Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД

МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ.
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ
МОЛОДЫХ СЕМЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

"Особое значение имеет
реальная доступность жилья. Оно
должно быть по карману всем категориям
населения: и молодым семьям, ... которые
приобретают жилье с использованием
государственных субсидий"

Д.А.Медведев

В соответствии со ст. 20 Закона РМ от 23.12.2005 № 96-З "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Мордовия" Доклад направляется Главе Республики Мордовия, Председателю Государственного Собрания Республики Мордовия, прокурору Республики Мордовия и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
Доклад размещается в правовых системах "ГАРАНТ" и "КонсультантПлюс".

Жилье для молодых семей - важный аспект
государственной жилищной политики

Первое десятилетие XXI века в России стало периодом не только смены социальных и политических ориентиров, но и периодом системного реформирования человеческого бытия. При этом один из его аспектов - наличие жилья, был, есть и в зримом будущем останется проблемным.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Оно составной частью входит в понятие "достойный уровень жизни", и человек стремится его обязательно реализовать.
В.В.Путин, будучи Председателем Правительства РФ, отмечал, что "Жилищный вопрос... касается практически каждого российского гражданина, каждого человека. И в нашей стране эта проблема всегда была очень острой. Всегда" <1>.
--------------------------------
<1> http:premier.gov.ru

Мечта о собственной квартире особо превалирует у тех, кто создал семью. Решение жилищной проблемы - важнейший фактор адаптации молодежи к современным социально-экономическим условиям. Но жилье в настоящее время стоит дорого. Купить квартиру за полную стоимость или построить собственный дом может только небольшая группа состоявшихся россиян. Что уж говорить о молодых, которые недавно начали работать и зарабатывать. К тому же, рост цен на недвижимость приводит к постоянно увеличивающемуся разрыву между ценами на жилье и доходами граждан. Как молодой семье решить проблему жилья?
Власть "бьется" над материальным укреплением "базиса" молодых семей. Программа помощи в данном вопросе - в числе основополагающих принципов и государственной жилищной политики. Медведев Д.А., будучи Президентом Российской Федерации, в интервью телевизионному каналу НТВ обозначил: "Когда мы начали заниматься этой проблематикой, долго обсуждали, какой механизм использовать. В конечном счете, решили, что главным в этом должна быть ипотека. Непривычный механизм. Еще 5 - 7 лет назад само это слово было непонятным. Но ипотека вошла в нашу жизнь. И сейчас самое основное - не обесценить саму эту конструкцию, а, наоборот, придать ей дополнительную эластичность, дать дополнительные деньги. В этом плане как раз и выстроены наши решения. Мы не должны подорвать веру в те механизмы, которые с таким трудом создавали" <2>.
--------------------------------
<2> http:kremlin.ru

С этой целью федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 гг." дополнена подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей". Процесс ее реализации предполагает оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий путем предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья. Его расчетная стоимость зависит от численности членов семьи.
Данная программа работает и в Мордовии. В Послании экс-Главы РМ Меркушкина Н.И. Государственному Собранию на 2011 год отмечено, что республика является абсолютным лидером по участию в федеральной подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей". Учитывая отсутствие сбоев в освоении выделяемых средств, Мордовия ежегодно получает дополнительные средства.
В целом же с 2002 по 2010 гг. на реализацию данной подпрограммы выделено 2059,92 млн. рублей <3>, в том числе из федерального бюджета - 991,77 млн. рублей <4>. Привлечение средств бюджетов различных уровней, объемы вводимого жилья, развитая система ипотечного кредитования позволили улучшить жилищные условия 4510 семьям <5>.
--------------------------------
<3> В период 2002 - 2005 гг. - 305,78 млн. рублей и 2006 - 2010 гг. - 1753,14 млн. рублей
<4> В период 2002 - 2005 гг. - 137,18 млн. рублей и 2006 - 2010 гг. - 853,59 млн. рублей
<5> В период 2002 - 2005 гг. - 1148 и 2006 - 2010 гг. - 3362 семей

В 2011 г. из федерального бюджета поступило 439483,66 тыс. рублей, из республиканского - 526826,12 тыс. рублей. На эти средства получили возможность улучшить жилищные условия еще 1845 молодых семей.

Основания для беспокойства имеются

"Стоим в очереди с 2007 года, были ..., через 2 года стали ... Если и дальше так очередь будет двигаться, то, наверное, никогда помощь от государства не получим. Как проверить, не обманывают ли нас?". Такого рода пояснения есть почти во всех поступивших в адрес Уполномоченного обращениях.






А вообще, неприглядно, что в 2012 г. необходимо отстаивать идею создания электронной очереди. Почему-то не можем выбраться из прошлого века, не разделяем прелестей современных технологий и по старинке заполняем кучу журналов, за которыми не видим людей. Видимо, курс руководства страны и республики на модернизацию всех направлений жизнедеятельности человека, дошел пока не до всех ответственных полномочных лиц и органов.
Кроме того, после длительного периода в истории страны бесплатного распределения квартир, людям трудно разобраться во всех тонкостях рынка жилья, так быстро развившегося за последние годы. Поэтому на местах важно вести разъяснительную работу среди молодых семей об условиях предоставления помощи из бюджетов на приобретение или строительство жилья. При встрече с молодыми семьями в Ардатовском, Ельниковском, З.Полянском и Лямбирском районах Уполномоченный убедился в том, что не только они не знают о некоторых процедурах, но и отдельные должностные лица, ответственные за реализацию подпрограммы.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

Госкомитету РМ по делам молодежи, Главам администраций муниципальных районов:
1. Рассмотреть вопрос о:
- создании электронной очереди претендентов на получение соцвыплаты по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" с учетом льготных категорий;
- размещения полного списка молодых семей, изъявивших желание участвовать в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" на официальных сайтах;
2. Активнее проводить разъяснительную работу среди населения по участию молодых семей в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей".
Госкомитету РМ по делам молодежи:
1. Проводить учебные занятия (семинары и т.п.) с должностными лицами, ответственными за ведение учета молодых семей, изъявивших желание участвовать в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", на уровне органа местного самоуправления;
2. Проводить ежегодный мониторинг соблюдения прав молодых семей, изъявивших желание участвовать в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей". Результаты размещать на сайте и в средствах массовой информации.

Итоги, тенденции, перспективы

Очевидно, что подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" для этой категории семей - настоящий "долгострой". Но очевидно и другое: многие молодые семьи пока не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Ипотека жилых помещений с применением государственных средств сегодня является для граждан России наиболее приемлемой формой реального решения жилищной проблемы. Другого пути как-то смягчить бремя их финансовой нагрузки при улучшении жилищных условий, нет.
Оказание государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы у руководства республики на особом контроле. Эта социально значимая задача ответственно и кропотливо решается Правительством республики и органами местного самоуправления. Вместе с тем, в рамках названной подпрограммы существующих мер по соблюдению прав молодых семей как ее участников, так и претендентов на получение социальных выплат, недостаточно.
Поэтому на сегодня основной задачей защиты прав человека при предоставлении социальных выплат по указанной программе, по мнению Уполномоченного, является обеспечение надлежащей организации рационального управления процессом предоставления социальных выплат, создания эффективного контроля при выборе претендентов на их получение и прозрачности механизма реализации подпрограммы. Для этого необходимы:
- четко прописанные в республиканском законодательстве нормы, регулирующие порядок формирования органами местного самоуправления и Госкомитетом РМ по делам молодежи списков молодых семей - участников и претендентов подпрограммы на получение социальных выплат, в том числе при заключении с работодателями Соглашений на реальное софинансирование мероприятий при приобретении (строительстве) жилья его работником;
- ежегодный мониторинг этапов выполнения подпрограммы с оценкой результатов и имеющихся недостатков и проблем;
- соблюдение права на жилище при формировании сводного списка молодых семей, проживающих в разных муниципальных районах республики. Ситуации, когда в одних районах нет очереди на участие в подпрограмме (Ардатовский, Б.Березниковский и др. муниципальные районы), а в других (г.о. Саранск, Ковылкинский, Лямбирский и др.) молодые семьи в очереди "томятся" годами, быть не должно;
- полная прозрачность всех процедур, в том числе открытый доступ к информации о продвижении очереди, как по каждому муниципальному району, так и в целом по сводному списку претендентов;
- более конкретная разъяснительная работа среди молодых семей об условиях предоставления помощи из бюджетов различных уровней на приобретение или строительство жилья.
Современная государственная жилищная политика с принятием нового Жилищного кодекса РФ теоретически ориентируется на социально незащищенные группы населения, иначе на малоимущих, имеющие право на социальное жилье. В то время как подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" ориентирована на работающих, имеющих высокие доходы, и категорию малоимущих не рассматривает. Взятый ориентир "отрезал" последних от государственной поддержки. При этом не приняты во внимание многие аспекты, как например, родительский капитал, иные в условиях безработицы нерегулярные частные заработки и т.д. К тому же, если банковские кредиты на жилье для молодых семей становятся доступнее (смягчаются условия их получения), то условия стать участником государственной программы и получить соцвыплату идут в обратном направлении.
Возможность улучшения жилищных условий по данной программе не должна быть привилегией лишь немногочисленной группы молодых семей. Чтобы низкооплачиваемая часть молодого населения, более нуждающаяся в помощи государства, могла реализовать свое конституционное право на жилье, необходима его доступность до уровня, обеспечиваемого аналогичной подпрограммой до 2010 года, с использованием механизма субсидирования процентных ставок по кредитам, а в перспективе и первоначального взноса. Интересна и такая схема (апробируется в г. Москве): выдавать кредиты молодежи без первого взноса, а погашение кредита связывать с рождаемостью. Родился первый ребенок, получайте погашение кредита на 25%. После рождения второго надо снять 50%. А уж после рождения третьего "вообще все простить". Можно рассмотреть и вариант, при котором участники подпрограммы получают квартиру с рассрочкой платежа на определенный срок, после чего задолженность списывается при рождении первого и последующих детей.
Поддержка большего круга молодых семей при решении их жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации, как в республике, так и в стране.

Уполномоченный по правам
человека в Республике Мордовия
Заслуженный юрист Российской Федерации
Заслуженный работник органов
государственной власти РМ
Ю.ЯСТРЕБЦЕВ
1 сентября 2012 г.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru