Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 сентября 2012 г. по делу № А33-1874/2012

Резолютивная часть решения объявлена 4 сентября 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 7 сентября 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Болуж Е.В.,
судей: Ивановой Е.А., Раздобреевой И.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Горно-химический комбинат" (ОГРН 1022401404871, ИНН 2452000401)
к Региональной энергетической комиссии Красноярского края
о признании недействующими пунктов 1 (кроме пп. 1.1), 2 (кроме пп. 2.1), 3 (кроме пп. 3.1) приложения к Приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 08.12.2011 № 557-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую федеральным государственным унитарным предприятием "Горно-химический комбинат",
при участии:
от заявителя: Бурцева Ю.Я. на основании доверенности от 14.12.2010, Кизика В.Р. на основании доверенности от 01.06.2012 № 1256, Долина Е.В., на основании доверенности от 24.05.2012 № 1252; Ведяшевой А.Ю., на основании доверенности от 31.08.2012
от ответчика: Сутыриной Л.А. на основании доверенности от 01.07.2011;
прокуратуры Красноярского края: Моргун О.В. на основании служебного удостоверения,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Алексеевой Д.В.,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Горно-химический комбинат" (далее - ФГУП "ГХК") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Региональной энергетической комиссии Красноярского края о признании недействующими пунктов 1 (кроме пп. 1.1), 2 (кроме пп. 2.1), 3 (кроме пп. 3.1) приложения к Приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 08.12.2011 № 557-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую федеральным государственным унитарным предприятием "Горно-химический комбинат".
Заявитель в судебном заседании требования поддержал, считает, что Региональная энергетическая комиссия Красноярского края при установлении тарифа на тепловую энергию на 2012 год не учла обоснованные расходы ЭСО в связи с остановкой парогенератора (реактора АДЭ-2) в 2010 году и увеличение в связи с этим расходов на закупку угля и мазута, электроэнергию, рост заработной платы и другие понесенные расходы в предыдущие периоды, искусственно занизила расходы по статьям расходов и установила тарифы в рамках Приказа ФСТ России от 06.10.2011 № 242-э/7 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год", то есть фактически проиндексировала ранее установленный тариф.
Ответчик заявленные требования не признал, считает оспариваемый нормативный правовой акт соответствующим требованиям действующего законодательства.
Прокурор в судебном заседании поддержал позицию заявителя, считает оспариваемый нормативный правовой акт не соответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заявление рассмотрено в порядке, установленном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
29.04.2012 ФГУП "ГХК" обратилось в Региональную энергетическую комиссию Красноярского края с заявлением от 28.04.2011 № 212-01-02-17/0456дсп об открытии дела по установлению тарифов на тепловую энергию и платы за услуги по передаче тепловой энергии по сетям ФГУП "ГХК" с 01.01.2012. К заявлению приложены расчеты тарифа на тепловую энергию и передачу тепловой энергии по сетям ФГУП "ГХК" и обоснования к ним.
Извещением от 12.05.2011 № 1-1279/1 Региональная энергетическая комиссия Красноярского края проинформировала об открытии дела по установлению тарифа, запросив у ФГУП "ГХК" дополнительные документы.
Запрашиваемые документы представлены ФГУП "ГХК" в Региональную энергетическую комиссию Красноярского края с сопроводительными письмами от 04.05.2011 № 212-01-02-17/2277, от 27.06.2011 № 212-01-02-17/3234.
Иные запросы о предоставлении документов Региональной энергетической комиссией Красноярского края у ФГУП "ГХК" не запрашивались.
В целях установления тарифа Региональной энергетической комиссией Красноярского края подготовлено экспертное заключение по делу об установлении тарифов (цен) № 151-11 на 2012 год и последующие годы для ФГУП "ГХК".
На основании данных, содержащихся в экспертном заключении, Региональной энергетической комиссией Красноярского края издан Приказ от 08.12.2011 № 557-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую федеральным государственным унитарным предприятием "Горно-химический комбинат", в пунктах 1 (кроме пп. 1.1), 2 (кроме пп. 2.1), 3 (кроме пп. 3.1) установлены тарифы для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителей), за исключением населения, в следующих размерах:
- в период с 01.01.2012 по 30.06.2012: горячая вода - 488,54 руб., отборный пар давлением от 2,5 до 7,0 кг/см2 - 1 204,31 руб.;
- в период с 01.07.2012 по 31.08.2012: горячая вода - 517,85 руб., отборный пар давлением от 2,5 до 7,0 кг/см2 - 1 276,57 руб.;
- в период с 01.09.2012: горячая вода - 541,67 руб., отборный пар давлением от 2,5 до 7,0 кг/см2 - 1 335,29 руб.
Считая, что пункты 1 (кроме пп. 1.1), 2 (кроме пп. 2.1), 3 (кроме пп. 3.1) приложения к Приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 08.12.2011 № 557-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую федеральным государственным унитарным предприятием "Горно-химический комбинат" не соответствуют положениям Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", ФГУП "ГХК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими указанных норм.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 указанной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Таким образом, из содержания статей 192, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания нормативного правового акта недействующим, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый нормативный правовой акт, принятый государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу
- оспариваемый нормативный правовой акт, принятый государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель считает, что оспариваемый нормативный акт не соответствует положениям Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", является экономически необоснованным, убыточным, в связи с чем нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) оказание услуг по передаче тепловой энергии отнесено к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
В соответствии со статьей 5, частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении государственное регулирование тарифов на услугу по передаче тепловой энергии осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Согласно подпункту 1 пункта 1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 № 216-п, Региональная энергетическая комиссия Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства промышленности и энергетики края осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере теплоснабжения в части государственного регулирования цен (тарифов).
Пунктом 3.8 указанного Положения к компетенции Региональной энергетической комиссии Красноярского края отнесено установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 4 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Правила государственного регулирования и применения тарифов), в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность).
В соответствии с пунктом 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает:
- величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей;
- даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
Согласно пункту 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов решение регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней публикуется в установленном порядке.
Материалами дела подтверждается, что оспариваемое приложение к Приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 08.12.2011 № 557-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую федеральным государственным унитарным предприятием "Горно-химический комбинат" принято Региональной энергетической комиссии Красноярского края в пределах установленной компетенции, процедура принятия нормативного правового акта ответчиком не нарушена.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных указанным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Частью 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении определены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, к которым отнесены:
1) обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов;
2) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами;
3) обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения;
4) развитие систем централизованного теплоснабжения;
5) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей;
6) обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала;
7) обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения;
8) обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.
Согласно части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
1) обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей;
2) обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя;
3) обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения;
4) стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения;
5) обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов;
6) обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
7) создание условий для привлечения инвестиций;
8) определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями;
9) обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя;
10) осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в целях сокращения потерь энергетических ресурсов, в том числе требований к разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов;
11) осуществление государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В силу пункта 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы ценообразования), под тарифами понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Согласно пункту 8 Правил государственного регулирования и применения тарифов организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
Как следует из материалов дела, ФГУП "ГХК" с целью установления тарифа на тепловую энергию на 2012 год обратилось в Региональную энергетическую комиссию Красноярского края с заявлением от 28.04.2011 № 212-01-02-17/0456дсп.
Пунктом 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в соответствующий регулирующий орган следующие материалы:
1) баланс электрической энергии;
2) баланс электрической мощности, в том числе информацию об установленной, максимально доступной и рабочей генерирующей мощности;
3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии;
4) баланс тепловой мощности;
5) бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования;
6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям;
7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;
8) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам;
9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;
10) инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала;
11) оценка выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Перечисленные документы представлены ФГУП "ГХК" при обращении с заявлением от 28.04.2011 № 212-01-02-17/0456дсп об открытии дела по установлению тарифов на тепловую энергию на 2012 год, что не оспаривается ответчиком.


Согласно пункту 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов регулирующим органом проводится экспертиза предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, поступивших от организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Пунктом 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов установлено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (по общепринятым показателям);
3) анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.
В целях установления тарифа Региональной энергетической комиссией Красноярского края подготовлено экспертное заключение по делу об установлении тарифов (цен) № 151-11 на 2012 год и последующие годы для ФГУП "ГХК".
Как следует из содержания экспертного заключения, расчет тарифа и форма предоставления предложений ЭСО не в полной мере соответствуют требованиям, установленным Постановлением Правительства от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2.
В экспертном заключении отражены следующие основные замечания:
1) расчет тарифа составлен с техническими ошибками:
- в расчетные расходы ЭСО на осуществление регулируемой деятельности в 2012 году дважды включены затраты по передаче тепловой энергии (таблица № П1.15);
- расходы из прибыли, предложенные ЭСО для эффективного функционирования в 2012 году по видам деятельности (таблицы N№ П1.21.2, П1.21.3), не соответствуют сводному предложению ЭСО (таблица № П1.21);
2) величина необходимой валовой выручки определена ЭСО на основе технико-экономических показателей и расходов, которые при формировании величин по отдельным статьям не учитывают действующих тарифов (цен), не подтверждены необходимыми обосновывающими материалами.
В ходе анализа данных, представленных в предложениях об установлении тарифов на тепловую энергию, экспертами установлено, что они не являются достоверными в полном объеме. По данной причине указано на необходимость проведения корректировки заявленных предложений (пункт 2 раздела 1 экспертного заключения).
В предложениях об установлении тарифов на тепловую энергию ЭСО заявляло следующие показатели:
1) полезный отпуск тепловой энергии - 728,60 тыс. Гкал;
2) потери тепловой энергии - 68,80 тыс. Гкал;
3) отпуск тепловой энергии - 861,20 тыс. Гкал;
4) удельный расход условного топлива - 182,20 кг/Гкал;
5) запас топлива - уголь 13 877,00 т.н.т., мазут 7 891,00 т.н.т;
6) расход топлива на производство тепловой энергии - уголь 198 363,00 т.н.т., мазут 33 732,00 т.н.т;
7) объем исходной воды - 369 188 000,00 м3;
8) потребление электрической энергии на производственные и хозяйственные нужды - 59 116,00 тыс. кВтч.
В целях проведения анализа основных технико-экономических показателей в расчетном периоде регулирования экспертами исследовались следующие документы, представленные ЭСО:
- баланс тепловой мощности;
- баланс производства и потребления тепловой энергии;
- справка о потреблении ресурсов;
- структура полезного отпуска тепловой энергии с указанием потребителей, получающих тепловую энергию с коллекторов;
- динамика плана-факта основных показателей;
- водный баланс организации;
- договоры с потребителями тепловой энергии;
- расчет стоимости покупной энергии на технологические цели ЭСО в 2012 году.
По результатам проведения анализа основных технико-экономических показателей в расчетном периоде регулирования экспертами сделано следующее заключение (пункт 4.2 раздела 1 экспертного заключения): учитывая, что ЭСО в подтверждение предложенной величины объема тепловой нагрузки не представлены договоры, заключенные в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также утвержденная в установленном порядке схема теплоснабжения (проект схемы теплоснабжения, предложения ЭСО по ее формированию), технико-экономические показатели ЭСО на 2012 год следует учесть на уровне данных о величинах технико-экономических показателей ЭСО, использованных для установления тарифов на 2011 год, а именно:
1) полезный отпуск тепловой энергии - 1 698,37 тыс. Гкал;
2) потери тепловой энергии - 81,45 тыс. Гкал;
3) отпуск тепловой энергии - 1 779,82 тыс. Гкал;
4) удельный расход условного топлива - 185,50 кг/Гкал;
5) запас топлива - уголь 30 600 т.н.т., мазут 10 600 т.н.т;
6) расход топлива на производство тепловой энергии - уголь 205 383,00 т.н.т., мазут 27 685,00 т.н.т;
7) объем воды - 369 188 000,00 м3;
8) потребление электрической энергии на производственные и хозяйственные нужды - 43 370,00 тыс. кВтч.
Применив к указанным показателям максимально возможную величину роста тарифа, установленную Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011 № 242-э/7 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год", экспертами уменьшены расходы ЭСО на тепловую энергию на 907 203,95 тыс. руб. и утверждены в размере 882 383,85 тыс. руб.
Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии экономического обоснования при установлении оспариваемого тарифа.
Основанием для вывода о неподтверждении ЭСО предложенной величины объема тепловой нагрузки явился факт непредставления договоров, заключенных в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также утвержденной в установленном порядке схемы теплоснабжения (проект схемы теплоснабжения, предложения ЭСО по ее формированию).
Данный вывод Региональной энергетической комиссии Красноярского края является ошибочным, поскольку законодательством, действующим на момент открытия дела об установлении тарифов (цен) № 151-11 на 2012 год, не предусматривалась обязанность ЭСО представлять указанные документы.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
На основании части 1 статьи 18 Закона о теплоснабжении распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, также осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения.
Пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона о теплоснабжении утверждение требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации. Требования к схемам теплоснабжения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" и на момент установления оспариваемого тарифа на 2012 год не действовали.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, на момент рассмотрения дела об установлении тарифа на 2012 год схема теплоснабжения администрацией ЗАТО г. Железногорска не была утверждена. Фактически схема теплоснабжения на отопительный сезон 2012 - 2013 год утверждена Постановлением администрации ЗАТО г. Железногорск от 03.07.2012 № 1120.
Следовательно, утвержденная схема теплоснабжения на дату открытия дела об установлении тарифа на 2012 год не могла быть представлена заявителем.
Согласно части 3 статьи 15 Закона о теплоснабжении единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
Таким образом, исполнение теплоснабжающей организацией указанного требования ставится в зависимость от объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. До момента утверждения органом местного самоуправления схемы теплоснабжения заключение указанных договоров невозможно.
Суд также считает необходимым отметить, что пунктом 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов не предусмотрена обязанность организации представлять в соответствующий регулирующий орган в составе документации схему теплоснабжения и договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
Пунктом 12 Правил государственного регулирования и применения тарифов установлено, что регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-недельный срок со дня поступления запроса.
В экспертном заключении отражено, что информация о несоответствии расчета тарифа и формы предоставления предложений требованиям действующего законодательства доведена до сведения ЭСО письмом от 12.05.2011 № 1-1279/1.
Вместе с тем в указанном письме в перечне запрашиваемых документов договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения, а также схема теплоснабжения (проект схемы теплоснабжения) не содержатся.
При изложенных обстоятельствах экспертное заключение о возможности учета технико-экономических показателей ФГУП "ГХК" на уровне 2011 года не является обоснованным.
Кроме того, суд считает, что применение Региональной энергетической комиссией Красноярского края технико-экономических показателей на уровне 2011 года повлекло за собой искажение данных по статьям расходов ФГУП "ГХК" на 2012 год.
Заявитель в ходе рассмотрения дела пояснил суду, что в 2011 и 2012 годах им производилась корректировка структуры полезного отпуска по тепловой энергии в связи с выводом из эксплуатации реактора АДЭ-2 в апреле 2010 года. По указанной причине возросла нагрузка на другие котельные, находящиеся в эксплуатации ФГУП "ГХК", требующие произведения дополнительных расходов на приобретение топлива. При установлении тарифа на 2011 год факт вывода из эксплуатации реактора АДЭ-2 ответчиком не был учтен, тариф установлен на уровне показателей 2010 года.
Исследовав представленные в материалы дела документы, суд считает необоснованным завышение Региональной энергетической комиссией Красноярского края показателей, заявленных ЭСО на 2012 год и принятых ответчиком при установлении тарифа, в частности:
1) полезный отпуск тепловой энергии: заявлено ЭСО - 728, 60 тыс. Гкал, принято - 1 698,37 тыс. Гкал;
2) потери тепловой энергии: заявлено ЭСО - 68,80 тыс. Гкал, принято - 81,45 тыс. Гкал;
3) отпуск тепловой энергии: заявлено ЭСО - 861,20 тыс. Гкал; принято - 1 779,82 тыс. Гкал;
4) удельный расход условного топлива: заявлено ЭСО - 182,20 кг/кал, принято - 185,50 кг/Гкал;
5) запас топлива (уголь): заявлено ЭСО - 13 877,00 т.н.т., принято - 30 600 т.н.т.;
6) расход топлива на производство тепловой энергии (уголь): заявлено ЭСО - 198 363,00 т.н.т., принято 205 383,00 т.н.т.
Экономическое обоснование прогнозируемого увеличения указанных показателей по сравнению с заявленными ЭСО при открытии дела об установлении тарифа Региональной энергетической комиссией Красноярского края в экспертном заключении не содержится.
Установленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии экономического обоснования установленного тарифа.
В этой связи пункты 1 (кроме подпункта 1.1), пункт 2 (кроме подпункта 2.1), пункт 3 (кроме подпункта 3.1) приложения к Приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 08.12.2011 № 557-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую федеральным государственным унитарным предприятием "Горно-химический комбинат", которыми утвержден оспариваемый тариф, не соответствуют Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлению Правительства от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и нарушают права и интересы федерального государственного унитарного предприятия "Горно-химический комбинат" в сфере экономической деятельности.
На основании изложенного суд пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного акта недействующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
- о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
- о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
С учетом изложенного, требования Федерального государственного унитарного предприятия "Горно-химический комбинат" подлежат удовлетворению судом.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в размере 2 000 рублей уплаченной заявителем государственной пошлины за подачу заявления подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление федерального государственного унитарного предприятия "Горно-химический комбинат" удовлетворить.
Признать пункт 1 (кроме подпункта 1.1), пункт 2 (кроме подпункта 2.1), пункт 3 (кроме подпункта 3.1) приложения к Приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 08.12.2011 № 557-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую федеральным государственным унитарным предприятием "Горно-химический комбинат" не соответствующими Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлению Правительства от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и недействующими.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Региональной энергетической комиссии Красноярского края в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Горно-химический комбинат" 2 000 рублей государственной пошлины.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Председательствующий
Е.В.БОЛУЖ

Судьи
Е.А.ИВАНОВА
И.А.РАЗДОБРЕЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru