Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НА ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2011 ГОД

1. Общие положения

1.1. Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области на отчет правительства Воронежской области об исполнении областного бюджета за 2011 год <1> (далее - Заключение) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ), Уставом Воронежской области, Законом Воронежской области "О бюджетном процессе в Воронежской области" и Законом Воронежской области "О Контрольно-счетной палате Воронежской области".
--------------------------------
<1> Закон Воронежской области от 02.12.2010 № 132-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - закон № 132-ОЗ).

Заключение основано на результатах проверки бюджетной отчетности за 2011 год департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области (ДФБП), а также на материалах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой Воронежской области (КСП) в 2011 году и первом квартале 2012 года.
1.2. В соответствии со ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ и ст. 74 Закона Воронежской области "О бюджетном процессе в Воронежской области" отчет об исполнении областного бюджета за 2011 год представлен правительством Воронежской области в Контрольно-счетную палату области в установленный срок - 10 апреля 2012 года.

2. Итоги социально-экономического развития области

2.1. Основной тенденцией развития экономики Воронежской области в 2011 году стало продолжение восстановления экономической активности и практически окончательное преодоление последствий экономического кризиса 2008 - 2009 годов. Положительная динамика обусловлена, прежде всего, ростом производства продукции сельского хозяйства, объемов обрабатывающих производств, оборота розничной торговли.
По предварительным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области (далее - Воронежстат), индекс промышленного производства в 2011 году по отношению к 2010 году составил 107,9% (РФ - 102,5%) за счет роста производства машин и оборудования, металлургического производства, производства транспортных средств.
Превысил прогнозные ожидания рост производства продукции сельского хозяйства - 165,1% (прогноз - 136,1%, РФ - 122,1%), сложившийся на фоне низкой базы прошлого года и хорошего урожая. Столь значительное увеличение показателя обеспечено за счет рекордных валовых сборов сельскохозяйственных культур (индекс производства продукции растениеводства - 228,8%), в животноводстве результаты значительно скромнее - 107,9% по сравнению с 2010 годом.
Быстрее среднероссийского уровня росли объемы работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" - 110,8% против 105,1%. Повысилась активность на рынке товаров и услуг Воронежской области. Так, оборот розничной торговли по сравнению с прошлым годом составил 117,4%, что связано в первую очередь с увеличением доступности потребительского кредитования и развитием торговой сети. Объем платных услуг населению за счет развития рынков услуг по ремонту и строительству, туристических и транспортных услуг сложился на уровне 110,8%. По этим трем показателям Воронежская область находится среди лидеров в Центральном федеральном округе.
Инвестиций на развитие экономики области направлено в сумме 152,2 млрд. рублей, что на 2,2% больше предыдущего года и на 6,1 п. п. меньше среднероссийского уровня.
Сравнительный анализ социально-экономических показателей Российской Федерации и Воронежской области в 2011 году представлен на диаграмме 1 (не приводится).
Следует отметить, что индекс потребительских цен по Воронежской области вновь, как и в 2010 году, оказался ниже аналогичных показателей по Российской Федерации в целом и по регионам Центрального федерального округа и составил 104,1% (по прогнозу - 106,1%). Такая цифра обусловлена тем, что цены на продовольственные товары остались практически на уровне 2010 года; это связано с удешевлением целого ряда продуктов - овощей и фруктов, сахара, круп и бобовых. В то же время, рост цен на услуги (108,4%) и в меньшей степени - на непродовольственные товары (106%) - был более заметным.

Диаграмма 1. Основные показатели социально-экономического
развития Российской Федерации и Воронежской области в 2011
году (в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах)

Диаграмма не приводится.

2.2. По сравнению с 2010 годом значительно улучшилось финансовое состояние предприятий и организаций области (без учета субъектов малого предпринимательства, совместных предприятий, бюджетных организаций, банков и страховых компаний).
За январь - декабрь 2011 года указанными предприятиями и организациями получено 26,9 млрд. рублей прибыли, что на 31,2% больше суммы прибыли за аналогичный период прошедшего года. Одновременно сократилось число нерентабельных предприятий - 207 против 284 в 2010 году - и сумма их убытков: если в 2010 году она составляла 12,8 млрд. рублей, то в 2011 - 9,5 млрд. рублей.
Кредиторская задолженность предприятий всех видов экономической деятельности выросла до 159,5 млрд. рублей за счет активного использования кредитных ресурсов. Дебиторская задолженность составила 123,8 млрд. рублей.
2.3. Положительная динамика экономики региона, тем не менее, практически не отразилась на улучшении благосостояния населения.
С одной стороны, по данным Воронежстата, номинальные денежные доходы, полученные населением в 2010 году, сложились в сумме 415,8 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим годом на 9,1%. Однако с другой стороны, совсем незначительно выросли реальные денежные доходы (скорректированные на индекс потребительских цен): по сравнению с прошедшим годом показатель прибавил всего 0,9% (по прогнозу - 4%), что соответствует среднероссийскому уровню. Невысокие показатели можно объяснить тем, что в отчетном году, в отличие от предыдущих двух лет, рост пенсий лишь незначительно превысил инфляцию. Не дала ожидаемого роста и индексация зарплат бюджетников.
Как и в предыдущие годы, основным источником доходов населения, нивелирующим влияние негативных факторов, стала заработная плата. Ее номинальный размер в среднем по области составил 17334,6 рубля - на 15,5% больше аналогичного показателя прошлого года. Под влиянием высокого инфляционного фона первого полугодия реальная начисленная заработная плата увеличилась на 6,9%, что значительно превышает средний показатель по РФ - 3,5% (по предварительным данным Министерства экономического развития). Вместе с тем, самые низко оплачиваемые категории работников - "бюджетники", а также занятые в производстве изделий из кожи и текстильном производстве - по-прежнему получают лишь от 30 до 70% среднеобластной зарплаты.
Согласно статистической информации, в IV квартале 2011 года величина прожиточного минимума в расчете на одного человека по всем социально-демографическим группам по сравнению с прошедшим годом незначительно выросла и составила 5662 рубля.
В этой ситуации снизилось число воронежцев и жителей области, чьи доходы были меньше прожиточного минимума, то есть живущих за чертой бедности. Тем не менее, их количество по итогам января - декабря 2011 года все равно составляет более 400 тысяч жителей, или 17,3% от всего населения области, что значительно выше среднероссийского показателя (по предварительной оценке Росстата - 12,8%).
Благодаря улучшению ситуации в экономике и мерам, предпринимаемым на федеральном и региональном уровнях для снижения напряженности на рынке труда, сократилась официальная безработица: среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в 2011 году, составила около 18 тыс. человек, или 90,8% аналогичного показателя предыдущего периода.
Почти полностью удалось решить проблему задолженности по оплате труда: по данным Воронежстата, по итогам года она составила 122 тыс. рублей.
2.4. Изменения бюджетообразующих макроэкономических показателей относительно запланированных величин к уровню 2010 года в 2011 году можно в целом охарактеризовать как позитивные.
Данные о прогнозных и фактических величинах основных показателей социально-экономического развития Воронежской области представлены на диаграмме 2 (не приводится).

Диаграмма 2. Отклонение фактических от прогнозных значений
основных показателей социально-экономического развития
Воронежской области в 2011 году
(в процентах к предыдущему году)

Диаграмма не приводится.






9. Анализ реализации областных целевых программ

В 2011 году из областного бюджета финансировались 39 областных целевых, 6 региональных и 35 ведомственных программ. На их исполнение направлено 23567,1 млн. рублей, или 98,5% плана.

Диаграмма 16. Привлечено средств из других источников
(рублей на 1 рубль средств областного бюджета)

Диаграмма не приводится.

Большинство программ реализуются на условиях софинансирования из федерального и местных бюджетов, а также из внебюджетных источников. Анализ структуры финансовых ресурсов, направленных на реализацию программ, показывает, что растет эффективность программных расходов областного бюджета в части привлечения иных источников финансирования. При исполнении ОЦП в целом на каждый рубль областного бюджета в 2011 году приходилось 3,4 рубля привлеченных средств.
В 2011 году удалось преодолеть последовавшее за финансово-экономическим кризисом снижение в 2009 - 2010 годы доли расходов на областные целевые и региональные программы в общем объеме расходов областного бюджета. Однако необходимо отметить, что вернуться к показателям 2007 - 2008 годов пока не удалось.

Диаграмма 17. Доля расходов на областные целевые и
региональные программы в общем объеме расходов бюджета
(по годам)

Диаграмма не приводится.

В ходе исполнения областного бюджета 2011 года были устранены нарушения ст. 179 БК РФ, отмеченные КСП в заключении на проект бюджета на 2011 год, а именно:
- программы, которые не были своевременно утверждены, либо прошли процедуру утверждения до конца 2010 года ("Развитие инновационной деятельности...", "Обеспечение жильем молодых семей...", "Доступная среда"), либо были исключены из бюджета ("Совершенствование урологической помощи...");
- пять региональных программ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, ФОМС и Фонда содействия реформированию ЖКХ, были утверждены в течение 2011 года, после того, как на федеральном уровне для Воронежской области были установлены объемы финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, проведению капремонта многоквартирных домов, снижению напряженности на рынке труда, модернизации здравоохранения;
- в течение года произведены корректировки паспортов программ и изменены объемы их финансирования в законе об областном бюджете на общую сумму 8529,3 млн. рублей что превышает плановые расходы бюджета на областные целевые программы (7984,3 млн. рублей). В результате, по большинству программ показатели бюджета и данные паспортов программ приведены в соответствие.
Однако по девяти программам проведенные корректировки областного бюджета привели к увеличению разрыва между плановыми показателями бюджета и данными паспортов ОЦП. В шести случаях финансирование из бюджета предусмотрено со значительным превышением паспортных данных. По трем программам плановые бюджетные ассигнования занижены относительно паспортов на 20 и более процентов. Например, паспорт ОЦП "Развитие сельского хозяйства..." сначала привели в соответствие с бюджетными назначениями, а затем увеличили бюджетные ассигнования по данной программе в 1,8 раза. Наиболее низкие показатели имеет программа "Информатизация Воронежской области..." - выделено 19,6% от паспорта.
Одновременно с финансовыми показателями корректировались и целевые индикаторы программ. Однако такая последовательность принятия решений: сначала утверждается сумма расходов, а затем формируются значения целевых показателей - не в полной мере соответствует принципам бюджетирования, ориентированного на результат.
Расходы областного бюджета по некоторым ОЦП в 2011 году не соответствовали плановым назначениям. Так, три программы профинансированы менее чем на 80% от предусмотренного бюджетом объема: ОЦП "Развитие инновационной деятельности..." (70,7%), ОЦП "Развитие пассажирского автомобильного транспорта..." (67,2%) и РП "Модернизация здравоохранения..." (51,2%). Низкий уровень финансирования сложился и по ОЦП "Газификация Воронежской области..." (82,2%), и еще по целому ряду программ. Только по 13 программам финансирование составило 100%.

Диаграмма 18. Уровень обеспеченности областных целевых
программ финансовыми ресурсами в 2012 году

Диаграмма не приводится.

Финансирование мероприятий программ за счет средств федерального, местных бюджетов, а также внебюджетных источников в 2011 году сложилось в меньших объемах, чем предусмотрено паспортами программ. Например, программа "Развитие и поддержка малого бизнеса..." профинансирована из федерального бюджета лишь на 38,8% относительно потребности, указанной в паспорте, "Развитие образования..." - на 3%, по программе "Развитие пассажирского транспорта..." средства федерального бюджета не поступали. Низкий уровень привлечения средств из внебюджетных источников финансирования следует отметить по программе "Повышение энергетической эффективности..." - всего 4%, а средства местных бюджетов по этой программе не поступали. И перечень таких примеров может быть продолжен.
Негативное влияние на результативность исполнения ОЦП оказывают также нарушения и недостатки, допускаемые в ходе их реализации, примеры которых приведены в тексте заключения.
В итоге запланированные результаты достигнуты в полном объеме только по 18 областным целевым программам, что составляет менее половины от их общего числа.
Таким образом, несмотря на положительные изменения в реализации областных целевых программ, не всегда удается добиться достижения промежуточных и конечных целей реализации ОЦП.

10. Заключительные положения

Контрольно-счетная палата отмечает, что при исполнении областного бюджета нормы бюджетного законодательства соблюдены, выявленные нарушения не повлияли на достоверность бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и отчета об исполнении областного бюджета. Контрольно-счетная палата рекомендует утвердить отчет правительства Воронежской области об исполнении областного бюджета за 2011 год с учетом изложенных в Заключении предложений и замечаний.

Председатель Контрольно-счетной палаты
Воронежской области
В.Н.ОЛЕМСКОЙ

Советник отдела организационно-аналитической
и юридической работы
А.А.КУЗИКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru