УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ
РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2012 г. по делу № 473-10-11
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 31 мая 2012 года. В полном объеме решение изготовлено 4 июня 2012 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии - Баранова А.В. - начальник правового отдела, Елькин П.Д. - старший государственный инспектор контрольного отдела, рассмотрев дело № 473-10-11, возбужденное в отношении ООО "У" (далее - ООО "У", управляющая компания, ответчик) (<...>) по признакам нарушения части 1 статьи 10
Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции)
при участии в заседании Комиссии:
от ООО "У": <...>.
ООО "Г" (далее - ООО "Г"), ООО "С", ООО "Ж", ООО "И" на заседание Комиссии 31.05.2012 своих полномочных представителей не направили, ходатайства об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в их отсутствие не представили.
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, на основании статьи 25
Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с проведением анализа исполнения управляющими компаниями г. Красноярска законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Красноярским УФАС России в адрес ООО "У" направлен запрос о наличии факта взимания управляющей компанией с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением указанной организации, платы за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды.
На указанное письмо антимонопольного органа управляющая организация представила документы, в ходе анализа которых было установлено, что управляющая компания в период с 2008 года по ноябрь 2010 года осуществляла взимание платы за приемку в эксплуатацию (регистрацию и опломбирование) индивидуальных приборов учета в размере 735 руб. (за один прибор) и 844,94 руб. (за два прибора).
По факту взимания управляющей компанией с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "У", платы за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю № 816 от 25.10.2011 в отношении ООО "У" возбуждено дело № 473-10-11 по признакам нарушения части 1 статьи 10
Закона "О защите конкуренции".
Определением от 25.10.2011 рассмотрение дела назначено на 10:00 23.11.2011; в качестве ответчика по делу привлечено ООО "У"; в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО "С", ООО "Ж", ООО "И"; у лиц, участвующих в деле, запрошена информация.
Определением от 23.11.2011 рассмотрение настоящего дела отложено до 09:30 30.12.2011 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
Определением от 30.12.2011 рассмотрение настоящего дела отложено до 10:00 21.02.2011 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
Определением от 21.02.2012 рассмотрение настоящего дела приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-21283/2011, имеющего существенное значение для рассмотрения настоящего дела по существу.
Определением от 21.05.2012 рассмотрение настоящего дела возобновлено и назначено на 10:15 31.05.2012 по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81д.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.
ООО "У" зарегистрировано в качестве юридического лица <...>.
ООО "У" осуществляет управление жилыми многоквартирными домами, находящимися в Железнодорожном районе города Красноярска. ООО "Г" в материалы настоящего дела представлен реестр заключенных ООО "У" договоров на управление многоквартирными домами (исх. № 3395-5-1 от 10.08.2011, вх. № 13554 от 10.08.2011).
Единоличным исполнительным органом ООО "У" является ООО "Г" (договор от 12.12.2007).
Приказом ООО "Г" № 21 от 07.02.2008 утвержден прейскурант платных услуг и расчет договорной цены на предоставление прочих платных услуг на 2008 год. В соответствии с указанным прейскурантом стоимость работ по приему в эксплуатацию (регистрация и опломбирование) индивидуальных приборов учета составляет 735 руб. (с НДС) за 1 прибор. В соответствии с расчетом договорной цены на предоставление прочих платных услуг на 2008 год стоимость работ по приему в эксплуатацию (регистрация и опломбирование) индивидуальных приборов учета складывается из следующих составляющих: фонд оплаты труда, расходные материалы (бумага, транспортные расходы и т.д.), рентабельность 8%, НДС.
Приказом ООО "Г" № 35 от 13.03.2009 утвержден прейскурант платных услуг и расчет договорной цены на предоставление платных услуг, оказываемых вне договора на управление многоквартирным домом на 2009 год. В соответствии с указанным прейскурантом стоимость работ по приему в эксплуатацию (регистрация и опломбирование) индивидуальных приборов учета составляет 844,94 руб. (с НДС) за 2 прибора. В соответствии с расчетом договорной цены на предоставление платных услуг на 2009 год, оказываемых управляющими компаниями вне договора на управление многоквартирным домом, стоимость работ по приемке в эксплуатацию (регистрация и опломбирование) индивидуальных приборов учета складывается из следующих составляющих: фонд оплаты труда, расходные материалы (бумага, транспортные расходы и т.д.), рентабельность 8%, НДС.
В ходе рассмотрения настоящего дела ООО "У" пояснило, что в период с 1 января 2010 года по 17 ноября 2010 года стоимость работ по приему в эксплуатацию (регистрация и опломбирование) индивидуальных приборов учета определялась по прейскуранту платных услуг, утвержденному приказом ООО "Г" № 35 от 13.03.2009.
Ответчиком представлены в материалы дела сведения о фактах опломбировки мест установки приборов учета холодной и горячей воды (ввода в эксплуатацию), в том числе сведения о взимании платы за опломбировку мест установки приборов учета холодной и горячей воды (ввода в эксплуатацию) с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением управляющей компании (исх. № 02-264 от 13.02.2012, вх. № 1953 от 13.02.2012).
Согласно информации, предоставленной ООО "У" за период с 01.06.2009 по 17.11.2010, владельцы помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "У", перечислили последнему плату за работы по приему в эксплуатацию (регистрация и опломбирование) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды на сумму 822126,62 (восемьсот двадцать две тысячи сто двадцать шесть рублей 62 копейки), из них 125409,15 (сто двадцать пять тысяч четыреста девять рублей 15 копеек) - сумма налога на добавленную стоимость.
17.11.2010 приказом ООО "Г" № 164 утверждено Временное положение о порядке установки индивидуальных приборов учета потребления горячей и холодной воды (далее - Положение). В соответствии с Положением работы по приему в эксплуатацию (регистрации и опломбированию) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды осуществляет подрядчик (подрядная организация, обслуживающая жилищный фонд, оказывающая услуги (выполняющая работы) по установке и обслуживанию индивидуальных приборов учета потребления холодной, горячей воды и уполномоченная управляющей компанией на осуществление мероприятий по вводу в эксплуатацию приборов учета, установленных любым из Исполнителей). В соответствии с пунктом 4.4 Положения после установки приборов учета независимо от того, выполнена она Подрядчиком или любым Исполнителем, Подрядчик осуществляет ввод прибора учета в эксплуатацию. Во всех случаях ввод прибора учета в эксплуатацию осуществляется Подрядчиком без взимания какой-либо платы с граждан и организаций.
Приказом ООО "Г" № 165 от 17.11.2010 прейскурант платных услуг и расчет договорной цены на предоставление платных услуг, оказываемых вне договора на управление многоквартирным домом, утвержден в новой редакции, не содержащей такой вид работ, как прием в эксплуатацию (регистрация и опломбирование) индивидуальных приборов учета.
26.11.2010 ООО "У" заключены договоры поручения: с ООО "С" (№ 119/1); с ООО "Ж" (№ 121), с ООО "И" (№ 120). Предметом указанных договоров определено, что Доверитель поручает, а Поверенный принимает на себя обязательства совершать от имени Доверителя следующие действия: проводить своими силами и средствами приемку (опломбирование) и ввод в эксплуатацию, с составлением акта ввода индивидуальных приборов учета потребления горячей и холодной воды на объектах обслуживаемого Поверенным жилого фонда, указанных в приложении № 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора; при выявлении в ходе приемки нарушений в части установки приборов учета, установка которых производится не Поверенным, а иной организацией, выдавать собственнику (нанимателю) предписание на их устранение. Поверенный обязан при исполнении поручений руководствоваться и соблюдать Положение о порядке установки индивидуальных приборов учета потребления холодной и горячей воды, утвержденное ООО "Г" (пункт 2.1.4 Договора).
В ходе рассмотрения Комиссией настоящего дела было установлено, что Поверенными, в нарушение пункта 4.4 Положения, взимается плата за работы по приему в эксплуатацию (регистрации и опломбированию) индивидуальных приборов учета с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "У", после 17.11.2010 (дата принятия Положения).
Ответчик считает свои действия по взиманию платы в период с 01.06.2009 по 17.11.2010 за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "У", правомерными, поскольку услуга по опломбировке не относится к услугам, предоставляемым управляющей компанией на основании договора управления, не входит в перечень работ и услуг, оплата которых осуществляется за счет средств платы за жилищно-коммунальные услуги, а является самостоятельной услугой.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованных лиц, Комиссия по рассмотрению дела № 473-10-11 пришла к следующим выводам.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами
предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила).
При этом согласно нормам-дефинициям, содержащимся в пункте 3
указанного нормативного акта, "исполнитель" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; "внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме; "коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом; "индивидуальный прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме.
В соответствии с пунктом 4
Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким договором, исходя из фактических обстоятельств дела и норм жилищного законодательства, является договор управления многоквартирным домом, заключаемый в порядке, установленном статьей 162
ЖК РФ.
В соответствии пунктом 7
Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21
настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
В соответствии с пунктом 22
Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Согласно пункту 23
Правил и подпункту 1 пункта 3
приложения 2 к Правилам при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется по формуле:
V
D
P = -------------- x V x T ,
ку3.i V + V i ку
п.р п.п
где:
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии - Баранова А.В., начальник правового отдела, Елькин П.Д. - старший государственный инспектор контрольного отдела, руководствуясь статьей 23
, частью 1 статьи 39
, частью 4 статьи 41
, статьей 50
Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), на основании своего решения от 04.06.2012 по делу № 473-10-11 о нарушении ООО "У" (далее - ООО "У") (<...>) части 1 статьи 10
ФЗ "О защите конкуренции"
предписывает:
ООО "У" устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства, с этой целью управляющей компании надлежит в срок до 25.06.2012 довести до сведения владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "У", содержание решения от 04.06.2012 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 473-10-11, в частности, сообщить о неправомерности действий ООО "У" по взиманию в период с 01.06.2009 по 17.11.2010 платы за работы по приему в эксплуатацию (регистрация и опломбирование) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.
Об исполнении предписания ООО "У" надлежит сообщить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (660017, г. Красноярск, пр. Мира, 81д) в срок до 29.06.2012.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5
КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1
- 2.5 статьи 19.5
, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Председатель Комиссии
В.М.ЗАХАРОВ
Члены Комиссии
А.В.БАРАНОВА
П.Д.ЕЛЬКИН
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 4 июня 2012 г. по делу № 473-10-11(2)
ОБ УСТРАНЕНИИ ПОСЛЕДСТВИЙ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии - Баранова А.В., начальник правового отдела, Елькин П.Д. - старший государственный инспектор контрольного отдела, руководствуясь статьей 23
, частью 1 статьи 39
, частью 4 статьи 41
, статьей 50
Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), на основании своего решения от 04.06.2012 по делу № 473-10-11 о нарушении ООО "У" (далее - ООО "У") (<...>) части 1 статьи 10
ФЗ "О защите конкуренции"
предписывает:
ООО "У" в срок до 02.07.2012 перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно доход в размере 696717,47 (шестьсот девяносто шесть тысяч семьсот семнадцать рублей 47 копеек), полученный от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "У", за работы по приему в эксплуатацию (регистрация и опломбирование) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды за вычетом суммы налога на добавленную стоимость.
Об исполнении предписания ООО "У" надлежит сообщить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (660017, г. Красноярск, пр. Мира, 81д) в срок до 05.07.2012.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5
КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1
- 2.5 статьи 19.5
, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, должен быть перечислен в федеральный бюджет по реквизитам:
Получатель (взыскатель) - Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (660017, г. Красноярск, пр. Мира, 81д): ИНН 2466009115, КПП 246601001, УФК по Красноярскому краю (Красноярское УФАС России), г. Красноярск, р/сч. 40101810600000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю, г. Красноярск, БИК 040407001. ОКАТО 04401000000.
Назначение платежа: (КБК 161 1 16 02010 01 6000 140).
Председатель Комиссии
В.М.ЗАХАРОВ
Члены Комиссии
А.В.БАРАНОВА
П.Д.ЕЛЬКИН