Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЦЕЛЕВОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ
В 2010 - 2011 ГОДАХ ДЕТСКИМ ДОМАМ

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 21 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2012 год, распоряжение от 09.02.2012 № 15.

Цель контрольного мероприятия: оценка эффективности и контроль целевого использования бюджетных средств. Анализ отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности объектов проверки.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. КОУ ВО "Мировский детский дом" - акт № 21/1-2012 от 17.02.2012;
2. КОУ ВО "Острогожский специальный (коррекционный) детский дом для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" - акт № 21/2-2012 от 02.03.2012;
3. КОУ ВО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Кантемировский детский дом" - акт № 21/3-2012 от 02.03.2012.
4. Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области - сводная справка № 21-2012 от 14.03.2012 по результатам тематической проверки.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 13.02.2012 по 16.03.2012.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с учредительными и иными документами, характеризующими организационно-правовую форму и структуру учреждений.
2. Соблюдение учреждениями федерального и областного законодательства.
3. Проверка соответствия деятельности учреждений целям и функциям, определенным их учредительными документами.
4. Проверка организации ведения бухгалтерского учета.
5. Проверка целевого использования имущества, закрепленного на праве оперативного управления, его оформления и учета.
6. Анализ исполнения сметы расходов на содержание учреждений, бухгалтерской и статистической отчетности.
7. Анализ штатной и фактической численности, формирования фонда оплаты труда.
8. Анализ договорной деятельности, состояния расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности.
9. Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных учреждениям.
10. Проверка соответствия порядка закупок товаров, работ и услуг действующему законодательству.

Результаты контрольного мероприятия:
Казенные образовательные учреждения Воронежской области "Мировский детский дом", "Острогожский специальный (коррекционный) детский дом для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" и "Кантемировский детский дом" (далее - Учреждения, Детские дома) осуществляют свою деятельность на основании Уставов, утвержденных департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области (далее - Учредитель, Департамент) и согласованных с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО).
Согласно Уставам, основной целью создания Учреждений является реализация (освоение) образовательных программ, а также:
- содержание и воспитание детей;
- создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
- обеспечение социальной защиты, психолого-медико-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
- обучение внятному произношению и навыкам восприятия речи говорящих (Острогожский специальный (коррекционный) детский дом);
- охрана прав и интересов детей, и другие цели.
Образовательная деятельность Учреждений в 2010 - 2011 годах осуществлялась на основании соответствующих лицензий, однако в Мировском детском доме лицензия была получена только в конце 2010 года, в нарушение ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и п. 1.8 Устава учреждения.

Использование имущества:
Для обеспечения уставной деятельности Учреждения используют имущество Воронежской области: здания, в которых проживают воспитанники детских домов, другие нежилые помещения, оборудование, транспортные средства, хозяйственный инвентарь.
Согласно уставным документам основные средства находятся в оперативном управлении Учреждений, а земельные участки в постоянном (бессрочном) пользовании. В нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ, п. 9 ст. 23 Земельного кодекса РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на отдельное имущество правоустанавливающие документы Учреждениями не оформлены. Так, в Кантемировском детском доме не зарегистрировано право оперативного управления на 4 пристройки к двум зданиям (410,9 кв. м). В Мировском детском доме в связи с изъятием ДИЗО в апреле 2011 года части помещений также необходима перерегистрация права оперативного управления на оставшиеся помещения площадью 1105,2 кв. м. Кроме того, не получено соответствующее свидетельство на земельный участок площадью 9446 кв. м, предоставленный Учреждению в 2007 году администрацией Панинского муниципального района Воронежской области на праве ограниченного пользования.
В Острогожском детском доме часть земельного участка площадью около 710 кв. м фактически занимает постороннее лицо - Г.Н.В. При этом Учреждение несет расходы по уплате земельного налога, что привело к неэффективному использованию бюджетных средств в сумме 17,3 тыс. рублей (ст. 34 БК РФ).
В ходе проведения контрольного мероприятия выявлены факты простаивания отдельного оборудования и транспортных средств, что свидетельствует о неэффективном использовании областного имущества. Например, в Мировском детском доме не установлены компьютеры, полученные в 2011 году от ДИЗО (балансовая стоимость техники - 177,6 тыс. рублей), а новый автобус ПАЗ-32053, приобретенный в октябре 2010 года за 1 082 тыс. рублей, эксплуатировался всего два раза.
В Острогожском и Кантемировском детских домах имеются автотранспортные средства со 100% износом (1990-х годов выпуска), которые не эксплуатируются: автобус САРЗ, автомобили "Москвич" и УАЗ-3962, трактор МТЗ-82, но меры по их ремонту или утилизации не принимались.
Необходимо отметить, что в нарушение методических рекомендаций "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения", утвержденных письмом Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств", предрейсовые медицинские осмотры водителей в Мировском и Острогожском детских домах не проводились.


Источники финансирования и расходы Учреждений:
Финансовое обеспечение деятельности Учреждений осуществлялось за счет средств областного бюджета. В 2010 году плановые ассигнования утверждены в размере 30550,9 тыс. рублей, кассовые расходы составили 30053 тыс. рублей (98,4% плана); в 2011 году - 33779,8 и 33264,1 тыс. рублей, соответственно (98,5% плана). Основная доля расходов Учреждений (60 - 70%) приходится на оплату труда и начисления, а также на приобретение материальных запасов и оплату коммунальных услуг (> 20%).
Помимо бюджетного финансирования Детским домам оказывалась благотворительная помощь денежными средствами (730 тыс. рублей) и имуществом (мягкий инвентарь, мебель, компьютеры, телевизоры, продукты питания, медикаменты) - 2110,7 тыс. рублей. Все имущество оприходовано и используется по мере необходимости.

Организация проживания и питания детей:
Согласно уставным документам в Мировский и Кантемировский детские дома принимаются дети-сироты, дети, отобранные у родителей по решению суда, дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено.
В Мировском детском доме содержатся дети с 2 до 18 лет, в Кантемировском - с 1,5 до 7 лет. В Острогожском специальном (коррекционном) детском доме обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (как правило, с 3-летнего возраста):
- глухие и слабослышащие дошкольники;
- дошкольники с задержкой психического и речевого развития.
Режим работы детских домов строится на основе распорядка дня, установленного для детских учреждений, с учетом круглосуточного пребывания воспитанников, педагогически обоснованного сочетания обучения, труда и отдыха детей.
Лицензиями на осуществление образовательной деятельности для Детских домов установлена предельная численность обучающихся, которая не превышена.
Проверка наполняемости групп воспитанников показала, что в отдельных случаях она незначительно, на 1 - 2 человека превышает предел, установленный Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 № 676 (Мировский и Кантемировский детские дома) и Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 (Острогожский детский дом).
В ходе проверки организации проживания детей установлено, что в Мировском детском доме в спальнях для мальчиков и девочек школьного возраста (до 18 лет) проживает по 7 - 9 человек, тогда как спальни должны быть рассчитаны не более чем на 3 места, согласно пп. 2.2.2.6 "СП 2.4.990-00. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Санитарные правила", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 01.11.2000. Также установлено, что в нарушение статей 24, 25 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ; пунктов 3.1, 3.4 СанПиН 2.1.2. 2646-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных" в помещении прачечной детского дома отсутствует система принудительной вентиляции.
В Кантемировском детском доме в нарушение пп. 2.2.2.12 вышеуказанных санитарных правил "СП 2.4.990-00. 2.4. Гигиена детей и подростков..." медицинские помещения размещаются не на 1-м этаже здания, а на втором.

Штатное расписание и оплата труда:
Штатные расписания Детских домов утверждены в следующих количествах: Мировский детский дом - 54,4 шт. ед., Острогожский детский дом - 68,4 шт. ед., Кантемировский детский дом - 69,6 шт. ед. В проверяемом периоде количество штатных единиц не изменялось.
Начисление и выплата заработной платы работникам Учреждений осуществлялись в соответствии с Положениями об оплате труда, разработанными на основе постановления администрации Воронежской области от 01.12.2008 № 1044 "О введении новых систем оплаты труда работников областных государственных учреждений". На основании распоряжения правительства Воронежской области от 20.10.2011 № 721-р "О повышении оплаты труда" с 1 октября 2011 года увеличены размеры оплаты труда педагогических работников на 30%, медицинских работников на 50%, прочего персонала на 6,5%.

Ведение бухгалтерского учета:
Бухгалтерский учет в Учреждениях осуществлялся согласно инструкциям Минфина РФ.
В Мировском детском доме:
- в нарушение п. 332 инструкции Минфина РФ по бюджетному учету от 01.12.2010 № 157н не был сформирован библиотечный фонд;
- выявлено неправильное применение норм расхода топлива при эксплуатации автотранспорта, предусмотренных методическими рекомендациями "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенными в действие распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р. В результате излишне списано бензина на сумму 24,4 тыс. рублей, что является неэффективным использованием бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).
В Острогожском детском доме:
- выявлена дебиторская задолженность ООО "Воронежтеплоэнерго-Сервис" в сумме 264 тыс. рублей, которая возникла в конце 2010 и 2011 годов в результате оплаты за теплоэнергию, что является отвлечением и неэффективным использованием бюджетных средств (ст. 34 БК РФ), так как контракты на поставку теплоэнергии предоплату не предусматривают;
- в 2011 году необоснованно списана задолженность, числившаяся за поставщиком продуктов питания ООО "Логус-Сервис" с декабря 2009 года в сумме 211,5 тыс. рублей. Согласно объяснению, задолженность возникла в результате ошибки Департамента, который по государственному контракту произвел оплату за детский дом, а необходимо было за ГООУ "Острогожская школа-интернат среднего (полного) общего образования", но документальных подтверждений данного обстоятельства не представлено;
- в нарушение ст. 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ и п. 23 "Инструкции по применению единого плана счетов...", утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, бухгалтерский учет основных средств (5 беседок, склада и бассейна) в стоимостном выражении не велся.

Выполнение государственного задания:
В 2010 - 2011 годах Детским домам в соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ Учредителем доведены Государственные задания на оказание государственных услуг с показателями по объему и качеству. Необходимо отметить, что некоторые пункты задания являются неприменимыми, так как не отражают характер деятельности Учреждения. Так, Кантемировскому детскому дому в наименовании категории потребителей государственной услуги значатся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, от 3 до 18 лет, тогда как согласно Уставу воспитанниками детского дома являются дети от 1,5 до 7 лет. Показатель оценки качества государственной услуги - "100% выпускников должны быть трудоустроены и/или продолжить дальнейшее обучение" - является нецелесообразным, потому что воспитанники Учреждения в любом случае продолжают обучение по общеобразовательной программе начальной школы.
Одним из показателей по объему государственной услуги является численность обучающихся. Данный показатель в 2010 году не достигнут Острогожским детским домом (план - 36 чел., факт - 32 чел.), а в 2011 году - всеми детскими домами: в Мировском детском доме план составляет 50 чел., фактически обучалось 49 чел., в Острогожском детском доме план - 34 чел., факт - 28 чел., в Кантемировском детском доме план - 45 чел., факт - 37 чел.

Выводы:
Деятельность проверенных Детских домов соответствует целям их создания. Учреждения осуществляют предусмотренную Уставами деятельность по оказанию государственных услуг, реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для специальных (коррекционных) школ, содержанию и воспитанию детей, защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проверкой выявлены отдельные нарушения Бюджетного, Гражданского и Земельного кодексов РФ, Федерального закона "О бухгалтерском учете", неэффективное использование имущества и другие недостатки, которые отмечены в актах проверок.
По итогам проверок в Учреждения направлены представления.

Предложения:
Направить представление в адрес департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

Заместитель председателя - аудитор
Л.В.АНТОНОВА

Начальник инспекции
по контролю расходов на социальную сферу,
доходов и расходов бюджета ТФОМС
В.В.РОДЮКОВА

Советник отдела организационно-аналитической
и юридической работы
А.А.КУЗИКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru