АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2012 г. по делу № А79-5221/2012
Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 24 апреля 2012 года.
Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Пионер-Лизинг", г. Чебоксары,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, г. Чебоксары,
о признании незаконным и отмене постановления от 16.02.2012 по делу № 03-АР-2012,
при участии:
от заявителя - К. по доверенности от 30.09.2011,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пионер-Лизинг" (далее - ООО "Пионер-Лизинг", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 16.02.2012 по делу № 03-АР-2012.
Данным постановлением Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение законодательства о рекламе.
Заявитель указал, что занимается лизинговой деятельностью, под которой понимается вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Целью лизинга для лизингодателя является инвестирование собственных денежных средств в приобретение имущества. Источников дохода от такой деятельности является использование лизингодателем собственного имущества, а не оказание услуг.
То есть лизинговая деятельность не может рассматриваться в качестве финансовой услуги, на которую распространяются ограничения, установленные пунктом 2 части 2 статьи 28
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Реклама, размещенная обществом, направлена на привлечение интереса к деятельности ООО "Пионер-Лизинг" в широком смысле, и не содержит информации о конкретных оказываемых услугах. Объектом рекламирования является деятельность Общества, в том числе и инвестиционная, а не конкретные оказываемые услуги.
В рассматриваемой рекламе не содержится ни одного конкретного условия о расходах на оплату каких бы то ни было услуг, которые могут понести лица, заключившие с Обществом договор лизинга. Упоминание о среднегодовом удорожании не искажает смысл рекламной информации об инвестиционной деятельности заявителя, и не вводит потребителей в заблуждение относительно характера деятельности Общества. Отсутствие в рекламе информации об обязанности лизингополучателя застраховать предмет лизинга не влияет на сумму расходов, которые понесет лизингополучатель по договору лизинга.
Управление представило отзыв, в котором указало на необоснованность доводов заявителя.
В судебном заседании представитель Общества заявление поддержал.
Административный орган представителя в судебное заседание не направил; о времени и месте судебного разбирательства Управление уведомлено. На основании части 2 статьи 210
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело без участия представителя Управления.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Часть 1 статьи 14.3
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях, нарушающих законодательство о рекламе.
В октябре 2011 года Управлением при осуществлении государственного контроля за соблюдением требований Закона о рекламе установлен факт распространения на рекламном щите, установленном рядом с остановкой общественного транспорта "Улица Ахазова" в городе Чебоксары, рекламы ООО "Пионер-Лизинг" следующего содержания: "ООО "Пионер-Лизинг". Лизинг юридическим и физическим лицам от 8% удорожания в год. Наша пальма первенства в финансировании ваших желаний. Тел.: 55-18-05".
В соответствии со статьей 3
Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пунктом 4 статьи 3
Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5
Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
Реклама банковских, страховых и иных услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (пункт 2 части 2 статьи 28
Закона о рекламе).
В соответствии с частью 7 статьи 5
Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения, использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно пункту 2 статьи 4
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Лизинговая компания, как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4
Закона о защите конкуренции является финансовой организацией.
Изложенные нормы позволяют сделать вывод о том, что осуществление лизинговой деятельности отнесено к деятельности по оказанию финансовой услуги в понятии, определенном в Законе
о рекламе и Законе
о защите конкуренции.
Данное обстоятельство подтверждается выводами Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении
от 20.07.2011 № 20-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
В частности, в Постановлении
говорится, что Федеральный закон
"О финансовой аренде (лизинге)" является правовой основой проведения государством (в лице его органов, уполномоченных им агентов) - в рамках осуществления антикризисных мер и действий, предпринимаемых в посткризисный период, и реализации целевых программ развития и инвестирования с использованием бюджетно-финансовых инструментов - экономической политики, направленной на поощрение и расширение лизинговых операций с использованием средств федерального бюджета для их финансирования в сферах, особо нуждающихся в привлечении инвестиций, в том числе в агропромышленном комплексе в целях стабилизации сельскохозяйственного производства и устойчивого снабжения его техникой, с тем чтобы обеспечить в том числе продовольственную безопасность страны.
Как следует из названного Федерального закона
, лизинговая деятельность - это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества (предмета лизинга) и передаче его в лизинг: лизингодатель при помощи финансовых средств (в том числе бюджетных) оказывает лизингополучателю своего рода финансовую услугу, приобретая имущество в свою собственность и передавая его во владение и пользование лизингополучателю (статья 11)
, а стоимость этого имущества возмещая за счет периодических лизинговых платежей, образующих его доход от инвестиционной деятельности; за лизингодателем также признается право на бесспорное взыскание просроченных лизинговых платежей (статья 13)
.
Таким образом, реклама деятельности, осуществляемой лизинговой компанией, должна отвечать требованиям, установленным в статье 28
Закона о рекламе.
Как следует из материалов дела, в рекламе ООО "Пионер - Лизинг", предлагающей финансовую услугу "лизинг юридическим и физическим лицам", указан процент среднегодового удорожания "от 8%". При этом в рекламе не указаны иные условия оказания данной финансовой услуги, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица.
Из представленных Обществом в Управление договоров лизинга от 10.10.2011 № 216-10/11, от 12.10.2011 № 217-10/11 следует, что договоры содержат иные условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица.
Так, согласно пункту 3.1 договоров лизингополучатель обязан застраховать имущество в страховой компании, которую выберет лизингодатель на полную его стоимость в течение всего срока действия настоящего договора плюс один месяц, начиная с момента передачи имущества лизингополучателю; в пункте 8.7 говорится, что в случае изменения процентных ставок по кредитам, привлеченным лизингодателем в рамках настоящего договора и/или с целью его исполнения, процентной ставки
рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ, общая сумма платежей в неоплаченной на момент вышеприведенных изменений части может быть изменена лизингодателем в одностороннем порядке неограниченное количество раз.
С учетом изложенного административный орган сделал обоснованный вывод об отсутствии в рекламе ООО "Пионер-Лизинг" части существенной информации о рекламируемой финансовой услуге, обязательной в силу пункта 2 части 2 статьи 28
Закона о рекламе.
Таким образом, событие и состав административного правонарушения имеют место; привлечение Общества к административной ответственности обоснованно.
Нарушений процессуальных требований КоАП
РФ административным органом не допущено.
Уведомление от 12.01.2012 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлено Управлением в адрес ООО "Пионер-Лизинг" и получено последним 18.01.2012 (л.д. 31, 38).
Протокол об административном правонарушении от 02.02.2012 составлен с участием полномочного представителя Общества.
Определение от 03.02.2012 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении получено Обществом 09.02.2012 (л.д. 29, 30). Рассмотрение дела об административном правонарушении производилось в присутствии представителя ООО "Пионер-Лизинг".
В связи с изложенным оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 167
- 170
, 176
, 211
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Пионер-Лизинг" отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.