АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 ноября 2011 г. по делу № А14-8486/2011
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 08 ноября 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 ноября 2011 года.
Общество с ограниченной ответственностью "С" (далее - заявитель, Общество, ООО "С") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области (далее - ответчик, Инспекция, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом
от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", необходимых для государственной регистрации документов.
В ходе предварительного судебного заседания 11.10.2011 г. заявитель уточнил требования, просил признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области от 08.08.2011 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом
от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", необходимых для государственной регистрации документов. На основании статьи 49
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК
РФ) уточнение принято судом.
Определением суда от 11.10.2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено "У" районное потребительское общество (далее - "У" райпо).
В судебное заседание 08.11.2011 г. ООО "С" и "У" районное потребительское общество не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, заявили о рассмотрении данного дела в их отсутствие. В соответствии со статьей 156
АПК РФ судебное разбирательство осуществлялось в отсутствие надлежаще извещенных заявителя и третьего лица.
Межрайонная ИФНС России № 12 по Воронежской области, согласно представленного отзыва от 10.10.2011 г. № 03-06/26074 и дополнения к нему от 08.11.2011 г. № 03-06/28605 требования заявителя не признает, считает принятое решение правомерным и просит в удовлетворении требований отказать.
Третье лицо, согласно письменным пояснениям от 24.10.2011 г. № 156, указало, что ООО "С" при наличии договора аренды от 08.07.2008 г. нежилого помещения площадью 4 кв. м, фактически указанное помещение не занимало, в связи с чем, в силу п. 4.2.4. договора аренды "У" райпо досрочно расторгло указанный договор, путем направления письменного уведомления от 03.08.2011 г.
Из материалов дела следует, что 01.08.2011 года заявитель обратился в Межрайонную ИФНС России № 12 по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО "С" (изменение адреса общества) и представил следующий пакет документов:
- Заявление
№ Р13001 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, вносимых учредительные документы, с приложением Лист "Б" - сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица (<...>);
- решение единственного участника о внесении изменений в учредительные документы общества (адрес места нахождения) от 28.07.2011 г.;
- Устав ООО "С";
- договор аренды от 08.07.2011 г. заключенный с "У" райпо в отношении помещения площадью 4 кв. м, расположенное по адресу: <...>,
- документ об оплате государственной пошлины за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы.
О получении документов регистрирующим органом свидетельствует расписка № 18193А от 01.08.2011 г.
В этот же день, Межрайонная ИФНС России № 12 по Воронежской области направила в Межрайонную ИФНС России № 2 по Ульяновской области (по предполагаемому месту постановки на налоговый учет) запрос № 06-19/2011@ об обследовании заявленного адреса государственной регистрации ООО "С".
05.08.2011 г. Межрайонная ИФНС России № 2 по Ульяновской области письмом № 16-05-11/11398 сообщило ответчику, что по адресу: <...>, проведена проверка и составлен протокол осмотра, согласно которому следует, что по предполагаемому месту регистрации ООО "С", фактически находится железный ангар (собственник "У" райпо) с пристроем (собственник ПО "К"), в которых находятся продуктовые магазины.
На момент проверки вывески с наименованием юридического лица ООО "С", а также представителей и постоянно действующего исполнительного органа указанного общества не обнаружено. Кроме того, к данному сообщению налогового органа были приложены документы, свидетельствующие о том, что ПО "К" не заключало с ООО "С" договора аренды (письмо от 05.08.2011 г.), а также подтверждающие, что "У" райпо направило ООО "С" уведомление о досрочном расторжении договора аренды от 08.07.2011 г. (письмо от 03.08.2011 г. № 103).
08.08.2011 г. рассмотрев представленный обществом пакет документов, а также информацию, поступившую из Межрайонная ИФНС России № 2 по Ульяновской области, регистрирующий орган вынес решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "С".
Основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, по Форме № Р 13001
послужило внесение недостоверных сведений об адресе места нахождения.
Заявитель, полагая, что решение налогового органа от 08.08.2011 г. нарушает права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд с настоящим требованием.
Изучив материалы дела и представленные доказательства, заслушав пояснения налогового органа, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 18
Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
Изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего собрания участников общества (п. 4 ст. 12
Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Пунктом 1 ст. 17
Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.01 г. № 129-ФЗ (далее - Закон
№ 129-ФЗ) установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, который включает в себя в частности заявление о государственной регистрации по форме
, утвержденной Правительством РФ.
При этом в названных заявлениях заявителем подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в них сведения достоверны.
Таким образом, поскольку, на заявителя возложена обязанность по представлению достоверной информации, то и сведения, вносимые регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц, должны быть достоверными.
В соответствии с п. 1 пп. "в" ст. 5
Закона № 129-ФЗ в государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В силу п. 2 ст. 54
ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Как следует из материалов дела, Общество хотя и представило в регистрирующий орган необходимые документы, установленные ст. 17
Закона № 129-ФЗ, однако в заявлении в нарушение пп. "а" п. 1 ст. 17
данного Закона указало недостоверные сведения о месте нового нахождения ООО "С".
Налоговый орган, исполняя предусмотренную п. 5 ст. 200
АПК РФ обязанность доказать законность своего отказа в регистрации, представил суду соответствующие доказательства того, что представленные для регистрации сведения являются недостоверными, т.к. по указанному новому адресу ООО "С" фактически никогда не располагалось, в связи с чем "У" райпо расторгло с заявителем договор аренды помещения находящего по адресу: <...>. Таким образом, следует, что собственник арендуемого имущества не выражает своего согласия на его использование заявителем и общество или его постоянно действующий орган никогда не располагались в данном помещении.
Доказательств обратного, общество суду не представило.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поскольку ООО "С" указало в заявлении, поданном в налоговый орган недостоверные сведения о месте своего нахождения, что, безусловно, является нарушением Закона
№ 129-ФЗ, то обжалуемое решение не может нарушать права и законные интересы заявителя, в связи с чем, в силу статьи 198
АПК РФ требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Довод ООО "С" об отсутствии у регистрирующих органов полномочий по проведению контрольных (проверочных) мероприятий, суд находит несостоятельным и противоречащим нормам Налогового кодекса
и регламенту работы регистрирующих (налоговых) органов Воронежской области по противодействию регистрационных действий в отношении организаций, имеющих признаки фирмы "однодневки", утвержденного Приказом УФМС России по Воронежской области от 14.02.2011 г. № 02-13-11/022@.
В соответствии со статьей 110
АПК РФ, 333.21
НК РФ с учетом результатов рассмотрения дела судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 4
, 7
- 11
, 13
, 16
, 65
, 69
, 110
, 117
, 156
, 167
- 170
, 180
, 200
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.