Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 февраля 2012 г. по делу № 3-20/2012

Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего - судьи Михайлинского О.Н.,
при секретаре: Полежаевой Е.В., с участием:
прокурора - Дозорцевой Е.Г.,
заявителя - Сметанина Э.А.,
представителя Правительства Красноярского края - Бородавкина С.В.,
представителя Министерства культуры Красноярского края - Леюшкиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сметанина Эдуарда Аленидовича о признании противоречащим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим со дня принятия Решения исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24 декабря 1986 года № 345 "О неотложных мерах по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры" в части внесения в приложение № 3 "Список памятников истории и культуры Красноярского края, подлежащих государственной охране как памятники местного значения" памятника архитектуры "Речной вокзал",

установил:

Сметанин Э.А. обратился в Красноярский краевой суд с заявлением о признании противоречащим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим со дня его принятия Решения исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24 декабря 1986 г. № 345 "О неотложных мерах по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры" в части внесения в дополнительные списки памятников истории, архитектуры, искусства, археологии объекта "Речной вокзал", расположенного в г. Красноярске по адресу: ул. Дубровинского, 1.
Заявитель мотивировал требования тем, что решение в оспариваемой части принято с нарушением положений пункта 12 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 г. № 203, поскольку вышеназванный объект включен в дополнительный список памятников без проведения государственной экспертизы исторической и культурной ценности здания, то есть, не установлены историческая, художественная и культурная ценность объекта.
Права и законные интересы заявителя вследствие принятия нормативного правового акта в оспариваемой части нарушены, так как 2 ноября 2009 г. органами следствия ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 35, частью 3 статьи 33, частью 1 статьи 243 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно пособничества в повреждении памятника истории и культуры - здания "Речной вокзал", расположенного по ул. Дубровинского, 1 г. Красноярска, совершенного группой лиц по предварительному сговору.
В судебном заседании Сметанин Э.А. заявленные требования поддержал по вышеприведенным основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что уголовное дело по его обвинению в пособничестве в повреждении памятника архитектуры "Речной вокзал" в настоящее время рассматривается мировым судьей.
Представитель Правительства Красноярского края Бородавкин С.В. и представитель Министерства культуры Красноярского края Леюшкина С.В. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявления Сметанина Э.А.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Дозорцевой Е.Г., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд находит, что в удовлетворении заявления надлежит отказать по следующим основаниям.
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть 1 статьи 251 ГПК РФ).
В судебном заседании установлено, что исполнительным комитетом Красноярского краевого Совета народных депутатов 24 декабря 1986 г. принято Решение № 345 "О неотложных мерах по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры" (далее - Решение).
Пунктом 16 Решения утверждены дополнительные списки памятников истории, архитектуры, искусства, археологии, согласованные с Министерством культуры РСФСР, подлежащих государственной охране в качестве памятников местного значения, согласно приложению № 3.
В разделе II "Памятники архитектуры" приложения № 3 к Решению "Список памятников истории и культуры Красноярского края, подлежащих государственной охране как памятники местного значения" под пунктом 53 указан памятник г. Красноярска с названием "Речной вокзал" датировка "1950-е гг." местонахождение "Набережная".
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации в настоящее время регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В силу статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Одним из видов объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятнику религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства.
На момент принятия оспариваемого Решения действовал Закон РСФСР от 16 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" статья 8 которого предусматривала, что Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов в пределах прав, предоставленных законом, обеспечивают охрану, использование, выявление, учет, реставрацию и пропаганду памятников истории и культуры, находящихся на территории автономной республики или на территории соответствующего Совета, обеспечивают соблюдение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры.
Согласно статье 6 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. к памятникам истории культуры относились, в частности, памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кремли, кварталы, площади, улицы, набережные, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты.
Статья 17 данного Закона РСФСР (в редакции, действовавшей на день принятия оспариваемого Решения) предусматривала, что в целях организации учета и охраны памятников истории и культуры недвижимые памятники подразделяются на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения.
Статьей 18 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" устанавливалось, что отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения производится Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР.
Таким образом, оспариваемое Решение принято исполнительным комитетом Красноярского краевого Совета народных депутатов в пределах его компетенции, установленной статьей 18 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
На момент принятия оспариваемого Решения в действовавшем законодательстве не имелось положений о том, что нормативные правовые акты, принятые исполнительными комитетами краевых, областных Советов народных депутатов подлежат применению лишь при условии их официального опубликования.
В настоящее время полный текст оспариваемого Решения имеется в правовой информационной системе "КонсультантПлюс", является общедоступным.
Поэтому оспариваемое Решение не может быть признано недействующим ввиду отсутствия его официальной публикации в печатных изданиях.
В судебном заседании установлено, что на памятник архитектуры "Речной вокзал" в мае 1989 г. младшим научным сотрудником Красноярского инженерно-строительного института Гулевич О.П. и инспектором по охране памятников Коломеец Т.А. составлена первичная учетная документация, включающая учетную карточку и паспорт (л.д. 109 - 133).
Таким образом, соблюдены требования установленные пунктами 15 и 16 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 г. № 203.
Описание памятника архитектуры "Речной вокзал" дано в паспорте памятника, из которого следует, что памятник является симметричным монументальным зданием в формах неоклассицизма, одним из наиболее интересных зданий 1940 - 50 гг. в застройке г. Красноярска, примером удачной интерпретации классических архитектурных форм для достижения типологически четкого облика, важным компонентом панорамы набережной в границах исторического центра.
Поэтому суд находит несостоятельными доводы заявителя о неустановлении исторической, художественной и культурной ценности памятника архитектуры "Речной вокзал", как и ссылки заявителя на нарушение при принятии оспариваемого Решения требований пункта 12 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 г. № 203, устанавливающего, что при получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Пункт 12 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 г. № 203, регулировал вопросы, разрешаемые уполномоченными органами при получении ими сведений о выявлении объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Оспариваемыми положениями Решения (пункт 16) утвержден дополнительный список памятников истории, архитектуры, искусства, археологии (приложение № 3 к Решению), а не список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (приложение № 5 к Решению согласно пункту 17 Решения).
В данном случае, пункт 12 вышеуказанной Инструкции не нарушен.
В судебном заседании также установлено, что согласно акту от 3 декабря 1990 г. № 1162, составленному экспертной комиссией в составе сотрудника Главного управления по охране памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР, научных сотрудников ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР, утвержденному начальником Главного управления по охране памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР, первичная учетная документация, включающая учетную карточку и паспорт на памятник архитектуры "Речной вокзал", признана соответствующей требованиям к материалам, предназначенным дл составления Свода памятников (л.д. 87 - 89).
Давая оценку содержанию названного акта, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения Решения согласованы с Министерством культуры РСФСР, и требования статьи 18 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" были соблюдены.
Суд не находит оснований для признания акта от 3 декабря 1990 г. № 1162 недопустимым доказательством в связи с тем, что данный акт представителем Министерства культуры Красноярского края представлен суду в копии.
Данный акт был составлен в г. Москве специалистами Министерства культуры РСФСР, поэтому в распоряжении Министерства культуры Красноярского края имеется только копия акта, содержание которой согласуется с подлинниками первичной учетной документации, включающей учетную карточку и паспорт на памятник архитектуры "Речной вокзал", приобщенной к уголовному делу по обвинению заявителя в качестве вещественных доказательств.
Кроме того, в силу прямого указания пункта 3 статьи 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Поэтому доводы заявителя о том, что памятник архитектуры "Речной вокзал" не включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не основаны на законе.
При таких обстоятельствах, суд, признав, что оспариваемые положения Решения исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24 декабря 1986 года № 345 "О неотложных мерах по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры" не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Сметанина Эдуарда Аленидовича о признании противоречащим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим со дня принятия Решения исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24 декабря 1986 года № 345 "О неотложных мерах по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры" в части внесения в приложение № 3 "Список памятников истории и культуры Красноярского края, подлежащих государственной охране как памятники местного значения" памятника архитектуры "Речной вокзал" - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором принесением апелляционного представления через Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий
О.Н.МИХАЙЛИНСКИЙ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru