Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2012 г. по делу № А29-3196/2012

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2012 года, полный текст решения изготовлен 17 июля 2012 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Конкурент-Сервис" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>)
к Инспекции федеральной налоговой службы России г. Сыктывкару (ИНН: <...>; ОГРН: <...>)
о признании незаконным и отмене постановления № 19-07/051 от 14.03.2012 г.
при участии:
от заявителя: Т.С. (доверенность); Л.Ф. (паспорт)
от ответчика: М.Ю. (доверенность)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Конкурент-Сервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 19-07/051 от 14.03.2012 г., вынесенного начальником Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (далее - Административный орган).
Административный орган в отзыве заявленные требования не признал (л.д. 25 - 26).
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Как установлено материалами дела должностными лицами Административного органа, в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и на основании поручения № 113 от 05.03.2012 г. (л.д. 51) заместителя начальника Административного органа проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью использованию платежными агентами поставщикам осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет, использованию платежными агентами, поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов.
В период с 10.01.2012 г. по 30.01.2012 г. Обществом, при осуществлении деятельности в качестве поставщика в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", получало денежные средства, принятые от физических лиц платежным агентом-оператором ООО "Система Город" и ФГУП "Почта России" в качестве платежей, на банковский счет № 407 028 108007 00000 568, открытый в ОАО "ТрансКапиталбанке" не являющийся специальным банковским счетом (л.д. 45 - 48).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц осуществляемой платежными агентами", организацией для приема платежей заключен договор на прием платежей и присоединение Организации к Автоматизированной Системе сбора платежей от населения "Город" 03-03/433 от 01.12.2011 г. с Оператором ООО "Система Город" (л.д. 41 - 44) и договор от 28.10.2009 г. № 11.2.3-9-26/732, заключенные с ФГУП "Почта России" (л.д. 38 - 40), в рамках указанных договоров Общество является Поставщиком.
Пунктом 18 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", установлено, что Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет.
Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. Положением Центрального Банка Российской Федерации от 26.03.2007 г. № 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" установлен специальный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации счет № 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика".
В нарушение п. 18 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" Общество в проверяемом периоде получало денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковский счет, не являющийся специальным банковским счетом.
Согласно выписке по операциям на счете организации Общество в проверяемом периоде регулярно получало от ООО "Система Город", ФГУП "Почта России" денежные средства в счет оплаты по вышеназванным договорам.
Всего за проверяемый период сумма денежных средств, поступивших на счет организации от платежного агента ООО "Система Город", ФГУП "Почта России" без использования специального счета, составила 39107,06 рублей.
Специальный банковский счет был открыт 22.02.2012 г. в ОАО "ТрансКапитал банке".
В результате Обществом был нарушен п. 18 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", за что предусмотрена ответственность ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте № 19-18/051 от 06.03.2012 г. (л.д. 31 - 32).
12.03.2012 г. в отношении Общества составлен протокол № 19-07/051 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 29 - 30).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником Административного органа вынесено постановление № 19-07/051 от 14.03.2012 г., которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 27 - 28).
Считая вышеуказанное постановление незаконным и подлежащим отмене, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемым заявлением.
Оспаривая постановление по делу об административном правонарушении, Общество считает, что указанное нарушение не оспаривает, однако совершенное Обществом правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, учитывая предпринимаемые Обществом меры к открытию специального счета, в связи, с чем подлежит освобождению от административной ответственности и просит суд применить положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (подробно доводы изложены в пояснении к заявлению л.д. 58 - 60).
Федеральный закон от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" вводит понятие "банковский платежный агент".
Согласно п. 4 ст. 3 Закона № 161-ФЗ банковским платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом от 27.06.2011 г. № 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - Закон № 162-ФЗ) внесены изменения в главу 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пп. "в" п. 1 ст. 10 Закона № 162-ФЗ ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена ч. 2, в соответствии с которой нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Законом № 161-ФЗ, обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно не использование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 14 статьи 4, а не подпункт 14 пункта 12 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ.

Согласно положениям подп. 14 п. 12 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Таким образом, в результате проверки было установлено, что Обществом нарушен п. 15 ст. 4 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентам, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно не использование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влечет административную ответственность.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт правонарушения подтверждается актом проверки № 19-18/051 от 06.03.2012 г., протоколом об административном правонарушении от 12.03.2012 г. № 19-07/051.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не ставит признание правонарушения малозначительным в зависимость от состава правонарушения. Таким образом, малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер.
Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
В п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Суд полагает, что допущенное Обществом правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не повлекло причинения вреда потребителям. Кроме того, суд учитывает, что правонарушение совершено впервые и Обществом принимаются меры к его устранению.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении № 19-07/051 от 14.03.2012, вынесенное начальником Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Конкурент-Сервис" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>).
Общество с ограниченной ответственностью "Конкурент-Сервис" освободить от административной ответственности в силу малозначительности совершенного административного правонарушения, объявив устное замечание о недопустимости нарушения требований законодательства в сфере деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru