Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тюменская область


ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2012 г. № 514

О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ОТ 23.09.2010 № 2415 "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ
ПО ТЕМЕ: "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КРЕДИТОВАНИЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Рассмотрев информации о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 23.09.2010 № 2415 "О рекомендациях семинара-совещания по теме: "Актуальные вопросы кредитования сельскохозяйственных предприятий в Тюменской области", представленные в областную Думу: Вице-Губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым (письмо от 20.08.2012 № 31/10003 Д/12-4400), председателем областного сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива "Тюмень" Г.А. Макаровой (письмо от 16.08.2012 № 96), и.о. руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области В.Г. Кораблевым (письмо от 09.08.2012 № 01-39-27461-ВК), вице-президентом "Запсибкомбанк" ОАО Н.Н. Рыковой (письмо от 20.08.2012 № 05-5/8-756), заместителем директора ЗАО "Тюменьагропромбанк" И.М. Бирюком (письмо от 27.07.2012 № 02-24/828), и.о. ректора Тюменского института переподготовки кадров агробизнеса А.А. Гороховым (письмо от 20.08.2012 № 144), решение комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области, областная Дума постановляет:
1. Информации о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 23.09.2010 № 2415 "О рекомендациях семинара-совещания по теме: "Актуальные вопросы кредитования сельскохозяйственных предприятий в Тюменской области" принять к сведению (прилагаются).
2. Снять с контроля постановление Тюменской областной Думы от 23.09.2010 № 2415 "О рекомендациях семинара-совещания по теме: "Актуальные вопросы кредитования сельскохозяйственных предприятий в Тюменской области".

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение 1
к постановлению областной Думы
от 20.09.2012 № 514

ИНФОРМАЦИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ОТ 23.09.2010 № 2415
"О РЕКОМЕНДАЦИЯХ СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ ПО ТЕМЕ:
"АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КРЕДИТОВАНИЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

(представлена в областную Думу Вице-Губернатором
Тюменской области С.М. Сарычевым 20.08.2012)

В Тюменской области кредитная сельскохозяйственная кооперация развивается с 1998 года. В настоящее время в области осуществляют деятельность 24 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооператива: областной сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив "Тюмень" и 23 кооператива, действующих в муниципальных образованиях. Число членов кооперативов, действующих в муниципальных образованиях, по состоянию на 25.06.2012 превышает 17 тыс. человек, основную долю составляют граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, - 16,8 тыс. (98%). На протяжении ряда лет кооперативами, действующими в муниципальных образованиях (далее - кооперативы), ежегодно выдается более 4,5 тыс. займов на общую сумму, превышающую 450 млн. рублей.
Сформированный в основном за счет средств областного бюджета (87%) суммарный фонд финансовой взаимопомощи всех сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов области на 01.07.2012 составляет 633,1 млн. рублей. Это достаточно серьезный финансовый инструмент для решения задачи по стимулированию развития сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования.
В 2012 году фактором, стимулирующим расширение доступности малых форм хозяйствования к кредитным ресурсам, по-прежнему, остается субсидирование процентных ставок по кредитам и займам. По состоянию на 25.06.2012 малыми формами хозяйствования заключено кредитных договоров и договоров займа под субсидирование процентной ставки на общую сумму 845 млн. рублей.
За семь месяцев 2012 года кооперативами выдано 1746 займов на сумму 211,4 млн. рублей, что на 8% превышает уровень соответствующего периода предыдущего года. Значительная часть фонда финансовой взаимопомощи (16% - 102,8 млн. рублей) используется строго по целевому назначению на завершение строительства мини-ферм в личных подсобных хозяйствах граждан. Займы на эти цели носят долгосрочный характер и предоставляются на срок от 5 до 8 лет.
В целом займы по срокам выдачи распределены следующим образом:
до 1 года - 8,9% от общей суммы займов;
от 1 года до 2 лет - 37,8% от общей суммы займов;
от 2 до 3 лет - 20,5% от общей суммы займов;
более 5 лет - 32,8% от общей суммы займов.
В связи с тем, что выдача займов на продолжительный период замедляет оборот финансовых ресурсов в кооперативах и ограничивает возможности малых форм хозяйствования в пользовании заемными средствами, в 2012 году в соответствии с решением заседания Совета по вопросам реализации национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" от 06.06.2012 кооперативам рекомендовано ограничить срок по вновь выдаваемым займам двумя годами.
Созданная в соответствии с постановлением Губернатора Тюменской области от 13.08.2001 № 310 рабочая группа по вопросам состояния задолженности по займам, предоставленным сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, оказывает позитивное влияние на повышение эффективности деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов области, укрепление финансовой дисциплины и снижение просроченной задолженности по займам членов - пайщиков кооперативов. По ее совету подготовлены и направлены в кооперативы типовые документы, регламентирующие их хозяйственную деятельность, а также рекомендации по выстраиванию взаимоотношений с заемщиками. В результате за один год функционирования рабочей группы 4 кооператива (17% от общего количества) не имеют просроченной задолженности по займам, а 13 кооперативов (56%) сократили размер просроченной задолженности более чем на 4,5 млн. рублей.
Одним из направлений государственной поддержки, формирующим условия стимулирования технической и технологической модернизации в агропромышленном комплексе области, является субсидирование части стоимости предметов лизинга.
В рамках реализации постановления Правительства Тюменской области от 14.05.2012 № 180-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства" сельскохозяйственным товаропроизводителям агропромышленного комплекса области, приобретающим в лизинг новую сельскохозяйственную технику и технологическое оборудование, выплачиваются субсидии на компенсацию:
- 90% стоимости технологического оборудования на технологическое переоснащение и перевооружение в животноводческих помещениях для крупного рогатого скота;




Основная проблема, влияющая на инвестиционную привлекательность агропромышленного комплекса, - длительная окупаемость проектов и высокая степень рисков природного характера, отсутствие у сельскохозяйственных товаропроизводителей собственных средств для осуществления проектов.
Среди основных рисков также можно отметить ярко выраженную сезонность получения урожая с относительно длительным циклом производства и, как следствие, концентрацию во времени сбыта произведенной продукции и накопления сезонных затрат, подверженность воздействию природно-климатических условий (неурожай, падеж скота), отсутствие минимальной гарантированной цены на выкуп продукции растениеводства.
Кроме того, упрощенная бухгалтерская отчетность и отсутствие аудиторского заключения нередко мешают банку принять положительное решение по тому или иному потенциальному заемщику. Здесь же можно сказать о рисках, связанных с недостатками управления хозяйствами, как в производственной, так и в финансовой сфере.
Для развития кредитования аграрного сектора экономики необходимо формирование кредитного механизма, адекватного требованиям современной рыночной экономики. Одним из ключевых моментов в организационно-экономическом механизме кредитования выступает управление кредитом со стороны участников сделки. Совершенствование кредитных отношений сельскохозяйственных товаропроизводителей с банком неразрывно связано с разработкой методик по оценке кредитоспособности хозяйств. Для оценки кредитоспособности экономического субъекта используются различные приемы анализа, многочисленные аспекты которого, будучи соединенными в систему, отражают способность потенциального заемщика своевременно и в полном размере погасить свой долг. Полный анализ кредитоспособности предприятия складывается из следующих элементов: анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта, оценка технико-экономического обоснования кредитуемого мероприятия и деятельности потенциального заемщика в будущем.
Как правило, финансовое положение заемщиков-сельхозтоваропроизводителей можно оценить не лучше, чем "среднее". Для банка кредитование заемщика со средним финансовым положением предполагает более высокие риски невозврата заемных средств, поэтому требует создания резервов на случай возможных потерь по ссудам, что увеличивает его расходы. Вместе с отсутствием ликвидного обеспечения это служит большим препятствием на пути к получению доступных кредитов.
Таким образом, повышение уровня доступности кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей в первую очередь зависит от повышения финансовой устойчивости этих предприятий.
При кредитовании банк сталкивается с тем, что основные средства предприятий-заемщиков изношены и не могут быть приняты в качестве обеспечения. Зачастую банк сталкивается с отсутствием достаточной залоговой базы заемщиков, продолжает оставаться нерешенным и вопрос с оформлением прав на землю сельхозназначения и возможностью ее залога.
Нельзя не отметить и тот факт, что несмотря на желание многих предпринимателей развивать собственный бизнес, никто из них не готов рисковать своими собственными средствами.
В вопросе развития кредитования предприятий АПК достаточно остро стоит вопрос страхования урожая. Некоторые предприятия кредитуются под залог будущего урожая, предварительно застраховав его. Но, во-первых, это дорогой вид страхования, потому что Тюменская область находится в зоне рискованного земледелия, что предполагает высокие тарифы, а во-вторых, страхование осуществляется весной или осенью, как раз в то время, когда аграриям необходимы средства на текущую посевную или уборочную кампанию, и на страхование будущего урожая средств, как правило, недостаточно.





Приложение 6
к постановлению областной Думы
от 20.09.2012 № 514

ИНФОРМАЦИЯ
ФГБОУ ДПОС "ТЮМЕНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ
АГРОБИЗНЕСА" О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ОТ 23.09.2010 № 2415
"О РЕКОМЕНДАЦИЯХ СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ ПО ТЕМЕ:
"АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КРЕДИТОВАНИЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

(представлена в областную Думу и.о. ректора
ФГБОУ ДПОС "ТИПКА" А.А. Гороховым 20.08.2012)


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Тюменской областной Думы № 2415 издано 23.09.2010, а не 23.09.2012.

В соответствии с постановлением Тюменской областной Думы от 23.09.2012 № 2415 "О рекомендациях семинара-совещания по теме "Актуальные вопросы кредитования сельскохозяйственных предприятий в Тюменской области" федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов "Тюменский институт переподготовки кадров агробизнеса" (далее - ФГБОУ ДПОС "ТИПКА") были предприняты следующие действия:
1. В программах профессиональной переподготовки по специальностям "Менеджмент" и "Бухгалтерский учет и аудит" (объем свыше 500 часов) предусмотрены следующие дисциплины, в которых рассматриваются актуальные вопросы страхования и кредитования сельскохозяйственных предприятий: "финансовый менеджмент", "экономика предприятия", "бухгалтерский учет и аудит", "разработка управленческих решений", "антикризисное управление", "экономический и финансовый анализ".
В программы повышения квалификации (объем до 72 часов) "Актуальные вопросы управления сельскохозяйственными предприятиями в современных условиях", "Управление организациями АПК", "Налоговый учет в АПК", "Новые стандарты в бухгалтерском учете и отчетности", "Информационные технологии в бухгалтерском учете", "Экономический и финансовый анализ хозяйственной деятельности", "Автоматизация бизнес-планирования и инвестиционное проектирование", "Организация бухгалтерского учета инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений в сельскохозяйственных организациях" включены вопросы, посвященные страхованию и кредитованию сельскохозяйственных предприятий.
Программа повышения квалификации "Организация и функционирование кредитной кооперации в системе АПК" (объем - 72 часа) разработана при участии Г.А. Макаровой - председателя ОСКПК "Тюмень" и предназначена для обучения руководителей и специалистов сельскохозяйственных кредитных кооперативов. В 2010 - 2012 годах по этой программе было обучено 40 человек.
Основная категория наших слушателей - руководители и специалисты сельскохозяйственных предприятий, поэтому наибольшее внимание у них вызывают практические вопросы кредитования, разбор конкретных проблем.
Помимо преподавателей ФГБОУ ДПОС "ТИПКА", к проведению занятий привлекаются преподаватели Тюменской государственной сельскохозяйственной академии, Тюменского государственного университета, руководители и специалисты тюменского филиала ОАО "Россельхозбанк", ОСКПК "Тюмень", страховых компаний. Благодаря участию в образовательном процессе специалистов-практиков существенно повышается востребованность образовательных услуг, слушатели могут задать вопросы непосредственно работникам и руководителям кредитных и страховых организаций. Наш институт и в дальнейшем планирует придерживаться данной практики.
2. Разработка программного комплекса по автоматизации основных операций кредитных кооперативов представляется актуальной. Необходимо совместно с ОСКПК "Тюмень" и представителями сельскохозяйственной кредитной кооперации области определить требования по функциональным возможностям данного комплекса и разработать техническое задание, оценить стоимость разработки и определить источники финансирования.
3. На основании общения как со слушателями нашего института, так и с приглашенными специалистами банковского сектора и кредитной кооперации мы пришли к следующим выводам относительно развития сельскохозяйственного кредитования в Тюменской области:
3.1. Кредит является важным звеном системы финансирования расширенного воспроизводства в АПК, без него невозможно развитие сельскохозяйственного производства и решение возложенных на аграрный сектор экономики социально-экономических задач. Благодаря кредиту происходит обновление материально-технической базы сельского хозяйства, финансируются текущие расходы предприятий при отсутствии собственных средств.
3.2. Конкуренция на рынке сельскохозяйственного кредитования развита слабо, основную долю на нем занимают несколько крупных банков - ОАО "Сбербанк", ОАО "Россельхозбанк" и др. Монополизация кредитного рынка неблагоприятно сказывается на условиях кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Учитывая это, необходимо содействовать формированию конкурентной среды на рынке сельскохозяйственного кредитования, прежде всего развивая систему кредитной кооперации, а также привлекая к кредитованию АПК более широкий круг коммерческих банков. Возможно создание микрофинансовых организаций, специализирующихся на кредитовании фермерских хозяйств, небольших сельскохозяйственных предприятий и населения, проживающего в сельской местности.
Следует обратить внимание на опыт развитых зарубежных стран, в которых на рынке сельскохозяйственного кредитования представлены различные институты. Так, в США через систему фермерского кредитования, близкую по форме кредитной кооперации, выдается до трети всех инвестиционных кредитов в сельском хозяйстве. Значительную роль играют также небольшие банки, обслуживающие сельскохозяйственные предприятия.
3.3. Одним из факторов, затрудняющих доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитам, является дефицит подготовленных кадров. Зачастую работники экономической и бухгалтерской служб предприятий не могут должным образом подготовить документы для получения кредита, испытывают иные затруднения при работе с банками. Необходимо уделять внимание обучению и повышению квалификации специалистов сельскохозяйственных предприятий.
3.4. Необходимо принять во внимание, что вступление России в ВТО ограничивает направления государственной поддержки сельского хозяйства. Эти ограничения вступают в силу по окончании переходного периода. В частности, льготное кредитование сельскохозяйственных предприятий относится к мерам так называемой "желтой корзины", которые подлежат поэтапному сокращению. Следовательно, необходимо заранее разработать формы поддержки сельскохозяйственного кредитования, не нарушающие данные ограничения, а также максимально эффективно использовать переходный период, в который данные меры поддержки разрешены.
3.5. Для того чтобы указанные вопросы решались в комплексе, необходима единая концепция развития системы сельскохозяйственного кредитования Тюменской области, предусматривающая тесное взаимодействие кредитных институтов, органов государственного управления, а также представителей АПК. Данная концепция должна быть рассчитана на период не менее 10 лет и охватывать основные существенные аспекты развития сельскохозяйственного кредитования.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru