Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Омская область


ПОСЛАНИЕ ГУБЕРНАТОРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В.И. НАЗАРОВА
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМУ СОБРАНИЮ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 ГОД

Уважаемые депутаты!
Уважаемые приглашенные!
Дорогие земляки!

В своем первом Послании Законодательному Собранию я считаю необходимым обозначить базовые принципы, на которых будет строиться региональная политика в ближайшие годы.
Но прежде несколько слов о социально-экономическом развитии Омской области на данный момент.
Сегодня, по данным статистики, ряд показателей у нас в плюсе. Однако в целом по ключевым оценкам в масштабе страны область в последнее время явно снизила позиции. Так, по объему валового регионального продукта регион с 17-го места в 2004 году переместился на 25-е в 2010. По объему инвестиций за этот же период мы потеряли 5 позиций. Сегодня мы на 37-м месте в рейтинге регионов по этому показателю.
Не лучше обстоят дела и с показателями уровня жизни. По данным последней переписи населения в Омской области уже нет двух миллионов жителей. Причем наблюдается явно выраженная миграция из сельских территорий. Продолжительность жизни у нас - одна из самых высоких в Сибири, но ниже, чем в среднем по России. По размеру заработной платы мы - в четвертом десятке. Разрыв со среднероссийским уровнем зарплаты составляет 20 процентов.
Как видим из этих показателей, далеко не все благополучно складывается в Омском Прииртышье. Если не менять ситуацию кардинально, то в ближайшие годы в рейтинге регионов мы опустимся еще ниже. А это может негативно отразиться на привлечении инвестиций, на размещении у нас новых производств и, как следствие, привести к падению интереса федерального центра и мировой общественности к Омской области.
Усложняется ситуация еще и накопленными по разным причинам объективного и субъективного характера бюджетными обязательствами. В первую очередь, это размер госдолга и его обслуживание.
К этому надо прибавить обязательства по незавершенному строительству. Чтобы сегодня закончить все знаковые стройки региона, необходимо более 90 миллиардов рублей. Это вдвое больше годового бюджета области.
Скажу честно, с учетом объективной статистики мы прогнозируем в ближайшее время снижение поголовья крупного рогатого скота и показателей ввода жилья. Когда у нас была встреча с Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым, я обозначил эту проблему. Он сказал, чтобы мы начали работу с той статистики, которая есть на данный момент, и уже потом отслеживали дальнейшее движение. У нас есть четкое понимание проблемы и понимание того, в каком направлении идти дальше.
Я бы хотел отметить, что наступающий финансовый год будет непростым. Нам придется активно управлять государственным долгом, снижая нагрузку на бюджет. Для этого мной уже введен режим жесткой экономии. Нам надо научиться тратить только то, что заработали сами и смогли привлечь из федерального бюджета.
Но жить исключительно по законам экономии недальновидно. Нужно разрабатывать и внедрять такие механизмы развития, которые увеличат экономический потенциал Омской области, сделают рост доходов бюджета необратимым и весомым.
Исходя из ситуации, в которой сегодня находится Омская область, я хотел бы выделить несколько базовых принципов в работе Правительства региона. Они стали основой для приоритетных направлений нашей бюджетной политики.
Первый принцип - "Вложил рубль из бюджета - верни два". Эффективность использования бюджетных средств - это, если хотите, наше кредо. Бюджетные деньги должны приносить понятную и ощутимую отдачу. В нашей работе мы обязаны ориентироваться на четко просчитанную возвратность средств, а также экономически и социально ощутимый эффект.
Из этого вытекает второй принцип - "Бюджет должен постоянно расти". Только динамичное устойчивое увеличение доходной базы позволит нам гарантированно исполнять все обязательства перед людьми. Сегодня нужно применять все методы для роста числа налогоплательщиков и максимального участия в федеральных целевых программах.
Третий принцип - "Сильная власть обязана помогать тем, кто действительно в этом нуждается". Сегодня в Омской области необходимо выстроить оптимально полную и справедливую систему государственной поддержки. Социальная политика должна строиться из интереса конкретного получателя. Только это даст нам право увеличивать размер поддержки.
Четвертый принцип - "Все инвесторы равны". Имеется в виду поддержка широкого круга инвесторов и предпринимателей. Мы больше не будем принимать законы, направленные на создание благ для отдельных предприятий. Наша задача - рост числа налогоплательщиков: крупных, средних и мелких, а не выдача персональных преференций.
Пятый принцип - "Долги нужно возвращать". Сбалансированность бюджета региона позволит высвободить ресурсы, которые уходят на обслуживание госдолга. Самим долгом нужно грамотно управлять, плавно снижая его долю в бюджете. Нет ничего страшного в использовании заемных средств и кредитных обязательствах. Только процесс должен быть продуман и управляться таким образом, чтобы бюджет нес минимальную нагрузку.
Шестой принцип - "Власть для людей, а не люди для власти". Чем более открытыми будут органы власти, тем более эффективной будет их работа. Взаимодействие органов власти с жителями Омской области должно стать максимально быстрым, эффективным и прозрачным. Должны без сбоев работать и давать четкие результаты все социальные программы, принятые на федеральном уровне Президентом страны и Правительством.
И, наконец, последний принцип. Хотя, может быть, его следовало назвать главным принципом нашей деятельности - "От нас не уезжают, к нам возвращаются". Именно это должно стать целью работы Правительства Омской области в ближайшее десятилетие. Мы обязаны сделать свой регион привлекательным и комфортным для жизни людей. Это и хорошая работа, и достойная зарплата, и качественное жилье, и "коммуналка" с человеческим лицом, и развитая современная социальная сфера, и доступная инфраструктура отдыха, которая отвечает запросам людей.
Безусловно, придерживаться на практике всех этих принципов - архисложная задача сегодня. Тем более в тех условиях, в которых находится Омская область. Но без этого невозможно двигаться дальше.
Вы знаете, что сегодня разрабатывается новая стратегия развития региона. Следующий этап - подготовка программы ее реализации, своего рода "дорожной карты" с конкретными действиями и показателями эффективности. Эти документы раскроют суть конкретной работы Правительства Омской области. При этом нет задачи - создать стратегию, закрытую от общественного обсуждения. Наоборот, мы будем широко обсуждать ее с населением, общественными организациями, экспертным сообществом.
Для запуска новой стратегии в работу уже сегодня формируются приоритетные направления бюджетной политики. В их основе - те базовые принципы, о которых я уже говорил. Сегодня мы определяем для себя шесть основных направлений развития.

Первое направление

Оптимизировать управление государственной и муниципальной собственностью в Омской области. В первую очередь нужно сократить неэффективные излишние активы, а также учреждения. Конечная цель - создать условия для притока инвестиций и организовать здоровую конкуренцию в экономике.

Второе направление

Свести к минимуму хозяйственные функции органов власти и подведомственных учреждений. По нашему мнению, вывод части функций на аутсорсинг приведет к росту конкуренции в этой сфере. А это, в свою очередь, к повышению качества услуг и снижению их стоимости.

Третье направление

Усилить внимание к развитию Омска. Вместе с администрацией города мы планируем разработать комплексную программу по ускорению социально-экономического развития областного центра. Ведь он был, есть и будет флагманом экономики всего региона. Наша задача - максимально стимулировать инвестиционную активность в городе Омске, сделать ее важнейшим фактором развития всего региона. Омск должен стать привлекательным для долгосрочных, стратегических вложений. При этом важно сохранять контроль и над экологической обстановкой.

Четвертое направление

Создать в Омской области благоприятный климат для инвесторов и предпринимателей. Сегодня уже мало широко распахнуть двери для инвесторов. Надо сделать все возможное, чтобы бизнес не уходил из региона, а, наоборот, возвращался и развивался именно на нашей территории.
Для решения этой задачи разработаны и сегодня внесены на ваше рассмотрение законопроекты о государственной политике в сфере инвестиций и об установлении налоговых преференций для инвесторов.
На что здесь следует обратить внимание? Льготы и преференции должны распространяться не на существующую налоговую базу, а на дополнительно создаваемые производственные мощности. Главное, чтобы поддержка инвестиционной деятельности была единой для всех, безадресной. Это защитит инвесторов от индивидуальных решений и избирательного подхода. Нами уже ведется создание инвестиционных площадок. Для этого планируется задействовать свободные земли Минобороны и машиностроительных предприятий, а также бездействующие производственные и энергетические мощности. К концу года мы составим реестр инвестплощадок с готовой инфраструктурой.

Дополнительно для развития инвестиционной деятельности будут внесены законопроекты об инвестиционных налоговых кредитах, кластерах и промышленных парках как зонах опережающего развития производства.

Уважаемые депутаты!

Я приглашаю вас к активному обсуждению этих законопроектов. Нам важно, чтобы принимаемые базовые законы выражали интересы всех без исключения заинтересованных сторон.
Хочу подчеркнуть отдельно, что предлагаемая система - это не раздача льгот всем желающим, а поддержка тех, кто реально готов создавать и развивать производство в регионе.
Отмечу, что главным проводником инвестиционного процесса станет Корпорация развития. Она будет сопровождать инвестпроекты вплоть до момента получения отдачи от их деятельности, как мы говорим, в рамках "одного окна": от начала работы предприятия до его развития и разработки новых инвестиционных проектов.
Вернусь к приоритетным направлениям развития.

Пятое направление

Сбалансировать развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий. Ключевая задача - реализовать в Омской области высокотехнологичные проекты и развить сельхозпереработку. Сейчас мало поддерживать мини-производства на селе. Нужно создавать новые крупные предприятия.
Еще один акцент - развитие логистической инфраструктуры в агропромышленном комплексе. Уже ведется строительство транзитного терминала по подработке и отгрузке зерновых и масличных культур. В ближайших планах - создание в Омском районе подобного центра для хранения и сортировки продуктов питания.
Кроме того, сегодня в условиях вступления России в ВТО необходим комплекс мер поддержки предприятий АПК. Нужны эффективные механизмы этой поддержки в производстве молока и мяса, техническом перевооружении, ускоренной модернизации сельского хозяйства, в том числе с привлечением средств инвесторов. Другую нашу проблему вскрыла в этом году масштабная засуха - почти полное отсутствие в регионе системы страхования производственных рисков в агропроме. Это нам тоже предстоит исправлять.
В целом мы должны кардинально пересмотреть систему управления, перейти к адресному принципу поддержки сельских территорий с учетом интересов их жителей и развития региона в комплексе. Также необходимо серьезно пересмотреть систему управления поселениями и повысить ее экономическую эффективность.
Сегодня большой резерв для развития села - это неиспользуемая пашня, площадь которой достигает 600 тысяч гектаров. Надо вовлекать эти земли в оборот, засеивать востребованными культурами, например, масличными, пивоваренным ячменем или льном.
Еще один резерв роста - переработка местных сырьевых ресурсов. Речь идет как о сельхозпродукции, так и о лесе и местных полезных ископаемых. Примеры такие есть - новые эффективные проекты по переработке древесины в Тарском, Тевризском, Тюкалинском районах.
Считаю необходимым создать специальную программу развития северных районов области с комплексом деревообрабатывающих производств и переводом теплоисточников на альтернативные виды топлива: древесные отходы и торфобрикеты. В результате будет создан новый серьезный производственный блок с легальными рабочими местами и заработной платой. За счет собственных, а не внешних энергоносителей будут решаться проблемы жизнеобеспечения коммунальных систем. Условия для реализации такой программы есть. Необходимы грамотные управленческие решения - поддержка новых производств по переработке леса и торфа, а также подготовка потребителей данных видов топлива.

Шестое стратегическое экономическое направление

Развитие по-настоящему благоприятной среды для малого и среднего бизнеса.
Да, правовая база у нас есть. Сегодня предприниматели получают финансовую, имущественную, информационную поддержку. Им выделяют гранты и субсидии. Тем не менее начать собственный бизнес в Омской области, поднять его с нуля, выйти на достойный уровень - дело чрезвычайно сложное. Причина известна - административные барьеры, давление со стороны властных структур, бесчисленные проверки и штрафы. В рейтинге 40 регионов России по условиям развития малого и среднего бизнеса мы занимаем лишь скромную 18-ю позицию, по свободе от давления проверяющих органов - и вовсе 37-ю!
А ведь с этим давлением сталкиваются те люди, которые не только работают сами, производят товары, оказывают услуги, но и дают возможность работать другим, создают рабочие места, платят зарплату. Им зачастую и помощь-то не нужна, просто не надо им мешать.
А как сейчас? Первое нарушение и - выписывается штраф, который порой превышает 100 тысяч рублей. Один проверяющий припишет 100 тысяч, второй. Что остается предпринимателю? Закрыть предприятие.
Но ведь можно же и не применять сразу жестких карательных мер, не наказывать рублем, а дать возможность и, главное, время исправить ситуацию. Разумеется, это относится только к нарушениям, которые не угрожают жизни и здоровью людей.
Мы уже вышли с инициативой в Минэкономразвития России о введении института предупреждения предпринимателей без наложения штрафов. Применение карательных санкций предполагается лишь в случае повторного нарушения. Иными словами, речь идет о распространении принципа "презумпции невиновности" на предпринимателей. Это базовая модель взаимоотношений власти и бизнеса. Уверен, только так можно выстроить диалог, о важности которого говорится уже много лет.
Думаю, что развивать свое дело станет намного легче с патентной системой налогообложения по отдельным видам деятельности, на которую мы переходим в 2013 году. Патент должен максимально сократить затраты на бумажную волокиту, которая связана с уплатой налогов.
В продолжение темы господдержки малого и среднего бизнеса - считаю необходимым основной акцент сделать на стимулировании развивающегося бизнеса, модернизации и расширении уже работающих проектов, создании высокопроизводительных рабочих мест. Тем самым решится проблема безработицы, реальный уровень которой в регионе, по методологии Международной организации труда, сегодня оценивается в 6,7 процента.

Уважаемые депутаты!

Повышение эффективности региональной экономической системы невозможно без улучшения качества бюджетного управления. Необходимо выполнить требование федерального центра и полностью перейти на программно-целевой принцип финансирования расходов. Прежде всего это относится к повышению их результативности. И начинать здесь нужно с себя.
Правительство уже "заморозило" расходы на содержание регионального аппарата управления. Фонд заработной платы в течение трех лет, начиная с первого января 2013 года, увеличиваться не будет. Повышение зарплаты конкретным госслужащим станет возможным только при сокращении штатов. Это относится ко всем органам госвласти. Это я настоятельно рекомендую и местному самоуправлению. Посмотрите, проанализируйте свои штаты и высвобожденные средства направьте на повышение зарплаты профессионалам.
Повторюсь, нам сегодня необходимо провести оптимизацию подведомственной сети учреждений и предприятий, чтобы ликвидировать избыточные и неэффективные расходы.
Также нужно сократить финансирование отдельных статей бюджета, связанных с льготами. Требуется "инвентаризация" социальных льгот. Они формировались на протяжении многих лет с учетом требований времени. Сегодня из областного бюджета производится порядка 50 видов различных выплат. Кроме того, финансируются меры соцподдержки по проезду, оплате жилищно-коммунальных услуг и многое другое.
Здесь, конечно, нельзя "рубить с плеча". Ведь затрагиваются интересы зачастую очень уязвимых категорий населения. Но провести оценку эффективности направляемых на это средств (а это ежегодно порядка 5 миллиардов рублей) необходимо. Поддержка должна быть адресной - для тех, кто действительно нуждается в помощи государства. Любые новые социальные обязательства должны быть обеспечены надежными источниками финансирования в долгосрочной перспективе.
Нам предстоит внедрить новые механизмы субсидирования автомобильных пассажирских перевозок. Нужно снизить расходы на оплату проезда отдельных категорий граждан. Эти затраты из года в год растут темпами, существенно обгоняющими инфляцию. В 2010 году они составили 348 миллионов рублей, а в 2011-м - уже 440 миллионов. И 2012 год также показывает существенный рост.
В связи с этим, чтобы уточнить объемы субсидирования, разработан новый механизм определения нормативных расходов автотранспортных предприятий. Также будет проведена оптимизация маршрутной сети в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории области.
Необходима ревизия и долгосрочных целевых программ, которых у нас достаточно много. Нужно исключить программы, которые не обеспечены финансированием или имеют низкий бюджет. Ресурсы следует направлять на ключевые программы. Такие, как строительство арендного жилья и социального жилья экономичного класса. Для этих целей в Омской области будет создан специализированный Фонд развития жилищного строительства.
Считаю целесообразным на данном этапе законсервировать часть строек. По ряду проектов уже приняты решения о завершении строительства в усеченном виде. Есть варианты замены дорогостоящего строительства на менее затратное. В Адресную инвестиционную программу включены только объекты высокой степени готовности с разработанной проектной документацией.
Параллельно мы ищем конкретные механизмы по привлечению внебюджетных источников. Сегодня они формируются в рамках соглашения о сотрудничестве со Сбербанком. В ближайшей перспективе будет подписано аналогичное соглашение с Газпромбанком. В рамках этих договоренностей планируется поступление средств на модернизацию предприятий, развитие агропромышленного, жилищно-коммунального комплексов, малого и среднего бизнеса, строительство доступного жилья.
Я уже говорил о том, что принято решение приостановить финансирование из областного бюджета строительства аэропорта "Омск-Федоровка". Параллельно была достигнута договоренность вложить в этот объект внебюджетные инвестиции под гарантии Правительства Омской области. В такой же логике мы будем рассматривать еще ряд крупных объектов.
Впрочем, есть принципиальные проблемы, по которым поддержка будет оказана нами вплоть до их разрешения. Это в первую очередь касается участников долевого строительства. Понятно, что необходимо вырабатывать механизмы для защиты людей от преднамеренных банкротств застройщиков.
А пока застройщикам, которые решают проблемы за себя и "тех парней", из областного бюджета выделено 107 миллионов рублей. Есть договоренность о подключении их на безвозмездной основе к сетям. Кроме того, Правительство региона берет обязательства выделить компенсационные площадки под новое жилье компаниям, которые собственными силами достраивают дома обманутых дольщиков.
В 2013 году продолжится строительство объектов, которые возводятся на условии федерального софинансирования. Прежде всего это делается в рамках подготовки к 300-летию города Омска. Достигнуты серьезные договоренности по поводу завершения строительства Омского метрополитена. Вы знаете, что премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев поддержал наше предложение направить в ближайшие три года из федерального бюджета более 16 миллиардов рублей на достройку первой очереди метро.
Кроме того, федеральный бюджет выделяет на строительство гидроузла, автомобильных дорог, инженерных сетей и велотрека 4,5 миллиарда рублей. Мы должны распорядиться ими наиболее эффективно. Принципиальная задача для всех областных министерств - продолжение работы по привлечению максимальных объемов федерального финансирования в региональные объекты.
Бюджетная политика Омской области немыслима сегодня без жесткой финансовой дисциплины и повышения качества исполнения нашего главного финансового документа. Необходимо обеспечить постоянный контроль всех расходов органов власти и учреждений.
С этим же требованием по финансовой дисциплине я обращаюсь и к бизнесу. Имена предпринимателей, которые забывают вовремя уплатить налоги или аренду за пользование областным и муниципальным имуществом, будут у всех на слуху. Их долги - это непостроенные детские сады, школы, больницы, это тормоз для повышения зарплаты бюджетникам. Это и причина высокой налоговой нагрузки для добросовестных предпринимателей. Недоимка в консолидированный бюджет сейчас составляет более 1,5 миллиарда рублей. Для сравнения: на повышение зарплат бюджетникам в этом году затрачено порядка 3 миллиардов рублей.
Стоит особо отметить, что сокращение неэффективных расходов областного бюджета и повышение бюджетной дисциплины ни в коем случае не должно негативно сказаться на социальной сфере. В частности, в здравоохранении и образовании заработная плата должна повышаться до параметров, которые обозначены в указах Президента.
На повышение зарплаты бюджетников в 2013 году нами предусмотрено 2 миллиарда рублей. Дополнительные ресурсы нужно изыскивать за счет внутренних резервов, в том числе путем оптимизации численности работников в бюджетных учреждениях.
В приоритете бюджетной политики по-прежнему остаются расходы на модернизацию здравоохранения, образования, социального обслуживания населения.
В будущем году планируется переход на одноканальное финансирование учреждений здравоохранения за счет средств обязательного медицинского страхования. Это принципиально новый подход, при котором интенсивное и качественное лечение станет еще и экономически выгодным. Сейчас больницы получают бюджетные средства за дни, проведенные пациентом в клинике. Чем больше, тем лучше для учреждения, главное - чтобы койка не пустовала. При новом подходе оплата медицинских услуг будет зависеть непосредственно от результатов лечения. Деньги получат только те лечебницы, в которые пациенты придут и вылечатся.
Продолжится оснащение действующих и создание новых региональных и межмуниципальных центров оказания специализированной помощи.
В отрасли "образование" нам предстоит решать острую проблему ликвидации очередей в детские сады. Сегодня это невозможно только за счет бюджета. Для строительства дошкольных учреждений требуется порядка 19 миллиардов рублей. Для их текущего обслуживания - еще 5 миллиардов рублей ежегодно. Вы понимаете, что такой груз региональный бюджет в его нынешнем состоянии потянуть не в силах. Поэтому проблема должна решиться в плоскости создания механизмов экономического стимулирования корпоративных и частных детских садов, привлечения в этот сектор малого и среднего бизнеса. На принципах государственно-частного партнерства нужно выстроить систему, в рамках которой государство отвечало бы за льготное налогообложение и субсидирование затрат на образовательную деятельность. А бизнес обеспечивал стандарты дошкольного образования и доступную цену.
Еще одно направление - развитие кадрового потенциала региона. Мы расцениваем его как основу будущих конкурентных преимуществ области. Поэтому нам необходимо готовить востребованных специалистов, создавать стимулы для применения знаний уже в процессе обучения, как это делают крупные предприятия, еще со студенческой скамьи выявляя и привлекая к работе наиболее компетентных молодых специалистов.
Если говорить о социокультурной сфере региона, то здесь нами планируется поддержка учреждений культуры, в том числе сельских, на достигнутом уровне, дальнейшее развитие библиотечного и музейного дела. Эти направления мы видим в тесной взаимосвязи с выстраиванием конструктивных межнациональных отношений. Кроме того, развитие сферы культуры может быть и выгодным для региона делом. В частности, это касается создания у нас первого работающего туристического кластера.
От качества социальных услуг во многом зависит уровень комфортности проживания, привлекательность региона для людей. У нас успешно реализуется программа содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа. В этом году в Омскую область переехало более 700 человек - в полтора раза больше, чем мы планировали принять. Это направление получит дальнейшую поддержку.
Еще одна сфера, которая напрямую влияет на качество жизни омичей, - жилищно-коммунальный комплекс. Настоятельное требование времени - преобразовать систему управления и финансирования этой сферы. Необходимо отойти от принципа исключительного выделения бюджетных средств на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры. Наоборот, требуется выстраивание инструментов для привлечения масштабных внебюджетных инвестиций. В коммунальном комплексе колоссальные резервы для повышения эффективности, добиться которых возможно только через серьезную модернизацию основных фондов.
Предлагается создание единого коммунального оператора, а также специализированного фонда компенсаций выпадающих доходов инвесторов, которые вкладываются в жилищно-коммунальное хозяйство. Крупное предприятие с государственным участием и единой комплексной программой модернизации, несомненно, положительно отразится на привлекательности отрасли для инвесторов. А создание фонда компенсаций сведет к минимуму риски вложения внебюджетных ресурсов в объекты ЖКХ, связанные прежде всего с тарифной политикой. Необходим переход на долгосрочное тарифное регулирование.
Одной из основных причин недовольства населения жилищно-коммунальным комплексом является непрозрачность ценообразования, закрытость деятельности управляющих компаний и обслуживающих организаций, поэтому сегодня необходимо резко повышать уровень информационной открытости коммунальных компаний.
Большое значение в работе будет уделено капитальному ремонту многоквартирных домов, созданию региональной системы накоплений средств на проведение капитального ремонта.
Что касается дорожного строительства, то только в 2013 году на содержание, ремонт и реконструкцию автодорог с учетом федеральных средств впервые будет направлено свыше 4 миллиардов рублей. В целом в ближайшую трехлетку мы планируем также максимально направлять средства дорожного фонда на ремонт и реконструкцию дорог регионального и местного значения. Мы намерены полностью выполнить программу развития дорожной сети.

Уважаемые коллеги!

В завершение своего обращения к вам хотел бы остановиться на теме открытости власти.
Ее не нужно понимать только как возможность получения населением информации о работе системы государственного управления. Открытость - это еще и отсутствие препятствий в получении любым человеком информации по самому широкому кругу вопросов.
Государственная услуга - это, в первую очередь, качественный сервис, а сервис - это коммуникации.
Органы власти должны гарантировать полный, своевременный и беспрепятственный доступ к общественно значимой информации. Не должно быть даже намека на цензуру в СМИ. Нельзя допускать ущемления прав людей на доступ к новостям и информации.
Наша цель - создание открытого правительства, формирование единого информационного пространства с эффективной обратной связью. Это не просто слова. Это реальная гарантия реализации прав граждан на участие в управлении делами региона.

Уважаемые депутаты!

В своем Послании я обозначил стратегические задачи, которые видятся мне ключевыми в предстоящих краткосрочном и долгосрочном периодах. Конечно, в процессе их обсуждения, раскладки на составляющие и разработки механизмов решения высветятся и другие важные блоки, так или иначе сопряженные с обозначенными приоритетами.
Нам предстоит детально погрузиться в работу, чтобы определить конкретные мероприятия и критерии их эффективности. Крайне важно не только оперативно выявить все "болевые точки", но и своевременно принять меры по изменению сложившейся ситуации, где-то весьма кардинальные. Еще раз подчеркну, реализация региональной политики будет опираться на широкое общественное обсуждение всех наших шагов, этапов, решений. А нашей главной целью будет неуклонное и постоянное повышение уровня и качества жизни в Омской области.
Благодарю за внимание!





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru