Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Астраханская область


АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 августа 2012 года

Астраханский областной суд в составе:
председательствующего Мухамбеталиевой Н.Х.,
с участием прокурора Дюйсембеевой Э.М.
при секретаре Р.А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Астраханской области о частичном оспаривании Постановления Правительства Астраханской области "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области на 2012 год" от 27 декабря 2011 года № 614-П (в редакции Постановления Правительства Астраханской области от 08.06.2012 № 235-П),

установил:

прокурор Астраханской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 4 Приложения № 9 в части слов "849.9 руб.", абзаца 7 приложения № 9 в части слов "163.4 руб.", абзаца 10 Приложения № 9 в части слов "377.6 руб.", абзаца 12 Приложения № 9 в части слов "1308.0 руб.", абзаца 3 приложения № 10 в части слов "6644.0 руб.", "3363.0 руб.", "3281.0 руб." Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области на 2012 год, утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 27 декабря 2011 года № 614-П (в редакции Постановления Правительства Астраханской области от 08.06.2012 № 235-П), указав, что установленные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и Подушевые нормативы финансового обеспечения занижены по сравнению с соответствующими нормативами Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 октября 2011 года № 856, в частности, противоречат положениям раздела V о нормативах финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевых нормативах финансового обеспечения.
Прокурор Д.Э.М. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме.
Представитель Правительства Астраханской области К.Е.П., с заявлением не согласилась, ссылаясь на то, что в оспариваемой части Постановление Правительства Астраханской области (территориальная Программа) принято с соблюдением требований федерального законодательства, в пределах предоставленных Правительству Астраханской области полномочий и с учетом показателей доходной части бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив их доводы, Астраханский областной суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.
В программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.
Утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является полномочием Правительства РФ.
В соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.
Аналогичные положения и принципы оказания бесплатной медицинской помощи отражены и в Федеральном законе № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", частично вступившего в законную силу с 1 января 2012 года. Так, в ст. 16 названного закона указано, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года территориальные программы обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации могут включать в себя оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного страхования, при сохранении объема финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования не ниже уровня 2010 года, в том числе в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. Дополнительные основания, виды и условия оказания медицинской помощи, перечень страховых случаев, а также связанные с ними объемы страхового обеспечения утверждаются территориальной программой обязательного медицинского страхования раздельно от установленных оснований, видов, условий оказания медицинской помощи, перечня страховых случаев, объемов соответствующего страхового обеспечения базовой программой обязательного медицинского страхования.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 октября 2011 года № 856.
Разделом IV указанной Программы предусмотрены нормативы объема медицинской помощи, которые по ее видам рассчитываются в единицах объема на 1 человека в год. Нормативы используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой, и в среднем составляют, в частности, для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 2.78 койко-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1.894 койко-дня (абзац 5).
Разделом V Программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структура тарифов на медицинскую помощь. Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание и в среднем составляют:
на I вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1710.1 руб.;
на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 218.1 руб., в том числе 169.5 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 478 руб., в том числе 470.5 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1380.6 руб., в том числе 1167 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования.
Разделом V Программы также предусмотрено, что подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 7633.4 руб., из них:
4102.9 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;
3530.5 руб. - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передающихся половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, указанных в последнем абзаце раздела III Программы медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского образования.
Разделом 1 Программы предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год (включая территориальные программы обязательного медицинского страхования), в которых вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи (абзац 5 раздела I).
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 21 октября 2011 года № 856 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год" Постановлением Правительства Астраханской области от 27 декабря 2010 года № 614-П утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Астраханской области на 2012 год.
Ранее установленные нормативы финансовых затрат на финансовое обеспечение Программы государственных гарантий в 2012 году частично изменены Постановлением Правительства Астраханской области № 235-П и выглядят следующим образом.
В Приложении № 9 к территориальной Программе установлены нормативы финансовых затрат на финансовое обеспечение Программы государственных гарантий в 2012 году, которые рассчитаны исходя из установленных нормативов объемов медицинской помощи и объемов финансовых средств, предусматриваемых в бюджете Астраханской области на 1 жителя Астраханской области и бюджете ТФОМС АО на I застрахованное лицо по Астраханской области. Установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой и рамках программы государственных гарантий, в том числе при оказании медицинской помощи:
а) на 1 койко-день:
- по территориальной Программе ОМС за счет средств ОМС - 849.9 рублей;
- не включенной в территориальную Программу ОМС - 947. 5 руб.;
б) на 1 посещение:
- по территориальной Программе ОМС за счет средств ОМС- 163.4 рублей;
- не включенной в территориальную Программу ОМС - 218.1 руб.;
в) на 1 пациенто-день;
- по территориальной Программе ОМС за счет средств ОМС - 377.6 рублей;
- не включенной в территориальную Программу ОМС - 398.0 руб.;
г) на 1 вызов скорой медицинской помощи - 1308.0 руб.
В Приложении № 10 к Территориальной Программе установлены подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, установлены в расчете на одного человека в год и составляют в среднем 6644.0 руб., из них:
3363.0 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;
3281.0 руб. - за счет средств бюджета Астраханской области, предусматриваемых на оказание скорой медицинской помощи, первичной медицинской помощи, высокотехнологических видов медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передающихся половым путем, туберкулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических, онкологических заболеваниях, отдельных состояниях, возникающих в перинатальном периоде; содержание медицинских организаций, работающих в системе ОМС, а также финансирование иных расходов, указанных в настоящей Программе государственных гарантий.
Сравнивая положения двух программ, суд пришел к выводу, что субъектом Российской Федерации - Астраханской областью установлены заниженные по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 октября 2011 года № 856, нормативы объема медицинской помощи.
Однако совокупность норм федерального законодательства (нормы ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (действовавших на момент принятия обжалуемого постановления), Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации") обязывают субъекты Российской Федерации принимать нормативные правовые акты в части установления нормативов объема медицинской помощи соответствующими положениям федеральной Программы. В Территориальной Программе не может быть предусмотрен меньший по сравнению с федеральной программой гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
При таких данных усматривается противоречие оспариваемых норм федеральному законодательству, в связи с чем заявление прокурора Астраханской области подлежит удовлетворению.
Довод представителя Правительства Астраханской области о том, что субъект Российской Федерации вправе устанавливать нормативы, отличные от нормативов базовой программы обязательного медицинского страхования и возможности корректирования нормативов в строну их уменьшения с учетом бюджета субъекта, являются несостоятельными, поскольку эти доводы не опровергают позицию прокурора области о несоответствии оспариваемых положений федеральному законодательству.
Реализация права граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не может зависеть от наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации. При ином толковании приведенных актов терялся бы смысл разработки и утверждения федеральной Программы и снижался бы уровень гарантий прав граждан в области объема бесплатной медицинской помощи, установленных федеральным законодателем.
Таким образом, заявление прокурора области подлежит удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Астраханский областной суд,

решил:

заявление прокурора Астраханской области об оспаривании в части Постановления Правительства Астраханской области "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области на 2012 год" № 614-П от 27 декабря 2011 года (в редакции Постановления Правительства Астраханской области от 8 июня 2012 года № 235-П) удовлетворить.
Признать недействующей и не подлежащей применению Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области на 2012 год, утвержденную Постановлением Правительства Астраханской области от 27 декабря 2011 года № 614-П (в редакции Постановления Правительства Астраханской области от 8 июня 2012 года № 235-П):
- в части слов "849.9 руб." абзаца 4 Приложения № 9 к территориальной программе,
- в части слов "163.4 руб." абзаца 7 Приложения № 9 к территориальной программе,
- в части слов "377.6 руб." абзаца 10 приложения № 9 к территориальной программе,
- в части слов "1308.0 руб." абзаца 12 приложения № 9 к территориальной программе,
- в части слов "6644.0 руб.", "3363.0 руб.", "3281.0 руб." абзаца 3 приложения № 10 к территориальной программе.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца через Астраханский областной суд.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru