Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2012 г. по делу № А39-315/2012

Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 16 апреля 2012 года
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания У.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", г. Москва
к Управлению Россельхознадзора по Республике Мордовия, г. Саранск,
о признании недействительным распоряжения № 768 от 17.01.2012 "О проведении плановой выездной проверки",
при участии:
от заявителя: Е., руководителя филиала, предъявлен паспорт; Аширова К.А., адвоката, ордер № 254 от 20.03.2012, доверенность от 14.03.2012,
от ответчика: Н., начальника отдела организационно-правовой, кадровой работы и делопроизводства, доверенность № 1/12 от 19.03.2012; С.О., специалиста 1 разряда отдела организационно-правовой, кадровой работы и делопроизводства, доверенность № 3/12 от 11.01.2012; С.В., старшего государственного инспектора отдела надзора в области семенного контроля,

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" (далее также - заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия (далее также - Управление) № 768 от 17.01.2012.
Управление Россельхознадзора по Республике Мордовия заявленные требования отклонило по доводам, изложенным в отзыве на заявление.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 03.04.2012 по 09.04.2012.
При рассмотрении дела установлено, что руководителем Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия 17.01.2012 издано распоряжение № 768 о проведении с 07.02.2012 по 06.03.2012 плановой выездной проверки филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" по Республике Мордовия с целью проверки выполнения законодательства в области семеноводства и земельного законодательства.
Не согласившись с указанным распоряжением, Учреждение обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения представителей сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 № 201 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений.
Находясь в ведении Министерства сельского хозяйства РФ, Управление в пределах своей компетенции контролирует и координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам государственного контроля (надзора) в закрепленной сфере деятельности.
Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 (далее - Положение), на Россельхознадзор возложены функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных (пункт 1).
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
К числу полномочий Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (пункт 5.1.1 Положения) относятся, в том числе, осуществление надзора в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности.
Аналогичные нормы содержатся в Положении об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия области, утвержденном приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 09 апреля 2008 г. № 90.
Порядок организации и проведения плановой выездной проверки в отношении юридического лица регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предусмотрено, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (часть 3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Основанием для включения в ежегодный план проведения проверок является истечение 3-х лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Ежегодный план проведения Управлением Россельхознадзора по Республике Мордовия плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2012 г. утвержден руководителем Управления 30.11.2011, согласован с прокуратурой, включен в ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" (номер плановой проверки 3561799).
Плановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки в порядке, установленном статьями 11 - 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Из текста оспариваемого распоряжение Управления № 768 от 17.01.2012 следует, что задами проверки филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" по Республике Мордовия является проверка выполнения законодательства в области семеноводства и земельного законодательства.
В своем заявлении Учреждение в обоснование нарушения своих прав и законных интересов указывает на то, что Управление при назначении проверки вышло за пределы своих полномочий в области государственной функции по осуществлению государственного надзора в области семеноводства, поскольку заявитель не осуществляет деятельность в области, подотчетной Россельхознадзору. Дополнительно, Учреждение также указало на то, что оспариваемое распоряжение возлагает на него дополнительные обязанности по предоставлению документов, предусмотренные статьей 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Доводы, изложенные заявителем, являются неосновательными и не могут быть приняты во внимание.
Во исполнение возложенных на Управление полномочий, которые указаны в Положении от 30.06.2004 № 327, утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению надзора в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений утвержденный Приказом Минсельхоза РФ от 08.10.2009 № 473 (далее по тексту - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 1 Административного регламента субъектами осуществления надзора по Регламенту являются юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальные предприниматели, осуществляющие экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений в установленной сфере деятельности Службы.
Объектом осуществления надзора в соответствии с Регламентом является деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценки, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещения подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений в установленной сфере деятельности Службы.
Федеральное государственное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" образовано на основании распоряжения Правительства от 05.05.2007 № 556-р и приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.05.2007 г. № 288, предусматривающим реорганизацию в форме слияния находившихся в ведении Минсельхоза Федеральных территориальных станций защиты растений и государственных семенных инспекций с последующим созданием на основе реорганизуемых учреждений в субъектах Российской Федерации обособленных структурных подразделений (филиалов) заявителя.
В силу указанного выше распоряжения № 566-р и приказа № 288 на базе ФГУ "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Республике Мордовия" создан филиал ФГУ "Россельхозцентр" по Республике Мордовия.
В соответствии с пунктом 2 Положения о филиале федерального государственного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" по Республике Мордовия, филиал осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности: определение посевных и сортовых качеств семян в пределах государственного задания; фитосанитарная экспертиза семян в пределах государственного задания; проведение экспертизы и мониторинг свойств зерна и продуктов его переработки в пределах государственного задания; мониторинг движения семян, пестицидов, фитосанитарного состояния на Территории Республики Мордовия и объемов работ по защите растений.
В соответствии с пунктами 5.5, 5.5.3 и 5.13 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327 Федеральная службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии и карантина растений на государственной границе Российской Федерации (включая пункты пропуска через государственную границу) и на транспорте, включающих требования по обеспечению охраны территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств и распространения заразных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения, ввоза опасных ветеринарно-санитарном и фитосанитарном отношении поднадзорных грузов; принимает решения о проведении сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений; осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
В пункте 9.2 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (приложение к Приказу Минсельхоза России от 13.06.2006 № 171) указано, что Управление на территории, установленной в соответствии со схемой размещения, уполномочено составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, дела об административных правонарушениях в закрепленной сфере деятельности и применять меры административного наказания или направлять в судебные органы материалы о привлечении лиц, виновных в правонарушении, к ответственности.
Приказом Россельхознадзора от 12.04.2005 № 138 (зарегистрированного в Минюсте 26.04.2005 № 6547) "О перечне должностных лиц Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и территориальных управлений Россельхознадзора, которые в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах компетенции Россельхознадзора уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.12 - 10.14, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах компетенции органов, осуществляющих государственный семенной контроль.
Таким образом, Управление наделено полномочиями на проведение плановой выездной проверки в отношении заявителя.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Согласно части 4 статьи 13 Закона № 294-ФЗ срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 названного Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.
Таким образом, проверка может осуществляться как по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, так и по месту фактического осуществления деятельности, которым является, к примеру, филиал юридического лица (при этом проведение проверки возможно как в одном месте, так и в нескольких).
Перечень документов, указанный в оспариваемом приказе, не выходит за пределы предмета проверки, поскольку определяет статус юридического лица, осуществление деятельности, определяет полномочия руководителя общества, необходимые для процессуального оформления и вручения документов по результатам проверки.
Основанием для признания оспариваемого приказа незаконным в соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации служит не вероятность (предположительность) нарушения, а наличие реально нарушенного права или законного интереса заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания нарушения своих прав и охраняемых законом интересов в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В рассматриваемом случае судом не установлено ни одного из двух условий, необходимых и достаточных для признания оспариваемого распоряжения № 768 от 17.01.2012 недействительным.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
При принятии заявления к производству определением от 24.02.2012 было удовлетворено ходатайство заявителя об отсрочке уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований заявителю отказать.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", г. Москва, ОГРН 1077762014110, ИНН 7708652888, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 02.11.2007, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья
В.Н.САВОЧКИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru