Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2011 г. № 3-1/2011

Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
при секретаре М.С.В.
с участием представителя прокурора Республики Тыва О.У.М., представителя Верховного Хурала Республики Тыва К.В.К., представителя Председателя Правительства Республики Тыва Щ.А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Тыва о признании Закона Республики Тыва от 24.12.2010 № 268 ВХ-1 "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части,

установил:

Прокурор Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании Закона Республики Тыва от 24.12.2010 № 268 ВХ-1 "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части.
В обоснование своих требований прокурор указал, что Закон Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" № 268 ВХ-1 принят Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва 22.12.2010, подписан Председателем Правительства Республики Тыва 24.12.2010, опубликован в газете "Тувинская правда" № 178 от 31.12.2010.
Закон противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Статьей 1 Федерального закона от 18.12.1997 № 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" (в редакции Федеральных законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 27.10.2008 № 191-ФЗ) определено понятие "географические объекты" - существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа; города и другие поселения, районы, волости, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты и подобные им объекты.
При принятии данного Закона Республики Тыва требования Федерального закона "О наименованиях географических объектов" не были учтены.
Согласно статье 4 в ведении Российской Федерации в области установления, нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов находится присвоение наименований географическим объектам и переименование географических объектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 8 нормализация наименований географических объектов на русском языке осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области наименований географических объектов, в соответствии с правилами и традициями употребления наименований географических объектов на русском языке.
Порядок присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов определен статьей 9.
Предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов могут вноситься органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами Российской Федерации.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации рассматривают предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов, в случаях одобрения указанных предложений информируют население соответствующих территорий о необходимых затратах на переименование географических объектов и выявляют мнение населения об указанных предложениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов, обосновывающие указанные предложения документы и расчеты затрат на переименование географических объектов законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации направляют на экспертизу в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области наименований географических объектов.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по рассмотрению предложений о присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов, рассматривает такие предложения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Порядку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20.05.1999 № 554, предложения о присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов направляются в Федеральную службу геодезии и картографии России на экспертизу с обосновывающими данные предложения документами и расчетами затрат на переименование географических объектов.
Результаты экспертизы предложения о присвоении наименования географическому объекту или переименовании географического объекта на территории субъектов Российской Федерации Федеральная служба геодезии и картографии России в месячный срок после получения предусмотренных в пункте 4 настоящего Порядка заключений сообщает направившему это предложение законодательному органу субъекта Российской Федерации.
Из указанных положений следует, что субъекты Российской Федерации правом переименования географических объектов не наделены.
При принятии оспариваемого Закона Республики Тыва указанная процедура - внесение предложений о переименовании географических объектов в Федеральную службу геодезии и картографии России не соблюдена.
Также наименования муниципальных образований республики не соответствуют Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований, принятому и введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.12.2005 № 310-СТ.
Применение оспариваемых норм Закона Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" № 268 ВХ-1 нарушает интересы Российской Федерации, поскольку вышеназванные нормы Закона Республики Тыва противоречат федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва О.У.М. заявление прокурора Республики Тыва поддержала и просила признать указанные положения Закона Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" № 268 ВХ-1 противоречащими федеральному законодательству и недействующими по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва Щ.А.М. с заявлением не согласился, сославшись на то, что в нарушение части 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении не указано, в чем конкретно заключаются интересы Российской Федерации и какое право нарушено. В нарушение требований статьи 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором к заявлению не приложена копия официального периодического издания, в котором опубликован полный текст оспариваемого закона с приложениями, являющимися его неотъемлемой частью. Поскольку текст оспариваемого Закона в полном виде не опубликован, данный закон не может применяться, как не вступивший в силу и не влекущий каких-либо правовых последствий. Обоснованием для формирования второго раздела ОКАТО и вносимых в него изменений, являются законодательные акты субъектов Российской Федерации об их административно-территориальной устройстве.
Представитель Верховного Хурала Республики Тыва К.В.К. с заявлением не согласился, указывая, что Закон республики был принят в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, федеральному законодательству не противоречит.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О наименованиях географических объектов" № 152-ФЗ от 18.12.1997 определено понятие "географические объекты" - существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, автономная область, автономные округа; города, в том числе города федерального значения, и другие населенные пункты; районы, административные районы, аймаки, кожууны, национальные районы, улусы, волости, поселковые советы, наслеги, сельские советы, национальные сельские советы, сельские округа, сумоны, станичные округа и другие административно-территориальные образования (административно-территориальные единицы); железнодорожные станции, морские порты и речные порты, аэропорты.
Согласно статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Во введении к Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления Российской Федерации (ОКАТО) указано, что в ряде субъектов Российской Федерации взамен категории "сельсовет" введены такие понятия, как "сельский округ", "волость", "сельская администрация", "сомон" и др.
Согласно части 2 статьи 2 Конституционного закона Республики Тыва от 19.03.2008 № 627 ВХ-2 "Об административно-территориальном устройстве" в настоящем Конституционном законе понятия "муниципальный район" и "кожуун", "городские округа" и "города Кызыл, Ак-Довурак", "сельское поселение" и "сумон" имеют равные значения.
Исходя из этого, сумон представляет из себя сельское поселение, являющееся географическим объектом.
При принятии Закона Республики Тыва требования Федерального закона "О наименованиях географических объектов" не были учтены.
Согласно статье 4 в ведении Российской Федерации в области установления, нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов находится присвоение наименований географическим объектам и переименование географических объектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 8 нормализация наименований географических объектов на русском языке осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области наименований географических объектов, в соответствии с правилами и традициями употребления наименований географических объектов на русском языке.
Порядок присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов определен статьей 9.
В соответствии с частью 1 указанной статьи, предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов могут вноситься органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами Российской Федерации.
Предложения о присвоении наименований географическим объектам Российской Федерации, за исключением железнодорожных станций, морских портов и речных портов, аэропортов, или о переименовании географических объектов Российской Федерации, за исключением железнодорожных станций, морских портов и речных портов, аэропортов, направляются в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены эти объекты. Предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов, обосновывающие данные предложения документы и расчеты затрат на переименование географических объектов оформляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области наименований географических объектов.




В нарушение указанных норм в статье 7 Закона Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" городские поселения в пункте 1 и 2 указаны с двойными наименованиями - Чадан (Чадаана) и Шагонар (Шагаан-Арыг).
Доводы Представителя Председателя Правительства Республики Тыва Щ.А.М. о том, что в нарушение части 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении не указано, в чем конкретно заключаются интересы Российской Федерации и какое право нарушено, не состоятельны. При обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не возлагает на него такую обязанность.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва Щ.А.М. в судебном заседании заявил о том, что в нарушение требований статьи 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором к заявлению не приложена копия официального периодического издания, в котором опубликован полный текст оспариваемого Закона с приложениями, являющимися его неотъемлемой частью. Текст оспариваемого Закона в полном виде не опубликован, поэтому данный закон не может применяться, как не вступивший в силу и не влекущий каких-либо правовых последствий.
С данными доводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Прокурором к заявлению приложена копия газеты "Тувинская правда" № 178 (170230) от 31 декабря 2010 года, являющаяся официальным изданием.
В абзаце 5 пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 ноября 2007 года № 48 содержится разъяснения о том, что в том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.
Следовательно, опубликование закона без приложений само по себе не свидетельствует о том, что он не вступил в силу и является недействующим.
Доводы Представителя Председателя Правительства Республики Тыва Щ.А.М. о том, что Закон Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" принят в соответствии с установленным порядком и не противоречит действующему законодательству, поскольку обоснованием для формирования второго раздела ОКАТО (сельские населенные пункты) и вносимых в него изменений являются законодательные акты субъектов Российской Федерации об их административно-территориальной устройстве, также не состоятельны.
Прокурором оспаривается законность наименований сумонов как объектов административно-территориального деления, а не соответствие законодательству наименований сельских населенных пунктов. Перечень сумонов приведен в разделе 1 ОКАТО "Объекты административно-территориального деления, кроме сельских населенных пунктов".
Из оспариваемых положений Закона Республики Тыва следует, что наименования сумонов как географических объектов указаны не в соответствии с уже существующими наименованиями либо вообще не значащимися в республике, или указаны иные наименования, что противоречит федеральному законодательству, поскольку перечисленные в оспариваемом Законе Республики административно-территориальные единицы должны соответствовать названным в Федеральном законе определениям географических объектов.
Таким образом, заявление прокурора Республики Тыва обоснованно и подлежит удовлетворению.
Суд считает необходимым признать Закон Республики Тыва "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" в части противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
В силу положений части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Тыва о признании Закона Республики Тыва от 24.12.2010 № 268 ВХ-1 "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части, удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закон Республики Тыва от 24.12.2010 № 268 ВХ-1 "О статусе муниципальных образований Республики Тыва" в части:
- подпункты 1 - 7 пункта 1 статьи 5, подпункты 1 - 7 пункта 1 статьи 8 и приложения 24 - 30 в части наименования сумонов - Бай-Тал, Кара-Холь, Кызыл-Даг, Тээли, Хемчик, Шуй и Ээр-Хавак;
- подпункты 1 - 4 и 6 - 9 пункта 2 статьи 5, подпункты 1 - 4 и 6 - 9 пункта 2 статьи 8 и приложения 31 - 34, 36 - 39 в части наименования сумонов - Кызыл-Мажалык, Аксы-Барлык, Аянгаты, Барлык, Ак, Хонделен, Шекпээр, Эрги-Барлык;
- подпункты 1 - 9 и 11 пункта 3 статьи 5, подпункты 1 - 9 и 11 пункта 3 статьи 8 и приложения 40 - 48, 50 в части наименования сумонов - Баян-Тала, Ийме, Теве-Хая, Хайыракан, Хондергей, Хорум-Даг, Чадан, Чыраа-Бажы, Шеми и Чыргыкы;
- подпункты 1 - 4, 6 - 11 пункта 4 статьи 5, подпункты 1 - 4, 6 - 11 пункта 4 статьи 8 и приложения 51 - 54, 56 - 61 в части наименования сумонов - Сарыг-Сеп, Бояровка, Бурен-Хем, Бурен-Бай-Хаак, Ильинка, Кундустуг, Кок-Хаак, Сизим, Суг-Бажы, Усть-Бурен;
- подпункт 7 пункта 4 статьи 5 и подпункт 7 пункта 4 статьи 8 в части наименование административного центра сумона Кундустугский - "село Кундустуг";
- подпункты 1 - 9 пункта 5 статьи 5, подпункты 1 - 9 пункта 5 статьи 8 и приложения 62 - 70 в части наименования сумонов - Баян-Кол, Кара-Хаак, Сукпак, Терлиг-Хая, Усть-Элегест, Целинное, Черби, Шамбалыг, Ээрбек;
- подпункты 1 и 2 пункта 6 статьи 5, подпункты 1 и 2 пункта 6 статьи 8 и приложения 71 - 72 в части наименования сумонов - Каргы и Моген-Бурен;
- подпункт 3 пункта 6 статьи 5, подпункт 3 пункта 6 статьи 8 и приложения 73 полностью;
- подпункты 1 - 6 пункта 7 статьи 5, подпункты 1 - 6 пункта 7 статьи 8 и приложения 74 - 79 в части наименования сумонов - Хандагайты, Дус-Даг, Саглы, Солчур, Сарыг-Холь, Чаа-Суур;
- подпункты 1 - 7 пункта 8 статьи 5, подпункты 1 - 7 пункта 8 статьи 8 и приложения 80 - 86 в части наименования сумонов - Аржаан, Севи, Сесерлиг, Суш, Тарлаг, Уюк, Хадын;
- подпункты 1 - 7 пункта 9 статьи 5, подпункты 1 - 7 пункта 9 статьи 8 и приложения 87 - 93 в части наименования сумонов - Суг-Аксы, Алдан-Маадыр, Ак-Даш, Бора-Тайга, Кара-Чыраа, Кызыл-Тайга, Ишкин;
- подпункты 1 - 5, 7 пункта 10 статьи 5, подпункты 1 - 5, 7 пункта 10 статьи 8 и приложения 94 - 98 и 100 в части наименования сумонов - Бай-Хаак, Арыг-Бажы, Балгазын, Дурген, Кочетово, Межегей;
- подпункты 2 и 3 пункта 11 статьи 5 и подпункты 2 и 3 пункта 11 статьи 8 и приложения 103 - 104 полностью;
- подпункт 1 пункта 11 статьи 5, подпункт 1 пункта 11 статьи 8 и приложения 102 в части наименования сумона Шынаа;
- подпункты 1 - 7 пункта 12 статьи 5, подпункты 1 - 7 пункта 12 статьи 8 и приложения 106 - 112 в части наименования сумонов - Самагалтай, Кызыл-Чыраа, Берт-Даг, О-Шынаа, У-Шынаа, Чыргаланды, Шуурмак;
- подпункты 1 - 5 пункта 13 статьи 5, подпункты 1 - 5 пункта 13 статьи 8 и приложения 113 - 117 в части наименования сумонов - Азас, Тоора-Хем, Ий, Сыстыг-Хем, Чазылары;
- подпункты 1, 3, 6 - 9 пункта 14 статьи 5, подпункты 1, 3, 6 - 9 пункта 14 статьи 8 и приложения 119, 121, 124 - 127 в части наименования сумонов - Арыг-Узю, Кок-Чыраа, Торгалыг, Хайыракан, Чааты, Эйлиг-Хем;
- подпункты 1 - 3 пункта 15 статьи 5, подпункты 1 - 3 пункта 15 статьи 8 и приложения 128 - 130 в части наименования сумонов - Чаа-Холь, Ак-Дуруг, Кызыл-Даг;
- подпункты 3 и 6 пункта 16 статьи 5, подпункты 3 и 6 пункта 16 статьи 8 и приложения 134 и 137 в части наименования сумонов - Хендерге, Элегест;
- подпункты 1 - 4, 6 пункта 17 статьи 5, подпункты 1 - 4, 6 пункта 17 статьи 8 и приложения 138 - 141, 143 в части наименования сумонов - Эрзин, Бай-Даг, Морен, Нарын, Сарыг-Булун;
- пункт 1 статьи 7 и приложения 20 в части слова "(Чадаана)";
- пункт 2 статьи 7 и приложения 21 в части слова "(Шагаан-Арыг)".
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения решения суда в окончательной форме - 9 марта 2011 года.

Судья
А.А.КАНЗАЙ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru