Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 апреля 2012 г. по делу № А33-2818/2012

Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 27 апреля 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965)
о признании недействительными решения от 24.01.2012 № 475-10-11, предписаний от 24.01.2012 N№ 475-10-11(1), 475-10-11(2),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Н.В. Умнякова на основании доверенности от 08.12.2011,
при ведении протокола судебного заседания, аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания К.Э. Керимовой,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании недействительными решения от 24.01.2012 № 475-10-11, предписаний от 24.01.2012 N№ 475-10-11(1), 475-10-11(2).
Заявление принято к производству суда. Определением от 29.02.2012 возбуждено производство по делу.
Ответчик (его представитель) в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" (далее - ООО "УК "Красжилсервис") зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402675965.
ООО "УК "Красжилсервис" осуществляет управление жилыми многоквартирными домами, находящимися в Советском районе г. Красноярска.
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, на основании статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с проведением анализа исполнения управляющими компаниями г. Красноярска законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Красноярским УФАС России направлен запрос в ООО "УК "Красжилсервис" о наличии факта взимания управляющей компанией с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением указанной организации, платы за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды.
На указанный запрос ООО "УК "Красжилсервис" представлены документы, подтверждающие взимание платы за приемку в эксплуатацию (регистрацию и опломбирование) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в размере 735,00 рублей (за один прибор) и 844,94 рубля (за два прибора).
По факту взимания с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "УК "Красжилсервис" платы за опломбировку места установки счетчиков холодной и горячей воды (ввод в эксплуатацию) приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26.10.2011 № 834 в отношении ООО "УК "Красжилсервис" возбуждено дело № 475-10-11 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия Красноярского УФАС России по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства приняла решение от 24.01.2012 № 475-10-11, в соответствии с которым действия ООО "УК "Красжилсервис", выразившиеся во взимании в период с 01.01.2009 по 17.11.2010 платы с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "УК "Красжилсервис", за работы по приему в эксплуатацию (регистрация и опломбирование) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
На основании указанного решения, Комиссией Красноярского УФАС России в отношении ООО "УК "Красжилсервис" выданы предписания от 24.01.2012 № 475-10-11(1), от 24.01.2012 № 475-10-11(2).
- об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно, в срок до 29.02.2012 довести до сведения владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "УК "Красжилсервис", содержание решения от 24.01.2012 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 475-10-11, в частности, сообщить о неправомерности действий ООО "УК "Красжилсервис" по взиманию платы в период с 01.01.2009 по 17.11.2010 платы за работы по приему в эксплуатацию (регистрация и опломбирование) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды;
- об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно, в срок до 27.03.2012 перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 2 013 504,80 рублей, полученный от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "УК "Красжилсервис", за работы по приему в эксплуатацию (регистрация и опломбирование) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.
Заявитель считает указанные решение и предписания незаконными и нарушающими его права и законные интересы, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд полагает, что оспариваемые решение и предписания соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган:
- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В соответствии с пунктом 1, подпунктами "б", "е", "ж", "к" статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет полномочия, в том числе по возбуждению и рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, а также по выдаче в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в том числе о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства; о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Следовательно, оспариваемые решение от 24.01.2012 № 475-10-11 и предписания от 24.01.2012 № 475-10-11(1), от 24.01.2012 № 475-10-11(2) вынесены антимонопольным органом в пределах предоставленной действующим законодательством компетенции.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание вышеуказанные нормы действующего жилищного законодательства, Красноярским УФАС России установлено, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению жилыми многоквартирными домами составляет более 50%, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО "УК "Красжилсервис" признано доминирующим.
ООО "УК "Красжилсервис", как хозяйствующий субъект, осуществляющий управление жилыми многоквартирными домами, должен в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила).
Указанными Правилами установлены следующие основные понятия,
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
"внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;
"коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом;
"индивидуальный прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 Правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, коммунальные услуги предоставляются потребителю, в том числе на основании договора управления многоквартирным домом, заключаемого в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии пунктом 7 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
Согласно пункту 23 Правил и подпункту 1 пункта 3 приложения 2 к Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется по формуле:

                                   V
                                    D
                     P      = ----------- x V  x T  ,
                      ку3.i                  i    ку
                              V    + V
                               п.р    п.п

    где:


    V   -  объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей
     D
воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный
период,  определенный  по  показаниям  коллективного (общедомового) прибора
учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт.час);
    V     -  суммарный  объем  (количество) коммунального ресурса (холодной
     п.р
воды,  горячей  воды,  газа  или  электрической  энергии),  потребленный за
расчетный  период  в  жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами
учета,   измеренный  индивидуальными  приборами  учета,  а  в  коммунальных
квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт.час);
    V     -  суммарный  объем  (количество) коммунального ресурса (холодной
     п.п
воды,  горячей  воды,  газа  или  электрической  энергии),  потребленный за
расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами
учета,  определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления
коммунальных   услуг  по  формулам  3  и  5,  для  нежилых  помещений  -  в
соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт.час);
    V   -  объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей
     i
воды,  газа  или электрической энергии), потребленный за расчетный период в
i-м жилом  или  нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный
индивидуальным   прибором   учета,  а  в  коммунальных  квартирах  -  общим
(квартирным)  прибором  учета,  или в i-м жилом  или  нежилом помещении, не
оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из
нормативов  потребления  коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого
помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт.час);
    V    -  тариф  на  коммунальный  ресурс, установленный в соответствии с
     ку
законодательством   Российской  Федерации  (для  холодного   водоснабжения,
горячего  водоснабжения,  газоснабжения  и водоотведения - руб./куб. м; для
электроснабжения - руб./кВт.час);
Таким образом, расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.
При этом Правила не содержат такого понятия, как "ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию", а также не содержат определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил.
Вместе с тем, согласно пункту 52 Правил, потребитель обязан информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений. Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что потребитель обязан: в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении; допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время; в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета
Антимонопольным органом сделан обоснованный вывод о том, что права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя из показаний индивидуального прибора учета.
Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.
С учетом изложенного, сложившаяся практика по опломбированию места установки приборов учета холодной и горячей воды в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "УК "Красжилсервис" не обусловлена требованиями действующего законодательства, и направлена на обеспечение интересов всех жителей многоквартирного дома, а, следовательно, интересов управляющей компании, принявшей на себя обязательства по управлению жилым многоквартирным домом, в частности по предоставлению коммунальных услуг.
Таким образом, получение владельцами индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды услуги по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у OOO "УК "Красжилсервис" указанной услуги за плату владельцами помещений вызвано тем, что управляющей компанией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета, которая осуществляется за плату в размере 735,00 рублей (за один прибор) и 844,94 рубля (за два прибора). Кроме того, плата за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды является прибылью OOO "УК "Красжилсервис", не направленной на содержание общего имущества жилых многоквартирных домов.
С учетом изложенного, довод заявителя об экономической обоснованности платы за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды, судом отклонен.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, в норме части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" сформулирован общий запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке, направлен, в том числе, не только на защиту конкуренции (публичного порядка), но и на защиту интересов контрагентов доминирующего хозяйствующего субъекта (частноправовых интересов).
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Проанализировав положения пунктов 3, подпункта "и" пункта 51, пункта 52 Правил, суд пришел к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством на собственников жилых помещений не может быть возложена обязанность по заключению договоров на оказание услуг по снятию показаний и опломбировке мест установки индивидуальных приборов учета, расположенных в принадлежащих им жилых помещениях, кроме того действующими нормативными актами не регламентировано, что ввод индивидуального прибора в эксплуатацию в обязательном порядке должен включать в себя процесс опломбирования мест установки индивидуальных приборов учета.
В связи с этим суд считает, что данные действия ООО "УК "Красжилсервис" ущемляют права и законные интересы собственников указанных жилых помещений, поскольку ставят перед ними необоснованные условия реализации своих прав на принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды по сравнению с условиями, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, Правилами № 307, что является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Доводы заявителя о том, что антимонопольный орган не доказал, что услуги, оказываемые заявителем и иными управляющими организациями не являются взаимозаменяемыми, а также о том, что антимонопольный орган не доказал доминирующее положение заявителя на рынке услуг по управлению и совершение каких-либо действий, которые привели к ущемлению интересов потребителей или навязывание им каких-либо услуг судом исследованы и отклонены, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет товарный рынок как сферу обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Поскольку потребитель приобретает услугу по опломбированию мест установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в целях определения объема потребляемой воды и, соответственно, размера платы за нее, а неопломбированные индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды к эксплуатации в качестве расчетных не допускаются (в этом случае расчет платы за потребленную воду осуществляется расчетным путем по нормативам), потребитель не имеет возможности заменить услуги по опломбированию мест установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды иными услугами.
С учетом изложенного, антимонопольный орган обоснованно сделал вывод о том, что собственники жилых помещений были вынуждены обращаться к ООО "УК "Красжилсервис" за получением услуг по опломбированию мест установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды для ввода индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в эксплуатацию.
Исходя из того, что услуги по опломбированию мест установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды не обусловлены требованиями действующего законодательства и оказание указанных услуг являлось необходимым условием для ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, антимонопольным органом сделан обоснованный вывод о том, что вышеуказанные услуги осуществлялись ООО "УК "Красжилсервис" на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами.
Следовательно, Комиссия Красноярского УФАС России, пришла к обоснованному выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО "УК "Красжилсервис", которые были вынуждены обратиться в управляющую компанию за опломбировкой мест установки приборов учета холодной и горячей воды и оплатить эти работы для дальнейшего расчета за потребленные ресурсы в соответствии с показаниями этих приборов учета, несмотря на то, что опломбировка места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и взимание за нее платы не предусмотрены действующим законодательством.
Таким образом, решение антимонопольного органа от 24.01.2012 по делу № 475-10-11 соответствует закону.
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" к полномочиям антимонопольного органа отнесены, в том числе выдача в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписаний.
Следовательно, антимонопольный орган, при принятии оспариваемых предписаний действовал в пределах полномочий, предусмотренных законодательством. Доводов о неисполнимости оспариваемых предписаний не заявлено. Меры, которые в соответствии с предписаниями от 24.01.2012 N№ 475-10-11(1), 475-10-11(2) необходимо принять ООО "УК "Красжилсервис" направлены на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства, то есть соответствуют целям, установленным статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче организациями заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 2 000 рублей.
При рассмотрении настоящего дела государственная пошлина подлежала уплате в размере 2 000 рублей.
Согласно платежному поручению от 20.02.2012 № 824 при подаче заявления ООО "УК "Красжилсервис" уплачена государственная пошлина в сумме 6 000 рублей.
С учетом результата рассмотрения настоящего дела, 2 000 рублей государственной пошлины подлежит отнесению на заявителя, государственная пошлина в размере 4 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о недействительными решения от 24.01.2012 по делу № 475-10-11 и предписаний от 24.01.2012 N№ 475-10-11(1), 475-10-11(2).
Заявление проверено на соответствие Закону "О защите конкуренции".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" из федерального бюджета 4000 рублей госпошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.А.ИВАНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru