Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 2011 г. по делу № А39-2539/2011

Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 15 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Евдокимовой Н.А.,
судей Полубояровой Г.В. и Артамоновой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.Л.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Р", г. Рузаевка, Республика Мордовия,
к Министерству энергетики и тарифной политики Республики Мордовия, г. Саранск, Республика Мордовия,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество "М", г. Саранск, Республика Мордовия,
о признании недействующим пункта 1.2 Приложения № 1 к приказу Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 02 августа 2011 № 55 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2011 год"
при участии:
от ОАО "Р": А.Д.Х. - представителя по доверенности № <...> от <...>, А.О.В. - представителя по доверенности № <...> от <...>, М.М.В. - главного энергетика, доверенность № <...> от <...>;
от ответчика: С.С.В. - представителя по доверенности № <...> от <...>; А.Е.А. - представителя по доверенности № <...> от <...>;
от ОАО "М": С.О.В. - начальника отдела цен и тарифообразования, доверенность № <...> от <...>; Е.Е.А. - заместителя начальника юридического отдела, доверенность № <...> от <...>;

установил:

Открытое акционерное общество "Р" (далее - ОАО "Р", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействующим пункта 1.2 Приложения № 1 к приказу Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 02 августа 2011 № 55 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2011 год".
Заявление мотивировано тем, что приказом Министерства энергетики и тарифной политики РМ от 02.08.2011 № 55 (пункт 1.2 Приложения № 1) утвержден двухставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2011 год, исходя из увеличения стоимости услуг свыше 15 процентов, что не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1172 "Об утверждении правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" и нарушает права и законные интересы ОАО "Р" в сфере предпринимательской деятельности.
В связи с принятием вышеуказанного нормативного акта открытым акционерным обществом "Р" за период с 01.01.2011 по 01.05.2011 понесло убытки в сумме <...>.
Ответчик в отзыве требования заявителя не признал, указав, что приказ № 55 от 02.08.2011 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2011 год" не противоречит постановлению Правительства Российской Федерации № 1172 от 27.12.2010, поскольку тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям рассчитаны исходя из увеличения среднего одноставочного тарифа на услуги по передаче по Республике Мордовия не более чем на 15 процентов.
ОАО "М" в отзыве поддержало доводы ответчика и просило в удовлетворении требований заявителю отказать.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании объявлялся перерыв с 05.12.2011 до 12.12.2011.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Частью 4 статьи 194 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ Министерства энергетики и тарифной политики РМ № 31 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2011 год" издан 24.05.2011, а не 25.05.2011.

Приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 25.05.2011 № 31 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности на 2011 год" (текст постановления опубликован в издании "Известия Мордовия", № 197-62 от 30.12.2010) признано утратившим силу постановление Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия от 29.12.2010 № 74 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2011 год".
Приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 02.08.2011 № 55 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2011 год" признан утратившим силу приказ Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 24.05.2011 № 31 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2011 год".
Приказ № 55 от 02.08.2011 опубликован в издании "Известия Мордовия", № 116-40, 05.08.2011.
Оспариваемым приказом установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия, без указания конкретных потребителей, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг.
В силу этого оспариваемое постановление относится к числу нормативных правовых актов и может быть оспорено в арбитражном суде в порядке, установленном главой 23 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов:
устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В силу пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом рынке и (или) на розничных рынках подлежат:
цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети;
цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Согласно Положению о Министерстве энергетики и тарифной политики Республики Мордовия, утвержденному постановлением Правительства Республики Мордовия от 27.12.2010 № 502, министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по проведению единой государственной политики в области развития энергетического комплекса, государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием, энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории республики.
Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия является правопреемником Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия.
Следовательно, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
01.10.2007 между открытым акционерным обществом "Р" (Потребитель) и открытым акционерным обществом "М" заключен договор № <...> на поставку электрической энергии, оказание услуг по передаче электрической энергии и оказание иных услуг.
Согласно разделу 6 указанного договора исполнение договора оплачивается по цене и (или) в соответствии с порядком определения цены, установленном в соответствии с положениями, действующими на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов.
Расчет за полученную электрическую энергию и мощность производится по регулируемым и нерегулируемым (свободным) ценам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 57 Основ ценообразования регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
1. средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности),
2. сумма тарифов на услуги, указание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей,
3. сбытовая надбавка гарантирующего поставщика,
4. стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности).
В силу пунктов 44, 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском рынке), утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ) от 06.08.2004 № 20-э/2, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации дифференцируются по уровням напряжения и устанавливаются одновременно в двух вариантах:
- двухставочный;
- одноставочный.
Оспариваемым пунктом 1.2 Приложения № 1 к приказу Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 02.08.2011 № 55 установлен двухставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям Республики Мордовия по уровням напряжения: ВН, СН-I, СН-II, НН.
В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172 "Об утверждении правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с 1 мая 2011 поручено пересмотреть установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям исходя из увеличения среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям не более чем на 15 процентов.
Основным и единственным доводом ОАО "Р" при оспаривании нормативного правового акта является превышающий 15 процентов рост ставки на содержание электрических сетей двухставочного варианта тарифа на высоком уровне напряжения.
Данный вывод заявителя ошибочен, поскольку построен на неверном толковании действующего законодательства и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В пункте 9 постановления Правительства от 27.12.2010 № 1172 говорится о среднем одноставочном тарифе на услуги по передаче электрической энергии.
Министерством энергетики и тарифной политики Республики Мордовия представлен расчет среднего одноставочного тарифа на услуги по передаче электроэнергии по Республике Мордовия, из которого следует, что в 2010 году средний одноставочный тариф на услуги по передаче составлял 97,14 коп./кВтч, а в 2011 году составляет 110,72 коп./кВтч.
Таким образом, рост тарифа в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 13,98 процентов.
Правильность расчета подтверждена приложенными ответчиком документами, которые приобщены к материалам дела.
Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия письмом от 25 мая 2011 года № 768 в адрес Правительства Республики Мордовия представило информацию о проведении пересмотра установленных на 2011 год тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям исходя из увеличения среднего одноставочного тарифа на услуги по передаче по Республике Мордовия не более чем на 15 процентов.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Открытому акционерному обществу "Р" в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим пункта 1.2 Приложения № 1 к приказу Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 02 августа 2011 № 55 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2011 год", отказать полностью.
Пункт 1.2 Приложения № 1 к приказу Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 02 августа 2011 № 55 проверялся на соответствие Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности".
Расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей отнести на открытое акционерное общество "Р".
Возвратить открытому акционерному обществу "Р", зарегистрированному по адресу: <...>, ОГРН <...>, государственную пошлину в сумме 2000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению № <...> от <...>.
Подлинник платежного поручения № <...> от <...> оставить в материалах дела, поскольку по нему уплачена часть госпошлины, которая возврату не подлежит.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Мордовия в месячный срок с момента его принятия.

Председательствующий
Н.А.ЕВДОКИМОВА

Судьи:
Г.В.ПОЛУБОЯРОВА
Л.А.АРТАМОНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru