Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 июля 2012 г. по делу № 3-31/2012

Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи областного суда
Кручининой Н.В., с участием прокурора
Бекеневой Е.В., при секретаре Никитневе А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "КООПХОЗ" им. Дзержинского об оспаривании п/п 21 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда",

установил:

26 ноября 2008 года Правительством Ярославской области принято постановление № 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" с приложением "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" (далее - Перечень).
Подпунктом 21 названного Перечня к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п (далее - Постановление № 619-п) разрешен вопрос о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Даниловский район, Федуринский сельский округ, с кадастровым номером 76:05:000000:165, площадью 18634000 кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Постановление официально опубликовано в газете "Губернские вести", № 110 от 10.12.2008 года.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "КООПХОЗ" им. Дзержинского (далее - СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского) обратился в суд с заявлением об оспаривании п/п 21 Перечня, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:165, площадью 18634000 кв. м находится в постоянном (бессрочном) пользовании заявителя, перевод земельного участка из одной категории в другую противоречит требованиям Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 года № 172-ФЗ), произведен без согласия заявителя и нарушает его право на данный земельный участок.
В судебном заседании председатель СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского Копылова А.А. и представитель по доверенности Мартынов А.А. поддержали заявленные требования.
Представитель Правительства Ярославской области в судебном заседании не участвовал. Правительством Ярославской области суду представлено письменное объяснение на заявление, в котором Правительство Ярославской области заявленные требования не признает, ссылается на то, что участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входили в состав лесного фонда и были незаконно учтены в составе земель сельскохозяйственного назначения. Перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда осуществлен с согласия правообладателя - администрации Даниловского муниципального района. Земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:165 не мог быть предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского в 2006 году. Право заявителя на указанный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
В соответствии с пп. 5 п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагается согласие правообладателя земельного участка на такой перевод.
Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ).
Из содержания оспариваемого заявителем постановления не следует, что земли сельскохозяйственного назначения переведены в земли лесного фонда именно в указанных целях.
В судебном заседании установлено, что вопрос о разграничении государственной собственности на земельный участок, указанный в п/п 21 приложения, не разрешался. Поэтому Правительство Ярославской области было правомочно рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 8 ЗК РФ, ст. 15 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области правомочно было обратиться с таким ходатайством в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ.
Постановлением Главы администрации Даниловского района от 24.06.1992 года № 408 утверждены проекты землеустройства реорганизуемых сельскохозяйственных предприятий, в том числе колхоза им. Дзержинского, определена общая площадь земельного участка колхоза в размере 5694 га, в том числе 3789 га, переданных в собственность коллективу бесплатно, 1858 га, находящихся в муниципальной собственности, 47 га - водного фонда.
Постановлением Главы Даниловского муниципального района от 12.12.2006 года № 964 "О внесении изменений в постановление Главы администрации Даниловского района от 24.06.1992 г. № 408" утвержден проект землеустройства (перераспределения земель СК "КООПХОЗ" им. Дзержинского), определена общая площадь земельного участка СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского в размере 5631 га, в том числе: 3409 га, находящихся в общей долевой собственности собственников земельных долей (паев), 313 га, находящихся в собственности СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского, 1909 га, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского.
Из представленной кадастровой выписки государственного кадастра недвижимости о земельном участке от 25.10.2008 года (на момент принятия оспариваемого Постановления 619-п) и списка земельных участков сельскохозяйственного назначения, содержащегося в письме администрации Даниловского муниципального района Ярославской области от 21.11.2008 года, следует, что земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:165, площадью 18634000 кв. м, расположенный по адресу: Даниловский район, Федуринский сельский округ, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства" находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского.
Сведения о наличии у СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского права постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 76:05:000000:165, площадью 18634000 кв. м, расположенным по адресу: Даниловский район, Федуринский сельский округ, имеются и в выписке из государственного кадастра недвижимости по состоянию на 2 апреля 2010 года.
Таким образом, из названных документов следует, что СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского являлся правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: Даниловский район, Федуринский сельский округ, с кадастровым номером 76:05:000000:165, площадью 18634000 кв. м на праве постоянного бессрочного пользования на момент принятия оспариваемого постановления.
С доводами Правительства Ярославской области о незаконности предоставления в 2006 году СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского земельного участка с кадастровым номером 76:05:000000:165, площадью 18634000 кв. м на праве постоянного (бессрочного) пользования согласиться нельзя.
Из анализа постановлений Главы администрации Даниловского района от 24.06.1992 года № 408 и от 12.12.2006 года № 964 следует, что в 2006 году лишь уточнялось принятое в 1992 году постановление об определении прав заявителя на земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:165.
Кроме того, указанное право СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского на земельный участок никем в установленном законом порядке на момент принятия Постановления № 619-п оспорено не было. Доводы Правительства Ярославской области о том, что единственным доказательством права заявителя на земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:165 является запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на законе не основаны.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как установлено в судебном заседании, первичное постановление Главы администрации Даниловского района от 24.06.1992 г. № 408, удостоверяющее права заявителя на земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:165, было издано до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Понятие "правообладатель", приведенное в пункте 5 части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, включает в себя не только собственников земельных участков, но и лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с частью 1 статьи 269 Гражданского кодекса РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подлежит защите наряду с правом собственности (ст. ст. 216, 305 ГКРФ).
Из материалов дела, в том числе текста ходатайства Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области о переводе земельного участка с кадастровым номером 76:05:000000:165 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда от 25.11.2008 года № 5848 и приложенных к нему документов, следует, что в нарушение части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ к ходатайству не приложено согласие СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую; такое согласие у СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского не испрашивалось.
Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую при отсутствии согласия на перевод правообладателя земельного участка - СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского, Правительство Ярославской области нарушило установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую.
В соответствии с п. 3 ст. 8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также иными федеральными законами предоставление земель сельскохозяйственного назначения в собственность допускается. В то время как ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" исключают возможность приобретения земельного участка лесного фонда в собственность юридических лиц ввиду нахождения земель лесного фонда в федеральной собственности.
Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского, поскольку перевод земельного участка, принадлежащего СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского, в состав земель лесного фонда влечет необоснованное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования СПК "КООПХОЗ" им. Дзержинского на земельный участок.
Доводы Правительства Ярославской области о том, что правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: Даниловский район, Федуринский сельский округ, с кадастровым номером 76:05:000000:165, площадью 18634000 кв. м на момент принятия оспариваемого постановления являлась администрация Даниловского муниципального района, опровергаются собранными по делу доказательствами, в том числе письмом администрации Даниловского муниципального района Ярославской области от 21.11.2008 года.
Доводы Правительства Ярославской области о том, что на момент принятия Постановления № 619-п земельный участок, расположенный по адресу: Даниловский район, Федуринский сельский округ, с кадастровым номером 76:05:000000:165, площадью 18634000 кв. м относился к категории земель лесного фонда, опровергаются как материалами дела, так и содержанием оспариваемого постановления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
При определении момента, с которого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года № 1-П, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня его принятия.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" с учетом ст. 13 Закона Ярославской области "О правовых актах Ярославской области" от 03.11.2010 года № 40-з решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "Документ-Регион".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать п/п 21 приложения "Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" недействующим со дня его принятия.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Н.В.КРУЧИНИНА

Решение вступило в законную силу
24 августа 2012 года.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru