Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЦЕЛЕВОГО И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ В 2010 - 2011 ГОДАХ
НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ, ФИНАНСИРУЕМЫХ В РАМКАХ
ОЦП "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2012 ГОДА"

Основание для проведения проверки: Закон Воронежской области от 5 января 1996 года № 39-з "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 24 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2012 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 14.02.2012 № 17.

Цель проверки: анализ целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных в 2010 - 2011 годах на строительство объектов, финансируемых в рамках ОЦП "Социальное развитие села до 2012 года".

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Казенное предприятие Воронежской области "Единая дирекция капитального строительства и газификации", акт № 24/1-2012 от 16.03.2012.
2. ГУП ВО "Облкоммунсервис", акт № 24/3-2012 от 28.03.2012, акт № 24/2-2012 от 14.03.2012, акт № 24/6-2012 от 09.04.2012.
3. МКП "Служба капитального строительства и оказания услуг для муниципальных нужд" Бобровского района, акт № 24/4-2012 от 28.03.2012, акт № 24/5 от 30.03.2012.
4. Департамент аграрной политики Воронежской области, акт № 24/7-2012 от 05.05.2012.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 15.02.2012 по 11.05.2012.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Соблюдение федерального и регионального законодательства при осуществлении строительства.
2. Исполнение постановлений и распоряжений правительства Воронежской области, касающихся строительства объектов областной собственности.
3. Проверка соблюдения требований действующего законодательства в части закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд при заключении государственных контрактов.
4. Анализ исполнения договорных обязательств. Состояние расчетов с подрядными организациями.
5. Проверка ведения бухгалтерского учета объектов строительства.
6. Целевое и эффективное использование бюджетных средств, направленных в 2010-2011 годах на строительство объектов, финансируемых в рамках ОЦП "Социальное развитие села до 2012 года".

Результаты контрольного мероприятия:
Областная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года" утверждена постановлением Воронежской областной Думы от 03.08.2005 № 1183-III-ОД. Постановлением областной Думы от 22.11.2011 № 865-V-ОД в программу внесены изменения, в том числе срок реализации программы продлен до 2013 года.
Государственным заказчиком - координатором программы является департамент аграрной политики.
Проведена проверка реализации следующих мероприятий:

Строительство учреждений образования:
В проверяемом периоде в рамках реализации программы осуществлялось строительство 2 объектов образования:
1. Средняя общеобразовательная школа на 800 учащихся в с. Митрофановка Кантемировского района:
Строительство объекта началось в 1991 году. Государственным заказчиком являлся ТГУКС. Не завершенный строительством объект на сумму 2648,8 тыс. рублей (смонтирована часть нулевого цикла здания школы) в 2004 году был передан в КП "Единая дирекция капитального строительства и газификации".
Для завершения строительства школы был заключен государственный контракт от 14.05.2004 № 42-к в текущих ценах в сумме 83886,8 тыс. рублей. Государственным заказчиком по строительству объекта являлась дирекция, подрядчиком - ОАО "Воронежагропромстрой". В соответствии с договором подрядчик должен был выполнить работы в срок до II квартала 2006 года, однако в связи с недостаточным финансированием объекта дополнительными соглашениями к контракту сроки выполнения и стоимость работ ежегодно уточнялись.
В течение строительства объекта проводилась корректировка проектно-сметной документации. Для приведения проектно-сметной документации в соответствие ГОСТ Р 21.1101-2009, СНиП, СанПиН и другим нормативным документам произведена следующая корректировка проектно-сметной документации: железобетонные пожарные резервуары заменены на металлические той же емкостью, предусмотрено ограждение теннисного корта, разработан дренаж спортивной зоны, тир отгорожен капитальной стеной с огневым рубежом 25 м. Чугунные канализационные трубы и стальные водопроводные заменены на пластмассовые, запроектирована крытая стоянка на 2 автобуса и др.
На 2010 год выделен лимит на продолжение строительства в сумме 175882,2 тыс. рублей, в том числе: из средств областного бюджета - 173239,2 тыс. рублей, муниципального бюджета - 2643,0 тыс. рублей. Освоено капитальных вложений на сумму 176165,5 тыс. рублей. Все работы в 2010 году оплачены.
В 2010 году выполнялись работы по корректировке проектно-сметной документации, установке дверных и оконных блоков, установке пожарной сигнализации, работы по крытой стоянке автомобилей, ограждения территории школы, сантехнические работы. Завершено строительство туалета на улице, вентиляции, установлены пожарные резервуары, проведены работы по обустройству спортивных площадок, построена трансформаторная подстанция, осуществлен монтаж секций блочно-модульной котельной, выполнены работы по благоустройству территории.
В 2010 году строительство школы завершено, администрацией Кантемировского муниципального района выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU 36512308-004 от 31.12.2010.
С учетом услуг заказчика-застройщика общая стоимость объекта составила 260168,8 тыс. рублей.
В 2011 году актами приема-передачи все построенные здания и сооружения объекта дирекцией переданы администрации Кантемировского муниципального района.
2. Школа на 280 учащихся в с. Лозовое Верхнемамонского района
Строительство объекта начато в 1994 году. До 2004 года функции заказчика объекта осуществлял ТГУКС. В октябре 2004 года по акту приема-передачи дирекция приняла от ТГУКС незавершенный строительством объект на сумму 3081,7 тыс. рублей (фундамент, стены подвала, перекрытия над подвалом).
Строительство возобновилось в 2008 году, работы выполняло ООО "Павловскгранит-Жилстрой" по контракту от 12.11.2007 № 13-к, который расторгнут по постановлению Арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008. В рамках контракта выполнено работ на сумму 7681,6 тыс. рублей.
Администрация Верхнемамонского района для продолжения строительства заключила муниципальный контракт от 20.10.2008 № 35 с ЗАО "Коттедж-Индустрия" по твердой цене 167339,6 тыс. рублей со сроками строительства с 01.11.2008 по 01.09.2011.
В связи с изменениями нормативных требований СНиП, СанПиН и иных нормативных актов произведена корректировка ПСД: предусмотрено уложить керамогранитную плитку в коридорах, обеденном зале, кухне, вестибюле, гардеробе, санузлах, моечных, лестничных клетках, подсобных помещениях и др.
На 2010 год выделен лимит на продолжение строительства в сумме 116456,5 тыс. рублей, в том числе: из средств областного бюджета - 114735,5 тыс. рублей, муниципального бюджета - 1721,0 тыс. рублей. Освоено капитальных вложений на сумму 116351,1 тыс. рублей. Все работы в 2010 году оплачены.
По окончании строительства администрацией Верхнемамонского муниципального района выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 141/10 от 15.12.2010.
С учетом услуг заказчика-застройщика общая стоимость объекта составила 185763,3 тыс. рублей.
В 2011 году актами приема передачи все построенные здания и сооружения объекта переданы администрации Верхнемамонского района.
В ходе посещения обеих школ установлено, что на момент проверки имеются незначительные претензии к подрядчику по качеству выполненных работ (имеются микротрещины на внутренних стенах, кое-где отслоилось плиточное покрытие на улице). По мере обращения школ к подрядчику недоделки устраняются.
Целевые программные показатели по строительству образовательных учреждений в проверяемом периоде исполнены.

Развитие газификации в сельской местности:
В 2010 году на строительство 23 объектов газификации в сельской местности было направлено 108032 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 43100 тыс. рублей, из областного бюджета - 15291 тыс. рублей, средства муниципальных бюджетов - 8841 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 40800 тыс. рублей.
В 2011 году объем финансирования строительства 28 газовых объектов составил 49228,3 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 20330 тыс. рублей, из областного бюджета - 10506,1 тыс. рублей, из местных бюджетов - 4227,6 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 14165,1 тыс. рублей.
Бюджетные средства выделены в запланированном программой объеме. В 2010 году бюджетные средства были освоены в полном объеме. В 2011 году в связи со снижением стоимости объектов на торгах остались неиспользованными 84,2 тыс. рублей областных средств и 621,4 тыс. рублей средств местных бюджетов.
По внебюджетным источникам, а это, как правило, средства сельских жителей, на 1 апреля 2012 года осталась непогашенной задолженность перед подрядчиками на общую сумму 2588,4 тыс. рублей.
Проверкой соблюдения условий контрактов установлено, что в ходе строительства отдельных объектов были выявлены ошибки в проектной документации. По объектам в с. Грушино Верхнехавского района и в жилом микрорайоне "Ростовская-2" в с. Новая Усмань несоответствие проектной документации и сметы привело к занижению фактически выполненных объемов работ. При строительстве газопровода в с. Сухая Березовка Бобровского района техническая ошибка при проектировании стала причиной снижения стоимости контракта. Установленные проверкой факты свидетельствует о недостаточном контроле за качеством разработанных проектов со стороны ГАУ ВО "Центр госэкспертизы по Воронежской области", муниципальных заказчиков и заказчиков-застройщиков, наделенных на договорной основе полномочиями по согласованию проектно-сметной документации. Несвоевременное выявление этих недоработок в дальнейшем может потребовать внесения изменений в проект в ходе выполнения работ, что приведет к дополнительным затратам времени и средств.
Кроме того, изменение основных условий контракта (объема и стоимости работ) в соответствии со ст. 451 Гражданского кодекса РФ и ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" является основанием для его расторжения. Однако в нарушение указанных законодательных актов муниципальным заказчиком контракт по газификации с. Сухая Березовка Бобровского района расторгнут не был.
В ходе проверки исполнения условий контрактов также установлено, что по отдельным объектам сроки строительства были нарушены. По объектам Бутурлиновского района в селах Клеповка, Карайчевка и п. Зеленый Гай с подрядчиком ООО "Газполимерсервис" по данному вопросу проводятся судебные разбирательства.
Контракты, заключенные в рамках программы, предусматривают лишь строительство и сдачу подрядчиками готовых к эксплуатации объектов. Показатели, предусмотренные программой по данному разделу, выполнены: в 2010 году построено 157,1 км газовых сетей (план - 157,1 км), в 2011 году - 129,9 км (план - 125,2 км). Целевой индикатор программы по газификации, установленный области Минсельхозом РФ в проверяемые периоды перевыполнен. Так, по данным департамента аграрной политики в 2010 году в Воронежской области газифицировано сетевым газом 59,2% домовладений, в 2011 году - 61,9%. Плановые цифры Минсельхоза составили соответственно 56,1 и 58,1%.
Вместе с тем в отдельных населенных пунктах, где в 2010 - 2011 годах построены объекты газификации, газ населению не подается, так как газопроводы не введены в эксплуатацию по различным причинам: в связи с отсутствием межпоселкового газопровода, строительство которого запланировано на 2013 год; подготовкой необходимой документации; разногласиями между подрядчиком и эксплуатирующей организацией. Это села: Новогольелань Грибановского района, Дальнее Ляпино (ул. Заречная) Семилукского района, Пилипы и х. Шапошниково Каменского района. Все вышеперечисленные проблемы и их урегулирование находятся в зоне ответственности муниципальных заказчиков и не относятся к программным мероприятиям. Между тем, конечный результат программы - ввод в действие построенных газопроводов - в указанных населенных пунктах не достигнут.

Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности:
В рамках программы "Социальное развитие села до 2012 года" департаментом аграрной политики осуществлялось финансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, а также молодых семей и молодых специалистов, путем предоставления им безвозмездных субсидий за счет средств федерального, областного и местных бюджетов. Параметры и условия предоставления субсидий установлены соглашениями Министерства сельского хозяйства РФ с правительством Воронежской области, а также соглашениями департамента аграрной политики с муниципальными образованиями.
Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - на одиноко проживающих граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек, по 18 кв. м - на каждого члена семьи из 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории области.
На 2010 - 2011 годы рыночная стоимость 1 кв. м жилья утверждена приказами департамента аграрной политики области в размере 17 тыс. рублей.
В 2010 году доля средств федерального бюджета в общей сумме субсидии для граждан, проживающих в сельской местности, составляла до 32% от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, доля средств областного бюджета - до 23%, местного бюджета - до 8%. Программой запланировано финансирование в объеме 191680 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 40000 тыс. рублей, из областного бюджета - 28750 тыс. рублей, из местного бюджета - 3412 тыс. рублей, собственные средства граждан - 119518 тыс. рублей Фактическое финансирование программы из всех источников составило 100%.
В 2010 году от районов поступило 187 заявок на участие в программе, после утверждения списков департаментом количество заявок уменьшилось на 32 семьи. Списки скорректированы в сторону уменьшения по причине срыва сделок купли-продажи, отказа в выдаче кредита, недостаточного выполнения строительных работ. Борисоглебский, Новохоперский, Подгоренский и Рамонский районы заявки на участие в программе не подавали.
Ввод жилых площадей в 2010 году составил 11797,4 кв. м, или 98,8%, от запланированных программой показателей. Всем участникам программы в количестве 155 семей из 26 районов области выданы и оплачены свидетельства. Полученные средства 78 участников программы направили на приобретение жилья, 77 - на строительство.
В ходе проверки полноты и своевременности предоставления и использования субсидий установлено, что по истечении срока действия свидетельства (1 год), выданного в 2010 году, участник программы П.А.А. из Верхнехавского района не оформил в эксплуатацию жилой дом. По данному факту администрацией района было заключено дополнительное соглашение к договору о продлении сроков сдачи дома в эксплуатацию.
На 2011 год программой запланировано выделение субсидий в сумме 197045,6 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 40000 тыс. рублей (30% расчетной стоимости жилья), из областного бюджета - 34666,7 тыс. рублей (26%), из местных бюджетов - 3754,5 тыс. рублей (до 8%), других источников - 118624,4 тыс. рублей.
Фактическое финансирование программы из всех источников составило 100%. В программных мероприятиях приняли участие 29 муниципальных образований. Аннинский, Борисоглебский и Подгоренский районы заявки на участие в программе не подавали. Из 169 поступивших от районов заявок утверждены списки в количестве 152 участников, которым были выданы и оплачены свидетельства, срок действия которых 1 год.


Программой запланирован ввод жилья в объеме 11690 кв. м, на момент проверки введено 7469,3 кв. м. Заключено 93 договора купли-продажи, все приобретенные жилые помещения оформлены в долевую собственность всех членов семьи. Из 59 строящихся жилых домов имеется 14 разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, остальные строящиеся дома по условиям договора должны быть сданы в эксплуатацию по истечении 1 года со дня получения свидетельств.

Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов:
Порядок и условия предоставления субсидий данным категориям граждан определен теми же соглашениями и нормативными актами, что и для граждан, проживающих в сельской местности.
Доля федеральных средств в расчетной стоимости жилья в 2010 году составляла до 41%, в 2011 году - 43%. Доля средств областного бюджета в 2010 году установлена в размере до 29% расчетной стоимости жилья, в 2011 году - 27%. Доля средств местных бюджетов в 2010 - 2011 годах составляла до 8% от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
На 2010 год программой предусмотрены ассигнования в сумме 199959,7 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 58699 тыс. рублей, из областного - 41501,7 тыс. рублей, из местных бюджетов - 3578 тыс. рублей, другие источники (собственные средства граждан) - 96181 тыс. рублей.
Фактически на программные мероприятия направлено 199959,7 тыс. рублей, или 100%. Бюджетные средства распределены по 27 муниципальным образованиям. Калачеевский, Новохоперский и Подгоренский районы заявки на участие в программе не подавали.
В 2010 году из 185 человек, подававших заявки, участниками программы признано 180 человек, которым были выданы и оплачены свидетельства. Заключено 137 договоров купли-продажи, все приобретенные жилые помещения оформлены в долевую собственность членов семьи, из 43 построенных жилых домов введено в эксплуатацию 42. Получатель субсидии Хохольского района М.С.В. приговором суда был осужден. Администрацией района направлено письмо супруге получателя субсидии о выполнении своих обязательств по вводу жилого дома в эксплуатацию.
Ввод жилых площадей в 2010 году составил 12928,5 кв. м или 99% от запланированного программой показателя.
На 2011 год запланированы расходы в сумме 217395,7 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 66374 тыс. рублей, из областного - 41776,7 тыс. рублей, из местного бюджета - 3702 тыс. рублей, из других источников (собственные средства граждан) - 105543 тыс. рублей.
Фактически финансирование из всех источников по программным мероприятиям составило 217395,7 тыс. рублей, или 100%.
В 2011 году участниками программы стали 182 человека (заявлено 191) из 29 районов области, выдано и оплачено 182 свидетельства. Из них 141 участник изъявил желание приобрести жилое помещение, а 41 - построить дом собственными силами. На момент проверки введено в эксплуатацию 145 объектов (оформлено 141 договор купли-продажи и 4 дома введено в эксплуатацию).
Анализ реализации программы по субсидированию граждан, а также молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, показал, что финансирование из федерального, областного и местного бюджетов осуществляется в полном объеме в соответствии с утвержденными показателями. В соответствии с Правилами, установленными для участников программы, граждане должны иметь достаточные доходы, так как фактически более 50% стоимости жилья оплачивается за счет собственных средств. В связи с этим, уровень доходов населения является определяющим фактором в реализации программных мероприятий по улучшению жилищных условий сельских граждан.

Развитие электрических сетей в сельской местности:
Финансирование данного мероприятия в проверяемом периоде осуществлялось в соответствии с заключенным муниципальным контрактом от 15.07.2008 № 12 в пос. Цемзавода в с. Подгорное Подгоренского района. Контракт заключен администрацией Подгоренского городского поселения на основании протокола открытого аукциона с единственным участником аукциона ООО "ЭЛКОМ ПЛЮС". Стоимость работ составила 12728,8 тыс. рублей, срок исполнения - 2008 - 2011 годы.
В рамках мероприятия по развитию электрических сетей в сельской местности на 2010 год программой предусмотрена реконструкция 0,81 км сетей с объемом финансирования из областного бюджета в сумме 1710 тыс. рублей, местного бюджета - 171 тыс. рублей, других источников - 200,8 тыс. рублей.
На 2011 год программой предусмотрена реконструкция 1,18 км сетей с объемом финансирования из областного бюджета в сумме 2397 тыс. рублей, местного бюджета - 297 тыс. рублей, других источников - 303 тыс. рублей.
Постановлениями правительства Воронежской области "О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности на 2010 - 2011 годы" запланировано финансирование одного объекта "Реконструкция наружных сетей ВЛ - 0,4 кВ, ВЛ - 10 кВ по ул. Ленина, Есенина, Чкалова, Маяковского, пос. Цемзавод в с. Подгорное Подгоренского района Воронежской области" на сумму 3536,2 тыс. рублей, протяженностью 1,99 км (2010 год - 1710 тыс. рублей, протяженностью 0,81 км; 2011 год - 1826,2 тыс. рублей, протяженностью 1,18 км).
Фактическое финансирование объекта в 2010 году соответствует запланированным объемам, реконструировано 0,81 км наружных сетей.
В ходе проверки было установлено, что фактические данные о финансировании мероприятия программы не соответствуют отчету департамента аграрной политики, составленному на основании информации, предоставленной администрацией Подгоренского района. Так, в отчете департамента за 2010 год указана сумма финансирования из внебюджетных источников в сумме 200,8 тыс. рублей, тогда как эти средства поступили из муниципального бюджета, что привело к искажению отчетности.
Финансирование объекта в 2011 году составило: за счет средств областного бюджета - 1826,2 тыс. рублей (76% от программных показателей), за счет средств местного бюджета - 303,3 тыс. рублей (102%). Реконструировано наружных сетей 1,18 км ВЛ - 0,4 кВ (100%).
Согласно представленным актам приемки выполненных работ ф. № КС-2, справкам о стоимости выполненных работ ф. № КС-3 за 2010 - 2011 годы подрядчиком выполнены, а заказчиком оплачены работы на сумму 4211,3 тыс. рублей.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU 36524101-38-11 получено от администрации Подгоренского района 30.12.2011, согласно которому стоимость строительства объекта составила 11861,3 тыс. рублей (остались невостребованные средства, предусмотренные по статьям сводного сметного расчета: на авторский надзор (не осуществлялся), проектно-изыскательские работы (оплачены ранее из средств поселения), непредвиденные, временные и прочие расходы). Реконструировано наружных сетей ВЛ - 0,4 кВ протяженностью 3,8 км, ВЛ - 10 кВ протяженностью 1,41 км.
Согласно представленным документам установлено, что запланированный объем работ, предусмотренный программой и муниципальным контрактом, выполнен.

Мероприятия по развитию автомобильных дорог:
Вопрос по развитию автомобильных дорог был проверен Контрольно-счетной палатой Воронежской области в 2011 году при проверке управления автомобильных дорог.
С учетом замечаний КСП произведена корректировка областной целевой программы: мероприятия по развитию и приведению в нормативное состояние дорог, связывающих сельские населенные пункты, и их финансирование в 2012 - 2013 годы исключены из ОЦП "Социальное развитие села до 2012 года" постановлением Воронежской областной Думы от 22.12.2011 № 865-V-ОД. Реализация данных мероприятий с 2012 года будет проводиться за счет части средств дорожного фонда, предоставляемой местным бюджетам в соответствии с постановлениями правительства Воронежской области от 23.01.2012 № 23 и от 08.02.2012 № 68 в рамках мероприятий, предусмотренных ВЦП "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования...".

Мероприятия по развитию водоснабжения в сельской местности:
Финансирование предусмотрено программой в следующих объемах:
- в 2010 году - 155205,7 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 55800,0 тыс. рублей, из бюджета субъекта - 40341,7 тыс. рублей, из местных бюджетов - 22371,4 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 36692,6 тыс. рублей;
- в 2011 году - всего 167879,9 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 58000 тыс. рублей, из областного бюджета - 42021,3 тыс. рублей, из местных бюджетов - 20511,0 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 47347,6 тыс. рублей.
Субсидии из федерального бюджета на программные мероприятия выделялись в соответствии с приказами Минсельхоза РФ и соглашениями, заключенными между Минсельхозом РФ и правительством Воронежской области.
В 2010 году выполнено работ на сумму 155205,8 тыс. рублей, которые профинансированы в объеме 138008,6 тыс. рублей. В 13 сельских поселениях 9 районов области, участвующих в программе, построено и введено в эксплуатацию 80,07 км водопроводных сетей. Средства федерального и областного бюджетов выделены на программные цели в полном объеме. Из внебюджетных источников в 2010 году не поступило 24578,5 тыс. рублей или более половины запланированного объема. Из указанного источника (в основном, это средства граждан) мероприятие недофинансировано по 5 районам. По факту выполненных объемов работ, с учетом снижения их стоимости по результатам торгов, кредиторская задолженность перед подрядчиками за выполненные в 2010 году работы сложилась в сумме 17197,2 тыс. рублей.
В 2011 году выполнено работ на сумму 163659 тыс. рублей. Бюджетные средства всех уровней выделены и использованы в полном объеме. Из внебюджетных источников не поступило 9269,8 тыс. рублей, или 28,3%, требуемого объема. По данному источнику мероприятие недофинансировано в 2 районах и полностью не финансировалось в Верхнемамонском и Семилукском районах.
Общая сумма кредиторской задолженности перед подрядчиками за выполненные работы на 01.04.2012 составила 9766,0 тыс. рублей, в том числе: 5667,2 тыс. рублей - по введенным в эксплуатацию объектам в с. Слобода и с. Семено-Александровка Бобровского района, 3563,0 тыс. рублей - по объекту в с. В. Мамон и 585,0 тыс. рублей - по объекту в с. Можайское Каширского района.
В целом, в 12 сельских поселениях 8 районов области, реализующих программное мероприятие, построено 81,924 км водопроводных сетей, однако введено в эксплуатацию только 66,725 км. На два объекта не оформлены разрешения на ввод в эксплуатацию: реконструкция 10,94 км водопроводных сетей с. В. Мамон Верхнемамонского района и 4,259 км в с. Латное Семилукского района.
Показатель обеспеченности сельского населения питьевой водой на 2010 год определен в размере 60,2%, на 2011 год - 61,3%. По данным департамента аграрной политики области фактические показатели составили соответственно - 60,4 и 62,9%. В 2010 году прирост населения, обеспеченного водой, составил 4,9 тыс. чел., в 2011 году - 7,7 тыс. чел.
Вместе с тем необходимо отметить и тот факт, что во многих муниципальных районах уровень обеспеченности водой остается низким. Так, по данным департамента, уровень обеспеченности питьевой водой составил в Грибановском районе всего лишь 10,4%, в Бутурлиновском и Ольховатском - 12,7%, в Верхнехавском - 14,3%, в Терновском - 15,3%, в Петропавловском, Поворинском, Эртильском, Панинском - от 24 до 40%, в 4 районах данный уровень колеблется от 40 до 50% (Аннинский, Воробьевский, Каширский, Семилукский). Многие районы не участвуют в программе из-за того, что не могут выполнить условия софинансирования мероприятий. Целевой программой в проверяемый период предусмотрено распределение средств в пропорции: 30% - из федерального бюджета, 30% - из областного, 10% - из местных бюджетов и 30% - из внебюджетных источников (в основном это средства населения), что представляется чрезмерно высоким уровнем для данного источника, так как сельские жители зачастую не обеспечены работой, а работающие имеют низкие доходы. Если финансирование программных мероприятий в 2010 - 2011 годы из бюджетных источников осуществлялось в полном объеме, то из внебюджетных средств финансирование в проверяемый период составило 64% требуемого объема. Участвующие в программе муниципальные районы, такие как Бобровский, Каширский, Верхнемамонский, Репьевский и Семилукский, получили бюджетные кредиты на компенсацию недополученных средств от населения.
При проверке в с. Латное Семилукского района установлено, что из внебюджетных источников была оплачена лишь часть работ (около 15%). Администрация Латненского сельского поселения погасила задолженность подрядчику за построенный в 2010 году 1-й пусковой объект в сумме 2607,45 тыс. рублей по решению арбитражного суда только в декабре 2011 года за счет кредитных средств. Это послужило одной из причин не выполнения подрядчиком части предусмотренных проектом работ стоимостью 611,2 тыс. рублей (пусконаладочные работы, устройство подъезда к водонапорной башне, работы по благоустройству и озеленению). В результате 2-й пусковой комплекс объекта не введен в эксплуатацию в установленный контрактом срок - 01.12.2011. За срыв сроков окончания работ подрядчику 22.02.2012 направлена подготовленная заказчиком-застройщиком (ГУП ВО "Облкоммунсервис") претензия о предъявлении предусмотренных контрактом штрафных санкций в пользу муниципального заказчика на сумму 315,54 тыс. рублей за просрочку обязательств на 84 дня. Однако администрацией сельского поселения счет на оплату штрафа подрядчику не выставлен в связи с представленными им письменными гарантиями по окончательному завершению работ до 01.05.2012.
В ходе выездной проверки на объект с представителем заказчика-застройщика установлены также дефекты и недоработки по ранее выполненным и принятым объемам работ.
В с. В. Мамон Верхнемамонского района также не введен в эксплуатацию 1-й пусковой комплекс объекта водоснабжения в установленный контрактом срок (31.12.2011). Из внебюджетных источников на начало 2012 года не поступили средства в сумме 4195,0 тыс. рублей (из которых 4065,3 тыс. рублей планировалось направить на оплату подрядных работ). При этом подрядчиком не выполнены предусмотренные сметной документацией работы на объекте стоимостью 2051,6 тыс. рублей (установка и монтаж силового оборудования, опрессовка трубопроводов и их дезинфекция, автоматизация сетей водозаборов, грунтовка и окраска водонапорной башни, работы по благоустройству). За неисполнение обязательств по контракту подрядчику направлены 3 претензии со стороны муниципального заказчика (11.10.2011, 08.02.2012 и 14.03.2012), которые остались без ответа. В связи с не соблюдением подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, муниципальный заказчик не оплатил подрядчику выполненные и принятые работы на сумму 1511,4 тыс. рублей. В апреле т.г. администрацией Верхнемамонского района подано исковое заявление в суд с требованием о расторжении контракта, а также о взыскании с ЗАО "Воронежстройгаз" согласно условиям контракта неустойки в размере 2174,1 тыс. рублей.
При проверке в с. Отрадное Новоусманского района установлено, что начальная цена муниципального контракта, выставленная в 2011 году на аукцион, не соответствует утвержденной сметной стоимости строительства 2-го этапа и проектно-сметной документации, прошедшей госэкспертизу в 2009 году. Поэтому начальная цена контракта не содержит необходимого обоснования для включения ее в аукционную документацию, что является нарушением ч. 2 ст. 19.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов..." и постановления администрации Воронежской области № 871 от 24.10.2006.
Кроме того, установлено несоответствие протяженности строительства системы водоснабжения, указанные в соглашениях между департаментом аграрной политики области и администрацией Новоусманского района и разрешениями на ввод в эксплуатацию:
- в 2010 году в соглашениях протяженность сетей - 5,74 км, в разрешении на ввод в эксплуатацию и муниципальном контракте - 3,55 км;
- в 2011 году в соглашениях (и отчетных данных департамента за 2011 год) значится 3,285 км вместо указанных в разрешении на ввод в эксплуатацию 3,085 км (6,635 км по проекту за вычетом построенных на 1-м этапе 3,55 км). В результате в отчетных данных департамента о выполнении мероприятий по целевой программе протяженность введенных в эксплуатацию объектов водоснабжения завышена на 0,2 км.
Вышеназванные факты свидетельствуют о недостаточном контроле со стороны департамента за своевременной корректировкой соглашений и отчетности при уточнении и изменении целевых показателей.
Кроме того, установлено, что при строительстве допущены отклонения фактически выполненных объемов работ от предусмотренных проектом: вместо двух водонапорных башен системы Рожновского объемом 50 куб. м построена одна (согласования с проектной организацией ООО "Воронежводстройпроект" нет), вместо 2 новых водозаборных скважин по проекту построена одна и произведен капитальный ремонт существующей водозаборной скважины, вместо 11 пожарных гидрантов устроено 3, исключены из объемов работ водоразборные колонки. Работы по благоустройству зоны санитарной охраны, предусмотренные проектом, полностью исключены из объемов работ, планируемых к выполнению на 2 этапе. Имеющиеся письменные согласования с проектной организацией ООО "Воронежводстройпроект" не содержат указания причины и обоснования необходимости изменения проектных решений. В нарушение п. 7 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ изменения в проектную документацию не внесены и не утверждены заказчиком (администрацией Отрадненского сельского поселения Новоусманского района).
Также отмечено, что в ходе технического надзора, проводимого ФГУ "Управление "Воронежмелиоводхоз" в 2010 году и ГУП ВО "Облкоммунсервис" в 2011 году, при принятии решений по изменению видов, объемов и стоимости произведенных работ не осуществлялся надлежащий контроль за внесением изменений в проектно-сметную документацию в установленном порядке.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что построенная артскважина по ул. Дачная, 1а, не эксплуатируется, так как качество воды не соответствует нормативным требованиям. (Это произошло в связи с недостоверным заключением Воронежского регионального отделения "Росгео", выдавшего положительное заключение на проектирование скважин). В результате расходы на бурение этой скважины порядка 680 тыс. руб. следует признать неэффективными.
Качество питьевой воды в отремонтированной (эксплуатируемой) артскважине также не соответствует существующим нормативам и требует принятия соответствующих мер со стороны муниципального заказчика.
Кредиторская задолженность за выполненные работы 2010 года по внебюджетным средствам в сумме 3126,6 тыс. рублей была погашена в 2011 году за счет средств бюджета Отрадненского с/поселения (2652,2 тыс. рублей) и поступивших от населения средств (474,4 тыс. рублей).
За выполненные работы 2011 года от населения средства в объеме 1426,4 тыс. рублей не поступили, а были перечислены подрядчику из средств бюджета Отрадненского с/поселения.
При строительстве двух объектов (с. Слобода и с. Семено-Александровка) в Бобровском районе кредиторская задолженность по внебюджетным источникам перед подрядчиком ООО "Стройгаз" составила 5667,2 тыс. рублей. Подрядчик не выставил требования к администрации Бобровского района, завершил строительство и ввел в эксплуатацию объекты за свой счет. Вместе с тем с целью исключения судебных разбирательств со стороны администрации Бобровского муниципального района требуется принять исчерпывающие меры по погашению задолженности перед подрядчиком и исполнению обязательств по финансированию мероприятий программы согласно п. 2.2.4 соглашения с департаментом аграрной политики № 2И от 17.03.2011 (и допсоглашения к нему от 19.12.2011).
В ходе встречной проверки (акт от 30.03.2012) выявлены отдельные отклонения фактически выполненных объемов работ от предусмотренных проектом при строительстве систем водоснабжения в с. Слобода и в с. Липовка Бобровского района. При этом порядок внесения изменений в проектную документацию, определенный ГОСТ Р 21.1101-2009, в полном объеме не соблюдался.
В с. Березово Рамонского района проверкой установлено несоответствие протяженности объекта в проектной документации, положительном заключении ГАУ ВО "Центр госэкспертизы по Воронежской области" и в муниципальном контракте от 18.06.2010 № 33 (11,679 км) фактической протяженности, указанной в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 30.09.2010 (11,52 км). Администрацией сельского поселения была допущена техническая ошибка при подготовке конкурсной документации. Со стороны заказчика-застройщика ГУП ВО "Облкоммунсервис" не обеспечен надлежащий контроль за правильностью подготовки документации для размещения муниципального заказа в нарушение требований договора о передаче муниципальным заказчиком части полномочий и функций заказчику-застройщику.

Выводы:
Проверка показала, что основные индикаторы и показатели, установленные ОЦП "Социальное развитие села до 2012 года", исполнены. Вместе с тем выявленные нарушения и недостатки, отмеченные в акте проверки, свидетельствуют, что муниципальными заказчиками не обеспечено исполнение обязательств по финансированию мероприятий программы, заказчиками-застройщиками не осуществлялся надлежащий контроль за правильностью подготовки документации для размещения муниципальных заказов и внесением в установленном порядке изменений в проектно-сметную документацию. Департаментом аграрной политики не обеспечен необходимый контроль за соответствием показателей протяженности введенных в эксплуатацию объектов водоснабжения соглашениям, отчетности и целевым программным показателям. В итоге, конечные результаты программы - ввод в действие объектов газификации и водоснабжения - достигнуты не во всех сельских поселениях, принимавших участие в программных мероприятиях.

Предложения:
Направить представления в адрес департамента аграрной политики Воронежской области и органов местного самоуправления для устранения выявленных нарушений и недостатков.

Заместитель председателя - аудитор
Л.В.АНТОНОВА

Начальник инспекции по контролю расходов
на промышленность, транспорт, строительство,
жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство
И.Ф.ДОРОШЕНКОВА

Советник отдела организационно-аналитической
и юридической работы
А.А.КУЗИКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru