ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2012 г. № 1052
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ
ДЕТЕЙ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
Во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Правительство области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Стратегию
действий в интересах детей в Вологодской области на 2012 - 2017 годы.
2. Департаменту социальной защиты населения области (Л.В. Каманина) принять меры по реализации Стратегии действий в интересах детей в Вологодской области на 2012 - 2017 годы.
3. Полномочия по координации деятельности органов исполнительной государственной власти области по реализации Стратегии
действий в интересах детей в Вологодской области на 2012 - 2017 годы возложить на областной Координационный совет по охране семьи, материнства, отцовства и детства, действующий в соответствии с постановлением
Правительства области от 15 июня 2009 года № 909 "Об областном Координационном совете по охране семьи, материнства, отцовства и детства" (с последующими изменениями).
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области руководствоваться положениями Стратегии
действий в интересах детей в Вологодской области на 2012 - 2017 годы при осуществлении деятельности, направленной на поддержку и защиту прав и законных интересов детей.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Е.К. Артемова.
Справку о выполнении постановления представить к 1 июля 2013 года.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ
Одобрена
Постановлением
Правительства области
от 7 сентября 2012 г. № 1052
(приложение)
СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ
В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
I. Введение
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция
Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию
о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила свою приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В Российской Федерации Национальный план
действий в интересах детей был принят в 1995 году, и рассчитан он был на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальной является реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
Стратегия действий в интересах детей в Вологодской области на 2012 - 2017 годы (далее - Стратегия) разработана во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей Вологодской области и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных приоритетных направлений социальной политики Вологодской области.
За последнее десятилетие в Вологодской области принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей, направленных на улучшение положения семей с детьми, в том числе на охрану их здоровья:
законом
области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" (с последующими изменениями) закреплены меры социальной поддержки семей с детьми, в том числе малоимущих семей, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены основные гарантии прав детей на отдых и оздоровление;
законом
области от 28 января 2005 года № 1218-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование" (с последующими изменениями) школьникам из многодетных семей в течение учебного года через образовательные учреждения предусмотрена выплата ежемесячной компенсации на проезд на внутригородском транспорте (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий, а также выплата компенсации один раз в два года на каждого школьника из многодетной семьи на приобретение комплекта детской одежды, спортивной формы для посещения школьных занятий;
законом
области от 1 марта 2005 года № 1236-ОЗ "О государственной социальной помощи в Вологодской области" (с последующими изменениями) малоимущим семьям, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в области, а также семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предусмотрена государственная социальная помощь в виде единовременной материальной помощи, ежемесячного или ежеквартального социальных пособий, натуральной помощи, размер и вид которой определяется с учетом нуждаемости.
Увеличился объем финансирования социальных расходов из областного бюджета, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми (региональный материнский капитал, ежемесячное пособие на третьего и последующего ребенка (от полутора до трех лет).
Решение проблем детства нашло свое отражение в реализации межведомственных планов, сформированных в Вологодской области при отработке направлений Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стало участие области в реализации приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", федеральных государственных образовательных стандартов, Концепции Российской национальной системы выявления и развития молодых талантов. Создана Служба Уполномоченного по правам ребенка. Вологодская область приняла активное участие в широкомасштабной общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. В области с октября 2010 года работает детский телефон доверия с единым общероссийским номером. В 2012 году Вологодская область приняла активное участие во Всероссийской акции "Добровольцы - детям", направленной на всестороннюю поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов. Одним из приоритетных направлений социальной политики Вологодской области является организация отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка.
Повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы, сокращение сроков нахождения детей в местах лишения свободы, расширение оснований применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы.
Расширение спектра мер воспитательного характера.
Сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, в том числе несовершеннолетними, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам.
Гуманизация условий содержания несовершеннолетних, заключенных под стражу и отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения прав и законных интересов.
VII. Дети - участники реализации Стратегии
1. Краткий анализ ситуации
Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции
о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.
В Вологодской области ведется работа по созданию условий для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежный парламент. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления. Вологодская область включилась в реализацию глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям", одна из целей которой состоит в расширении участия детей в защите своих прав и принятии решений, затрагивающих их интересы.
Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); усиление элитизма (создание элитных групп "детей-профессионалов"); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.
2. Основные задачи
Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми.
Привлечение детей к участию в общественной жизни.
Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
Создание условий для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.
3. Первоочередные меры
Совершенствование системы правового просвещения детей.
Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Формирование у детей знаний по применению способов обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети "Интернет".
Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях.
Разработка и применение в сфере социальной защиты детства технологий участия детей в различных сферах жизнедеятельности.
Создание системы оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.
4. Ожидаемые результаты
Создание условий для участия детей во всех сферах жизни общества.
Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание системы просвещения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, в том числе с использованием средств массовой информации и сети "Интернет".
Расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка на всех уровнях.
Создание системы оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
VIII. Механизм реализации Стратегии
Стратегия взаимосвязана со Стратегией
социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства области от 28 июня 2012 года № 739, Стратегией
развития сферы труда и социального развития Вологодской области до 2020 года, одобренной постановлением Правительства области от 15 февраля 2010 года № 150.
Координирующим органом реализации Стратегии в Вологодской области является областной Координационный совет по охране семьи, материнства, отцовства и детства.
Сроки и основные этапы реализации Стратегии должны быть согласованы с бюджетным процессом.
В целях эффективной реализации Стратегии предполагается создание системы мониторинга и планирования основных этапов ее выполнения со сроками и целевыми индикаторами эффективности проводимых мероприятий.
Механизмом контроля за ходом реализации Стратегии являются ежегодные аналитические доклады Координационного совета по охране семьи, материнства, отцовства и детства и альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества при участии детей.