Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 января 2012 г. по делу № А33-18323/2011

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 12 января 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 19 января 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ражкова Р.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Транс-Агент" (ОГРН 1072468016455, г. Новосибирск) от 08.11.2011,
по заявлению Муниципального учреждения "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" (ОГРН 1068800000455, Красноярский край, Эвенкийский район, пгт. Тура) от 15.11.2011,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ОГРН 1022402675965, г. Красноярск)
о признании недействительным решения от 03.10.2011 по делу № 278-16-11,
при участии:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Транс-Агент": Дальченко В.П. - представителя по доверенности от 13.10.2011,
от заявителя - Муниципального учреждения "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края": Иванова М.Ю. - представителя по доверенности от 21.11.2011,
от ответчика: Денк В.А. - представителя по доверенности от 14.01.2011 № 25,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Циммерман М.А.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Транс-Агент" (далее - ООО "Транс-Агент") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - УФАС по Красноярскому краю) о признании недействительными решения от 03.10.2011 по делу № 278-16-11.
Определением суда от 14.11.2011 заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу (делу присвоен номер А33-18323/2011), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечено Муниципальное учреждение "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" (далее - МУ "Департамент капитального строительства").
МУ "Департамент капитального строительства" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к УФАС по Красноярскому краю о признании недействительными решения от 03.10.2011 по делу № 278-16-11.
Определением суда от 23.11.2011 заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу (делу присвоен номер А33-19150/2011), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечено ООО "Транс-Агент".
Определением суда от 07.12.2011 по делу № А33-18323/2011 дела № А33-18323/2011 и № А33-19150/2011 объединены в одно производство, делу присвоен номер А33-18323/2011.
Дело рассмотрено с участием представителей заявителей, ответчика.
Представители заявителей поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлениях.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, по основаниям изложенным в отзывах на заявления.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
05.03.2010 в п. Ессей ЭМР Красноярского края произошел пожар в результате которого был уничтожен детский сад.
06.03.2010 постановлением администрации поселка Ессей ЭМР Красноярского края № 2 на территории поселка введен режим ЧС.
07.03.2010 комиссий по ЧС приняты решения, оформленные протоколом № 6 от 07.03.2010:
- определить возможность строительства детского сада в п. Ессей в 2010 году;
- производить закупки, расходование бюджетных средств в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" без проведения конкурсов.
12.04.2010 между ООО "Транс-Агент" и МУ "Департамент капитального строительства" заключен муниципальный контракт № 02 на выполнение работ по строительству "Детского сада на 50 детей" в п. Ессей, ЭМР без проведения торгов.
15.04.2010 ДКС администрации ЭМР направлено уведомление в УФАС по Красноярскому краю о заключении муниципального контракта № 2 от 21.04.2010.
Согласно акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, утвержденного 04.09.2011 общая стоимость объекта "Детский сад на 50 детей" по утвержденной проектно-сметной документации проектной площадью 1086,3 м2, фактической площадью 940,7 м2 составила 117 617 765 руб., в том числе 107 111 867 руб. - стоимость строительно-монтажных работ здания детского сада, 1 422 250 руб. - стоимость строительно-монтажных работ герметичного септика, 1 618 688 руб. - стоимость строительно-монтажных работ пожарных резервуаров, 2 674 931 руб. - стоимость технологического оборудования, мебели. Таким образом средняя стоимость строительства одного квадратного метра "Детский сад на 50 детей" составила 113 948,79. руб.
Платежными поручениями № 961 от 07.10.2011, № 946 от 29.09.2011, № 776 от 05.09.2011, № 76 от 22.07.2011, № 267 от 01.07.2011, № 268 от 01.07.2011, № 795 от 31.05.2011, № 989 от 22.04.2010 УФК по Красноярскому краю (департамент финансов Администрации ЭМР (МУ "Департамент капитального строительства") перечислил ООО "Транс-Агент" 112 827 736 руб..
Единственным учредителем ООО "Транс-Агент" и генеральным директором является Галимзянов В.М. Супруга Галимзянов В.М. Галимзянова Т.В. на момент заключения муниципального контракта № 2 от 21.04.2010 занимала должность руководителя МУ "Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края", являющегося структурным подразделением администрации района. Галимзянова Т.В. входила в состав комиссии по ликвидации последствий пожара согласно распоряжения администрации от 10.03.2010 № 115-р, также была определена в качестве ответственного лица по установлению необходимого размера финансирования по строительству детского сада (пункт 15 протокола заседания комиссии по ЧС от 07.03.2010).
Комиссией Красноярского УФАС России установлены и отражены в решении от 03.10.2011 № 278-16-11 перечисление департаментом капитального строительства Обществу с ограниченной ответственностью "Транс-Агент" за выполнение работ по строительству детского сада на 50 мест в п. Ессей 92 173 412 руб. по платежными поручениями № 110 от 22.04.2011, № 171 от 30.05.2011, № 229 от 01.07.2011, № 230 от 01.07.2011, № 252 от 22.07.2011. представленными в материалы дела.
Кроме того, в материалы дела представлены платежные поручения, подтверждающие перечисление денежных средств ООО "Транс-Агент" по муниципальному контракту № 02 от 12.04.2010 на выполнение работ по строительству "детского сада на 50 мест" № 367 от 29.09.2011 - на сумму 991 217 руб. 40 коп., № 393 от 03.10.2011 - на сумму 17 020 845 руб. 60 коп. Также в письме Казачества Красноярского края службы Красноярского края (ОКК по Эвенкийскому району) от 18.11.2011 № 33/11-2011 говорится о перечислении денежных средств по платежному поручению № 334 от 05.09.2011 - на сумму 2 642 261 руб. 02 коп.
03.10.2011 Комиссией УФАС по Красноярскому краю принято решение по делу № 278-16-11, в соответствии с которым действия МУ "Департамент капитального строительства" и ООО "Транс-Агент" по заключению указанного контракта признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Обществу с ограниченной ответственностью "Транс-Агент" Красноярским УФАС России выдано предписание от 03.10.2011 по делу № 278-16-11 о прекращении в срок до 11.11.2011 ограничивающее конкуренцию соглашение путем расторжения контракта от 12.04.2010 № 02.
Обществу с ограниченной ответственностью "Транс-Агент" Красноярским УФАС России выдано предписание от 03.10.2011 по делу № 278-16-11 о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" денежных средств в размере 92 173 412 руб.
Муниципальному учреждению "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" Красноярским УФАС России выдано предписание от 03.10.2011 по делу № 278-16-11 о прекращении в срок до 11.11.2011 ограничивающее конкуренцию соглашение путем расторжения контракта от 12.04.2010 № 02.
Не согласившись с указанным решением от 03.10.2011 по делу № 278-16-11 заявители обратились в суд с вышеназванными заявлениями.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, изложенные в совместном Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (ред. от 25.04.2011), Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы (Приложение № 2 к Приказу ФАС России от 26.01.2011 № 30 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы").
Функции антимонопольного органа закреплены в статье 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в ФЗ О защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Закона о защите конкуренции для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном Закона о защите конкуренции, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Комиссия выступает от имени антимонопольного органа.
Согласно частям 1 и 2 статьи 41 Закона о защите конкуренции комиссия принимает определения, решения, предписания; по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемые решение и предписания по настоящему делу вынесены в пределах полномочий УФАС по Красноярскому краю.
Проверив соответствие оспариваемого акта УФАС по Красноярскому краю Закону о защите конкуренции и соблюдение им прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение УФАС по Красноярскому краю законно и обоснованно исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о размещении заказов) размещение заказов для муниципальных нужд может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме либо без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 10 Закона о размещении заказов).
Случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) приведены в статье 55 Закона о размещении заказов.
Пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов предусмотрено, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи. При этом заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд федерального бюджетного учреждения), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации, нужд бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования, нужд муниципального бюджетного учреждения). К указанному уведомлению должна прилагаться копия акта обследования аварии или копия документа, составленного заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт в соответствии с настоящим пунктом, а также копия заключенного контракта.
Из материалов дела следует, что основываясь на положениях указанной нормы, Комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района в целях ликвидации последствий пожара в средней образовательной школе и детском саду п. Ессей 05.03.2010 приняла решение (протокол от 07.03.2010 № 6), в котором указала МУ "Департамент капитального строительства" в срок до 09.03.2010 определиться с возможностью строительства детского сада в п. Ессей в 2010 году.
Довод заявителя о том, что решением комиссии от 07.03.2010 № 6 принято в том числе и о заключении контракта на строительство детского сада без проведения конкурса не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Действительно комиссией принято решение производить закупки, расходование бюджетных средств в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" без проведения конкурсов. Указанные действия допускаются согласно закона в количестве и объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи.
Документов, подтверждающих принятие чрезвычайной комиссией решения о заключении муниципального контракта на строительство детского сада в поселке Ессей без проведения конкурса в материалы дела не представлено, в решении, оформленном протоколом от 07.03.2010 № 6 такого решения не содержится.
Кроме того, доказательств, подтверждающих неотложность мероприятий по строительству объекта - детского сада на 50 мест в 2010 году не представлено.
Пожар сам по себе не является обстоятельством непреодолимой силы, позволяющем учреждению разместить заказ у единственного поставщика в отсутствие доказательств наличия непреодолимой силы, а также иных обстоятельств, которые требовали незамедлительного заключения контрактов в порядке, установленного подпунктом 6 пункта 2 статьи 55 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Оценка необходимости осуществления строительства объекта не входит в предмет доказывания по настоящему делу, поскольку, исходя из оснований принятия оспоренного ненормативного акта, разрешению подлежит лишь вопрос о неотложности (срочности) таких работ для цели установления факта наличия или отсутствия предусмотренного пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов основания размещения муниципального заказа у единственного исполнителя.
Из обстоятельств дела следует, что обстоятельства непреодолимой силы (пожар) уже перестали оказывать негативное воздействие (пожар потушен). При указанных обстоятельствах в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы отсутствует необходимость незамедлительного заключения контрактов в порядке, установленного подпунктом 6 пункта 2 статьи 55 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем при вынесении решения судом учтено, что материалами дела подтверждается, что необходимость строительства детского сада возникла до пожара, при этом необходимые подготовительные действия уже были совершены в соответствующей части.
Следовательно, заключение МУ "Департамент капитального строительства" муниципального контракта с ООО "Транс-Агент" с нарушением установленного законом порядка повлекло создание необоснованного преимущества ООО "Транс-Агент" при осуществлении деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и ограничило конкуренцию при размещении муниципальных заказов. Такие действия МУ "Департамент капитального строительства" и ООО "Транс-Агент" обоснованно квалифицированы управлением в качестве нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о конкуренции.
Довод о том, что Красноярским УФАС России не установлена степень вины ООО "Транс-Агент" судом отклоняется.
Согласно пункта 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 № 11-П, на который ссылается заявитель ООО "Транс-Агент" в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции" установленные данным Федеральным законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются и на действия (бездействие) группы лиц. При возложении предписанием антимонопольного органа на группу хозяйствующих субъектов, в которую входил заявитель, обязанности по перечислению в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, была указана общая сумма подлежащего взысканию дохода, без определения, в какой части такое взыскание возлагается на каждого из участников группы.
Поскольку в настоящем деле отсутствует "группа лиц", а муниципальный контракт заключен и исполнен ООО "Транс-Агент" - степень вины ООО "Транс-Агент" не имеет значения. Имеет значение лишь наличие вины. Вина ООО "Транс-Агент" выражается в непринятии необходимых мер для несовершения правонарушения при наличии возможности принятия таких мер.
В силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб., уплаченные ООО "Транс-Агент" по платежному поручению № 781 от 02.11.2011 относятся на заявителя, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб., уплаченные Муниципальным учреждением "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" по платежному поручению № 435 от 28.10.2011 относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

В удовлетворении заявления Муниципального учреждения "Департамент капитального строительства администрации ЭМР Красноярского края" о признании недействительным решения УФАС по Красноярскому краю от 03.10.2011 по делу № 278-16-11 отказать.
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Транс-Агент" о признании недействительным решения УФАС по Красноярскому краю от 03.10.2011 по делу № 278-16-11 отказать.
Решение УФАС по Красноярскому краю от 03.10.2011 по делу № 278-16-11 проверено судом на соответствие Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Р.А.РАЖКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru