Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Бурятия


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2012 г. № 585

г. Улан-Удэ

О СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
НА 2012 - 2017 ГОДЫ

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Республике Бурятия, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей в Республике Бурятия на 2012 - 2017 годы (далее - Стратегия).
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия учитывать положения Стратегии при разработке отраслевых стратегий, концепций, программ, планов действий.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований в Республике Бурятия руководствоваться положениями Стратегии при осуществлении деятельности, направленной на поддержку и защиту прав и законных интересов детей.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
И.ЕГОРОВ





Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 05.10.2012 № 585

СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2012 -
2017 ГОДЫ

I. Введение

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В Российской Федерации принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Национальная стратегия). В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальной является реализация Национальной стратегии.
Стратегия действий в интересах детей в Республике Бурятия на 2012 - 2017 годы (далее - Стратегия) разработана на основании Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение на федеральном уровне в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация долгосрочных и среднесрочных республиканских целевых программ: "Семья и дети Республики Бурятия на 2008 - 2014 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 08.05.2007 № 156), "Развитие образования и науки в Республике Бурятия на 2008 - 2012 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 06.07.2007 № 231), "Развитие здравоохранения Республики Бурятия на 2009 - 2013 годы и на период до 2017 года" (постановление Правительства Республики Бурятия от 27.12.2008 № 594), "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Республике Бурятия на 2009 - 2012 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 16.01.2009 № 10), "Молодежь Бурятии на 2011 - 2015 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 28.12.2010 № 588), "Развитие физической культуры, спорта и спортивно-оздоровительного туризма в Республике Бурятия на 2011 - 2015 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 13.01.2011 № 8), "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы (постановление Правительства Республики Бурятия от 25.04.2011 № 185), "Повышение качества жизни детей и семей с детьми на 2011 - 2017 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 22.06.2011 № 311), "Сохранение и развитие культуры Республики Бурятия на 2012 - 2015 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 01.08.2011 № 396), "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Бурятия на 2012 - 2015 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 07.10.2011 № 525), "Развитие системы детского отдыха в Республике Бурятия на 2012 - 2016 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 30.11.2011 № 626), "Патриотическое воспитание граждан в Республике Бурятия на 2012 - 2015 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 30.05.2012 № 317).
Дополнительно в республику на 2009 - 2012 годы были привлечены средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на республиканские программы: "Тоонто нютаг: традиция жива" (постановление Правительства Республики Бурятия от 09.07.2009 № 264), "Знай, ты не один!" (постановление Правительства Республики Бурятия от 18.11.2009 № 429), "Байкальское милосердие Республики Бурятия на 2010 - 2011 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 18.05.2010 № 183), "Солнышко" (постановление Правительства Республики Бурятия от 17.07.2009 № 274), подпрограмму "Ветер перемен" Республиканской целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Республике Бурятия на 2009 - 2012 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 16.01.2009 № 10).

Название Постановления Правительства РБ от 08.02.2011 № 43 "О порядке назначения и выплаты денежной компенсации на воспитание и обучение ребенка-инвалида дошкольного возраста родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и обучение детей-инвалидов дошкольного возраста на дому самостоятельно" изменено на "Об осуществлении денежной компенсации на воспитание и обучение ребенка-инвалида дошкольного возраста" Постановлением Правительства РБ от 03.09.2012 № 503.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РБ от 06.02.2008 № 57 имеет название "Об утверждении Порядка выплаты вознаграждения приемным родителям, денежных средств на содержание ребенка (детей) в приемных семьях и предоставления мер социальной поддержки приемной семье в Республике Бурятия", а не "Об утверждении порядка вознаграждения приемному родителю, выплаты денежных средств на содержание ребенка (детей) в приемных семьях и предоставление мер социальной поддержки приемной семье в Республике Бурятия".

Принят ряд важнейших нормативных правовых актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей, в том числе законы Республики Бурятия: от 27.09.2001 № 813-II "О материальном обеспечении и мерах социальной поддержки приемной семьи в Республике Бурятия", от 10.06.2003 № 327-III "О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан", от 05.07.2005 № 1248-III "О ежемесячной выплате денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка", от 06.07.2006 № 1810-III "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия", от 19.09.2006 № 1840-III "О порядке обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3-х лет по заключению врачей в Республике Бурятия", от 02.11.2007 № 2618-III "О компенсации части затрат муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия при организации горячего питания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации", от 10.11.2010 № 1734-IV "О социальной поддержке инвалидов в Республике Бурятия", от 10.12.2010 № 1830-IV "О единовременном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) на территории Республики Бурятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 11.07.2011 № 2210-IV "О нормативах финансового обеспечения общего образования в Республике Бурятия", от 05.05.2011 № 2015-IV "Об общественных воспитателях несовершеннолетних"; постановления Правительства Республики Бурятия: от 16.01.2007 № 7 "О предоставлении единовременного пособия при устройстве ребенка на воспитание в семью (на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью) в Республике Бурятия", от 06.02.2008 № 57 "Об утверждении порядка вознаграждения приемному родителю, выплаты денежных средств на содержание ребенка (детей) в приемных семьях и предоставление мер социальной поддержки приемной семье в Республике Бурятия" (в ред. постановления Правительства Республики Бурятия от 20.08.2010 № 360), от 19.03.2008 № 118 "О компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в Республике Бурятия", от 19.05.2008 № 256 "Об утверждении Порядка ежемесячной выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка", от 08.02.2011 № 43 "О порядке назначения и выплаты денежной компенсации на воспитание и обучение ребенка-инвалида дошкольного возраста родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и обучение детей-инвалидов дошкольного возраста на дому самостоятельно", от 07.10.2011 № 524 "Об обеспечении сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей", от 19.07.2011 № 374 "О модернизации в 2011 - 2013 годах системы общего образования Республики Бурятия", от 21.12.2011 № 681 "О мерах государственной поддержки муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия по созданию групп семейного воспитания для детей дошкольного возраста"; распоряжение от 08.12.2009 № 656-р об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия на период до 2020 года.






VII. Дети - участники реализации Стратегии

1. Краткий анализ ситуации

Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.
В Российской Федерации создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления. Многие субъекты Российской Федерации включились в реализацию глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям", одна из целей которой состоит в расширении участия детей в защите своих прав и принятии решений, затрагивающих их интересы.
Международное законодательство по вопросам участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, активно развивается. Совет Европы 25 января 1996 г. принял Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей, предусматривающую расширение возможностей участия детей в судебном или административном разбирательстве. Однако в России право детей на такое участие реализуется слабо в связи с недостаточным развитием необходимой законодательной и нормативно-правовой базы.
Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); усиление элитизма (создание элитных групп "детей-профессионалов"); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.

2. Основные задачи

Развитие на основе принципов и норм международного права законодательной базы в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности.
Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми.
Привлечение детей к участию в общественной жизни.
Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.

3. Первоочередные меры

Разработка предложений по внесению изменений в Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний.
Разработка учебных программ подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, разъясняющих право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы их реализации, на основе авторской программы Уполномоченного по правам ребенка в Республике Бурятия "Подготовка педагогических работников к правозащитной деятельности".
Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети "Интернет".
Развитие института уполномоченных по правам ребенка в городских округах, муниципальных образованиях, института уполномоченных по правам участников образовательного процесса в образовательных учреждениях республики.
Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях.
Разработка стандартов и методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.

4. Ожидаемые результаты

Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества.
Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Развитие законодательства Республики Бурятия в части, касающейся обеспечения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети "Интернет".
Расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка на всех уровнях.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

VIII. Механизм реализации Стратегии

Стратегия действий в интересах детей в Республике Бурятия реализуется во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и приоритетными национальными проектами.
Координирующим органом является образуемый при Главе Республики Бурятия координационный совет.
Неотъемлемой частью Стратегии являются принятые в ее развитие в Республике Бурятия целевые программы в отношении детей, разработанные с учетом как общих, так и особенных, присущих республике проблем детства.
Стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый в 2012 - 2014 годах и второй в 2015 - 2017 годах.
Механизмом контроля за ходом реализации Стратегии являются ежегодные аналитические доклады образуемого при Главе координационного совета и альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества при участии детей.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru