Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 января 2012 г. по делу № А33-18014/2011

Резолютивная часть решения объявлена "26" декабря 2011 года
В полном объеме решение изготовлено "10" января 2012 года
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации города Ачинска
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю,
о признании незаконным решения УФАС России по Красноярскому краю по делу № 249-15-11 от 05.10.2011,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "РОСТ", общества с ограниченной ответственностью "ВЕГАС", Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска,
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Дударевой М.А. по доверенности № 15 от 11.01.2011,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А. Циммерман,

установил:

Администрация города Ачинска (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - УФАС по Красноярскому краю, ответчик) о признании незаконным решения по делу № 249-15-11 от 05.10.2011.
Заявление принято к производству суда. Определением от 07.11.2011 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "РОСТ" (далее - ООО "РОСТ"), общество с ограниченной ответственностью "ВЕГАС" (далее - ООО "ВЕГАС). Определением от 06.12.2011 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска (далее - КУМИ администрации г. Ачинска).
Заявитель и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление, суду пояснил, что решение УФАС России по Красноярскому краю по делу № 249-15-11 от 05.10.2011 является законным и обоснованным, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие заявителя и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
15.08.2006 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "РОСТ" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 1992-А3, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельной участок общей площадью 8078,00 кв.м., из земель поселений с кадастровым номером 24:43:0115008:0031, находящийся по адресу: г. Ачинск, ул. Зверева, 91, для использования в целях эксплуатации вещевого рынка. Срок аренды установлен в пункте 2.1 договора с 01.03.2006 по 30.04.2011.
Согласно пункту 4.3.2 договора по истечении срока действия договора арендатор имеет право в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направленному арендодателю не позднее чем за 30 календарных дней до истечения срока действия договора. Преимущественное право заключения договора на новый срок может быть реализовано арендатором при условии отсутствия ограничений на дальнейшую аренду участка, отсутствия нарушений им законодательства Российской Федерации и (или) условий договора.
Земельный участок передан обществу с ограниченной ответственностью "РОСТ" по акту приема-передачи от 15.08.2006.
Письмом от 08.12.2010 № К-06-15-8552 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска предупредил общество с ограниченной ответственностью "РОСТ" о прекращении с 30.04.2011 действия договора аренды земельного участка от 15.08.2006 № 1992-А3.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.05.2011 № 02/016/2011-796 земельный участок общей площадью 8078,00 кв.м., расположенный по адресу: г. Ачинск, ул. Зверева, 91, находится в собственности муниципального образования г. Ачинск, ограничений прав не зарегистрировано.
10.02.2010 на заседании комиссии по размещению временных объектов на территории г. Ачинска принято решение об оставлении без рассмотрения вопроса о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "РОСТ" земельного участка, находящегося по адресу: г. Ачинск, ул. Зверева, 91, в связи с действием договора аренды земельного участка до 30.04.2011, что подтверждается выпиской из протокола № 03.
В газете "Ачинская газета" от 06.04.2011 № 13 администрация г. Ачинска разместила сообщение о предоставлении в аренду сроком до 01.01.2013 земельного участка общей площадью 8078,00 кв.м., расположенного по адресу: г. Ачинск, ул. Зверева, 91.
07.04.2011 общество с ограниченной ответственностью "РОСТ" обратилось в комиссию по размещению временных объектов на территории г. Ачинска с заявлением о целесообразности и возможности повторного предоставления земельного участка, находящегося по адресу: г. Ачинска, ул. Зверева, 91, для размещения временного объекта.
Помимо общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" в комиссию по размещению временных объектов на территории г. Ачинска с заявлениями о предоставлении спорного земельного участка, обратились общество с ограниченной ответственностью "ВЕГАС" - 06.04.2011, Сорокина Н.Ю., - 07.04.2011, общество с ограниченной ответственностью "РОСТ ПЛЮС" - 08.04.2011, общество с ограниченной ответственностью "РИФ", общество с ограниченной ответственностью "ДПМК Ачинская" - 19.04.2011.
Вопрос о предоставлении земельного участка под размещение временного объекта - вещевого рынка, находящегося по адресу: г. Ачинск, ул. Зверева, 91, рассмотрен 12.04.2011 на заседании комиссии по размещению временных объектов на территории г. Ачинска, по итогам рассмотрения комиссией приняты решения об отказе в предоставлении участка обществу с ограниченной ответственностью "РОСТ", обществу с ограниченной ответственностью "РИФ", обществу с ограниченной ответственностью "РОСТ ПЛЮС", Сорокиной Н.Ю., а также решение о предварительном согласовании предоставления участка обществу с ограниченной ответственностью "Вегас". Решения оформлены в виде протокола № 07.
В ответ на обращение администрации города Ачинска от 14.04.2011 № 01-19-0439, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в письме от 04.05.2011 № 6506 дано разъяснение о необходимости проведения торгов в случае подачи нескольких заявок на один земельный участок.
Администрация города Ачинска в письме от 21.04.2011 № 01-19-0485 сообщила директору общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" об отказе в повторном предоставлении земельного участка по причине непредоставления при обращении в комиссию по размещению временных объектов на территории города Ачинска справки об отсутствии задолженности по договору аренды земельного участка от 15.08.2006 № 1992-А3, а также по причине нарушения условий договора аренды в связи с несвоевременной уплатой арендной платы.
Письмом от 25.04.2011 № 01-42-1109 администрация города Ачинска уведомила общество с ограниченной ответственностью "ДПМК Ачинская" о том, что их заявление о предоставлении земельного участка не может быть рассмотрено, так как в соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.05.2009 № Д23-1523 на заседании комиссии по размещению временных объектов на территории города Ачинска 12.04.2011 принято решение о предоставлении земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Вегас", как лицу, подавшему заявление ранее других.
Распоряжением администрации г. Ачинска от 26.04.2011 № 1130-р обществу с ограниченной ответственностью "Вегас" предоставлен в аренду земельный участок по адресу: г. Ачинск, ул. Зверева, 91, на срок с 01.05.2011 по 01.01.2013.
Указанное распоряжение обжаловано обществом с ограниченной ответственностью "РОСТ" в Арбитражный суд Красноярского края в рамках дела № А33-10963/2011. Решением от 09.11.2011 по делу № А33-10963/2011 распоряжение Администрации города Ачинска от 26.04.2011 № 1130-р "О предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду ООО "ВЕГАС", признано недействительным. В настоящее время указанное решение вступило в законную силу.
26.04.2011 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "ВЕГАС" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка № 865-А3, согласно которому арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок общей площадью 8078,00 кв.м., из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: г. Ачинск, ул. Зверева, 91 в целях размещения временного объекта - вещевого рынка. Срок аренды участка установлен в пункте 2.1 договора с 01.05.2011 по 31.12.2012.
Указанный земельный участок передан ООО "ВЕГАС" по акту приема-передачи от 01.05.2011.
По данному факту Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в отношении КУМИ администрации г. Ачинска на основании приказа от 17.06.2011 года № 431 возбуждено дело № 249-15-11 по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Решением по делу № 249-15-11 от 05.10.2011 администрация города Ачинска признана нарушившей часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" в части издания распоряжения от 26.04.2011 № 1130-р "О предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду ООО "Вегас" без проведения публичных процедур, что ограничило доступ к получению в аренду земельного участка (муниципального имущества) для размещения временного объекта хозяйствующим субъектам, имеющим намерение получить данное муниципальное имущество в аренду.
С целью устранения выявленных нарушений, администрации города Ачинска Красноярского края выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства с требованием:
- в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания отменить Распоряжение от 26.04.2011 года № 1130-р "О предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду ООО "ВЕГАС":
- не позднее 01 декабря 2011 года принять меры, направленные на обеспечение проведения процедуры торгов на право заключения договора аренды земельного участка общей площадью 8078,00 кв.м. из земель населенных пунктов, с кадастровым номером - 24:43:0115008:0031, находящегося по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Зверева, 91, для размещения временного объекта - вещевого рынка, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
Не согласившись с решением УФАС России по Красноярскому краю по делу № 249-15-11 от 05.10.2011, администрация г. Ачинска Красноярского обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд исследовал материалы дела и, выслушав представителя ответчика, пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению. Правовое и фактическое обоснование выводов суда следующее.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия), если полагают, что оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого акта либо действий (бездействия), наличия у соответствующего органа или лица надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.


Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган:
- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган осуществляет полномочия, в том числе по возбуждению и рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
В силу части 1 статьи 39 указанного закона, по результатам их рассмотрения антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания.
Следовательно, оспариваемое решение вынесено антимонопольным органом в пределах его компетенции.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
Пунктом 2 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.05.2011 № 02/016/2011-796 земельный участок общей площадью 8078,00 кв.м., находящееся по адресу: г. Ачинск, ул. Зверева, 91, находится в собственности муниципального образования г. Ачинск.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
По общему правилу предоставление земельных участков осуществляется в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (предоставление земельного участка для строительства) и статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством).
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. При этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Из содержания указанных норм следует, что одним из основных условий законности предоставления земельных участков является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении земельных участков, а также условия предоставления достаточно полной и достоверной информации.
Судом установлено, что администрацией города Ачинска не принят акт, устанавливающий процедуру и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также предусматривающий порядок рассмотрения заявок и принятия решений. При решении вопроса о предоставлении земельных участков администрация города Ачинска руководствуется Положением о порядке размещения временных объектов на территории города Ачинска, утвержденным Постановлением администрации г. Ачинска от 26.04.2010 № 125-п.
В соответствии с пунктом 2.1.1. вышеуказанного положения юридические и физические лица, заинтересованные в размещении временных объектов, обращаются в комиссию по размещению временных объектов с заявлением о рассмотрении возможности предоставления земельного участка для размещения временного объекта. Комиссия выносит решение, оформленное протоколом, утверждаемым председателем комиссии, о предварительном согласовании размещения временного объекта либо мотивированный отказ в согласовании на размещение временного объекта, который выдается заявителю в форме уведомления, подписанного председателем комиссии (пункт 2.1.2 положения).
Из представленных в материалы дела документов следует, что в газете "Ачинская газета" от 06.04.2011 № 13 администрация города Ачинска разместила сообщение о предоставлении в аренду сроком до 01.01.2013 земельного участка общей площадью 8078,00 кв.м., расположенного по адресу: г. Ачинск, ул. Зверева, 91.
Согласно протоколу заседания комиссии по размещению временных объектов на территории города Ачинска от 12.04.2011 № 07 с заявлениями о предоставлении под размещение временного объекта земельного участка, указанного в объявлении, обратились следующие лица: общество с ограниченной ответственностью "Вегас", общество с ограниченной ответственностью "РИФ", общество с ограниченной ответственностью "РОСТ", общество с ограниченной ответственностью "РОСТ ПЛЮС", Сорокина Н.Ю.
В результате рассмотрения вопроса о предоставлении в аренду спорного земельного участка, комиссией приняты решения об отказе в предоставлении участка обществу с ограниченной ответственностью "РОСТ", обществу с ограниченной ответственностью "РИФ", обществу с ограниченной ответственностью "РОСТ ПЛЮС", Сорокиной Н.Ю., а также принято решение о предварительном согласовании предоставления участка обществу с ограниченной ответственностью "ВЕГАС".
Из протокола заседания комиссии от 12.04.2011 № 07 следует, что обществу с ограниченной ответственностью "РОСТ" отказано в предоставлении спорного земельного участка на основании пункта 2.4.3 Положения, предусматривающего отказ в продлении срока размещения временного объекта в случае невыполнения условий договора аренды земельного участка.
Изучив содержание заявления общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" о целесообразности и возможности повторного предоставления земельного участка для размещения временного объекта от 07.04.2011, суд пришел к выводу о том, что заявитель обратился не с заявлением о продлении срока размещения временного объекта, а с заявлением о предоставлении земельного участка. Следовательно, пункт 2.4.3 раздела 2.4. Положения в данном случае не применим. Заявление общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" о предоставлении указанного земельного участка должно было рассматриваться на общих со всеми обратившимися основаниях.
В Положении о порядке размещения временных объектов на территории города Ачинска, утвержденном Постановлением администрации г. Ачинска от 26.04.2010 № 125-п, не предусмотрен порядок рассмотрения вопроса при подаче двух и более заявок на один земельный участок.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.11.2010 № 1549-О-О, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; органы местного самоуправления обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
При наличии нескольких заявок на один и тот же земельный участок должны быть проведены торги, предусмотренные статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Организация и проведение торгов по продаже земельных участков для целей, не связанных со строительством, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляется в соответствии с Правилами организации и проведения торгов по продаже находящегося в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808.
Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов при обращении нескольких претендентов с заявлениями о предоставлении земельного участка, нарушает принципы справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, установленные статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанная позиция подтверждена Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 № ВАС-18451/10.
Факт обращения с заявлениями о предоставлении спорного земельного участка более чем одним лицом заявителем не оспаривается, подтверждается материалами дела, в том числе, протоколом от 12.04.2011 № 07, заявлениями.
При указанных выше обстоятельствах, обращение с заявлениями более одного лица, в целях соблюдения указанных выше признаков, предоставление испрашиваемого земельного участка должно было осуществляться органом местного самоуправления исключительно с применением процедуры торгов.
Довод заявителя о правомерности принятия решения о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "ВЕГАС", в связи с тем, что общество обратилось первым, изучен судом и отклонен по следующим основаниям.
Данный довод основан на письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.05.2009 № Д23-1523. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.1997 № 17-П официальное, имеющее силу закона разъяснение, толкование положений федерального закона может быть только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов. В соответствии с положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437, Министерство экономического развития Российской Федерации не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства, в связи с чем, указанное письмо носит информационный характер и не могло применяться администрацией города Ачинска при решении вопроса о предоставлении в аренду спорного земельного участка.
Предоставление земельного участка лицу, подавшему заявление ранее других - обществу с ограниченной ответственностью "Вегас", без проведения торгов, при учете обращения с заявлениями о предоставлении нескольких претендентов, является нарушением основных принципов предусмотренных статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, что в свою очередь нарушает права заявителя на равный доступ к приобретению и осуществлению прав на землю.
Таким образом, действия администрации города Ачинска, выразившиеся в издании распоряжения от 26.04.2011 № 1130-р о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду ООО "Вегас" без проведения публичных процедур, лишило возможности хозяйствующих субъектов, подавших заявление после опубликования информации, претендовать на получение земельного участка под размещение временного объекта, что является ограничением конкуренции и нарушением антимонопольного законодательства.
Указанное распоряжение обжаловано обществом с ограниченной ответственностью "РОСТ" в Арбитражный суд Красноярского края в рамках дела № А33-10963/2011. Решением от 09.11.2011 по делу № А33-10963/2011 распоряжение администрации города Ачинска от 26.04.2011 № 1130-р "О предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду ООО "ВЕГАС", признано недействительным. В настоящее время указанное решение вступило в законную силу.
Согласно пункту 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 № 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" преюдициальное значение имеют факты, установленные решениями судов первой инстанции, а также постановлениями апелляционной и надзорной инстанций, которыми приняты решения по существу дела. Факты, установленные по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В связи с тем, что в делах № А33-10963/2011 и А33-18014/2011 участвуют одни и те же лица, установленные судебным актами по делу А33-10963/2011 обстоятельства имеют преюдициальное значение по настоящему делу.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по делу № 249-15-11 от 05.10.2011 администрация города Ачинска Красноярского края правомерно признана нарушившей часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" в части издания распоряжения от 26.04.2011 № 1130-р "О предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду ООО "ВЕГАС". Указанное решение является законным и обоснованным. Требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать администрации города Ачинска Красноярского края в удовлетворении требований о признании недействительным решения от 5 октября 2011 года по делу № 249-15-11, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.
Оспариваемый акт проверен судом на соответствие Федеральному закону "О защите конкуренции".
Разъяснить, что решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Н.Н.ФРОЛОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru