Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


23 декабря 2008 годаN 154-РЗ


РЕСПУБЛИКА КОМИ

ЗАКОН

ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Принят
Государственным Советом Республики Коми
16 декабря 2008 года

(в ред. Законов РК от 22.02.2011 № 7-РЗ,
от 26.09.2012 № 69-РЗ)

Настоящий Закон определяет правовые основы, принципы и формы добровольного участия граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Коми (далее - граждане), в охране общественного порядка, регулирует общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью народных дружин по содействию правоохранительным органам в охране общественного порядка на территории Республики Коми, и направлен на профилактику правонарушений.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона

1. Предметом правового регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан в охране общественного порядка.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, регулируемые федеральным законодательством, в том числе законодательством об оперативно-розыскной деятельности, о частной детективной и охранной деятельности.

Статья 2. Правовая основа участия граждан в охране общественного порядка

Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные федеральные нормативные правовые акты, Конституция Республики Коми, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Республики Коми, муниципальные правовые акты.

Статья 3. Цель и принципы участия граждан в охране общественного порядка

1. Целью участия граждан в охране общественного порядка является оказание содействия органам местного самоуправления, правоохранительным органам в их деятельности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, в профилактической работе, правовом воспитании населения.
2. Участие граждан в охране общественного порядка основывается на принципах законности, добровольности, гуманизма, уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Глава II. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Статья 4. Участие граждан в охране общественного порядка

1. Каждый гражданин имеет право принимать участие в охране общественного порядка, защищая всеми средствами и способами, не запрещенными законом, жизнь, достоинство и собственность граждан от противоправных посягательств.
2. Участие граждан в охране общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.

Статья 5. Формы индивидуального участия граждан в охране общественного порядка

Формами индивидуального участия граждан в охране общественного порядка являются:
1) участие в мероприятиях по пропаганде правовых знаний;
2) содействие правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;
3) содействие правоохранительным органам в деятельности по профилактике и предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;



5) иные права народного дружинника.
2. В Примерном положении могут быть предусмотрены следующие обязанности народного дружинника:
1) соблюдать требования законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, проявлять корректность и выдержку при обращении к гражданам и должностным лицам, не совершать действий, ущемляющих честь и достоинство человека и гражданина;
2) при обращении к гражданам и должностным лицам представляться им и предъявлять по их требованию удостоверение народного дружинника;
3) знать права и обязанности народного дружинника, изучать формы и методы предупреждения и пресечения правонарушений, постоянно совершенствовать свои правовые знания, повышать уровень специальной и физической подготовки;
3-1) осуществлять пропаганду знаний в целях повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, воспитания у населения чувства гражданской ответственности, в том числе в целях профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними гражданами;
(п. 3-1 введен Законом РК от 26.09.2012 № 69-РЗ)
4) своевременно сообщать о выявленных, ставших известными или готовящихся правонарушениях в правоохранительные органы;
5) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от правонарушений или несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
6) не разглашать оперативную и иную служебную информацию о деятельности правоохранительных органов, ставшую ему известной в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если иное не установлено законодательством;
7) выполнять законные требования сотрудников правоохранительных органов при выполнении обязанностей по охране общественного порядка;
8) иные обязанности народного дружинника.

Статья 13. Социальная защита, моральное и материальное стимулирование народных дружинников

1. Органы местного самоуправления в установленном порядке вправе устанавливать меры социальной защиты народных дружинников и определять порядок их осуществления.
2. Для поощрения народных дружинников, активно участвующих в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений, органы государственной власти Республики Коми, органы местного самоуправления могут устанавливать и применять различные формы морального и материального поощрения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми.
3. За особые заслуги в деле охраны общественного порядка, предупреждения и пресечения правонарушений, проявленные при этом мужество и героизм народные дружинники могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации, государственными наградами Республики Коми.

Статья 13(1). Социальная поддержка народных дружинников

(введена Законом РК от 26.09.2012 № 69-РЗ)

1. Народным дружинникам, участвующим в охране общественного порядка на территории Республики Коми, членам семей погибших (умерших) народных дружинников и лицам, находившимся на их иждивении, предоставляются единовременные денежные выплаты:
1) в случае причинения народному дружиннику увечья (ранения, травмы, контузии) в связи с участием в охране общественного порядка, не повлекшего за собой наступление инвалидности, - народному дружиннику;
2) в случае причинения народному дружиннику увечья (ранения, травмы, контузии) в связи с участием в охране общественного порядка, повлекшего за собой наступление инвалидности, - народному дружиннику;
3) в случае гибели (смерти) народного дружинника в связи с его участием в охране общественного порядка - членам семьи погибшего (умершего) народного дружинника и лицам, находившимся на его иждивении.
2. Единовременные денежные выплаты, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, предоставляются в порядке, размерах и на условиях, определяемых Правительством Республики Коми.

Статья 14. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин

1. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин может осуществляться за счет средств, поступающих в установленном порядке от органов государственной власти Республики Коми, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также иных поступлений, не противоречащих законодательству.
2. Органы государственной власти Республики Коми, иные государственные органы Республики Коми, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, а также организации могут в установленном порядке обеспечивать народные дружины на безвозмездной основе помещениями, оборудованием и средствами связи, необходимыми для осуществления их деятельности.
2-1. Финансирование расходов, связанных с предоставлением единовременных денежных выплат, указанных в статье 13(1) настоящего Закона, и их доставкой осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год.
(часть 2-1 введена Законом РК от 26.09.2012 № 69-РЗ)

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Глава Республики Коми
В.ТОРЛОПОВ
г. Сыктывкар
23 декабря 2008 года
№ 154-РЗ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru