Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 октября 2011 г. по делу № А14-5100/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 31 октября 2011 г.
Индивидуальный предприниматель (глава крестьянского (фермерского) хозяйства) А. (далее - заявитель, ИП А.) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к администрации Каширского муниципального района Воронежской области (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным постановления № 265 от 30.03.2011 года о понуждении заключить договор аренды сроком на 49 лет.
В качестве третьих лиц в деле участвуют индивидуальный предприниматель (глава крестьянского (фермерского) хозяйства К. (далее - третье лицо, ИП К.) и Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Воронежской области (далее - третье лицо, Управление Росреестра по Воронежской области).
В судебное заседание 18.10.2011 г. администрация Каширского муниципального района Воронежской области и Управление Росреестра по Воронежской области не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Управление Росреестра представило в суд ходатайство (от 18.10.2011 г. № 12539/1) о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело слушалось в отсутствие неявившихся третьего лица и ответчика.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 18.10.2011 г. объявлялся перерыв до 24.10.2011 г.
В ходе судебного разбирательства заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, письменном дополнении к нему и в дополнительном объяснении (без номера, без даты).
Ответчик согласно представленному отзыву от 09.09.2011 г. № 3035, возражал против удовлетворения заявленных требований, просил суд не принимать во внимание ранее представленный Администрацией отзыв (от 15.08.2011 г. № 2724).
ИП К. с позицией заявителя не согласился, по основаниям, изложенным в письменных пояснениях от 05.08.2011, возражениях от 18.10.2011 г. и объяснениях от 24.10.2011 г.
Из материалов дела и пояснений лиц участвующих в рассмотрении настоящего дела, судом установлены следующие обстоятельства.
28.12.2010 г. глава КФХ К. обратился в администрацию Каширского муниципального района Воронежской области с заявлением о предоставлении для ведения крестьянско-фермерского хозяйства земельного участка площадью 198 га, расположенного в <...> Воронежской области.
30.12.2010 г. в Администрацию поступило заявление от главы КФХ А. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет для расширения деятельности фермерского хозяйства, земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 2012750 кв. м с кадастровым номером <...>, к указанному заявлению был приложен соответствующий пакет документов.
27.01.2011 г. в газете "Молодой Коммунар" было опубликовано информационное сообщение о предоставлении в аренду сроком на 15 лет земельного участка площадью 2012750 кв. м, с кадастровым номером <...>, местоположение: установлено относительно ориентира северо-восточная часть кадастрового квартала <...>, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Каширский район, для сельскохозяйственного производства.
На основании указанного информационного сообщения глава КФХ А. 01.02.2011 г. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду на 15 лет земельного участка площадью 2012750 кв. м, с кадастровым номером <...>.
01.03.2011 г. Администрацией принято постановление № 152 о проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, в том числе в отношении земельного участка площадью 2012750 кв. м, с кадастровым номером <...>, местоположение: установлено относительно ориентира северо-восточная часть кадастрового квартала <...>, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Каширский район.
12.03.2011 г. на основании указанного выше постановления от 01.03.2011 г. № 152 в газете "Каширские Зори" опубликовано извещение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 2012750 кв. м, с кадастровым номером <...>.
23.03.2011 г. постановлением № 222 Администрация отменила свое постановление от 01.03.2011 г. № 152 о проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, в том числе земельного участка площадью 2012750 кв. м, с кадастровым номером <...>, а также извещение о проведении выше указанных торгов признало утратившим силу.
30.03.2011 г. глава КФХ К. обратился в Администрацию с заявлением о повторном рассмотрении его заявления от 28.12.2010 о предоставлении в аренду спорного земельного участка, к заявлению от 30.03.2011 г. был приложен соответствующий пакет документов.
В этот же день Администрация приняла постановление № 265 о предоставлении ИП К. в аренду на 49 лет земельный участок из земель фонда перераспределения района площадью 2012750 кв. м, с кадастровым номером <...>, местоположение: установлено относительно ориентира северо-восточная часть кадастрового квартала <...>, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Каширский район.
Полагая, что постановление от 30.03.2011 г. № 262 является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
В обоснование своих требований заявитель указывает, что его заявление не было рассмотрено в установленный 14-дневный срок, при этом, по мнению заявителя, отсутствуют достаточные доказательства подтверждающие, что глава КФХ К. подал заявление о предоставлении спорного участка именно 28.12.2010 г., поскольку данное заявление не зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции Администрации, а штамп регистрации (номер) на самом заявлении К. совпадает с номером регистрации заявления главы КФХ А.
Кроме того, заявитель полагает, что заявление главы К. датированное 28.12.2011 г. по форме и содержанию не соответствовало требованиям, установленным Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" а именно: в заявлении указан неопределенный земельный участок, не указано испрашиваемое право, условия предоставления земельного участка, а также срок аренды. По мнению заявителя без указанной информации Администрация не имела права выносить оспариваемое постановление.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Администрация (с учетом уточненной правовой позиции) ссылается на правомерность оспариваемого постановления, которое принято в порядке, предусмотренном статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", при этом ответчик отмечает, что глава КФХ К. подал заявление в отношении спорного земельного участка раньше чем глава КФХ А., в связи с чем Администрация обязана была предоставить испрашиваемый земельный участок именно главе КФХ К. Вместе с тем, Администрация отмечает, что поскольку глава КФХ А. на основании информационного сообщения от 27.01.2011 опубликованного в газете "Молодой Коммунар" подал 01.02.2011 г. заявление о приобретении земельного участка площадью 2012750 кв. м в аренду на 15 лет в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", то с учетом данного обстоятельства следует, что заявитель избрал иной, нежели установленный Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" порядок приобретения спорного участка, а именно через торги.
Глава КФХ К., возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал доводы ответчика.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Возможность судебного обжалования решений органов государственной власти и органов местного самоуправления закреплена на конституционном уровне (ст. 46 Конституции РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Оспаривание решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст. 198 АПК РФ для признания судом ненормативного акта недействительным необходимо наличие двух значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По своему назначению и составу фонд перераспределения земель - это особый фонд земель сельскохозяйственного назначения, по установленным статьей 80 Земельного кодекса РФ причинам не используемый по назначению и не предоставленный до определенного времени субъектам сельскохозяйственной деятельности.
Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 статьи 80 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 № 137-ФЗ (с изменениями) со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель. Таким образом, взамен прежних районных установлен единый фонд перераспределения земель.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Поскольку в материалах дела не имеется доказательств государственной регистрации спорных земельных участков в федеральной собственности, в собственности субъекта РФ или в собственности муниципального образования, то спорное постановление № 265 принято администрацией Каширского района Воронежской области в пределах ее компетенции, данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности в собственность или в аренду в соответствии с порядком, установленным специальным Федеральным законом.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно названной статье граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны определенные в Законе сведения.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления граждан или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, землеустроительные работы, кадастровый учет спорного земельного участка был осуществлен, до вынесения спорного постановления.
Нормы Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к соответствующим положениям иных правовых актов.
Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предварительной, заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых в аренду земельных участков и проведение торгов не предусмотрено, также в указанном законе не урегулирован вопрос о механизме предоставления в аренду земельных участков при поступлении нескольких заявлений в отношении одного земельного участка.
Однако, суд отмечает, что Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" был принят после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 81 которого и предусмотрено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Кроме того, особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренные статьей 10 Законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" устанавливает общее правило, согласно которому земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются гражданам в аренду в порядке ст. 34 ЗК РФ (одна заявка) или на торгах (две и более заявки). Исключение из этого правила, как уже отмечал суд, установлено статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, которая предусматривает упрощенную процедуру предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Вместе с тем, поскольку специальным Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве не урегулирован вопрос о механизме предоставления в аренду земельных участков при поступлении нескольких заявлений в отношении одного земельного участка, то в указанном случае (две и более заявки) должны применяться общие правила, регулирующие отношения по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в частности пункт 2 статьи 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", т.е. обязательное проведение торгов.
Как установлено судом и следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле на момент вынесения оспариваемого постановления (30.03.2011) Администрация как уполномоченный орган по распоряжению земельными участками фонда перераспределения, обладала информацией, о том, что существует несколько глав КФХ (К. и А.) желающих получить в аренду земельный участок площадью 2012750 кв. м, с кадастровым номером <...>, местоположение: установлено относительно ориентира северо-восточная часть кадастрового квартала <...>, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Каширский район.
При указанных обстоятельствах, с учетом приведенных выше норм права, Администрация обязана была провести торги по приобретению права аренды спорного земельного участка, т.е. осуществить действия согласно общим нормам земельного законодательства, регулирующим отношения по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при наличии нескольких заявок (статья 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что у Администрации при наличии нескольких лиц изъявивших желание получить в аренду земельный участок, отсутствовали законные основания по предоставлению именно главе КФХ К. в аренду спорного земельного участка из земель сельхозназначения без проведения торгов, в связи с чем, требования заявителя о признании незаконным Постановления от 30.03.2011 № 265 следует удовлетворить, поскольку оспариваемое постановление, принято с нарушением действующего законодательства, и, безусловно, нарушающее права и законные интересы главы КФХ А. по реализации своего права в отношении спорного земельного участка.
Согласно пояснениям заявителя требование о понуждении заключить договор аренды сроком на 49 лет является не самостоятельным требованием, а лишь способом устранения нарушенного права.
Вместе с тем, суд отмечает, что в силу пункта 5 статьи 201 АПК РФ, именно суд в резолютивной части решения по делу определяет исходя из предмета заявленных требований, какие действия должен совершить соответствующий орган для устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, исходя из предмета заявленных требований и установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу, что администрация Каширского муниципального района Воронежской области должна устранить нарушенные права и законные интересы заявителя, путем отмены постановления от 30.03.2011 № 265 "О предоставлении земельного участка в аренду из земель сельскохозяйственного назначения".
В силу статьи 110 АПК РФ госпошлина в сумме 2000 руб. относится на ответчика, излишне уплаченная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Кроме того, необходимо возвратить заявителю подлинное платежное поручение № 40 от 23.05.2011 г. на сумму 6000 рублей, не принятое судом в качестве подтверждения уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", ст. ст. 65, 110, 167, 170, 176, 198 - 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

Признать недействительным постановление администрации Каширского муниципального района Воронежской области от 30.03.2011 г. № 265 "О предоставлении земельного участка в аренду из земель сельскохозяйственного назначения", как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Обязать администрацию Каширского муниципального района Воронежской области устранить допущенные указанным постановлением нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя А. (ОГРНИП <...>), путем отмены постановления от 30.03.2011 г. № 265 "О предоставлении земельного участка в аренду из земель сельскохозяйственного назначения".
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с администрации Каширского муниципального района Воронежской области (ОГРН <...>), находящейся по адресу: Воронежская область, <...>, в пользу индивидуального предпринимателя А., зарегистрированного по адресу: Воронежская область, <...>, судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 руб.
Возвратить индивидуальному предпринимателю А., зарегистрированному по адресу: Воронежская область, <...>, излишне уплаченную государственную пошлину в размере 4 000 руб., также вернуть подлинное платежное поручение № 40 от 23.05.2011 г. на сумму 6000 рублей, не принятое судом в качестве подтверждения уплаты государственной пошлины.
Исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru