Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 мая 2012 г. по делу № А12-4365/2012

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 11 мая 2012
Решение в полном объеме изготовлено 14 мая 2012
Арбитражный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Пятерниной Е.С., судей Середа Н.Н., Наумовой М.Ю. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой А.И. (с использованием средств аудиозаписи), рассмотрев в открытом судебном заседание заявление заместителя прокурора Волгоградской области к администрации г. Волгограда (ИНН: 3444059139, ОГРН: 1023403433822) о признании недействующим в части нормативного правового акта, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН: 3444051210, ОГРН: 1023403460596), департамента городского хозяйства администрации Волгограда, закрытого акционерного общества "Ритуальное предприятие "Память" (ИНН: 3443033890, ОГРН: 1023402986804), общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие "Память", общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память"
в судебном заседании участвуют:
от заявителя - ст. прокурор отдела Балычева А.С., служебное удостоверение;
от администрации Волгограда - представитель Р.Т. по доверенности <...>;
от департамента городского хозяйства администрации Волгограда - представитель К.В. по доверенности от 02.03.2012;
от УФАС по Волгоградской области - представитель И.И. по доверенности <...>;
от ООО "Специализированное предприятие "Память" - представитель К.Ж. по доверенности <...>;
(в отсутствие остальных участников дела, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства)

установил:

Заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области к администрации Волгограда о признании недействующим пункт 1.2 постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833, Положение о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденное постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833, как несоответствующие части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 2 статьи 25, статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", а также о признании недействующими пункт 1.1 Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833, в части слов "определяемыми администрацией Волгограда, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации,", а также пункта 4.6 данного Положения, в части слов "и провести новый конкурс", как несоответствующие части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 2 статьи 25, статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, департамент городского хозяйства администрации Волгограда, закрытое акционерное общество "Ритуальное предприятие "Память", общество с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие "Память", общество с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память".
В судебном заседании представитель прокуратуры просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области поддерживает заявленные требования прокуратуры.
Представитель администрации Волгограда не признает заявленные требования, считая их необоснованными по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.
Представители департамента городского хозяйства администрации Волгограда, общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Память" не согласны с заявленными требованиями, просят в удовлетворении отказать.
Закрытое акционерное общество "Ритуальное предприятие "Память", общество с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие "Память" в заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Волгоградской области. Поскольку присутствие в судебном заседании лица, участвующего в деле, или его представителей относится к правам сторон, а не к обязанностям, а также с учетом надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, суд считает возможным на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие вышеназванных лиц.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833 "О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде" утверждены пунктом 1.1 Положение о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде, пунктом 1.2 Положение о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде.
Пунктом 1.1 Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела в Волгограде являются хозяйствующими субъектами, определяемыми администрацией Волгограда, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, оказывающими услуги населению Волгограда по погребению умерших (погибших).
Пунктом 4.6 Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде предусмотрено, в случае если в течение трех месяцев специализированной службой не устраняются выявленные администрацией Волгограда нарушения действующего законодательства Российской Федерации и требований, установленных настоящим Положением, администрация Волгограда вправе лишить хозяйствующий субъект статуса специализированной службы и провести новый конкурс.
Обращаясь в суд в порядке статьи 192 АПК РФ, заявитель ссылается на то, что пункт 1.2 постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833, Положение о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденное постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833, пункт 1.1 Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833, в части слов "определяемыми администрацией Волгограда, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации,", а также пункт 4.6 данного Положения, в части слов "и провести новый конкурс" противоречат части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 статьи 25, статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Частью 1 статьи 192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" также разъяснил, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. При решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений (пункты 9, 10 указанного постановления).
Правовой характер акта определяется в первую очередь его содержанием.
В силу пункта 3 статьи 40 Устава города-героя Волгоград (принятого Волгоградской городской Думой 25.09.1996 г. и действующего на дату принятия оспариваемого постановления) в пределах своих полномочий глава администрации Волгограда издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений, которые вступают в силу с момента их подписания, если иное не установлено самим актом. Правовые акты в форме постановлений, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
Постановление администрации Волгограда от 22.07.2002 г. № 833 издано в рамках компетенции администрации Волгограда и главы администрации, вступило в силу с момента его подписания.
Содержание постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 г. № 833 и утвержденных им Положений обязательно для определенного в нем круга лиц, которыми являются специализированные службы по вопросам похоронного дела, претенденты на получение статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела и администрация Волгограда (с структурными подразделениями).
С учетом фактических обстоятельств настоящего спора и исходя из содержания оспариваемых заявителем пунктов постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833 и Положений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что данный правовой акт не обладает нормативным характером, поскольку не устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Указанная позиция подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делу № А12-13465/05. Так, в постановлении апелляционной инстанции от 17.08.2005 указано, как видно из текста Положений, утвержденных постановлением администрации Волгограда от 22 июля 2002 № 833 и в которые внесены изменения постановлением от 26 апреля 2005 № 695, они затрагивают интересы лишь специализированных служб по вопросам похоронного дела в Волгограде, определяют порядок проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела среди предприятий, предпринимателей без образования юридического лица, оказывающих услуги населению Волгограда по погребению. Из чего следует, что в том числе и обжалуемое обществом постановление носит индивидуально-разовый, индивидуально-определенный характер, а значит, оно является ненормативным правовым актом.
В силу статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются актами обязательного характера. Обязательный характер решения распространяется как на тех, в отношении кого оно вынесено, так и на всех иных лиц.
Неисполнение судебного акта арбитражного суда является нарушением общеправовых принципов эффективного судопроизводства и правовой определенности. С учетом того, что судебные акты арбитражных судов публикуются в открытом доступе в сети Интернет, они являются общедоступными, поэтому любая сторона может ссылаться на принятые судебные акты, установившие определенные обстоятельства. В то же время, конкуренция между судебными актами недопустима, так как ведет к правовой неопределенности в отношении установленных фактических обстоятельств, имеющих существенное значение при разрешении данного спора.
В рамках данного дела представитель прокуратуры фактически настаивает на переоценке выводов суда по ранее рассмотренному делу № А12-13465/05. Вместе с тем, такой способ проверки законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных актов не предусмотрен действующим арбитражным процессуальным законодательством и является недопустимым, поскольку порождает конкуренцию судебных актов, а следовательно, противоречит задачам правосудия. Законодатель обращает внимание судов на недопустимость создания риска принятия противоречащих друг другу судебных актов по однотипным делам, так как каждый судебный акт обладает свойством общеобязательности.
Прокуратура обратилась в суд с настоящим заявлением в порядке главы 23 АПК РФ, в связи с этим был сформирован коллегиальный состав суда, который в ходе судебного заседания установил, что оспариваемый акт является ненормативным правовым актом, в связи с чем, рассмотрел дело по существу по правилам главы 24 АПК РФ, но в коллегиальном составе.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В контексте с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ суд должен установить реальное нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выражающееся в незаконном возложении каких-либо обязанностей, создании иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) лежит на органе или лице, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В свою очередь, в силу требований статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания факта нарушения прав и законных интересов лежит на заявителе.
Федеральным законом от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", действовавшим в момент принятия обжалуемого акта, установлено, что к ведению органов местного самоуправления отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронении.
Аналогичное положение содержится в пункте 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Полномочия органов местного самоуправления по решению данного вопроса местного значения конкретизируются в Федеральном законе от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Согласно пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Согласно пункта 1 статьи 9 названного Закона супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
С учетом принятого Волгоградской городской Думой решения от 04.07.2007 г. № 47/1124 "О правилах организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде" (пункт 3.3.1) специализированные службы по вопросам похоронного дела в Волгограде являются хозяйствующими субъектами, определяемыми администрацией Волгограда на конкурсной основе, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации. Решение о проведении открытого конкурса принимается администрацией Волгограда с учетом рекомендаций попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела в Волгограде.
Постановлением от 22.07.2002 г. № 833 "О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде" утверждены Положение о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде и Положение о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде.
Указанными Положениями также предусмотрено, что специализированными службами по вопросам похоронного дела в Волгограде являются хозяйствующие субъекты, определяемые администрацией Волгограда, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, оказывающие услуги населению Волгограда по погребению умерших (погибших).
Выбор специализированной службы, претендующей на получение статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде, производится на основе открытого конкурса (пункт 1.3. Положения о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде).
В 2002 и 2006 годах департаментом городского хозяйства администрации Волгограда проводились соответствующие конкурсы, по результатам которых городскими специализированными службами по вопросам похоронного дела признаны ЗАО "Ритуальное предприятие "Память", ООО "Специализированное предприятие "Память" и ООО "Совместное предприятие "Память".
Вопросы присвоения статуса специализированной службы вышеуказанным обществам были предметом судебных разбирательств, при рассмотрении которых судами сделана оценка о законности постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 г. № 833 "О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде" и законности проведенных конкурсов.
Согласно пункту 3 части 1 статье 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
На день издания оспариваемого постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833 "О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде" статья 33 действующего в указанный период Федерального закона от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливала, что органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что ссылка заявителя на нарушение администрацией Волгограда части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является необоснованной.
Согласно части 4 статьи 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Соответственно, создание муниципальных организаций для решения вопросов местного значения является правом такого органа. Закон не содержит исчерпывающий перечень способов решения органами местного самоуправления вопросов местного значения.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ не содержит императивного предписания о решении такого вопроса местного значения как вопрос организации оказания ритуальных услуг, путем создания специализированных служб по вопросам похоронного дела в форме муниципальных организаций.
В силу Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" специализированная служба по вопросам похоронного дела это ни что иное, как статус, отражающий круг выполняемых хозяйствующим субъектом обязанностей.
Следовательно, орган местного самоуправления, которому названный Федеральный закон предписывает создавать специализированные службы, вправе присвоить этот статус хозяйствующим субъектам, созданным в любой организационно-правовой форме, а не только в форме муниципальных организаций.
Изданию оспариваемого постановления предшествовало предварительное согласование с государственными органами, государственными внебюджетными фондами.
Так, согласно экспертному заключению Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 14 мая 2008 г. проект постановления администрации Волгограда "О специализированной службе по вопросам похоронного дела в Волгограде" не противоречит федеральному законодательству.
Проект постановления был согласован с Комитетом ЖКХ Администрации Волгоградской области, региональным отделением Фонда социального страхования по Волгоградской области, Государственным фондом занятости по г. Волгограду, Пенсионным фондом по г. Волгограду, Волгоградским территориальным управлением Государственного антимонопольного комитета.
В заявлении не содержится мотивированного обоснования нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на них какие-либо обязанности, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Обращаясь в защиту неопределенного круга лиц, прокурор не обосновал, каким образом и в чем именно выражается нарушение прав оспариваемым ненормативным актом.
Анализируя представленные доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого ненормативного правового акта части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 статьи 25, статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Кроме того, суд учитывает, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О, установленный в части 4 статьи 198 Кодекса срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 7 постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" применительно к части 4 статьи 198 АПК РФ течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта, затрагивающего интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы, начинается со дня издания такого акта. Пропущенный прокурором по уважительной причине срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора в том случае, если до истечения указанного срока или в иной разумный срок прокурор предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов. При этом позднее выявление прокурором нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов само по себе не является уважительной причиной пропуска срока подачи заявления.
О наличии оспариваемого постановления прокуратуре было известно задолго до обращения с настоящим заявлением в Арбитражный суд Волгоградской области, что подтверждается решением Центрального районного суда города Волгограда от 27 июля 2011 г. по делу по заявлению прокурора города Волгограда в интересах неопределенного круга лиц о признании частично противоречащей федеральному законодательству Инструкции по взаимодействию муниципальных учреждений здравоохранения Волгограда и круглосуточного специализированного информационного центра по организации перевозки тел умерших в Волгограде, утвержденной приказом департаментом здравоохранения администрации Волгограда от 11.04.2007 г. № 179.
Заявитель в суд с ходатайством о восстановлении срока на обжалование постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 года № 833 не обращался.
Пропуск срока является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать заместителю прокурора Волгоградской области в удовлетворении требований о признании недействительным пункт 1.2 постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833, Положение о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденное постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833, как несоответствующие части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 статьи 25, статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", а также о признании недействительным пункта 1.1 Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833, в части слов "определяемыми администрацией Волгограда, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации,", а также пункта 4.6 данного Положения, в части слов "и провести новый конкурс", как несоответствующие части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 статьи 25, статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Решение может быть обжаловано в установленный законом срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.

Председательствующий судья
Е.С.ПЯТЕРНИНА

Судья
Н.Н.СЕРЕДА

Судья
М.Ю.НАУМОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru