Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Астраханская область


АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2011 г. по делу № 3-53/2011

Астраханский областной суд в составе
Председательствующего судьи Шустовой Т.П.
при секретаре Х.Ю.П.
с участием прокурора Бурхетьевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-53/2011 по заявлению С.А.Р. об оспаривании и признании недействующими в части Порядка обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, из бюджета Астраханской области, Классификатора категорий заболеваний и отдельных категорий граждан, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета Астраханской области, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 16 ноября 2007 года № 498-П "Об обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан на территории Астраханской области",

установил:

С.А.Р. обратился в суд с заявлением об оспаривании в части нормативного правового акта. В обоснование заявленных требований заявитель указал, что является инвалидом <...> группы, не трудоустроен. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 имеет право на обеспечение лекарственными средствами за счет средств бюджета Астраханской области. Постановлением Правительства Астраханской области от 16 ноября 2007 года № 498-П "Об обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан на территории Астраханской области" утверждены Порядок обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, из бюджета Астраханской области, и Классификатор категорий заболеваний и отдельных категорий граждан, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета Астраханской области. В указанные Порядок и Классификатор не включен ряд групп населения, в том числе неработающих инвалидов второй группы, при амбулаторном лечении которых, лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 Перечнем, в котором присутствует группа населения "неработающие инвалиды второй группы".
Поскольку оспариваемые Порядок и Классификатор не предусматривают обеспечение лекарственными препаратами, предоставляемыми за счет средств бюджета Астраханской области, инвалидов и иных лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, заявитель не имеет возможности реализовать право на получение бесплатных лекарств, предоставление которых при амбулаторном лечении по рецептам врачей гарантировано всем гражданам РФ федеральным законодательством, регулирующим отношения в сфере здравоохранения.
Заявитель указывает, что согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 органам исполнительной власти субъектов РФ поручено обеспечивать своевременную оплату лекарственных средств, отпускаемых населению в установленном порядке. Таким образом, Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 предусматривает, что финансирование расходов по оплате лекарственных средств определенным группам населения осуществляется за счет средств субъекта РФ и иных источников, привлекаемых им на эти цели. Разделом III Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством РФ, установлено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ предоставляются лекарственные препараты в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Аналогичная норма содержится и в региональной Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Астраханской области. Субъект РФ обязан исполнять свои государственные полномочия по предоставлению лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения всем гражданам, при амбулаторном лечении которых, лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ в соответствии с Перечнем.
С.А.Р. считает, что оспариваемые Порядок в совокупности с Классификатором в части их положений, препятствующих предоставлению лекарственных препаратов, предоставляемых за счет средств бюджета Астраханской области лицам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, в том числе инвалидам второй группы, противоречат положениям федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере здравоохранения: статьи 20 ФЗ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" в совокупности с положениями частей 3 и 4 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения"; раздела III Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством РФ, Конституции РФ, статьи 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме 4 ноября 1950 года, ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ) в совокупности с положениями статьи 1 Протокола № 1 к названной Конвенции.
Просит признать утвержденные Постановлением Правительства Астраханской области от 16 ноября 2007 года № 498-П "Об обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан на территории Астраханской области" Порядок обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, из бюджета Астраханской области, в части его положений, препятствующих предоставлению лекарственных препаратов ряду групп населения, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, в том числе инвалидам второй группы, Классификатор категорий заболеваний и отдельных категорий граждан, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета Астраханской области, в части положений его преамбулы, препятствующих предоставлению лекарственных препаратов инвалидам, противоречащими федеральному законодательству, положениям статьи 14 Конвенции в совокупности со статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В судебное заседание не явились заявитель С.А.Р., представитель Управления министерства юстиции РФ по Астраханской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представлено.
Суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель Правительства Астраханской области Д.М.Г. требования заявления не признала, пояснив, что оспариваемые положения нормативного правового акта приняты Правительством Астраханской области в пределах своей компетенции и с соблюдением требований закона, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Министерства здравоохранения Астраханской области Е.Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд, выслушав представителей Правительства Астраханской области, Министерства здравоохранения Астраханской области, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования необоснованными, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно частям 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции РФ законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
16.11.2007 года Правительством Астраханской области принято Постановление № 498-П "Об обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан на территории Астраханской области".
Постановление опубликовано в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области от 29.11.2007 № 54.
Указанным постановлением утверждены:
- Порядок обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, из бюджета Астраханской области;
- Порядок обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";
Классификатор категорий заболеваний и отдельных категорий граждан, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета Астраханской области.
Согласно части 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации участвует в проведении единой государственной политики в области здравоохранения, социального обеспечения.
Согласно части 1 статьи 26 Устава Астраханской области от 09.04.2007 № 21/2007-03 Правительство Астраханской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Астраханской области.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Астраханской области № 42/2009-ОЗ принят 05.06.2009, а не 05.05.2009.

Полномочия Правительства Астраханской области, как высшего исполнительного органа государственной власти Астраханской области, в реализации единой государственной политики в сфере здравоохранения, защите прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья установлены статьей 22 Закона Астраханской области от 05.05.2009 № 42/2009-ОЗ "О Правительстве Астраханской области".
В соответствии с абзацем 1 статьи 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства Астраханской области от 16.11.2007 № 498-П "Об обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан на территории Астраханской области" принято в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1, Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральным законом от 18.10.2007 № 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Законом Астраханской области от 27.12.2004 № 68/2004-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан".
Статьей 41 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан органами государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются меры социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями.
В соответствии со статьей 42 Основ для отдельных категорий граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих устанавливаются меры социальной поддержки при оказании медико-социальной помощи, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими организациями, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти), в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.


Таким образом, указанными нормами Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать меры социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также определять категории граждан, которым предоставляются такие меры социальной поддержки.
Перечни социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715.
Классификатор категорий заболеваний, утвержденный оспариваемым постановлением, содержит наименования заболеваний, учтенных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 в качестве социально значимых заболеваний и представляющих опасность для окружающих.
В связи с чем, оспариваемое постановление регулирует вопросы оказания мер социальной поддержки за счет средств бюджета Астраханской области по обеспечению лекарственными средствами граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
С.А.Р. с 1 октября 2008 года определена инвалидность <...> группы, <...> степени ограничения способности к трудовой деятельности, по общему заболеванию бессрочно. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" заявителю установлена трудовая пенсия по инвалидности.
Установленное С.А.Р. заболевание к социально значимым и представляющим опасность для окружающих заболеваниям не относится, в связи с чем утверждения заявителя о нарушении его прав на обеспечение лекарственными препаратами оспариваемым Постановлением Правительства Астраханской области от 16.11.2007 № 498-П как препятствующим получать лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно, не основаны на положениях закона и не могут свидетельствать о нарушении положений статей 1, 14 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Кроме того, доводы о нарушении установленных международным законодательством нормативных предписаний затрагивают вопросы в области нарушения субъективного права заинтересованного лица, которые не подлежат проверке в порядке нормоконтроля.
В целях реализации требований Закона Астраханской области от 27.12.2004 № 68/2004-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан" оспариваемое постановление распространяется на отдельные категории граждан в соответствии с нормами указанного нормативного правового акта субъекта.
Согласно статье 2 Закона Астраханской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан" определены категории получателей мер социальной поддержки. Инвалиды в указанную категорию лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета Астраханской области, не входят.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что условие, не предусматривающее обеспечение лекарственными средствами инвалидов, содержащееся в преамбуле Классификатора категорий заболеваний и отдельных категорий граждан, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета Астраханской области, не противоречит федеральному законодательству и законодательству Астраханской области.
Действие Постановления Правительства Астраханской области от 16.11.2007 № 498-П "Об обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан на территории Астраханской области" осуществляется в соответствии с положениями Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1.
Статьей 5 Федерального закона "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" установлены полномочия федеральных органов государственной власти по установлению стандартов медицинской помощи, стандартов оснащения организаций здравоохранения медицинским оборудованием и других федеральных стандартов в сфере здравоохранения (пункт 13), разработке и утверждению программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования (пункт 16).
Статьей 6 предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования (пункт 4), а также установление медико-экономических стандартов в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи (пункт 7).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно положениям статей 20 и 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования. Ежегодно Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в соответствии с которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 г. № 782, закреплено, что территориальная программа включает в себя перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен (раздел II). При этом в разделе III Программы отражено, что такие лекарственные препараты предоставляются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
На территории Астраханской области в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2011 году действует соответствующая территориальная программа, утвержденная Постановлением Правительства Астраханской области от 24.12.2010 № 597-П.
Согласно приложению № 14 к Программе за счет средств бюджета Астраханской области финансируются, в частности лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными препаратами, предназначенными для больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, также лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой от свободных цен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утверждены Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского характера отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Таким образом, федеральными нормами установлено, что территориальные программы должны включать в себя Перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского характера отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средств отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен, а не перечень групп населения и категорий заболеваний населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
При указанных обстоятельствах доводы С.А.Р. о противоречии оспариваемого нормативного правового акта положениям статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 г. № 782 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год", территориальной программы, утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 24.12.2010 № 597-П, не состоятельны.
Кроме того, на основании абзаца 4 пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано за счет средств соответствующих бюджетов и иных источников вводить дополнительные льготы на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для групп населения, не указанных в Приложениях № 1 и 2 к указанному Постановлению, в том числе ветеранам войны и труда, многодетным и малоимущим семьям, а также беременным женщинам и безработным.
В судебном заседании установлено, что С.А.Р., являясь не работающим инвалидом, получает денежные выплаты:
- трудовую пенсию по инвалидности;
- ежемесячную денежную выплату, в том числе набор социальных услуг, включающий в себя обеспечение лекарственными препаратами, курортно-санаторным лечением и проезд в пригородном транспорте и к месту лечения на железнодорожном транспорте.
Отношения по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде предоставления им набора социальных услуг, в состав которого включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, регламентированы специальным Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в развитие которого принято и оспариваемое Постановление Правительства Астраханской области № 498-П.
Постановлением Правительства Астраханской области № 498-П утвержден, в том числе Порядок обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", положения которого заявителем не оспариваются.
В соответствии с положениями Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" С.А.Р. отказался в полном объеме от получения набора социальных услуг, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, согласно личному заявлению от 27.09.2008, в связи с чем получает ежемесячную денежную выплату (л.д. <...>).
При указанных обстоятельствах оспариваемые заявителем нормативные положения не отменяют и не умаляют закрепленные в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан общие права и свободы граждан в сфере здравоохранения, соответствуют нормам специального Федерального закона "О государственной социальной помощи", на основе которого они изданы, не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.
По мнению заявителя, предусмотренный постановлением Правительства Астраханской области Порядок обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, из бюджета Астраханской области противоречит абзацу 4 пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Между тем, предусмотренные пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 нормативные положения распространяются на правоотношения, возникающие при реализации заключаемых государственных контрактов на оказание услуг по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по рецептам, выдаваемым в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, и граждане, имеющие право на получение лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, не являются непосредственно участниками этих правоотношений.
Пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 не содержит указаний об источнике финансирования по обеспечению граждан лекарственными средствами, а предписывает органам исполнительной власти субъектов Федерации своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых на льготных условиях. За счет средств собственных бюджетов, согласно пункту 5 названного Постановления, органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано вводить дополнительные льготы.
По изложенным выше обстоятельствам суд считает несостоятельной ссылку заявителя на Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 февраля 2006 г. № 489-ВС "Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой", не обладающего признаками закона либо иного нормативного правового акта, в подтверждение наличия у заявителя права на получение лекарственного обеспечения одновременно по двум основаниям.
Оспариваемое заявителем в части Постановление Правительства Астраханской области от 16.11.2007 № 498-П принято, в том числе и в целях реализации нормативных положений статьи 18 Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ о внесении в Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" дополнительной статьи 4.1, в соответствии с которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
1) организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее в настоящей статье - лекарственные средства);
2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов;
3) организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
В соответствии с пунктом 11 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации.
При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Астраханской области в соответствии с предоставленной ему законом компетенцией и с соблюдением требований федерального законодательства.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Оснований для признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части Порядка обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, из бюджета Астраханской области, Классификатора категорий заболеваний и отдельных категорий граждан, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета Астраханской области, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 16 ноября 2007 года № 498-П "Об обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан на территории Астраханской области", не имеется, в связи с чем заявление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Астраханский областной суд

решил:

В удовлетворении заявления С.А.Р. об оспаривании и признании недействующими в части Порядка обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, из бюджета Астраханской области, Классификатора категорий заболеваний и отдельных категорий граждан, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета Астраханской области, утвержденных Постановлением Правительства Астраханской области от 16 ноября 2007 года № 498-П "Об обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан на территории Астраханской области", отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Астраханский областной суд.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru