Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Вологодская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2012 г. № 1052

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ
ДЕТЕЙ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Правительство области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей в Вологодской области на 2012 - 2017 годы.
2. Департаменту социальной защиты населения области (Л.В. Каманина) принять меры по реализации Стратегии действий в интересах детей в Вологодской области на 2012 - 2017 годы.
3. Полномочия по координации деятельности органов исполнительной государственной власти области по реализации Стратегии действий в интересах детей в Вологодской области на 2012 - 2017 годы возложить на областной Координационный совет по охране семьи, материнства, отцовства и детства, действующий в соответствии с постановлением Правительства области от 15 июня 2009 года № 909 "Об областном Координационном совете по охране семьи, материнства, отцовства и детства" (с последующими изменениями).
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области руководствоваться положениями Стратегии действий в интересах детей в Вологодской области на 2012 - 2017 годы при осуществлении деятельности, направленной на поддержку и защиту прав и законных интересов детей.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Е.К. Артемова.
Справку о выполнении постановления представить к 1 июля 2013 года.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ





Одобрена
Постановлением
Правительства области
от 7 сентября 2012 г. № 1052
(приложение)

СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ
В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

I. Введение

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила свою приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году, и рассчитан он был на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальной является реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
Стратегия действий в интересах детей в Вологодской области на 2012 - 2017 годы (далее - Стратегия) разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей Вологодской области и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных приоритетных направлений социальной политики Вологодской области.
За последнее десятилетие в Вологодской области принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей, направленных на улучшение положения семей с детьми, в том числе на охрану их здоровья:
законом области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" (с последующими изменениями) закреплены меры социальной поддержки семей с детьми, в том числе малоимущих семей, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены основные гарантии прав детей на отдых и оздоровление;
законом области от 28 января 2005 года № 1218-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование" (с последующими изменениями) школьникам из многодетных семей в течение учебного года через образовательные учреждения предусмотрена выплата ежемесячной компенсации на проезд на внутригородском транспорте (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий, а также выплата компенсации один раз в два года на каждого школьника из многодетной семьи на приобретение комплекта детской одежды, спортивной формы для посещения школьных занятий;
законом области от 1 марта 2005 года № 1236-ОЗ "О государственной социальной помощи в Вологодской области" (с последующими изменениями) малоимущим семьям, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в области, а также семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предусмотрена государственная социальная помощь в виде единовременной материальной помощи, ежемесячного или ежеквартального социальных пособий, натуральной помощи, размер и вид которой определяется с учетом нуждаемости.
Увеличился объем финансирования социальных расходов из областного бюджета, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми (региональный материнский капитал, ежемесячное пособие на третьего и последующего ребенка (от полутора до трех лет).
Решение проблем детства нашло свое отражение в реализации межведомственных планов, сформированных в Вологодской области при отработке направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стало участие области в реализации приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", федеральных государственных образовательных стандартов, Концепции Российской национальной системы выявления и развития молодых талантов. Создана Служба Уполномоченного по правам ребенка. Вологодская область приняла активное участие в широкомасштабной общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. В области с октября 2010 года работает детский телефон доверия с единым общероссийским номером. В 2012 году Вологодская область приняла активное участие во Всероссийской акции "Добровольцы - детям", направленной на всестороннюю поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов. Одним из приоритетных направлений социальной политики Вологодской области является организация отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.






Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка.
Повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы, сокращение сроков нахождения детей в местах лишения свободы, расширение оснований применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы.
Расширение спектра мер воспитательного характера.
Сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, в том числе несовершеннолетними, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам.
Гуманизация условий содержания несовершеннолетних, заключенных под стражу и отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения прав и законных интересов.

VII. Дети - участники реализации Стратегии

1. Краткий анализ ситуации

Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.
В Вологодской области ведется работа по созданию условий для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежный парламент. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления. Вологодская область включилась в реализацию глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям", одна из целей которой состоит в расширении участия детей в защите своих прав и принятии решений, затрагивающих их интересы.
Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); усиление элитизма (создание элитных групп "детей-профессионалов"); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.

2. Основные задачи

Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми.
Привлечение детей к участию в общественной жизни.
Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
Создание условий для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.

3. Первоочередные меры

Совершенствование системы правового просвещения детей.
Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Формирование у детей знаний по применению способов обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети "Интернет".
Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях.
Разработка и применение в сфере социальной защиты детства технологий участия детей в различных сферах жизнедеятельности.
Создание системы оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.

4. Ожидаемые результаты

Создание условий для участия детей во всех сферах жизни общества.
Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание системы просвещения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, в том числе с использованием средств массовой информации и сети "Интернет".
Расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка на всех уровнях.
Создание системы оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

VIII. Механизм реализации Стратегии

Стратегия взаимосвязана со Стратегией социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства области от 28 июня 2012 года № 739, Стратегией развития сферы труда и социального развития Вологодской области до 2020 года, одобренной постановлением Правительства области от 15 февраля 2010 года № 150.
Координирующим органом реализации Стратегии в Вологодской области является областной Координационный совет по охране семьи, материнства, отцовства и детства.
Сроки и основные этапы реализации Стратегии должны быть согласованы с бюджетным процессом.
В целях эффективной реализации Стратегии предполагается создание системы мониторинга и планирования основных этапов ее выполнения со сроками и целевыми индикаторами эффективности проводимых мероприятий.
Механизмом контроля за ходом реализации Стратегии являются ежегодные аналитические доклады Координационного совета по охране семьи, материнства, отцовства и детства и альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества при участии детей.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru