Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЦЕЛЕВОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ В 2010 -
2011 ГОДАХ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
"ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"

Основание для проведения контрольного мероприятия: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 37 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2012 год, распоряжение Контрольно-счетной палаты Воронежской области № 20 от 05.03.2012.

Цель контрольного мероприятия: оценка эффективности и целевого использования государственных средств, выделенных в 2010 - 2011 годах бюджетному учреждению Воронежской области "Воронежский областной геронтологический центр".

Проверенный объект и оформленный акт: бюджетное учреждение Воронежской области "Воронежский областной геронтологический центр", акт № 20-2012 от 09.04.2012.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 11 марта по 9 апреля 2012 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Соответствие деятельности центра уставным документам, соблюдение законодательства.
2. Наличие в Учреждении лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.
3. Оценка эффективности и целевого использования имущества Учреждения, а также государственных средств, полученных Учреждением в проверяемом периоде.
4. Выборочная проверка расходов Учреждения, в том числе за счет бюджетных и внебюджетных средств.
5. Соблюдение требований 94-ФЗ, соблюдение условий государственных контрактов и договоров.
6. Оценка исполнения показателей эффективности деятельности Учреждения. Анализ доступности и качества предоставления государственной услуги.

Результаты контрольного мероприятия:
Бюджетное учреждение Воронежской области "Воронежский областной геронтологический центр" (далее - Учреждение, Центр, ВОГЦ) входит в систему учреждений, подведомственных департаменту труда и социального развития Воронежской области. Целью создания Учреждения является оказание гериатрической помощи клиентам, нуждающимся в усиленном медицинском уходе.

Источники финансирования и расходы Учреждения:
В проверяемом периоде финансовое обеспечение деятельности Центра осуществлялось за счет средств областного бюджета, а также за счет поступления пенсий проживающих - не более 75% от социальной или трудовой части пенсии.
Фактические расходы на содержание Учреждения из всех источников в 2010 году составили - 42304,4 тыс. рублей, в том числе от поступления пенсий - 11804 тыс. рублей (27,9%), в 2011 году - 46134 тыс. рублей, от поступления пенсий - 14420,3 тыс. рублей (31,2%). Наибольший удельный вес в совокупных расходах Центра занимает оплата труда с начислениями - 23812,6 рубля или 50,3% от общего объема использованных средств. Значительная часть средств расходуется на оплату коммунальных услуг - 12288 тыс. рублей (13,9%), приобретение продуктов питания - 14916,4 тыс. рублей (16,8%). На проведение текущего ремонта Учреждения в 2010 году направлено 2196,7 тыс. рублей, в 2011 году - 913,8 тыс. рублей. Проверкой порядка заключения государственных контрактов и договоров на ремонтные работы, приобретение услуг, оборудования, медикаментов, мягкого инвентаря нарушения Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не установлены. При проверке фактических выполненных работ нарушения не выявлены. Расходы по договорам, заключенным путем свободных закупок (до 100 тыс. рублей) на оплату расходных материалов, услуг, работ, продуктов питания произведены в пределах рыночных цен.
Порядок расчета и размер пенсий проживающих, направляемых в качестве платы за стационарное обслуживание, регламентирован Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14.04.2002 № 244, а также постановлением администрации Воронежской области от 17.12.2004 № 1114 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов и об утверждении перечня гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания", а также положениями Центра о порядке учета и использования финансовых средств, поступающих от граждан. В ходе проверки правильности расчета, а также сроков выплат части пенсий проживающими в соответствии с указанными нормативными актами нарушения не установлены. В проверяемом периоде стационарная плата за обслуживание 1 человека в месяц составила - 6907 рублей.

Штатное расписание и оплата труда:
По состоянию на 01.01.2010 штатное расписание Учреждения утверждено в количестве 259,75 шт. ед. (АУП, медицинский персонал, обслуживающий персонал). Фактическая численность работающих в 2010 году составила 157 чел., из них внешние совместители 12 чел. и внутренние совместители 94 чел. В проверяемом периоде количество штатных единиц не менялось, в то время как количество работников уменьшилось на 3 чел. И составило 154 чел., из них внешние совместители 20 чел. и внутренние совместители 92 чел. На момент проверки в Учреждении 7 вакансий (врач-гериатр - 0,5 шт. ед., врач стоматолог - 0,5 шт. ед., лаборант - 0,5 шт. ед., медсестра по массажу - 1 шт. ед., инструктор ЛФК - 0,75 шт. ед., врач-лаборант - 0,5 шт. ед.).
Начисление и выплата заработной платы осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда, разработанным на основе постановления администрации Воронежской области от 01.12.2008 № 1044 "О введении новых систем оплаты труда работников областных государственных учреждений". Проверкой установлено, что на основании приказа департамента от 14.10.2011 № 01-03/7809 "О Примерном положении об оплате труда работников областных учреждений Воронежской области" с 1 октября 2011 года увеличены размеры оплаты труда медицинских работников на 30%, прочего персонала на 6,5%. Выборочной проверкой начисления и выплаты заработной платы нарушений не выявлено.

Имущество:
Для обеспечения уставной деятельности Учреждение использует имущество Воронежской области, которое передано приказом Главного управления государственного имущества от 26.04.2007 № 505 в оперативное управление.
Земельный участок, площадью 52774 кв. м передан Учреждению на основании постановления администрации города Воронежа от 23.05.2003 № 1104 в бессрочное пользование. В нарушение ст. 131 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право пользования земельным участком не зарегистрировано. В настоящее время документы в стадии оформления.
На 01.01.2012 площадь жилых помещений составляет 9029,4 кв. м, нежилых - 2338,7 кв. м.
В ходе проверки использования жилых помещений установлено, что на балансе Учреждения в проверяемом периоде числилась часть жилого 4-квартирного дома, площадью 158,7 кв. м. С жителями всего дома были заключены договоры социального найма и договоры на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг. В 2010 году жителями были приватизированы все квартиры и на основании приказов департамента имущественных и земельных отношений (от 14.08.2008 № 934, от 28.08.2008 № 1004, от 27.10.2010 № 1549), дом снят с баланса Учреждения (акт списания от 18.01.2012). Также на балансе Центра числится цокольный этаж корпуса № 3, приспособленный под общежитие, в котором проживают 23 человека. Следует отметить, что под общежитие данное помещение приспособлено в нарушение пп. 4 - 6 Примерного положения об общежитиях (утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 № 328 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.07.1993 № 726). Договоры социального найма с проживающими заключены не были, что является нарушением ст. 161 ГК РФ и ст. 60 ЖК РФ. На основании распоряжения управления жилищного фонда департамента муниципальной собственности городского округа г. Воронеж от 06.02.2012 № 24 корпус № 3 признан жилым помещением, в то же время в соответствии с п. 1.43 СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания" размещение жилых помещений в подвальных и цокольных этажах жилых зданий не допускается.
Руководство ВОГЦ неоднократно обращалось в департамент труда и социального развития по решению вопроса о переселении и предоставлении жилья проживающим в цокольном этаже лечебного корпуса (основание: предписание органа государственного пожарного надзора от 19.05.2010 № 169/1/1 и прокуратуры Ленинского района г. Воронежа от 25.02.2010 № 02-01-2010). Контрольно-счетная палата в 2010 году, в рамках тематической проверки также отмечала в своем акте о вышеизложенном факте, но до настоящего времени вопрос не решен. С проживающими заключены договоры на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг. Задолженность за ними не числится.
На балансе Центра также числится жилое помещение, пристроенное к гаражам, площадью 69 кв. м, которое занимает семья из 2 человек. Договоры социального найма и на возмещение коммунальных платежей заключены.
Сумма доходов Учреждения за проверяемый период от поступлений средств жильцов за содержание и ремонт помещений составила 22,8 тыс. рублей (утверждена постановлением главы городского округа г. Воронеж от 29.04.2008 № 752). Общая сумма возмещения затрат по оплате коммунальных услуг - 515,8 тыс. рублей.
Стоит отметить, что в 2011 году расчет оплаты за отопление производился по тарифам 2010 года (829,44 рубля за 1 Гкал) несмотря на то, что Учреждение оплачивало услуги по подаче тепловой энергии и горячей воды в соответствии с тарифами, утвержденными управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области, которые в 2011 году составляли 935,80 рубля за 1 Гкал. В итоге, потери областного бюджета в результате недополучения Учреждением в 2011 году от жителей полного возмещения расходов за отопление, составили 11,0 тыс. рублей.
В 2012 году расчет ведется в соответствии с приказом управления по государственному регулированию тарифов - по 1104,24 рубля за 1 Гкал.
Проверкой использования нежилых помещений установлено неэффективное использование имущества (ст. 34 БК РФ). Так в ангаре, площадью 463,6 кв. м находятся 3 автомобиля (2 мотоколяски и адаптированный для инвалидов автомобиль марки "Тойота" с ручным управлением) и складируется мебель, вышедшая из строя, в то же время на балансе Учреждения имеется материальный склад площадью 275,4 кв. м. Проверкой установлено, что автотранспорт принадлежит инвалидам, проживающим в корпусе № 3. Также в помещении ангара стоит машина марки ГАЗ 310 290 "Волга", подлежащая списанию.
В стоящих на балансе двух зданиях гаражей, площадью 189,4 кв. м (3 теплых бокса) и 212,9 кв. м (6 боксов), выявлено наличие автотранспорта, не принадлежащего Центру. В одном из боксов находятся автомобиль марки "Рено Логан" и автомобиль марки "Ауди", в другом - автомобиль марки ВАЗ-2111. Руководство Центра объясняет их наличие тем, что водители добираются до места работы на своем автотранспорте. Однако, одна из машин ("Ауди") принадлежит водителю бюджетного учреждения Воронежской области "ВОЦУСОН". К проверке представлены письма департамента труда и социального развития (копия письма б/н, переданного факсом 21.01.2011 и письмо от 20.01.2012 № 01-06-57, подписанных директором "ВОЦУСОН") с просьбой на въезд и стоянку на территории геронтологического центра в 2011 году 11-ти автомобилей, в 2012 году - 12-ти автомобилей. Таким образом, в нарушение ст. 296 ГК РФ гаражи Центра используются другим подведомственным департаменту труда и социального развития ВО Учреждением без согласования с собственником - департаментом имущественных и земельных отношений ВО.
Кроме того, в Учреждении имеется помещение бани-прачечной, площадь которого 600 кв. м. Помещение прачечной используется в соответствии с его назначением, а баня на момент проверки не используется. В помещении бани находятся две сауны, бассейн, помещения для отдыха, санитарные комнаты, раздевалки. По объяснению руководства Центра помещение банного комплекса используется только в летнее время для помывки проживающих.


Установлено, что на территории Учреждения в нарушение ст. 131 ГК РФ, статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" находятся не числящиеся на балансе Учреждения два железных гаража.
На балансе Учреждения числится транспорт, подлежащий списанию - "Волга" 1996 года выпуска, ПАЗ-3205R 1998 года выпуска (не используется с 2004 года, требует ремонта), УАЗ-396202 2002 года выпуска (не эксплуатируется с декабря 2009 года, требует ремонта). В связи с тем, что по ст. 225 "текущий ремонт оборудования" средства областного бюджета в проверяемом периоде практически не выделялись, а за счет средств, поступающих от платы за стационарное обслуживание в первую очередь включаются расходы по техническому обслуживанию оборудования прачечной, пищеблока, медицинской техники и компьютерных сетей, отремонтировать и списать автотехнику не представляется возможным.
Таким образом, транспортные средства со стопроцентным износом ПАЗ-3205R и УАЗ-396202 простаивают, что является неэффективным использованием областного имущества.
По состоянию на 01.01.2012 стоимость основных средств (ОС) составила 66111,1 тыс. рублей - жилые и нежилые помещения, оборудование, транспортные средства, хозяйственный инвентарь, библиотечный фонд. Всем материальным ценностям Центра присвоены инвентарные номера. Общий износ ОС на 01.01.2012 составляет 69%.

Обеспечение продуктами питания, мягким инвентарем и медикаментами:
Приобретение продуктов питания для проживающих в геронтологическом центре осуществляется в соответствии с заключенными договорами с поставщиками, которые определены на конкурсной основе и доведены письмами департамента труда и социального развития Воронежской области.
Фактическая стоимость одного к/дня по питанию за счет всех источников составила в 2010 году - 84,96 рубля (областной бюджет - 50,39 рубля, внебюджетные средства - 34,57 рубля), или 78,9% норматива <1> (107,71 рубля), в 2011 году - 107,04 рубля (53,89 рубля и 53,15 рубля, соответственно), или 120% (89,43 рубля). Невыполнение норматива по питанию в 2010 году связано с тем, что расходы производились исходя из фактического финансирования. Технология приготовления блюд в основном соблюдалась, однако, в 2010 году в праздничные дни допускалось приготовление салатов с майонезом. Кроме того, имели место случаи приобретения продуктов питания не предусмотренных нормативами - п/к колбаса, рыба х/к и грибы.
--------------------------------
<1> Приказ Минздрава РФ от 05.08.2003 № 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации".

В ходе выборочной проверки оприходования и списания продуктов питания установлено, что в феврале 2010 года в журнале складского учета продуктов питания не соответствуют данные по приходу и расходу следующих продуктов питания:
- молока получено по товарным накладным (с учетом остатка) в объеме 1267 л, израсходовано (выдано) 1322 л;
- кефира получено 1264 л, выдано 1312 л;
- сметаны получено 63,5 л, выдано 64,5 л.
Данное несоответствие возникло из-за не внесения в журнал сведений объема поставленных товаров из товарных накладных. В ходе проверки объемы полученных продуктов внесены и соответствуют расходам.
Анализ соответствия фактических расходов продуктов питания к утвержденным нормам <2> показал, что наиболее низкий уровень выполнения норм в 2010 году наблюдается по следующим продуктам: томатная пюре-паста, фрукты и ягоды, соки и рыба, повидло, джем, кондитерские изделия, сахар. Стоит отметить, что процент выполнения нормы по рыбе не соответствует факту, так как с мая по июль в отчет по расходу продуктов питания не была включена рыба слабосоленая (сельдь). Остальные продукты питания выдавались сверх утвержденных норм. Анализ соответствия нормам <3> показал низкую обеспеченность проживающих мягким инвентарем: в 2010 году - бюстгальтер (3%), носовые платки (5%), рейтузы шерстяные (60%), трусы (73%), обувь (50%), платье летнее и халаты байковые (58% и 56%), спортивный костюм для мужчин (6%), пальто зимнее мужское (73%), пеленки фланелевые (58%), кроссовки и джемпер женский (74%), обувь летняя (83%). Совсем не выдавались женские спортивные костюмы, женские майки, мужские сорочки фланелевые. В 2011 году - мужские фланелевые сорочки (13%), джемпер мужской (29%), пальто зимнее мужское (32%), женское платье зимнее, колготки (по 40%), халат байковый (49%), майка женская (56%), трусы женские и мужские (64% и 77%), пеленки фланелевые (39%), кроссовки (63%). Не выдавались носовые платки, полотенце для ног, женские спортивные костюмы, шарфы. Невыполнение норм по мягкому инвентарю связано с низким уровнем финансирования по данной статье.
--------------------------------
<2> Приказ департамента труда и социального развития Воронежской области от 08.12.2009 № 1132/ОД "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения в Воронежской области".
<3> Постановление Минтруда РФ от 24.04.2002 № 29 "Об утверждении рекомендаций по обеспечению мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания", Приказ департамента труда и социального развития Воронежской области от 08.12.2009 № 1132/ОД.

Медикаменты в Учреждении выписываются на основании заявок врачей и в соответствии с перечнем жизненно необходимых медицинских средств и изделий медицинского назначения. Журналы учета и списания медикаментов ведутся в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Ведение бухгалтерского учета:
Выборочной проверкой наличия ОС выявлено, что на 01.01.2012 в Учреждении числится недостача на сумму 219,1 тыс. рублей. В 2001, 2002 и 2003 годах были возбуждены уголовные дела по факту кражи (моноблок TVR Lg KF (6 шт.), посудомоечная машина "Индезит", водоочистительная установка "ELS" общей стоимостью 219.1 тыс. рублей) № 00146166, 02144271, 02144526, 03143069 и 03143578. В 2007 году следствие приостановлено в связи с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых. В ходе проверки Центром был направлен запрос (от 04.04.2012 № 119) в следственный отдел при Ленинском РОВД г. Воронежа о возобновлении производств уголовных дел.
При осмотре складского помещения установлено наличие не оприходованного имущества - паркет и шприцы с истекшим сроком годности, что нарушает требования Закона о бухгалтерском учете. По объяснению руководства шприцы многоразового использования поступили 20 лет назад в качестве гуманитарной помощи, на приход не были поставлены, так как уже в тот период использовались одноразовые шприцы. В ходе проверки произведен вывоз (утилизация) шприцов. Паркет (12 кв. м), стоимостью 4,4 тыс. рублей (цена определена из расчета рыночных цен 2012 года) оприходован и поставлен на баланс Учреждения на основании приказа от 26.03.2012 № 11/од (акт о результатах инвентаризации от 26.03.2012 № 1).

Выполнение государственного задания:
В 2010 и 2011 годах Центру в соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ учредителем доведено Государственное задание на оказание государственной услуги "Социальное обслуживание в геронтологических центрах". Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществлялось за счет средств областного бюджета. Следует отметить, что количественный показатель "количество потребителей государственной услуги", доведенный до Центра в 2010 и 2011 году в размере 90000 чел./ед. недостижим, так как предельная вместимость Центра составляет 250 чел.
В отчетах Центра о выполнении государственного задания за 2010 и 2011 годы вообще отсутствует информация о фактическом количестве потребителей государственной услуги. На 2010 год Центру доведены 5 показателей качества оказываемой государственной услуги. В ходе анализа выполнения данных показателей за 2010 и 2011 годы установлено, что все они выполнены.
Проверка условий проживания граждан в соответствии со стандартом качества государственной (бюджетной) услуги "социальное обслуживание в геронтологическом центре", утвержденным приказом департамента труда и социального развития от 22.06.2010 № 1671/ОД установлено, что все требования данного стандарта выполняются за исключением требования о количестве персонала имеющего высшее образование, которое установлено в размере 75% от общей штатной численности Учреждения. Фактическое значение данного показателя в Центре на момент проверки составило 25%. Учитывая данный показатель стандарта качества можно сделать вывод, что даже санитарки и уборщицы должны иметь высшее образование. Следует отметить, что в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52883-2007 "Требования к персоналу учреждений социального обслуживания", утвержденному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 № 561-ст, требование о количестве персонала имеющего высшее образование отсутствует, вместе с тем к работникам Учреждения предъявляется требование по наличию соответствующего роду деятельности специального образования.

Выводы:
Деятельность БУ ВО "Воронежский областной геронтологический центр" соответствует целям его создания. Учреждение осуществляет предусмотренные уставом виды деятельности по реализации государственных услуг, а высокий уровень доступности и качества предоставления государственной услуги подтверждается достигнутыми значениями показателей стандарта качества и государственного задания.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено невыполнение нормативов по обеспеченности мягким инвентарем, неэффективное использование государственного имущества и другие недостатки.

Предложения:
С целью устранения выявленных нарушений направить представление в БУ ВО "Воронежский областной геронтологический центр", а также информационное письмо в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Заместитель председателя - аудитор
Л.В.АНТОНОВА

Начальник инспекции
по контролю расходов на социальную сферу,
доходов и расходов бюджета ТФОМС
В.В.РОДЮКОВА

Советник отдела организационно-аналитической
и юридической работы
А.А.КУЗИКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru