АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 сентября 2012 г. по делу № 33-2692/2012
Судья Бавиева Л.И. гр.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г.В.
судей областного суда: Стус С.Н., Поляковой К.В.
при секретаре Х.Ю.П.
заслушав в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Баранова Г.В. дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования "Новорычинский сельсовет" на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 3 июля 2012 года по делу по заявлению прокурора Приволжского района Астраханской области к Администрации муниципального образования "Новорычинский сельсовет" Приволжского района Астраханской области о признании незаконным бездействия по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов, принимаемых Советом муниципального образования "Новорычинский сельсовет" и возложении обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения,
установила:
прокурор Приволжского района Астраханской области обратился в суд с заявлением, в обоснование которого указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Администрацией муниципального образования "Новорычинский сельсовет" в нарушение Федерального закона
от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Правил
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Методики
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых Советом муниципального образования "Новорычинский сельсовет", утвержденных Решением Совета муниципального образования "Новорычинский сельсовет" от 4 марта 2011 года N, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в муниципальном образовании "Новорычинский сельсовет" с 4 марта 2011 года по настоящее время не проводится, соответствующие заключения не составляются, что негативно влияет на реализацию принципа противодействия коррупции, в том числе ее профилактики, создает реальные предпосылки для нарушения действующего законодательства и принятия нормативных правовых актов, содержащих коррупционные факторы, нарушающих интересы Российской Федерации, права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Прокурор Приволжского района Астраханской области, действуя в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просит суд признать бездействие Администрации муниципального образования "Новорычинский сельсовет" по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативно-правовых актов, принимаемых Советом муниципального образования "Новорычинский сельсовет" незаконным и обязать устранить в полном объеме допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции путем проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принятых Советом муниципального образования "Новорычинский сельсовет" с 4 марта 2011 года по настоящее время.
В судебном заседании помощник прокурора - М.А.Н. заявление поддержала. Представитель Администрации муниципального образования "Новорычинский сельсовет" - Б.И.П. просил в удовлетворении заявления отказать.
Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 3 июля 2012 года бездействие Администрации муниципального образования "Новорычинский сельсовет" по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативно-правовых актов, принимаемых Советом муниципального образования "Новорычинский сельсовет" признано незаконным, суд обязал Администрацию муниципального образования "Новорычинский сельсовет" устранить в полном объеме допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции путем проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принятых Советом муниципального образования "Новорычинский сельсовет" с 4 марта 2011 года по настоящее время.
В апелляционной жалобе Администрации муниципального образования "Новорычинский сельсовет" ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности, в обоснование жалобы указано, что решением Совета муниципального образования от 29 июня 2012 года признано утратившим силу решение № 1 "Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" ввиду отсутствия специалиста по проведению такой экспертизы, полагают, что при отсутствии порядка проведения экспертизы, суд должен был отказать прокурору в удовлетворении заявления, указывают на то, что законом не отнесено к вопросам местного значения проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Заслушав представителя Администрации муниципального образования "Новорычинский сельсовет" - Б.И.П., поддержавшего жалобу, представителя прокуратуры Приволжского района Астраханской области - Д.Э.М., возражавшую относительно жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении дела суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств пришел к обоснованному выводу, что в связи с бездействием Администрации муниципального образования "Новорычинский сельсовет", выразившимся в не проведении антикоррупционной экспертизы и выявлении в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления, коррупционных признаков, нарушаются права граждан, поскольку коррупциогенные факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека.
Из дела видно и не оспаривается сторонами, что в ходе проведения прокуратурой Приволжского района Астраханской области проверки установлено, что с 4 марта 2011 года по настоящее время антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в муниципальном образовании "Новорычинский сельсовет" не проводится, заключения не составляются.
В соответствии со статьей 1
Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно статьи 2
указанного Закона одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
В статье 3
указанного Закона закреплено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 4
данного Закона выявленные в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составленном при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3
и 4 статьи 3
Федерального закона.
Анализ данных правовых норм позволил суду первой инстанции сделать правильный вывод о том, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления, является обязательным.
Вопреки доводам представителя Администрации муниципального образования "Новорычинский сельсовет" требования Федерального закона
от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федерального закона
от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и проектов нормативных правовых актов" носят для органа местного самоуправления не рекомендательный, а обязательный характер.
Данное обстоятельство подтверждается и пунктом 39 статьи 8 Устава муниципального образования "Новорычинский сельсовет", принятого Решением Совета муниципального образования "Новорычинский сельсовет" 30 декабря 2001 года, в соответствии с которым к вопросам местного значения муниципального образования "Новорычинский сельсовет" отнесено осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Довод жалобы о том, что Решением Совета муниципального образования от 29 июня 2012 года признано утратившим силу решение № "Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" ввиду отсутствия специалиста, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления, судебная коллегия признает несостоятельным, так как проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является не правом органа местного самоуправления, а обязанностью, предусмотренной как требованиями Федерального закона
от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", так и требованиями Федерального закона
от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и проектов нормативных правовых актов".
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Приволжского районного суда Астраханской области от 3 июля 2012 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Новорычинский сельсовет" - без удовлетворения.