Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 января 2012 г. по делу № А33-11478/2011

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 06 января 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ермаковой И.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью ПСК "АЛЕКССТРОЙ" (г. Красноярск, ОГРН 1022402481694,)
к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска,
к Администрации города Красноярска,
о признании ненормативного правового акта недействительным, об обязании продлить действия распоряжения администрации города Красноярска,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика
- Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (660049, г. Красноярск, ул. К.Маркса, 75);
- Управление архитектуры Администрации г. Красноярска.
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя: общество с ограниченной ответственностью "Диалекс-М";
в присутствии в судебном заседании:
от заявителя: Морозова П.Е. - представителя по доверенности от 07.06.2011, Кирилловой М.Н. - представителя по доверенности от 24.10.2011,
от Департамента градостроительства администрации города Красноярска:
Бахмацкой Е.В. - представителя по доверенности от 10.02.2011,
от Управления архитектуры Администрации г. Красноярска: Бахмацкой Е.В. - представителя по доверенности от 08.04.2011,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антроповой О.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью производственно-строительная компания "АЛЕКССТРОЙ" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска о признании ненормативного правового акта Департамента градостроительства администрации города Красноярска от 27.05.2011 № 10/2239-дг "Об отказе продлении срока действия" недействительным, об обязании продлить на 3 года действие Распоряжения администрации города Красноярска от 12.02.2007 № 373-арх "О предоставлении ООО ПСК "Алексстрой" земельного участка".
Заявление принято к производству суда. Определением от 03.08.2011 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены Администрация города Красноярска и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
Определением от 24.08.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено Управление архитектуры Администрации города Красноярска.
Определением арбитражного суда от 09.09.2011 Администрация города Красноярска привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Определением от 07.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Диалекс-М".
Администрации города Красноярска и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска представителей в судебное заседание не направили. Сведения о времени и месте проведения судебного заседания размещены в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: //rad.arbitr.ru), а также на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Распоряжением Администрации города Красноярска от 14.09.2005 № 2010-арх обществу с ограниченной ответственностью производственно-строительная компания "АЛЕКССТРОЙ" предварительно согласовано место размещения многоэтажного жилого дома на земельном участке из земель поселений, оценочной зоны № 38, площадью 5020 кв.м., расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Джамбульская, 4б и для проведения проектно-изыскательских работ на 1 год указанный земельный участок предоставлен в аренду.
Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города Красноярска 29.07.2005 утвержден акт о выборе земельного участка для предварительного согласования места размещения объекта, предполагаемого к проектированию и строительству (земельный участок, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Джамбульская, 4б, площадью 5020 кв.м., для проектирования и строительства заявителем многоэтажного жилого дома). К акту приложен проект границ указанного земельного участка.
Управление архитектуры Администрации города Красноярска согласовало заявителю предоставленное эскизное предложение архитектурного решения фасадов многоэтажного жилого дома по ул. Джамбульской, 4б.
14.04.2006 Управление архитектуры Администрации города Красноярска выдало обществу с ограниченной ответственностью ПСК "АЛЕКССТРОЙ" архитектурно-планировочное задание на разработку проекта жилого дома по адресу: г. Красноярск, ул. Джамбульская, 4б (№ 6775).
Распоряжением Администрации города Красноярска от 12.02.2007 № 373-арх земельный участок из земель поселений, оценочной зоны № 38, площадью 5020 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Джамбульская, 4б, предоставлен в аренду обществу с ограниченной ответственностью производственно-строительная компания "АЛЕКССТРОЙ" для строительства многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями на первом этаже и инженерным обеспечением, Распоряжение Администрации города Красноярска от 14.09.2005 № 2010-арх признано утратившим силу.
На основании Распоряжения Администрации города Красноярска от 12.02.2007 № 373-арх заявитель (арендатор) и Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска (арендодатель) подписали договор аренды земельного участка от 08.05.2007 № 992 (далее - договор № 992), согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0400217:0124, в оценочной зоне 38, находящийся по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Джамбульская, 4Б (далее - участок), для использования в целях строительства многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями на первом этаже и инженерным обеспечением в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка № 50/07-2634 от 13.03.2007, приложенном к договору, общей площадью 5020 кв.м., на срок аренды с 12.02.2007 по 11.02.2010 (пункты 1.1, 2.1 договора № 992). Условия договора стороны распространили на отношения, возникшие между сторонами до заключения договора - 13.09.2006 (пункт 2.3 договора № 992). В пункте 3.1 договора № 992 сторонами согласован размер арендной платы за пользование участком. Земельный участок принят арендатором по акту приема-передачи - 13.09.2006. Дата государственной регистрации договора в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю - 13.08.2007.
Заявителем получены технические условия открытого акционерного обществ "Красноярскэнерго" на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям от 16.02.2007 № С-104, технические условия муниципального предприятия города Красноярска "Красноярскгорсвет" от 19.06.2007 № 1638 на наружное освещение проектируемого жилого дома, технические условия муниципального предприятия "Служба 005" на диспетчеризацию 3 лифтов проектируемого 10-ти этажного жилого дома № 4б по ул. Джамбульская в г. Красноярске, технические условия общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" на присоединение к тепловым сетям от 09.11.2006 № 4221 (продленные вследствие сроком на 2 года - письмо от 24.12.2008 № 7015), а также технические условия общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" для проектирования водопроводно-канализационных сетей и сооружений от 28.06.2007 (продленные впоследствии на 2 года - письмо от 04.07.2008 № 3316).
Распоряжением Администрации города Красноярска от 24.02.2009 № 123-арх утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400217:0124, площадью 0,502 га, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Джамбульская, 4б (по обращению общества с ограниченной ответственностью производственно-строительная компания "АЛЕКССТРОЙ").
Заявитель обращался в Управление архитектуры Администрации города Красноярска для согласования эскизного проекта строительства многоэтажного дома на земельном участке по адресу: г. Красноярск, ул. Джамбульская, 4б (письмо от 21.01.2009 № 21).
Управление архитектуры Администрации города Красноярска направило в адрес заявителя разрешительное письмо на разработку проекта благоустройства от 04.03.2009 № 5777, в котором сообщило о разрешении разработки плана проекта благоустройства с парковочными местами на земельном участка, расположенном по ул. Джамбульская, 4Б в г. Красноярске.
Заявитель просил Управление архитектуры Администрации города Красноярска дать заключение о соответствии проектной документации по объекту "Жилой дом" по ул. Джамбульская, д. 4Б" градостроительному плану от 24.02.2009 № 003476 (письмо от 22.05.2009 № 162).
27.07.2009 Управлением архитектуры Администрации города Красноярска направлено в адрес заявителя извещение о предоставлении в срок до 27.10.2009 согласования Администрации Советского района города Красноярска и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для дальнейшего решения вопроса о возможности размещения подпорной стенки, с благоустройством прилегающей к жилому дому территории по земельному участку, расположенному в г. Красноярске по ул. Джамбульская, 4б.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю сообщило, что действующим санитарным законодательством не предусмотрены требования к размещению подпорных стенок с благоустройством прилегающей к жилому дому территории (письмо от 14.08.2009 № ДВ-17005 на обращение заявителя от 31.07.2009 № 228).
В письме от 17.09.2009 № 4572 Администрация Советского района города Красноярска согласовала возможность размещения подпорной стенки, с благоустройством прилегающей к жилому дому территории, расположенной в г. Красноярске по ул. Джамбульская, 4б при указанных в письме условиях.
В письме от 27.09.2010 № 03/7596-дг Департамент градостроительства Администрации города Красноярска сообщил заявителю, что на его обращение о решении вопроса продления Распоряжения Администрации города Красноярска от 12.02.2007 № 373-арх ведется подготовка совещания с представителями Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска.
22.09.2009 заявителем направлены в адрес Управления архитектуры Администрации города Красноярска документы по согласованию вопроса о возможности размещения подпорной стенки с благоустройством территории, прилегающей к жилому дому по адресу: г. Красноярск, ул. Джамбульская, 4Б.
Управлением архитектуры Администрации города Красноярска заявителю был отклонен проект распоряжения о предварительном согласовании места размещения подпорной стенки с благоустройством прилегающей к жилому дому территории на земельном участке по ул. Джамбульская, 4Б, в связи с непредставлением санитарно-эпидемиологического заключения и экспертного заключения о соответствии условий пользования земельного участка (письмо от 14.12.2009 № 25813).
В письме от 07.12.2009 № 10/7037-дг Департамент градостроительства Администрации города Красноярска сообщил заявителю о том, что для продления аренды, установленного, в том числе, Распоряжением Администрации города Красноярска от 12.02.2007 № 373-арх, заявителю необходимо представить в Управление архитектуры Администрации города Красноярска за месяц до окончания срока действия распоряжения с заявлением о продлении с приложением документов: договор аренды земельного участка, разрешение на строительство, градостроительный план земельного участка, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, документ о полномочиях обратившегося представителя.
В письме от 28.12.2009 № 26936 Управление архитектуры Администрации города Красноярска сообщило заявителю, что на основании его обращения подготовлены проекты распоряжений о продлении срока аренды земельных участков, которые будут направлены на согласование в структурные подразделения администрации города.
Управлением архитектуры Администрации города Красноярска была согласована заявителю проектная документация 10-этажного жилого дома по ул. Джамбульской, 4б в г. Красноярске (письмо от 22.01.2010 № 754).
В письме от 21.01.2010 № 10/195-дг Департамент градостроительства Администрации города Красноярска сообщил заявителю, что для продления срока аренды, установленного, в том числе, Распоряжением от 12.02.2007 № 373-арх, заявителю необходимо обратиться с соответствующим заявлением и приложением к нему разрешения на строительство объекта, а также сведений о прекращении (приобретении) прав заявителя на временные объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В письме от 06.08.2010 № 35542 Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска сообщил заявителю о подготовке проекта распоряжения о расторжении договора № 992.
Заявитель неоднократно обращался в Департамент градостроительства Администрации города Красноярска с заявление о продлении срока действия Распоряжения от 12.02.2007 № 373-арх (исх. от 16.12.2009 № 343, от 19.11.2009 № 315, от 11.04.2011 № 91, № 104 от 25.04.2011, от 13.08.2010 № 176, от 25.03.2010 № 58).

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".

В письме от 12.04.2011 № 01/1532-дг Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска сообщил заявителю, что в соответствии с пунктом 15 *** Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", договор аренды земельного участка, предоставленного для жилищного строительства, прекращается в случае, если лицо, которому предоставлен земельный участок, или лицо, к которому перешли права и обязанности по такому договора, по истечении 6 месяцев с даты заключения договора аренды не получило в установленном порядке разрешение на строительство.
В письме от 25.04.2011 № 01/566-дг Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска сообщил, что разрешение на строительство жилого дома на земельном участке по ул. Джамбульская, 4б, в г. Красноярске им не выдавалось.


В письмах от 17.05.2011 № 10/2086-дг, от 27.05.2011 № 10/2239-дг Департамент градостроительства Администрации города Красноярска сообщил заявителю, что основания для принятия решения о продлении срока действия распоряжения от 12.02.2007 № 373-арх отсутствуют, поскольку разрешение на строительство многоэтажного дома на указанном земельном участке не выдавалось (пункт 15 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В материалы дела представлен эскиз проекта жилого дома по ул. Джамбульская 4б, а также выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Диалекс-М" план расположения жилого дома на земельном участке по адресу: г. Красноярск, ул. Джамбульская, 4б.
При изложенных обстоятельствах общество с ограниченной ответственностью производственно-строительная компания "АЛЕКССТРОЙ" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска о признании ненормативного правового акта Департамента градостроительства администрации города Красноярска от 27.05.2011 № 10/2239-дг "Об отказе продлении срока действия" недействительным, об обязании продлить на 3 года действие Распоряжения администрации города Красноярска от 12.02.2007 № 373-арх "О предоставлении ООО ПСК "Алексстрой" земельного участка".
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд полагает, что заявителем не доказано, что оспариваемый акт не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 статьи 31 того же Кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Распоряжением Администрации города Красноярска от 12.02.2007 № 373-арх обществу с ограниченной ответственностью производственно-строительная компания "АЛЕКССТРОЙ" предоставлен в аренду, для строительства многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями на первом этаже и инженерным обеспечением, земельный участок из земель поселений, оценочной зоны № 38, площадью 5020 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Джамбульская, 4б. Распоряжение Администрации города Красноярска от 14.09.2005 № 2010-арх "О предварительном согласовании ООО ПСК "АЛЕКССТРОЙ" места размещения объекта" признано утратившим силу. Департаменту градостроительства предписано выдать в установленном порядке разрешение на строительство (п. 3). Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города - заключить договор аренды земельного участка (п. 5 Распоряжения).
Общество с ограниченной ответственностью ПСК "АЛЕКССТРОЙ" (арендатор) и Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска (арендодатель) заключили договор аренды земельного участка от 08.05.2007 № 992, согласно которому заявителю передан в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0400217:0124, в оценочной зоне 38, находящийся по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Джамбульская, 4Б, для использования в целях строительства многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями на первом этаже и инженерным обеспечением в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка № 50/07-2634 от 13.03.2007, приложенном к договору, общей площадью 5020 кв.м., на срок с 12.02.2007 по 11.02.2010.
Государственная регистрация договора произведена в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю - 13.08.2007.
Письмом от 07.12.2009 № 10/7037-дг Департамент градостроительства Администрации города Красноярска сообщил заявителю о необходимости представить в Управление архитектуры Администрации города Красноярска, за месяц до окончания срока действия распоряжения, заявление о продлении срока действия договора с приложением разрешения на строительство, градостроительный план земельного участка, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, документ о полномочиях обратившегося представителя.
Письмом исх. № 10/7037 от 07.12.2009, отвечая на обращение заявителя от 23.11.2009 № 13346, Департамент градостроительства отказал в продлении срока действия Распоряжения от 12.02.2007 № 373-арх. (в том числе) в связи с представлением неполного пакета документов.
ООО ПСК "АЛЕКССТРОЙ" обратился в Департамент градостроительства Администрации города Красноярска с заявлением исх. от 16.12.2009 № 343 о продлении срока действия Распоряжения от 12.02.2007 № 373-арх.
Письмом от 28.12.2009 № 26936 Управление архитектуры Администрации города Красноярска сообщило, что на основании обращения ООО ПСК "АЛЕКССТРОЙ" подготовлены проекты распоряжений о продлении срока аренды земельных участков, которые будут направлены на согласование в структурные подразделения администрации города.
Письмом от 22.01.2010 № 754 Управлением архитектуры Администрации города Красноярска заявителю согласована проектная документация 10-этажного жилого дома по ул. Джамбульской, 4б в г. Красноярске.
Письмом от 21.01.2010 № 10/195-дг Департамент градостроительства Администрации города Красноярска отказал заявителю в продления срока аренды земельного участка для строительства, установленного, Распоряжением от 12.02.2007 № 373-арх, поскольку не представлено разрешение на строительство объектов. Указано, что с повторными заявлениями вновь представлен неполный пакет документов. Рекомендовано обратиться с заявлением, приложенными к нему необходимыми документами.
В письме от 06.08.2010 № 35542 Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска сообщил заявителю о подготовке проекта распоряжения о расторжении договора аренды № 992, поскольку у ООО ПСК "АЛЕКССТРОЙ" отсутствует разрешение на строительство.
Затем, ООО ПСК "АЛЕКССТРОЙ" неоднократно обращался в Департамент градостроительства Администрации города Красноярска с заявлениями о продлении срока действия Распоряжения от 12.02.2007 № 373-арх. (исх. № 91 от 11.04.2011, от 25.04.2011 № 104, от 13.08.2010 № 176, от 25.03.2010 № 58).
В письме от 12.04.2011 № 01/1532-дг (ответ на обращение № 68 от 25.03.2011) Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска разъяснил заявителю, со ссылкой на пункт 15 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", о прекращении договора аренды земельного участка, предоставленного для жилищного строительства в случае, если лицо, которому предоставлен земельный участок, по истечении 6 месяцев с даты заключения договора аренды не получило в установленном порядке разрешение на строительство.
В письме от 25.04.2011 № 01/566-дг Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска сообщил, что разрешение на строительство жилого дома на земельном участке по ул. Джамбульская, 4б, в г. Красноярске им не выдавалось.
Письмом от 17.05.2011 № 10/2086-дг (ответ на обращение от 11.04.2011 и от 12.04.2011), Департамент градостроительства Администрации города Красноярска сообщил заявителю, что основания для принятия решения о продлении срока действия Распоряжения от 12.02.2007 № 373-арх отсутствуют, поскольку разрешение на строительство многоэтажного дома на указанном земельном участке не выдавалось.
В письме от 27.05.2011 № 10/2239-дг Департамент градостроительства Администрации города Красноярска сообщил заявителю, что основания для принятия решения о продлении срока действия Распоряжения от 12.02.2007 № 373-арх отсутствуют, поскольку разрешение на строительство многоэтажного дома на указанном земельном участке не выдавалось (пункт 15 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации")
Доказательства наличия положительного заключения проектной документации заявителя, выданного государственным автономным учреждением "Красноярская краевая государственная экспертиза" у ООО ПСК "Алексстрой" отсутствуют. Согласно пояснений в судебном заседании представителя, ООО ПСК "Алексстрой" подготовил заявление исх. № 11 от 26.01.2010 руководителю государственного автономного учреждения "Красноярская краевая государственная экспертиза" с просьбой выдать заключение о соответствии проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий. Данное заявление не было принято адресатом.
Доказательства наличия у ООО ПСК "Алексстрой" разрешения на строительство объекта на земельном участке из земель поселений, оценочной зоны № 38, площадью 5020 кв.м., по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Джамбульская, 4б, в материалах дела отсутствуют.
Согласно п. 3 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, а также в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
При определении срока, на который земельный участок предоставляется для строительства учитываются соответствующие положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса, а также Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), регламентирующего вопросы, связанные со строительством объектов недвижимости.
Так, в соответствии с ч. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса документом, подтверждающим право застройщика осуществлять строительство, является разрешение на строительство. Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Так, в соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы в том числе: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, заявитель обязан был обеспечить в установленном порядке разработку, согласование и экспертизу проектной документации для строительства объекта.
Между тем, заявитель не исполнил обязанность по обеспечению в установленном порядке разработки, согласованию и экспертизе проектной документации для строительства объекта, а также при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка не представил документы, подтверждающие наличие у него разрешения на строительство объекта, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.
В силу пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" договор аренды земельного участка, предоставленного в соответствии с настоящим пунктом для жилищного строительства, прекращается в случае, если лицо, которому предоставлен земельный участок, или лицо, к которому перешли права и обязанности по такому договору, по истечении шести месяцев с даты заключения договора аренды не получило в установленном порядке разрешение на строительство.
Судом не принимается довод заявителя о том, что у него отсутствовала возможность своевременного согласования и экспертизы проектной документации для строительства объекта, ввиду необоснованного затягивания такого согласования ответчиком из-за необоснованного требования получения дополнительного санитарно-эпидемиологического заключения и экспертного заключения о соответствии условий пользования земельного участка в целях предварительного согласования места размещения подпорной стенки с благоустройством прилегающей к жилому дому территории на земельном участке по ул. Джамбульская, 4Б (письмо от 14.12.2009 № 25813), в связи со следующим.
Заявителем не опровергнут довод ответчика о том, что ООО ПСК "Алексстрой" необоснованно затянул предоставление в уполномоченный орган местного самоуправления заявления об утверждении градостроительного плана, которое датировано 29.01.2009. Право на проектирование многоэтажного жилого дома по ул. Джамбульской, 4Б, возникло у застройщика с момента утверждения градостроительного плана - с 24.02.2009. Распоряжение о предоставлении земельного участка было издано 12.02.2007, договор аренды земельного участка подписан сторонами 08.05.2007, срок аренды установлен в соответствии с распоряжением с 12.02.2007 по 11.02.2010.
Таким образом, отсутствие у заявителя разработанной, согласованной проектной документации и ее экспертизы послужило причиной невозможности обращения заявителя за разрешением на строительство и предоставление полного пакета документов для продления срока действия распоряжения о предоставлении земельного участка под строительство жилого дома.
Кроме того, заявитель обжалует в заявлении по настоящему делу отказ от 27.05.2011 № 10/2239-дг в продлении срока действия распоряжения от 12.02.2007 № 373-арх. Данное письмо полностью повторяет информацию и доводы ответчика об отказе в продлении срока аренды земельного участка по строительство, изложенные в письмах, направленных заявителю ранее - письмом от 17.05.2011 № 10/2086-дг (ответ на обращение от 11.04.2011 и от 12.04.2011); в письме от 12.04.2011 № 01/1532-дг (ответ на обращение № 68 от 25.03.2011); письмом от 21.01.2010 № 10/195-дг.
Заявителем не были оспорены в суде отказы в продлении срока действия Распоряжения от 12.02.2007 № 373-арх, полученные им ранее, следовательно оспаривание в суде одного из аналогичных ответов Департамента градостроительства не привело бы к восстановлению его прав и интересов.
В связи с этим, оснований для признания отказ от 27.05.2011 № 10/2239-дг в продлении срока действия Распоряжения от 12.02.2007 № 373-арх недействительным не имеется, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, отсутствие доказательств несоответствия оспариваемого акта закону или иному правовому акту является основанием для отказа в заявленных требованиях.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящего искового заявления относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

В удовлетворении заявления отказать.
Заявление проверено на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации и Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.И.ЕРМАКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru