Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2012 г. по делу № 33-4774/2012

4 июня 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Зинченко И.Н.,
судей - Полынцева С.Н., Данцевой Т.Н.,
при секретаре - Шамовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
гражданское дело по заявлению прокурора Березовского района Красноярского края, действующего в интересах муниципального образования Березовский район, неопределенного круга лиц, о признании противоречащим закону Устава Березовского района Красноярского края в части
по апелляционной жалобе представителя Березовского районного Совета депутатов - Шевцовой О.П.,
на решение Березовского районного суда Красноярского края от 2 апреля 2012 года, которым постановлено:
"Заявление прокурора Березовского района Красноярского края удовлетворить.
Признать недействующими пункт 1 статьи 7, пункт 1 статьи 53, статью 57, пункт 8 статьи 57.2, абзац 2 пункта 3 статьи 57.2 Устава Березовского района Красноярского края":
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

Прокурор Березовского района Красноярского края, действуя в интересах муниципального образования Березовский район, неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании противоречащими закону и недействующими п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 53, ст. 57, п. 8 ст. 57.2, абз. 2 п. 3 ст. 57.2 Устава Березовского района Красноярского края.
В обоснование своих требований сослался на то, что в соответствии с п. 4 ст. 7 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные правовые акты (к числу которых относится и устав муниципального образования) не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Однако в ходе проверки, проведенной прокуратурой Березовского района, было выявлено, что Устав муниципального образования Березовского района от 25 июня 1998 года, в редакции от 9 сентября 2011 года, зарегистрированный в Управлении Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю 18 октября 2011 года и опубликованный 10 ноября 2011 года в официальном печатном издании, содержит положения, противоречащие действующему законодательству. В связи с этим 10 октября 2011 года на имя председателя Березовского района Совета депутатов принесен протест, но до настоящего времени мер к устранению выявленных нарушений не принято. Ввиду не вынесения протеста прокурора на рассмотрение районного Совета депутатов, главе Березовского района Килину Л.П. 15 февраля 2012 года объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Березовского районного Совета депутатов - Шевцова О.П. просит состоявшийся судебный акт отменить как незаконный и необоснованный.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Березовского районного Совета депутатов - Никифоровой О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Назаркина В.П., полагавшего решение суда возможным изменить в части признания недействующим не всего п. 1 ст. 7 Устава, а только его подпункта 22, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения
Как установлено в ходе рассмотрения дела, Устав муниципального образования Березовский район принят Решением районного Совета депутатов Березовского района от 25 июня 1998 года. В настоящее время указанный нормативный правовой акт действует в редакции Решения Березовского районного Совета депутатов от 9 сентября 2011 года № 24-120Р. Устав, с учетом внесенных изменений, зарегистрирован Министерством юстиции РФ по Красноярскому краю 18 октября 2011 года и опубликован в официальном печатном издании "Пригород" 10 ноября 2012 года.
Вместе с тем в рамках проведенной сотрудниками прокуратуры проверки было выявлено что часть положений, содержащихся в Уставе, противоречит установлениям нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Так, пп. 22 п. 1 ст. 7 Устава, предусматривающий отнесение к вопросам местного значении муниципального района организацию и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на межселенных территориях, вступил противоречие с п. 23 ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, согласно которому к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района. Пункт 1 ст. 53 Устава в части, определяющей, что к собственным доходам бюджета района относится часть доходов от оказания муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов, не соответствует п. 7 ч. 1 ст. 55 ФЗ "Об общих принципах...", регламентирующего отнесение к собственным доходам местных бюджетов часть доходов от оказания казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающихся после уплаты налогов и сборов. Пункт 8 ст. 57.2 Устава в части, предусматривающей, что размер пенсии исчисляется исходя из денежного содержания по последней замещаемой должности муниципальной службы, размер которого не должен превышать 2.3 фактически установленного должностного оклада с учетом проведенных индексаций, районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, противоречит ч. 11 ст. 8 Закона Красноярского края "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае" от 26 июня 2008 года № 6-1832, определяющей, что размер пенсии может исчисляться исходя из денежного содержания по последней замещаемой должности муниципальной службы, размер которого не должен превышать 2.8 должностного оклада с учетом действующих на территории районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в иных местностях края с особыми климатическими условиями. Абзац 2 п. 2 ст. 57.2 Устава предусматривает, что минимальный размер пенсии за выслугу лет составляет 1000 рублей, однако Законом Красноярского края "О гарантиях осуществления полномочий депутата..." минимальный размер пенсии не установлен, ранее действовавший абзац 2 ч. 4 ст. 8 указанного Закона, указывавший, что размер пенсии за выслугу лет не может быть менее 1000 рублей, утратил силу в виду принятия Закона Красноярского края от 3 марта 2011 года № 12-5654 "О внесении изменений в ст. 8 Закона края "О гарантиях осуществления полномочий депутата...".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, дав надлежащую оценку выявленным разночтениям, и правильно руководствуясь положениями п. 4 ст. 7 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому муниципальные правовые акты (к каковым относится и Устав муниципального образования) не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативных правовым актам субъектов Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о признании приведенных положений Устава Березовского района недействующими. Березовским районным Советом депутатов своевременно мер к самостоятельному приведению Устава в соответствии с положениями актов, имеющих большую юридическую силу, принято не было, несмотря на поступивший в адрес названного законодательного органа местного самоуправления протест прокурора от 10 октября 2011 года. Данный факт, также как и наличие упомянутых противоречий представителем Березовского районного Совета депутатов не оспаривались.
Ссылка же последнего в апелляционной жалобе на то, что учитывая длительность и сложность процедуры внесения изменений в устав муниципального образования, законодательством не предусмотрена обязанность представительного органа вносить изменения в данный акт каждый раз после изменения правовых актов, имеющих большую юридическую силу, является несостоятельной. Обязанность по приведению нормативного правового акта в соответствие вытекает из буквального толкования законодательства, в частности, п. 4 ст. 7 ФЗ "Об общих принципах организации...". На это обстоятельство обращено внимание в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" от 29 ноября 2007 года № 48.
Подлежит отклонению и довод жалобы, что вопрос о внесении изменений в Устав внесен на рассмотрение на ближайшей сессии, поскольку суд, разрешая заявление о признании нормативного правового акта недействующим, исходит из реально существующих на момент рассмотрения дела обстоятельств.
Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым решение суда изменить в части признания недействительным п. 1 ст. 7 Устава Березовского района. Мотивируя свои требования о незаконности данного пункта, предусматривающего исчерпывающий перечень вопросов местного значения муниципального района, прокурор указывал на то, что он противоречит ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой к вопросам местного значения дополнительно отнесен ряд обязанностей, не получивших отражение в оспариваемом пункте Устава. Однако, в соответствии со смыслом гражданского процессуального законодательства, невключение в нормативный правовой акт дополнительных положений, которые, по мнению заявителя, должны получить в нем свое закрепление, не может влечь признание недействующими иных положений, отвечающих предъявляемым требованиям и не вступающих в разногласие с вышестоящими по иерархии актами. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что основания для признания п. 1 ст. 7 Устава Березовского района недействующим в целом не имеется. Признанию таковым подлежит лишь пп. 22 обозначенного пункта по изложенным выше основаниям.
Кроме того, решение суда подлежит уточнению в части момента, с которого подлежат признанию недействующими приведенные положения Устава Березовского района. Принимая во внимание, что указанный нормативный правовой акт применялся до вынесения решения суда и на основании этого акта реализовывались права граждан и организаций, судебная коллегия полагает необходимым признать пп. 22 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 53, ст. 57, п. 8 ст. 57.2, абз. 2 п. 3 ст. 57.2 Устава Березовского района недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Березовского районного суда Красноярского края от 2 апреля 2012 года изменить в части, признав недействующим не пункт 1 статьи 7, а подпункт 22 пункта 1 статьи 7 Устава Березовского района Красноярского края.
Считать подпункт 22 пункта 1 статьи 7, пункт 1 статьи 53, статью 57, пункт 8 статьи 57.2, абзац 2 пункта 3 статьи 57.2 Устава Березовского района Красноярского края недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение Березовского районного суда Красноярского края от 2 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Березовского районного Совета депутатов - Шевцовой О.П. - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru