводы Правительства Ярославской области о том, что на момент принятия Постановления
№ 619-п земельный участок, расположенный по адресу: Даниловский район, Федуринский сельский округ, с кадастровым номером 76:05:000000:165, площадью 18634000 кв. м относился к категории земель лесного фонда, опровергаются как материалами дела, так и содержанием оспариваемого постановления
.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт
или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253
ГПК РФ).
При определении момента, с которого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную в Постановлении
Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года № 1-П, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня его принятия.
На основании ч. 3 ст. 253
ГПК РФ, ст. 35
Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" с учетом ст. 13
Закона Ярославской области "О правовых актах Ярославской области" от 03.11.2010 года № 40-з решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "Документ-Регион".
Руководствуясь ст. ст. 194
- 198
, 251
- 253
ГПК РФ, суд
решил:
признать п/п 21
приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" недействующим со дня его принятия.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Н.В.КРУЧИНИНА
Решение вступило в законную силу
24 августа 2012 года.