Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 3 февраля 2012 г. № 02-10/211-11

Резолютивная часть решения оглашена 24 января 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 3 февраля 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - Бутенко И.В., заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля монополистической деятельности,
члены Комиссии: Белова М.Н., специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности, Газизов Р.М., специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности,
рассмотрев дело № 02-10/211-11 по признакам нарушения ООО "О" <...> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
На основании заявления ООО "З" (вх. № 7268 от 16.11.2011) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства РФ ООО "О", действия которого привели, по мнению заявителя, к злоупотреблению своим доминирующим положением и, как следствие, к ущемлению его интересов.
Изучив представленные для рассмотрения дела документы и информацию, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
ООО "З" является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирные дома, расположенные в пос. Зональная Станция.
Между ООО "З" и ООО "О" 01.08.2011 был заключен договор об оказании услуг по подогреву ГВС, согласно которому ООО "О" обязуется оказать услуги по подогреву воды для нужд горячего водоснабжения, а ООО "З" приняло на себя обязательство по оплате указанной услуги.
16.11.2011, 22.11.2011, 05.12.2011, а также 06.12.2011 на территории пос. Зональная Станция ООО "О" было произведено отключение горячего водоснабжения.
ООО "О" на праве аренды принадлежит котельная ДЕВ, расположенная по адресу: <...>.
В связи с наличием задолженности перед ОАО "Т" по оплате электрической энергии ООО "О" самостоятельно производило ограничение режима потребления электроэнергии путем отключения, в том числе циркулярных насосов ГВС на котельной ДЕВ.
В соответствии с пунктом 78 основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, гарантирующий поставщик вправе в установленном порядке инициировать частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии (приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) с покупателем) в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии (мощности) и оказанных услуг и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, с учетом особенностей процедуры ограничения отдельных категорий потребителей, установленных разделом XIII настоящего документа.
Включение покупателя в соответствии с п. 7.6 договора энергоснабжения № 16159 от 31.08.2011, заключенного между ОАО "Т" и ООО "О", производится только после полного погашения задолженности.
11.10.2011 заместителю Главы Зональненского сельского поселения Г. и директору ООО "З" В. было направлено письмо ООО "О", в котором уведомлялось о возможном исходе ситуации, если ООО "З" продолжит уклоняться от обязанностей по оплате образовавшейся задолженности.
12.10.2011 Администрация Т. обратилась в Прокуратуру Томского района Томской области с письмом о принятии мер за № 02-24/1984, по результатам рассмотрения данного обращения Прокуратурой Томского района было вынесено предостережение от 21.10.2011 о недопустимости нарушения ООО "З" федерального законодательства.
21.10.2011 между ООО "О" и ООО "З" было заключено соглашение о реструктуризации задолженности, согласно которому сторонами указанного соглашения была признана задолженность за период с 01.08.2011 по 30.09.2011, в том числе за услуги по подогреву воды, полученные заявителем в указанный выше период в размере 917697,48 рубля.
Также по информации, полученной из письма Администрации Зональненского сельского поселения от 15.11.2011 № 895, направленного в ООО "З", следует, что возможно отключение котельной в связи с наличием задолженности последнего перед ООО "О" и соответственно ООО "О" за потребленную электроэнергию перед ОАО "Т".
Более того, Администрацией Т. было проведено совещание 08.11.2011, в том числе с представителями ООО "З" для решения вопроса о погашении задолженности ООО "З" перед ООО "О".
08.12.2011 между ООО "З", ООО "О" и ОАО "Т" было заключено тройственное соглашение об уплате долга, согласно пункту 1 которого ООО "О" возлагает на ООО "З", а последнее принимает на себя обязательство по оплате задолженности ООО "О" перед ОАО "Т" за электрическую энергию. После подписания указанного соглашения в отношении ООО "О" были сняты ограничения режима потребления электроэнергии.
В своем заявлении ООО "З" указывает на прекращение подачи ООО "О" тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в нарушение требований п. 3, 4, 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1 (далее - Порядок 1), тем самым ООО "О" нарушает права и интересы ООО "З" в сфере его предпринимательской деятельности и создает препятствия для исполнения последним своих обязанностей перед добросовестными потребителями при предоставлении им коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 6 Порядка 1 в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса РФ отношения по снабжению энергией через присоединенную сеть регулируются положениями Кодекса о договоре энергоснабжения (ст.ст. 539 - 547). Отсюда следует, что приобретение исполнителем коммунальных услуг у ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов через присоединенную сеть с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами регулируются нормами Гражданского кодекса о договоре энергоснабжения.
Так, в соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 (далее - Правила 307), условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам.
При этом согласно пункту 85 Правил 307 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Однако в силу пункта 1 Правил 307 содержащиеся в них нормы регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность.
Кроме того, возможность приостановления (прекращения) ресурсоснабжения по причине недобросовестности исполнителя коммунальных услуг не ставится в зависимость от соответствия условий договора энергоснабжения, заключенного ресурсоснабжающей организацией с таким исполнителем, нормам Правил 307. По смыслу статей 309, 328 ГК РФ приостановление (прекращение) энергоснабжения может быть произведено в силу закона вне зависимости от установления такой возможности в договоре.
Помимо этого, в соответствии с пунктом 1 статьи 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523.
В силу статьи 523 такой односторонний отказ от исполнения договора допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон, в том числе в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товара.
Изложенное также свидетельствует о правомерности приостановления (прекращения) энергоснабжения исполнителя коммунальных услуг, нарушающего свои обязательства по оплате энергии.
В рассматриваемой же ситуации исполнитель коммунальных услуг не отвечает критериям добросовестности, поскольку не выполняет свои обязательства по оплате энергии надлежащим образом.
Таким образом, нарушение требования пункта 85 Правил является следствием недобросовестности исполнителя коммунальных услуг, не способного надлежащим образом обеспечить исполнение взятых на себя обязательств по оказанию коммунальных услуг своим потребителям.
Действия ООО "О" не содержат в себе признаков нарушения пункта 6 Правил 1.
Разделом 7 Правил 307 установлен порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, обязательными условиями установления которого является уведомление потребителем аварийно-диспетчерской службы исполнителя или иной службы, указанной исполнителем, которое должно быть надлежащим образом зарегистрировано, и (или) составление акта о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем), либо фиксация предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета.
В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ООО "З" не были представлены доказательства ущемления интересов потребителей услуги ГВС, наличие поступивших заявителю жалоб о непредоставлении или предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества от жителей пос. Зональная Станция также не нашло своего подтверждения.
Таким образом, приостановление (прекращение) ООО "О" подачи энергии исполнителю коммунальных услуг (должнику по оплате энергии), влекущее за собой приостановление (прекращение) оказания коммунальных услуг потребителям (населению), своевременно вносящим исполнителям плату за оказанные им услуги, в данном случае соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно данным, полученным в ходе исследования рынка производства тепловой энергии для подогрева горячей воды в пределах географической границы п. Зональная Станция, ООО "О" является единственным хозяйствующим субъектом на данном товарном рынке. Данное юридическое лицо осуществляет вышеуказанную деятельность на территории п. Зональная Станция с 01.08.2011.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № ФЗ-135 "О защите конкуренции" в период с 01.08.2011 ООО "О" занимает доминирующее положение на рынке производства тепловой энергии в географических границах п. Зональная Станция с долей 100%.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании изложенного действия ООО "О" не привели к нарушению запретов, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать отсутствие нарушения антимонопольного законодательства РФ в действиях ООО "О".
2. На основании п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение дела № 02-10/211-11 о нарушении ООО "О" антимонопольного законодательства РФ прекратить.

Председатель Комиссии
И.В.БУТЕНКО

Члены Комиссии:
М.Н.БЕЛОВА
Р.М.ГАЗИЗОВ

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru