Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2012 г. по делу № А79-5221/2012

Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 24 апреля 2012 года.

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Пионер-Лизинг", г. Чебоксары,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, г. Чебоксары,
о признании незаконным и отмене постановления от 16.02.2012 по делу № 03-АР-2012,
при участии:
от заявителя - К. по доверенности от 30.09.2011,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Пионер-Лизинг" (далее - ООО "Пионер-Лизинг", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 16.02.2012 по делу № 03-АР-2012.
Данным постановлением Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение законодательства о рекламе.
Заявитель указал, что занимается лизинговой деятельностью, под которой понимается вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Целью лизинга для лизингодателя является инвестирование собственных денежных средств в приобретение имущества. Источников дохода от такой деятельности является использование лизингодателем собственного имущества, а не оказание услуг.
То есть лизинговая деятельность не может рассматриваться в качестве финансовой услуги, на которую распространяются ограничения, установленные пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Реклама, размещенная обществом, направлена на привлечение интереса к деятельности ООО "Пионер-Лизинг" в широком смысле, и не содержит информации о конкретных оказываемых услугах. Объектом рекламирования является деятельность Общества, в том числе и инвестиционная, а не конкретные оказываемые услуги.
В рассматриваемой рекламе не содержится ни одного конкретного условия о расходах на оплату каких бы то ни было услуг, которые могут понести лица, заключившие с Обществом договор лизинга. Упоминание о среднегодовом удорожании не искажает смысл рекламной информации об инвестиционной деятельности заявителя, и не вводит потребителей в заблуждение относительно характера деятельности Общества. Отсутствие в рекламе информации об обязанности лизингополучателя застраховать предмет лизинга не влияет на сумму расходов, которые понесет лизингополучатель по договору лизинга.
Управление представило отзыв, в котором указало на необоснованность доводов заявителя.
В судебном заседании представитель Общества заявление поддержал.
Административный орган представителя в судебное заседание не направил; о времени и месте судебного разбирательства Управление уведомлено. На основании части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело без участия представителя Управления.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях, нарушающих законодательство о рекламе.
В октябре 2011 года Управлением при осуществлении государственного контроля за соблюдением требований Закона о рекламе установлен факт распространения на рекламном щите, установленном рядом с остановкой общественного транспорта "Улица Ахазова" в городе Чебоксары, рекламы ООО "Пионер-Лизинг" следующего содержания: "ООО "Пионер-Лизинг". Лизинг юридическим и физическим лицам от 8% удорожания в год. Наша пальма первенства в финансировании ваших желаний. Тел.: 55-18-05".
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
Реклама банковских, страховых и иных услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе).
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения, использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Лизинговая компания, как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции является финансовой организацией.
Изложенные нормы позволяют сделать вывод о том, что осуществление лизинговой деятельности отнесено к деятельности по оказанию финансовой услуги в понятии, определенном в Законе о рекламе и Законе о защите конкуренции.
Данное обстоятельство подтверждается выводами Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 20.07.2011 № 20-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
В частности, в Постановлении говорится, что Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" является правовой основой проведения государством (в лице его органов, уполномоченных им агентов) - в рамках осуществления антикризисных мер и действий, предпринимаемых в посткризисный период, и реализации целевых программ развития и инвестирования с использованием бюджетно-финансовых инструментов - экономической политики, направленной на поощрение и расширение лизинговых операций с использованием средств федерального бюджета для их финансирования в сферах, особо нуждающихся в привлечении инвестиций, в том числе в агропромышленном комплексе в целях стабилизации сельскохозяйственного производства и устойчивого снабжения его техникой, с тем чтобы обеспечить в том числе продовольственную безопасность страны.
Как следует из названного Федерального закона, лизинговая деятельность - это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества (предмета лизинга) и передаче его в лизинг: лизингодатель при помощи финансовых средств (в том числе бюджетных) оказывает лизингополучателю своего рода финансовую услугу, приобретая имущество в свою собственность и передавая его во владение и пользование лизингополучателю (статья 11), а стоимость этого имущества возмещая за счет периодических лизинговых платежей, образующих его доход от инвестиционной деятельности; за лизингодателем также признается право на бесспорное взыскание просроченных лизинговых платежей (статья 13).
Таким образом, реклама деятельности, осуществляемой лизинговой компанией, должна отвечать требованиям, установленным в статье 28 Закона о рекламе.
Как следует из материалов дела, в рекламе ООО "Пионер - Лизинг", предлагающей финансовую услугу "лизинг юридическим и физическим лицам", указан процент среднегодового удорожания "от 8%". При этом в рекламе не указаны иные условия оказания данной финансовой услуги, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица.
Из представленных Обществом в Управление договоров лизинга от 10.10.2011 № 216-10/11, от 12.10.2011 № 217-10/11 следует, что договоры содержат иные условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица.
Так, согласно пункту 3.1 договоров лизингополучатель обязан застраховать имущество в страховой компании, которую выберет лизингодатель на полную его стоимость в течение всего срока действия настоящего договора плюс один месяц, начиная с момента передачи имущества лизингополучателю; в пункте 8.7 говорится, что в случае изменения процентных ставок по кредитам, привлеченным лизингодателем в рамках настоящего договора и/или с целью его исполнения, процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ, общая сумма платежей в неоплаченной на момент вышеприведенных изменений части может быть изменена лизингодателем в одностороннем порядке неограниченное количество раз.
С учетом изложенного административный орган сделал обоснованный вывод об отсутствии в рекламе ООО "Пионер-Лизинг" части существенной информации о рекламируемой финансовой услуге, обязательной в силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.
Таким образом, событие и состав административного правонарушения имеют место; привлечение Общества к административной ответственности обоснованно.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ административным органом не допущено.
Уведомление от 12.01.2012 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлено Управлением в адрес ООО "Пионер-Лизинг" и получено последним 18.01.2012 (л.д. 31, 38).
Протокол об административном правонарушении от 02.02.2012 составлен с участием полномочного представителя Общества.
Определение от 03.02.2012 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении получено Обществом 09.02.2012 (л.д. 29, 30). Рассмотрение дела об административном правонарушении производилось в присутствии представителя ООО "Пионер-Лизинг".
В связи с изложенным оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Пионер-Лизинг" отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru