Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 18 мая 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 4 мая 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 18 мая 2012 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: О.П. Харченко, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Я.Ю. Бычкова, начальник отдела контроля размещения государственного заказа, А.Ю. Гнедина, начальник отдела естественных монополий, В.В. Сугорова, главный специалист-эксперт отдела естественных монополий (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 053-10-12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "М" (далее - ОАО "М") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили заявления гражданки <...> (вх. от 12.12.2011 № 21547) на действия ОАО "К", выразившиеся в необеспечении поставки заявителю электрической энергии, соответствующей требованиям федеральных стандартов, для электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <...>; ОАО "К" (вх. от 29.02.2012 № 3032) на действия ОАО "М", выразившиеся в бездействии по устранению причин низкого качества электрической энергии, передаваемой до жилого дома потребителя <...>, которое приводит к невозможности надлежащего исполнения ОАО "К" своих обязательств по договору электроснабжения, заключенному с гражданкой <...>.
На основании рассмотрения указанных заявлений Приказом Красноярского УФАС России от 05.03.2012 № 94 о возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено дело № 053-10-12 по признакам нарушения ОАО "М" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в бездействии по выполнению мероприятий, направленных на приведение качества электрической энергии в жилом доме гражданки <...> в соответствие с требованиями действующих стандартов. К рассмотрению дела № 053-10-12 были привлечены в качестве заявителей ОАО "К", <...>, в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Муниципальное унитарное предприятие "Э" (далее - МУП "Э").
В связи с рассмотрением дела № 053-10-12 Комиссией установлены следующие обстоятельства.
Между ОАО "К" и гражданкой <...> заключен договор энергоснабжения граждан-потребителей № 135 от 30.07.2008, пунктом 1.1 которого определено, что гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
Электроснабжение жилого дома, расположенного по адресу: <...> (далее - Жилой дом), осуществляется от опоры № 5 ВЛ-0,4 кВ Л-1 ТП 20/105-6 сетевой организации МУП "Э" кабелем ВВГ (5 x 25) мм L = 20 до ВРУ 0,4 кВ Жилого дома.
В целях исполнения договора энергоснабжения граждан-потребителей № 135 ОАО "К" (далее также - гарантирующий поставщик) заключило с сетевой организацией МУП "Э" договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 23.11.2009 № 016/3-110. Согласно пункту 3.3.1 указанного договора сетевая организация обязуется обеспечивать передачу принятой в свою сеть электрической энергии от точек приема до точек поставки потребителям через технические устройства электрических сетей, принадлежащих сетевой организации, в пределах присоединенной (заявленной) мощности, в соответствии с согласованными в договорах электроснабжения параметрам надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств.
В рамках исполнения обязательств по договору от 23.11.2009 № 016/3-110 МУП "Э" заключило договор № 18.24.0913.09 от 25.12.2009 оказания услуг по передаче электрической энергии со смежной сетевой организацией ОАО "М", на основании которого ОАО "М" обязуется обеспечить передачу электроэнергии до точек поставки МУП "Э" в пределах заявленной мощности (энергии), качество и параметры передаваемой электрической энергии должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным параметрам.
Кроме того, между ОАО "К" и ОАО "М" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 30.12.2009 № 18.2400.7.10, согласно которому обязанность по обеспечению соответствия качества передаваемой по сетям сетевой организации электроэнергии техническим регламентам и иным обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97) от точек приема до точек поставки потребителям возложена на ОАО "М".
Частью 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Пунктом 65 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, установлено, что качество электрической энергии, поставляемой по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии), должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.
Согласно статье 38 Федерального закона от 26.03.2006 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" установлены обязательные показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц в точках, к которым присоединяются электрические сети, находящиеся в собственности различных потребителей электрической энергии, или приемники электрической энергии (точки общего присоединения).
В частности, ГОСТ 13109-97 установлено два вида норм качества электрической энергии: нормально допустимые и предельно допустимые. При этом отклонение напряжения характеризуется показателем установившегося отклонения напряжения, для которого установлены следующие нормы:
- нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения на выводах приемников электрической энергии равны соответственно +/- 5 и +/- 10% от номинального напряжения электрической сети;
- нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения в точках общего присоединения потребителей электрической энергии к электрическим сетям напряжением 0,38 кВ и более должны быть установлены в договорах на пользование электрической энергией между энергоснабжающей организацией и потребителем с учетом необходимости выполнения норм ГОСТ 13109-97 на выводах приемников электрической энергии.
Вместе с тем в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о том, что качество электрической энергии, поставляемой в Жилой дом гражданки <...>, не соответствует требованиям ГОСТ 13109-97, а именно результаты замеров качества электрической энергии, проведенных "Э", зарегистрированной в реестре электротехнических лабораторий Енисейского управления Ростехнадзора под номером 060 от 06.07.2010:
1) протокол от 15.03.2011 № 15 (испытательные приборы и оборудование: секундомер СОСпр-2б-2000, метеометр МЭС-200А, мультиметр М-266С);
2) протокол от 12.12.2011 № 234 (приборы и оборудование: энергомонитор 3,3Т № 1251, секундомер СОСпр-2б-2000 № 0247);
3) протокол № 65 от 22.03.2012 (дата проведения замеров с 12.03.2012 по 22.03.2012) (приборы и оборудование: энергомонитор 3,3Т № 1251, секундомер СОСпр-2б-2000 № 0247);
4) протокол № 75 от 09.04.2012 (дата проведения замеров с 30.03.2012 по 06.04.2012) (измеритель - Ресурс UF.01 № 698).
В силу пункта 112 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
Согласно пункту 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, при исполнении договора на оказание услуг по передаче электрической энергии сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Статьей 38 Федерального закона от 26.03.2006 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлена ответственность гарантирующего поставщика, сетевой организации перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество.
Таким образом, нормами действующего законодательства установлено, что обязанность по обеспечению поставки электрической энергии надлежащего качества лежит как на гарантирующем поставщике, так и на сетевой организации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 26.03.2006 "Об электроэнергетике" имеет номер 35-ФЗ, а не 36-ФЗ.

ОАО "К", в силу прямого запрета, содержащегося в Федеральном законе от 26.03.2006 № 36-ФЗ, не имеющее права осуществлять деятельность по передаче электрической энергии и не владеющее объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется передача электрической энергии до Жилого дома потребителя <...>, может лишь опосредованно влиять на обеспечение качественного электроснабжения потребителя в рамках гражданско-правовых договоров оказания услуг по передаче электрической энергии. Вместе с тем указанным лицом предпринимались действия, направленные на устранение несоответствия качества электроэнергии в Жилом доме требованиям стандартов, в том числе следующие мероприятия:
- направлены письма в адрес МУП "Э" о несоответствии качества электрической энергии в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, а также предъявлены требования по оплате суммы перерасчета стоимости электрической энергии ненадлежащего качества (от 11.01.2011, от 09.03.2011, от 14.03.2011, от 08.12.2011, 10.01.2012, от 22.03.2012);
- направлены ответы гражданке <...> на обращения (от 02.02.2011, от 14.03.2011, от 21.12.2011, 10.01.2012, 27.02.2012), произведен перерасчет за поставку электрической энергии ненадлежащего качества;
- организованы проверки уровня напряжения электрической энергии в связи с заявлением гражданки <...> (05.03.2011, 30.05.2011, 17.06.2011, 15.08.2011, 12.12.2011, 12.03.2012, 30.03.2012);
- направлены обращения в адрес сетевых организаций (МУП "Э", ОАО "М") (от 24.06.2011, от 26.09.2011, от 16.01.2012) с уточнением проведенных мероприятий по устранению причин некачественного электроснабжения Жилого дома.
Определяя причины, обусловившие низкий уровень напряжения электрической энергии, поставляемой в Жилой дом гражданки <...>, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В соответствии с актами разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной сторон № 19.3-32-123, 19.3-32-124 от 01.03.2010 - граница эксплуатационной ответственности сетей ОАО "М" и МУП "Э" проходит по ВЛ 6 кВ. ОАО "М" обязуется поддерживать напряжение на границе в пределах +/- 10%, контроль над уровнем напряжения производится "Д" (структурное подразделение ОАО "М").
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права 24 Е3 777716 от 06.05.2008, 24 Е3 777714 от 06.05.2008 ОАО "М" на праве собственности принадлежат следующие объекты: воздушная ЛЭП напряжением 6 кВ, фидер 105-6 ПС № 105 "Овсянка" 35/6 кВ до опоры № 139 с отпайками до опоры № 62а, общая протяженность 12,150 км; воздушная ЛЭП напряжением 6 кВ, фидер 1105-7 от ПС № 105 "Овсянка" 35/6 кВ до опоры № 140 с отпайками до опоры № 65а, общая протяженность 8,805 км; адрес объектов: Красноярский край, г. Дивногорск.
Электротехнической лабораторией МУП "Э" (далее - ЭТЛ) в присутствии представителя ОАО "К" 30.12.2010 были проведены замеры уровня напряжения на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевых организаций МУП "Э" и ОАО "М" (ВЛ 6 кВ) (испытательные приборы и оборудование: киловольтметр С 196, секундомер СОСпр-2б-2000, метеометр МЭС-200А), результаты которых, отраженные в протоколе № 228, свидетельствуют о несоответствии уровня напряжения электрической энергии ГОСТ 13109-97.
В соответствии с письмом МУП "Э" в адрес ОАО "М" (исх. от 11.01.2011 № 2) первое в связи с получением жалоб жителей п. Манский на низкое напряжение электроэнергии посредством факсимильной связи (факс 256-68-77) направило в адрес ОАО "М" письмо от 28.12.2010 № 209 с просьбой произвести замеры напряжения на ВЛ 6 кВ ф. 105-6, 105-7 в п. Манский совместно с представителями МУП "Э", ОАО "К".
Кроме того, указанным письмом МУП "Э" представило ОАО "М" копию протокола № 228 от 30.12.2010, жалобы потребителей и просило направить информацию об измерениях уровня напряжения, проведенных с 30.12.2010, и принять меры по обеспечению населения качественной электрической энергией.
С 30.12.2010 и до даты рассмотрения Комиссией дела № 053-10-12 ОАО "М" замеры на границе балансовой принадлежности с сетями МУП "Э" (ВЛ 6 кВ) не проводились.
Согласно протоколу № 16 от 05.03.2011, зафиксировавшему результаты замеров качества электроэнергии на РУ 6 кВ ТП 20/105-6 (владелец МУП "Э"; распределительное устройство, осуществляющее прием и распределение электрической энергии, поступившей из сетей ОАО "М" (6 кВ), проведенных ЭТЛ в присутствии представителя ОАО "К" (испытательные приборы и оборудование: киловольтметр С 96, секундомер СОСпр-2б-2000, метеометр МЭС-200А), имеет место несоответствие напряжения электрической энергии ГОСТ 13109-97, а именно низкое фазное напряжение (на стороне 6 кВ).
Таким образом, указанные протоколы свидетельствуют о наличии низкого фазного напряжения электрической энергии в электрических сетях ВЛ 6 кВ, владельцем которых является ОАО "М".
Электрическая энергия ненадлежащего качества, поступающая в сети МУП "Э", в указанных сетях фактически не может преобразоваться в сторону повышения уровня напряжения электрической энергии. Указанное обстоятельство приводит к поставке электрической энергии низкого напряжения потребителям, в том числе гражданке <...>.
В материалах дела имеется переписка, согласно которой ОАО "М" указывает на причины некачественного электроснабжения в п. Манский, а также указывает на меры, планируемые для обеспечения надлежащего электроснабжения потребителей.
В соответствии с письмом от 13.05.2011 № 1.3/01-5661 ОАО "М" информировало ОАО "К" о том, что сложная ситуация с качеством электроэнергии обусловлена значительной протяженностью ВЛ 6 кВ (порядка 9 - 10 км), малым сечением проводов ВЛ 6 кВ ф. № 105-6, 105-7 (АС 3 x 70 мм2), а также высокой загруженностью ВЛ 6 кВ ф. № 105-6, 105-7 (порядка 5 МВт). ОАО "М" запланированы работы по установке пунктов автоматического регулирования напряжения в текущем году (2011 год); планируются мероприятия по строительству двухцепной ВЛ 6 кВ маркой СИП-3 взамен существующей ВЛ 6 кВ ф. № 105-6 АС 3 x 70 мм2 в 2011 - 2012 годах. Также ОАО "М" указало на то, что реконструкция ПС 105 110/6 кВ "Овсянка" включена в инвестиционную программу филиала ОАО "М" - "К" с заменой двух силовых трансформаторов по 10000 кВА на два по 25000 кВА в 2012 - 2013 годах.
Письмом от 18.07.2011 № 2011 № 1.3/01-8687 ОАО "М" сообщило ОАО "К" о мероприятиях, проведенных указанным лицом для повышения качества электроснабжения п. Манский:
- 18.03.2011 и 21.03.2011 проведены рабочие совещания у главы г. Дивногорска;
- администрацией г. Дивногорска представлена информация о перспективах загрузки ПС № 105 "Овсянка";
- 17.03.2011 и 06.05.2011 проведены заседания рабочей группы филиала "К";
- составлено техническое задание на разработку проектно-сметной документации по реконструкции ВЛ 6 кВ ф. 105-6, 105-7 от ПС "Овсянка" до опоры 98.
Письмом от 12.10.2011 № 1.3/01-12945 ОАО "М" информировало ОАО "К" о том, что до конца 2011 года будет разработана проектно-сметная документация на установку пунктов автоматического регулирования напряжения ВЛ 6 кВ фидера 105-6 и фидера 105-7, выполнение строительно-монтажных работ по данным мероприятиям запланировано на 2012 год.
Письмом от 09.02.2012 № 1.3/1262-исх ОАО "М" указало ОАО "К", что им совместно с МУП "Э" разработаны мероприятия по реконструкции ПС 110/6 кВ № 105 "Овсянка" и ВЛ 6 кВ, планируемый срок реализации - 2012 год.
Согласно информации, представленной МУП "Э" на запрос Красноярского УФАС России (исх. от 19.04.2011 № б/н) в 2008 - 2009 годах ЦЭС "К" (в настоящее время - ОАО "М") планировало строительство четырех линий ВЛ 6 кВ от подстанции ПС 105 "Овсянка" 110/6 кВ до п. Манского, вместо существующих двух линий 6 кВ, но в связи с реорганизацией предприятия эти работы были приостановлены на неопределенный срок.
12.12.2011 ОАО "М" заключило с ООО "М" договор № 14.2400.2566.11 на выполнение проектных работ по разработке пунктов автоматического регулирования напряжения ВЛ 6 кВ. Срок разработки проектно-сметной документации до 30.01.2012. Указанный срок был продлен до 20.06.2012 (письмо ООО "М" от 04.04.2012 № 88/12).
12.03.2012 была утверждена Инвестиционная программа филиала ОАО "М" - "К" на 2012 - 2017 годы, в соответствии с которой срок выполнения мероприятий по строительству двухцепной ВЛ 6 кВ от ПС № 105 "Овсянка" до РУ 6 кВ п. Манский - 2013 год.
Сведения о действиях ОАО "М" по реконструкции ПС 105110/6 кВ "Овсянка" с заменой двух силовых трансформаторов по 10000 кВА на два по 25000 кВА, а также о том, что ОАО "М" фактически приступило к выполнению мероприятий по строительству двухцепной ВЛ 6 кВ, в материалах дела отсутствуют.
Согласно сведениям, представленным Енисейским управлением Ростехнадзора на запрос Красноярского УФАС России, с учетом выданных технических условий присоединенная мощность ПС № 105 "Овсянка" составляет 11,409 МВА, максимальная мощность - 10,5 МВА.
В соответствии с информацией, представленной МУП "Э" в адрес Красноярского УФАС России (исх. от 04.05.2012 № б/н), ОАО "М" в 2010 - 2011 годах были выданы технические условия на технологическое присоединение объектов частных лиц (20), согласовано размещение трансформаторных подстанций от ВЛ 6 кВ ф. 105-7 (3). Указанные действия не были согласованы с МУП "Э" в порядке, установленном заключенным между сетевыми организациями договором на оказание услуг по передаче электрической энергии от 25.12.2009 № 18.24.0913.09.
На основании полного и всестороннего исследования материалов дела Комиссия пришла к следующим выводам.
Законодателем предусмотрено право потребителей получать электрическую энергию, качество которой соответствует действующим федеральным стандартам (часть 1 статьи 542 ГК РФ, статья 38 Федерального закона от 26.03.2006 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункт 65 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530). Указанное право потребителя корреспондирует с обязанностью субъектов розничного рынка электроэнергетики поставлять потребителю электрическую энергию надлежащего качества.


Уровень напряжения является фактором, обуславливающим нормальную и безопасную работу бытовых электроприборов, системы электроотопления (в случае отсутствия инфраструктурных объектов системы теплоснабжения), что, в свою очередь, приводит к обеспечению возможности использования объекта недвижимости (жилого дома) по назначению.
Комиссией установлено, что ОАО "К", как гарантирующим поставщиком, не владеющим объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется передача электрической энергии, были предприняты меры по устранению причин некачественного электроснабжения Жилого дома потребителя <...>.
Протоколом № 228 от 30.12.2010, составленным электротехнической лабораторией МУП "Э" в присутствии представителя ОАО "К", установлен факт несоответствия напряжения электрической энергии требованиям ГОСТ 13109-97 на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевых организаций ОАО "М" и МУП "Э" (ВЛ 6 кВ).
При этом доводы ОАО "М" о том, что протокол от 30.12.2010 № 228 не может служить доказательством ненадлежащего напряжения в сетях 6 кВ, в связи с отсутствием представителя ОАО "М" при проведении замеров, являются необоснованными в связи с нижеследующим.
Указанные замеры были проведены лицом, имеющим специальные полномочия, - Электротехнической лабораторией МЭП "Э", зарегистрированной в реестре электротехнических лабораторий Енисейского управления Ростехнадзора от 06.07.2010 № 060, в присутствии лица, не заинтересованного в результатах замеров представителя, - ОАО "К" (гарантирующий поставщик заинтересован в результатах замеров на границе сетей сетевой организации и жилого дома потребителя - имеет ли место несоответствие напряжения электрической энергии; ОАО "К" состоит в гражданско-правовых отношениях с обеими сетевыми организациями, в связи с чем оно имеет право предъявить претензии в связи с ненадлежащим исполнением услуг по передаче электрической энергии к любой из них). Кроме того, согласно пояснениям представителей МУП "Э", представитель ОАО "М" присутствовал при проведении замеров, но отказался от подписания соответствующего протокола. Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что нормативно не закреплен порядок проведения замеров качества электрической энергии в части определения перечня лиц, которые должны быть уведомлены о проведении замеров, Комиссия полагает, что отсутствие в протоколе № 228 от 30.12.2010 подписи представителя ОАО "М" не влечет недействительность проведенных замеров качества электрической энергии.
Таким образом, в сети МУП "Э" из сетей 6 кВ, владельцем которых является ОАО "М", поступала электрическая энергия, уровень напряжения которой не соответствует требованиям ГОСТ 13109-97. Указанные обстоятельства приводят к поставке электрической энергии ненадлежащего качества в Жилой дом потребителя <...>.
Материалами дела № 053-10-12 установлено, что ОАО "М" фактически приступило к выполнению мероприятий, направленных на обеспечение передачи электрической энергии потребителям п. Манский 12.12.2011, то есть через один год после того, как был подтвержден факт некачественного электроснабжения, заключив договор на разработку проектно-сметной документации для разработки пунктов автоматического регулирования напряжения ВЛ 6 кВ.
Вместе с тем ОАО "М" не представило в материалы дела доказательств, свидетельствующих о том, что установка пунктов автоматического регулирования напряжения на существующей ВЛ 6 кВ, учитывая, что причины падения напряжения связаны преимущественно со значительной загруженностью указанной линии, приведет к поставке потребителям п. Манский электроэнергии надлежащего качества.
В материалы дела также не было представлено доказательств, препятствовавших ОАО "М" приступить к выполнению мероприятий, которые бы обеспечили поставку потребителям п. Манский, в том числе гражданке <...>, электрической энергии надлежащего качества, в период с 30.12.2010 (11.01.2011 ОАО "М" было уведомлено МУП "Э" о выявлении факта некачественного электроснабжения) по 12.12.2011, а также о достаточности запланированных мероприятий для приведения качества электрической энергии в Жилом доме гражданки <...> в соответствие с требованиями стандартов.
Кроме того, по состоянию на дату рассмотрения дела ОАО "М" не были представлены доказательства исполнения (в том числе частичного) мероприятий, планируемых указанным лицом на 2011 - 2012 годы.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о выходе ОАО "М" за допустимые пределы осуществления гражданских прав.
Довод ОАО "М" о том, что МУП "Э", так же как и ОАО "М", выдавались технические условия на технологическое присоединение, не согласованные с ОАО "М, что содержит признаки вины МУП "Э" в некачественном электроснабжении потребителей п. Манский, является необоснованным в связи с нижеследующим.
ОАО "М" является собственником объектов электросетевого хозяйства (ВЛ 6 кВ, ПС № 105 "Овсянка"), с использованием которых осуществляется поставка электрической энергии в п. Манский. В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, именно на ОАО "М" лежит обязанность по выявлению и недопущению фактов ненадлежащего технологического присоединения к принадлежащим ему объектам, бездоговорного либо безучетного потребления электрической энергии. ОАО "М" не представило доказательств, опровергающих довод МУП "Э" о том, что названные технические условия выдавались им в пределах выделенной и согласованной с ОАО "М" мощности.
Надлежащее качество электрической энергии в Жилом доме гражданки <...>, установленное протоколами № 60 от 30.05.2011, № 81 от 17.06.2011, проведенных ЭТЛ МУП "Э", а также протоколами № 010-12П, 011-12П от 26.04.2012 замеров электрической энергии на РУ 0,4 кВ ТП 105-6-2 "Мандрик", проведенных ОАО "М", не может являться доказательством выполнения ОАО "М" всех возможных мер, направленных на обеспечение надлежащей передачи электрической энергии, в связи с нижеследующим.
Результаты указанных замеров свидетельствуют об изменении параметров качества электрической энергии, обусловленном объективными причинами уменьшения нагрузки сетей в весенне-летний период (в том числе увеличение продолжительности светового дня, установление среднесуточных температур, позволяющих сократить либо прекратить использование электрических отопительных приборов). Результаты замеров, проведенных в зимний период (декабрь, март), превышают предельно допустимые отклонения напряжения. Организационно-технологические мероприятия, которые могли бы привести к обеспечению надлежащей поставки электрической энергии потребителю <...>, ОАО "М" не проводились.
Нормами части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Основным видом деятельности ОАО "М", в том числе на территории Красноярского края, является оказание услуг по передаче электрической энергии. Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО "М", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным № 24.1.58. Указанным Приказом ФСТ России в отношении ОАО "М" в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" ввела государственное регулирование и контроль. Таким образом, ОАО "М" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии Красноярского края в границах расположения принадлежащих ОАО "М" электрических сетей.
Учитывая наличие доминирующего положения ОАО "М" на товарном рынке, независимо от того, поставляется ли в жилой дом, расположенный по адресу: <...>, электроэнергия надлежащего либо ненадлежащего качества, гражданка <...> не имеет возможности получать электрическую энергию от гарантирующего поставщика, минуя сети сетевой организации ОАО "М". Указанные обстоятельства обуславливают необходимость осуществления гражданкой <...> действий, направленных на повышение уровня напряжения электрической энергии, в частности по приобретению за свой счет дополнительного оборудования для стабилизации изменений напряжения, повышения его уровня, направлению обращений в адрес ОАО "К" с просьбой решить проблему некачественного электроснабжения. Учитывая изложенное, бездействие ОАО "М" по обеспечению передачи электрической энергии надлежащего качества потребителю могло повлечь ущемление интересов гражданки <...>.
Вместе с тем на ОАО "К" в связи с исполнением условий договора энергоснабжения граждан-потребителей № 135 от 30.07.2008 лежит обязанность по обеспечению снабжения Жилого дома гражданки <...> электрической энергией надлежащего качества. Неисполнение гарантирующим поставщиком указанной обязанности влечет предъявление потребителем к нему претензий, в том числе связанных с совершением перерасчета стоимости потребленной электрической энергии надлежащего качества, что, в свою очередь, влечет причинение убытков ОАО "К" (согласно пояснениям последнего общая сумма убытков в связи с ненадлежащим электроснабжением Жилого дома <...> составила 108197,26 руб.). Указанные обстоятельства могли привести к ущемлению интересов ОАО "К".
В связи с изложенным бездействие ОАО "М", занимающего доминирующее положение на товарном рынке, по обеспечению передачи электрической энергии надлежащего качества образует состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая то обстоятельство, что по состоянию на дату рассмотрения дела № 053-10-12 ОАО "М" не представило доказательств совершения им организационно-технологических мероприятий, направленных на обеспечение передачи электрической энергии надлежащего качества, основания для прекращения рассмотрения дела в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", отсутствуют.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать открытое акционерное общество "М" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" по факту необеспечения передачи электрической энергии надлежащего качества.
2. Выдать открытому акционерному обществу "М" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в форме обеспечения выполнения организационно-технологических мероприятий, которые бы привели к передаче электрической энергии надлежащего качества потребителю <...> (жилой дом, расположенный по адресу: <...>) в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей ОАО "М".

Председатель Комиссии
О.П.ХАРЧЕНКО

Члены Комиссии
Я.Ю.БЫЧКОВА
А.Ю.ГНЕДИНА
В.В.СУГОРОВА

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 18 мая 2012 г. по делу № 053-10-12

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: О.П. Харченко, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Я.Ю. Бычкова, начальник отдела контроля размещения государственного заказа, А.Ю. Гнедина, начальник отдела естественных монополий, В.В. Сугорова, главный специалист-эксперт отдела естественных монополий, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 18.05.2012 по делу № 053-10-12 о нарушении открытым акционерным обществом "М" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

предписывает:

ОАО "М" в течение 90 (девяноста) дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: обеспечить выполнение организационно-технологических мероприятий, которые бы привели к передаче электрической энергии надлежащего качества потребителю <...> (жилой дом, расположенный по адресу: <...>), в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей ОАО "М".
Об исполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения, с приложений копий подтверждающих документов.

Председатель Комиссии
О.П.ХАРЧЕНКО

Члены Комиссии
Я.Ю.БЫЧКОВА
А.Ю.ГНЕДИНА
В.В.СУГОРОВА

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru