ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2012 г. № 585
г. Улан-Удэ
О СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
НА 2012 - 2017 ГОДЫ
В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Республике Бурятия, руководствуясь Конвенцией
о правах ребенка, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию
действий в интересах детей в Республике Бурятия на 2012 - 2017 годы (далее - Стратегия).
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия учитывать положения Стратегии
при разработке отраслевых стратегий, концепций, программ, планов действий.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований в Республике Бурятия руководствоваться положениями Стратегии
при осуществлении деятельности, направленной на поддержку и защиту прав и законных интересов детей.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
И.ЕГОРОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 05.10.2012 № 585
СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2012 -
2017 ГОДЫ
I. Введение
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция
Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию
о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В Российской Федерации принята Национальная стратегия
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Национальная стратегия). В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальной является реализация Национальной стратегии
.
Стратегия действий в интересах детей в Республике Бурятия на 2012 - 2017 годы (далее - Стратегия) разработана на основании Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение на федеральном уровне в Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация долгосрочных и среднесрочных республиканских целевых программ: "Семья и дети
Республики Бурятия на 2008 - 2014 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 08.05.2007 № 156), "Развитие образования
и науки в Республике Бурятия на 2008 - 2012 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 06.07.2007 № 231), "Развитие здравоохранения
Республики Бурятия на 2009 - 2013 годы и на период до 2017 года" (постановление Правительства Республики Бурятия от 27.12.2008 № 594), "Профилактика преступлений
и иных правонарушений в Республике Бурятия на 2009 - 2012 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 16.01.2009 № 10), "Молодежь Бурятии
на 2011 - 2015 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 28.12.2010 № 588), "Развитие физической культуры
, спорта и спортивно-оздоровительного туризма в Республике Бурятия на 2011 - 2015 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 13.01.2011 № 8), "Жилище"
Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы (постановление Правительства Республики Бурятия от 25.04.2011 № 185), "Повышение качества жизни детей
и семей с детьми на 2011 - 2017 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 22.06.2011 № 311), "Сохранение и развитие культуры
Республики Бурятия на 2012 - 2015 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 01.08.2011 № 396), "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Бурятия на 2012 - 2015 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 07.10.2011 № 525), "Развитие системы детского отдыха
в Республике Бурятия на 2012 - 2016 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 30.11.2011 № 626), "Патриотическое воспитание
граждан в Республике Бурятия на 2012 - 2015 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 30.05.2012 № 317).
Дополнительно в республику на 2009 - 2012 годы были привлечены средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на республиканские программы: "Тоонто нютаг
: традиция жива" (постановление Правительства Республики Бурятия от 09.07.2009 № 264), "Знай, ты не один!"
(постановление Правительства Республики Бурятия от 18.11.2009 № 429), "Байкальское милосердие
Республики Бурятия на 2010 - 2011 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 18.05.2010 № 183), "Солнышко"
(постановление Правительства Республики Бурятия от 17.07.2009 № 274), подпрограмму
"Ветер перемен" Республиканской целевой программы "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Республике Бурятия на 2009 - 2012 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 16.01.2009 № 10).
Название Постановления Правительства РБ от 08.02.2011 № 43 "О порядке назначения и выплаты денежной компенсации на воспитание и обучение ребенка-инвалида дошкольного возраста родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и обучение детей-инвалидов дошкольного возраста на дому самостоятельно" изменено на "Об осуществлении денежной компенсации на воспитание и обучение ребенка-инвалида дошкольного возраста" Постановлением Правительства РБ от 03.09.2012 № 503.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РБ от 06.02.2008 № 57 имеет название "Об утверждении Порядка выплаты вознаграждения приемным родителям, денежных средств на содержание ребенка (детей) в приемных семьях и предоставления мер социальной поддержки приемной семье в Республике Бурятия", а не "Об утверждении порядка вознаграждения приемному родителю, выплаты денежных средств на содержание ребенка (детей) в приемных семьях и предоставление мер социальной поддержки приемной семье в Республике Бурятия".
Принят ряд важнейших нормативных правовых актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей, в том числе законы Республики Бурятия: от 27.09.2001 № 813-II
"О материальном обеспечении и мерах социальной поддержки приемной семьи в Республике Бурятия", от 10.06.2003 № 327-III
"О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан", от 05.07.2005 № 1248-III
"О ежемесячной выплате денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка", от 06.07.2006 № 1810-III
"О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия", от 19.09.2006 № 1840-III
"О порядке обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3-х лет по заключению врачей в Республике Бурятия", от 02.11.2007 № 2618-III
"О компенсации части затрат муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия при организации горячего питания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации", от 10.11.2010 № 1734-IV
"О социальной поддержке инвалидов в Республике Бурятия", от 10.12.2010 № 1830-IV
"О единовременном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) на территории Республики Бурятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 11.07.2011 № 2210-IV
"О нормативах финансового обеспечения общего образования в Республике Бурятия", от 05.05.2011 № 2015-IV
"Об общественных воспитателях несовершеннолетних"; постановления Правительства Республики Бурятия: от 16.01.2007 № 7
"О предоставлении единовременного пособия при устройстве ребенка на воспитание в семью (на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью) в Республике Бурятия", от 06.02.2008 № 57
"Об утверждении порядка вознаграждения приемному родителю, выплаты денежных средств на содержание ребенка (детей) в приемных семьях и предоставление мер социальной поддержки приемной семье в Республике Бурятия" (в ред. постановления Правительства Республики Бурятия от 20.08.2010 № 360), от 19.03.2008 № 118
"О компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в Республике Бурятия", от 19.05.2008 № 256
"Об утверждении Порядка ежемесячной выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка", от 08.02.2011 № 43
"О порядке назначения и выплаты денежной компенсации на воспитание и обучение ребенка-инвалида дошкольного возраста родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и обучение детей-инвалидов дошкольного возраста на дому самостоятельно", от 07.10.2011 № 524
"Об обеспечении сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей", от 19.07.2011 № 374
"О модернизации в 2011 - 2013 годах системы общего образования Республики Бурятия", от 21.12.2011 № 681
"О мерах государственной поддержки муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия по созданию групп семейного воспитания для детей дошкольного возраста"; распоряжение от 08.12.2009 № 656-р
об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия на период до 2020 года.
VII. Дети - участники реализации Стратегии
1. Краткий анализ ситуации
Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции
о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.
В Российской Федерации создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления. Многие субъекты Российской Федерации включились в реализацию глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям", одна из целей которой состоит в расширении участия детей в защите своих прав и принятии решений, затрагивающих их интересы.
Международное законодательство по вопросам участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, активно развивается. Совет Европы 25 января 1996 г. принял Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей, предусматривающую расширение возможностей участия детей в судебном или административном разбирательстве. Однако в России право детей на такое участие реализуется слабо в связи с недостаточным развитием необходимой законодательной и нормативно-правовой базы.
Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); усиление элитизма (создание элитных групп "детей-профессионалов"); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.
2. Основные задачи
Развитие на основе принципов и норм международного права законодательной базы в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности.
Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми.
Привлечение детей к участию в общественной жизни.
Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.
3. Первоочередные меры
Разработка предложений по внесению изменений в Федеральный закон
от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний.
Разработка учебных программ подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, разъясняющих право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы их реализации, на основе авторской программы Уполномоченного по правам ребенка в Республике Бурятия "Подготовка педагогических работников к правозащитной деятельности".
Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети "Интернет".
Развитие института уполномоченных по правам ребенка в городских округах, муниципальных образованиях, института уполномоченных по правам участников образовательного процесса в образовательных учреждениях республики.
Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях.
Разработка стандартов и методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.
4. Ожидаемые результаты
Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества.
Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Развитие законодательства Республики Бурятия в части, касающейся обеспечения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети "Интернет".
Расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка на всех уровнях.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
VIII. Механизм реализации Стратегии
Стратегия действий в интересах детей в Республике Бурятия реализуется во взаимосвязи с Концепцией
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и приоритетными национальными проектами.
Координирующим органом является образуемый при Главе Республики Бурятия координационный совет.
Неотъемлемой частью Стратегии являются принятые в ее развитие в Республике Бурятия целевые программы в отношении детей, разработанные с учетом как общих, так и особенных, присущих республике проблем детства.
Стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый в 2012 - 2014 годах и второй в 2015 - 2017 годах.
Механизмом контроля за ходом реализации Стратегии являются ежегодные аналитические доклады образуемого при Главе координационного совета и альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества при участии детей.