Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 ноября 2011 г. по делу № А14-4135-2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 11 октября 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 02 ноября 2011 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Ц" (далее - Общество, заявитель, ООО "Ц") обратилось в суд с заявлением об отмене постановления Администрации Панинского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация) № 19 от 28 апреля 2011 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Представитель Администрации заявленные требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзывах.
В судебном заседании 04.10.2011 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11.10.2011.
Из материалов дела следует.
По сообщению МУП "К" ответственным секретарем административной комиссии Б. установлено, что ООО "Ц" 21.04.2011 в 09 часов 30 минут в помещении, расположенном по адресу: <...>, осуществляло торговлю спиртными напитками, не имея договора на вывоз ТБО.
По данному факту 21.04.2011 Б. в отношении Общества составлен протокол № 13 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области", который направлен для рассмотрения в административную комиссию Панинского муниципального района Воронежской области.
По результатам рассмотрения протокола административной комиссией 28.04.2011 года вынесено постановление № 19 о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17 Закона Воронежской области "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" в виде предупреждения, штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Ц" обратилась в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 1.1 КоАП РФ определено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ, к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов РФ об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, в соответствии с часть 2 статьи 22.1 КоАП РФ; создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ; регулирование законами субъектов РФ иных вопросов в соответствии с КоАП РФ.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законными субъектов РФ.
По смыслу пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, создания административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации (подпункт 24.1); установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (подпункт 39).
На основании пункта 6 этой же статьи, законами субъекта РФ в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, указанных в пункте 2 указанной статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и пункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 поименованной статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Таким образом, с момента внесения Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ изменений в подпункт 24.1 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" законодателем были разделены полномочия органов государственной власти субъектов РФ на полномочия по установлению административной ответственности (подпункт 39) и полномочия по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, а также созданию административных комиссий (подпункт 24.1).
Статьей 21 Устава Воронежской области, принятого Воронежской областной Думой 25.05.2006, в редакции Закона Воронежской области от 03.04.2008 № 20-ОЗ, закреплено, что к полномочиям органов государственной власти Воронежской области по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств областного бюджета, относится решение вопроса, в том числе, определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами Воронежской области, создания административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной в Воронежской области (подпункт 27).
Пунктом 2 указанной нормы установлено, что законами Воронежской области в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями Воронежской области по решению вопросов, указанных в части 1, за исключением пунктов 1, 2, 4, 7, 14, 24, 25, 35 - 39, 41 - 43, 45, 47, 52, 57, 63, 71 данной статьи (в части, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств областного бюджета), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов (в редакции Закона Воронежской области от 03.04.2008 № 20-ОЗ).
К полномочиям органов государственной власти Воронежской области в сфере местного самоуправления относится наделение органов местного самоуправления законом Воронежской области отдельными государственными полномочиями, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией (пункт 9 статьи 56 Устава).
Нормативным актом, наделяющим органы местного самоуправления полномочиями по созданию административных комиссий является Закон Воронежской области от 24.12.2009 № 190-ОЗ, в силу статьи 1 которого, государственными полномочиями, наделяются органы местного самоуправления, согласно приложению 1 к данному Закону Воронежской области.
Органы местного самоуправления на подведомственной территории осуществляют переданные им государственные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством путем:
1) создания и организации деятельности административных комиссий в муниципальных районах и городских округах Воронежской области;
2) определения и утверждения персонального состава создаваемых административных комиссий;
3) финансового и материально-технического обеспечения деятельности создаваемых административных комиссий;
4) определение перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15 - 18.4, 20.3, 24.1, 24.3, 25, 27, 37.1 - 37.6, 44.2 - 44.4, 46 - 48, 50.10, 50.11 Закона Воронежской области "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" (в редакции от 06.10.2010).
Статьей 4 данного Закона, закрепляющей права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий, установлено право органов местного самоуправления принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий.
На основании и во исполнение Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", Закона Воронежской области от 24.12.2009 № 190-ОЗ, Администрация Панинского муниципального района Воронежской области приняла постановление № 509 от 27.12.2010 "Об утверждении перечня должностных лиц администрации Панинского муниципального района, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", в который включен ведущий специалист отдела правовой работы и муниципальной службы администрации. Из материалов дела следует, что лицо, составившее протокол об административном правонарушении № 13 от 21.04.2011 - Б. является ведущим специалистом отдела правовой работы и муниципальной службы (ответственным секретарем административной комиссии).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения является обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" (далее - Закон № 74-ОЗ) предусмотрено наказание за неисполнение муниципальных правовых актов.
Как следует из текста оспариваемого постановления Общество привлечено к административной ответственности за неисполнение решения Совета народных депутатов Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области № 37 от 19.10.2010 года, а именно осуществление торговой деятельности при отсутствии договора на вывоз мусора.
Указанным решением утверждены Правила благоустройства, содержания и пользования придомовой территорией, а также территорией населенных пунктов Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области, разделом 7 которых установлены требования по сбору твердых бытовых отходов и содержанию контейнерных площадок для сбора ТБО. Согласно п. 7.1 Правил... хозяйствующие субъекты, расположенные на территории поселения, обязаны... заключать договоры с мусоровывозящими организациями, в соответствии с установленными нормами.
Как следует из представленных суду материалов административного дела, ООО "Ц" осуществляет торговую деятельность в помещении, расположенном по адресу: <...>, на основании договора № 37 о передаче имущества (помещения общей площадью 27 кв. м) в безвозмездное пользование от 01.07.2010, заключенного между ООО "Ц" (Ссудополучатель) и Б. (Ссудодатель).
Согласно п. 2.12 указанного Договора обязанность организовывать вывоз ТБО, ЖБО возложена на Ссудодателя - Б., который и является лицом, обязанным заключать договоры с мусоровывозящими организациями.
Таким образом, материалами дела не подтверждается наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из изложенного следует, что обеспечение законности при привлечении к административной ответственности предполагает обязательное соблюдение административным органом установленного порядка привлечения лица к административной ответственности. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 29.9 Кодекса по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания.
Постановление должно отвечать требованиям, установленным ст. 29.10 Кодекса. В частности, в силу п. 5 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны статья кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.
Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением № 19 от 28.04.2011 Общество привлечено к административной ответственности по статье 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" (далее - Закон № 74-ОЗ).
Однако, данная норма включает в себя две части:
- частью 1 предусмотрено наказание за неисполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятых ими в пределах полномочий, в виде административного штрафа, налагаемого на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей, на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей, а на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
- частью 2 предусмотрено наказание за неисполнение муниципальных правовых актов, принятых на местном референдуме, а также на собраниях (сходах) граждан в пределах полномочий, в виде административного штрафа, налагаемого на граждан в размере от тысячи до двух тысяч рублей, а на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Однако в нарушение положений ст. 29.10 КоАП РФ в оспариваемом постановлении не дана квалификация правонарушения, указание на конкретную часть ст. 17 Закона № 74-ОЗ в постановлении не содержится.
Кроме того, согласно статьям 3.2, 3.3 КоАП РФ предупреждение и административный штраф являются различными видами административных наказаний, которые могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.
Исходя из положений ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ за одно административное правонарушение может быть назначено только одно основное административное наказание.
Из резолютивной части оспариваемого постановления следует, что ООО "Ц" привлечено к двум видам основного административного наказания: предупреждению и штрафу, что противоречит требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности Арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что постановление Администрации Панинского муниципального района Воронежской области № 19 от 28.04.2011 о назначении административного наказания ООО "Ц" незаконно и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 207, 210 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Администрации Панинского муниципального района Воронежской области № 19 от 28.04.2011 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Воронежской области.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru