Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Астраханская область


АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 ноября 2011 г. по делу № 3-44/2011

Астраханский областной суд в составе:
председательствующего судьи Мухамбеталиевой Н.Х.
с участием прокурора Петровой О.Н.
при секретаре П.Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-44/2011 г. по заявлению Ж.В.Л. о признании недействующим и противоречащим действующему законодательству п. 4 Постановления Губернатора № 213 от 16 июня 2011 года "О внесении изменения в постановление Губернатора Астраханской области от 9 марта 2007 года № 96",

установил:

Ж.В.Л. обратился в суд с заявлением, указав, что Постановлением Губернатора Астраханской области от 9 марта 2007 года № 96 утвержден Порядок выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим должности государственной гражданской службы Астраханской области. Постановление официально опубликовано в издании "Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области" № 11 от 15 марта 2007 года. В приложении № 2 к указанному Порядку утверждена форма справки о размере среднемесячного денежного содержания лица, замещавшего должность гражданской службы, для установления и определения размера пенсии за выслугу лет.
Ж.В.Л., являясь получателем пенсии за выслугу лет, как лицо, замещавшее должность государственной гражданской службы Астраханской области, указал на то, что перечень выплат, учитываемых при определении среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего для установления ему пенсии за выслугу лет, подлежащих включению в утвержденную данным приложением справку, являлся неполным, что нарушало его право на пенсионное обеспечение, поскольку занижался размер содержания. Приложение № 2 к Порядку выплаты пенсии за выслугу лет, замещавшим должности государственной гражданской службы Астраханской области противоречило части 4 статьи 15.1 Закона Астраханской области от 09.09.2005 года № 48/2005-ОЗ "О государственной гражданской службе Астраханской области".
Постановлением Губернатора Астраханской области за № 213 от 16.06.2011 года внесены изменения в Постановление Губернатора Астраханской области от 9 марта 2007 года № 96, в результате которых справка о размере среднемесячного денежного содержания лица, замещавшего должность гражданской службы (приложение к постановлению № 213), дополнена видами денежного содержания (единовременная выплата и материальная помощь), ранее не включенными в состав справки.
Однако, п. 4 обжалуемого постановления, по мнению заявителя, противоречит нормам действующего законодательства, поскольку эти изменения вступили в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, тогда как должны были вступить в силу с марта 2007 года. Изложенный в таком виде пункт обжалуемого постановления нарушает его права, поскольку необоснованно занижен размер его пенсии в период с марта 2007 года по 4 июля 2011 года и органы, обеспечивающие пенсионные выплаты, отказываются выплатить ему задолженность за указанный период, ссылаясь на вступление в силу обжалуемого постановления с 4 июля 2011 года.
В ходе судебного заседания Ж.В.Л. заявление поддержал.
Представитель Губернатора Астраханской области К.Е.П. заявление не признала, указав, что обжалуемый пункт Постановления Губернатора Астраханской области соответствует нормам федерального и регионального законодательства, регламентирующих порядок вступления в силу нормативных актов и иных правовых актов органов государственной власти, в том числе и постановлений Губернатора Астраханской области. Изложить данный пункт постановления иным образом и распространить действие постановления на прошедший период не представляется возможным, поскольку это противоречило нормам действующего законодательства.
Выслушав заявителя Ж.В.Л., представителя Губернатора Астраханской области К.Е.П., прокурора П.О.Н. о необоснованности требований Ж.В.Л., изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ предусматривается, что социальная защита, включая социальное обеспечение, а также правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции РФ установлено, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 11 части 1 статьи 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим, к числу которых относятся и гражданские служащие субъектов Российской Федерации, гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Из приведенной статьи следует, что нормативный акт может быть признан судом недействительным при наличии одновременно двух условий: противоречия закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушения гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вероятно, имеется в виду подпункт "б" пункта 1 статьи 5.

В соответствии с подпунктом "б" п. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Во исполнение п. 8 ст. 15.1 Закона Астраханской области от 9 сентября 2005 года № 48/2005-ОЗ "О государственной гражданской службе" Постановлением Губернатора Астраханской области от 9 марта 2007 года № 96 утвержден Порядок выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Астраханской области. В приложении к данному Порядку утверждена форма справки о размере среднемесячного денежного содержания лица, замешавшего должность гражданской службы, для установления и определения размера пенсии за выслугу лет. Форма справки не содержала такие виды денежного содержания, как единовременная выплата и материальная помощь.
Постановлением Губернатора Астраханской области за № 213 от 16.06.2011 года внесены изменения в Постановление Губернатора Астраханской области от 09.03.2007 года № 96 "О порядке выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Астраханской области", изложив в приложение № 2 к порядку выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Астраханской области, утвержденному постановлением, в новой редакции. Признан утратившим силу подпункт 1.2 пункта 1 Постановления Губернатора Астраханской области от 27.04.2007 года № 168 "О внесении изменений в постановление Губернатора Астраханской области от 09.03.2007 г. № 96".
23 июня 2011 года Постановление Губернатора Астраханской области за № 213 от 16 июня 2011 года опубликовано в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области и вступило в законную силу 4 июля 2011 года.
В результате внесенных изменений справка о размере среднемесячного денежного содержания лица, являющаяся Приложением № 2 к Порядку выплаты пенсии за выслугу лет, замещавшим должности государственной гражданской службы Астраханской области, дополнена такими видами денежного содержания, как единовременная выплата и материальная помощь.
Ж.В.Л., являясь получателем пенсии за выслугу лет, как лицо, замещавшее должность государственной гражданской службы Астраханской области, не согласен с п. 4 постановления Губернатора Астраханской области № 213. По его утверждению, действие оспариваемого постановления должно было распространяться на прошедший период, то есть пенсия за выслугу лет в полном объеме, включая в расчет единовременные выплаты и материальную помощь, должна рассчитываться с марта 2007 года. Следовательно, постановление должно вступить в силу с марта 2007 года.
Суд считает, что такое утверждение Ж.В.Л. противоречит нормам действующего законодательства.
Вопреки утверждениям Ж.В.Л., Губернатор Астраханской области, принимая оспариваемое постановление, привел правовое регулирование государственной службы в Астраханской области в соответствии с федеральным законодательством.
Положения пункта 4 постановления Губернатора Астраханской области № 213 от 16 июня 2011 года о порядке его вступления в силу полностью соответствуют требованиям пункта 5 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которым законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Устава Астраханской области законы, нормативные правовые и иные правовые акты Астраханской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Согласно ч. 2 ст. 21.1 Закона Астраханской области от 20 июня 2003 года № 17/2003-ОЗ "О нормативных правовых актах и иных правовых актов органов государственной власти Астраханской области" одновременное с утратой нормативным правовым и иным правовым актом юридической силы юридическую силу утрачивают также иные правовые акты или их отдельные положения, которыми были внесены изменения в нормативный правовой и иной правовой акт, утративший юридическую силу.
Поскольку установление правовых основ гражданской службы отнесено, как указывалось выше, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, последние вправе принимать по названному предмету ведения свои законы в соответствии с федеральным законом. Поэтому принятие законодателем Постановления Губернатора Астраханской области № 213 от 16 июня 2011 года с признанием утратившим силу ранее действовавшего пункта постановления и определения даты вступления в силу вновь принятого пункта не противоречит нормам федерального и регионального законодательств и прав заявителя не нарушает.
Указаний на придание обратной силы нормам, которые ухудшали бы положение государственных гражданских служащих, данное постановление не содержит.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 26 Постановления № 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил, что при рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.
Однако нормативный правовой акт, признающий ранее изданный акт утратившим силу, может быть признан недействующим в случае, если отмененный акт был принят в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, и содержит принятые в развитие положений этого акта нормы, затрагивающие права и свободы заявителя, а более поздний акт отменяет эти нормы, не установив новых, поскольку в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, оспариваемый пункт правового акта принят в пределах представленных высшему должностному лицу субъекта полномочий, не противоречит федеральным законам и иным нормативным актам, не нарушает прав заявителя. Вынесение иного решения по делу противоречило бы принципу разделения властей, закрепленному в ст. 10 Конституции Российской Федерации, поскольку означало бы вмешательство в правотворческую деятельность субъекта РФ. Оснований для признания оспариваемого нормативного акта недействующим не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 251 - 253 ГПК Российской Федерации, Астраханский областной суд

решил:

в удовлетворении заявления Ж.В.Л. о признании недействующим и противоречащим действующему законодательству п. 4 Постановления Губернатора Астраханской области № 213 от 16 июня 2011 года "О внесении изменения в постановление Губернатора Астраханской области от 9 марта 2007 года № 96" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней через Астраханский областной суд.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru