Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

РЕШЕНИЕ
от 16 февраля 2012 г. № 02-01/1063

Резолютивная часть решения оглашена 2 февраля 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 16 февраля 2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Коми УФАС России, Комиссия), в составе: <...>, рассмотрев дело № А18-07/11, возбужденное 25.07.2011 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "К" (далее - ОАО "К"), адрес (место нахождения): <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
при участии: <...>,

установила:

1. Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 25.07.2011 № 195 возбуждено дело № А18-07/11 по признакам нарушения ОАО "К" требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Заявитель на рассмотрение дела не явился. В материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении заявителя о времени и месте рассмотрения дела. Ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки Заявителя не поступало.
Руководствуясь ч. 2 ст. 45 Закона о защите конкуренции, Комиссия сочла возможным рассмотреть дело № А18-07/11 в отсутствие Заявителя.
ОАО "К" в силу ч. 2 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в ст. 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.
Основанием для возбуждения дела послужило заявление <...> б/н и б/д (вх. М-97 от 01.07.2011) в части уклонения от предоставления Заявителю <...> рассрочки платежа за установку индивидуального прибора учета электрической энергии по адресу: <...>, предусмотренного ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Коми УФАС России, руководствуясь п. 3.7 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5 (далее - Регламент), в рамках рассмотрения дела № А18-07/11 и на основании поручения Председателя Комиссии провело исследование товарного рынка услуги по замене индивидуального прибора учета электрической энергии в МО ГО "Сыктывкар" Республики Коми, по результатам исследования которого подготовлен аналитический отчет.
ОАО "К" письмом от 23.01.2012 № 119/293 (вх. № 356 от 19.01.2012) направило возражения на аналитический отчет, направленный Коми УФАС России письмом от 19.01.2012 № 02-42/253.
Комиссия, в связи с необходимостью рассмотрения возражений ОАО "К", уточнения данных аналитического отчета, объявила перерыв в рассмотрении дела № А18-07/11 до 15.00 часов 02.02.2012.
02.02.2012 Комиссия продолжила рассмотрение дела в том же составе.
2. Возражения ОАО "К" (письмо от 23.01.2012 № 119/293) на аналитический отчет рассмотрены, приняты, необходимые корректировки внесены в указанный отчет.
Аналитический отчет приобщен к материалам дела № А18-07/11.
По результатам исследования рынка услуги по замене индивидуального прибора учета электроэнергии населению в МО ГО "Сыктывкар" Республики Коми в период с января 2010 года по июнь 2011 года установлено, что доля ОАО "К" на товарном рынке составила 47,4%.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Комиссия, изучив материалы исследования товарного рынка, приходит к выводу, что положение ОАО "К" на рынке услуги по замене индивидуального прибора учета электроэнергии в МО ГО "Сыктывкар" Республики Коми в период с января 2010 года по июнь 2011 года не является доминирующим, поскольку доля ОАО "К" на товарном рынке не превышает 50%, признаки того, что ОАО "К" имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги по замене индивидуального прибора учета электроэнергии в МО ГО "Сыктывкар" Республики Коми, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, не установлены.
3. Из материалов дела № А18-07/11 Комиссией установлено следующее.
<...> обратилась в адрес ОАО "К" с заявкой от 23.05.2011 о замене индивидуального прибора учета электроэнергии, установленного по адресу: <...>, на трехтарифный прибор учета с предоставлением рассрочки платежа за услуги по замене прибора учета электроэнергии.
ОАО "К" письмом от 03.06.2011 № 604-611/61, направленным в адрес Заявителя, указало, что ОАО "К" является поставщиком электроэнергии и что услуга по замене индивидуального прибора учета электроэнергии в соответствии с принятым Компанией внутренним регламентом осуществляется при внесении предоплаты в размере 100%.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов (за исключением указанных в части 6 статьи 13) собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой электрической энергии.
Согласно ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных ч. ч. 5, 6 статьи 13 Закона об энергосбережении, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Согласно разъяснениям ФАС России от 08.12.2011 № АГ/45584 следует, что в соответствии с ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, возложена на организации, которые осуществляют передачу электроэнергии и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемой электроэнергии.
Таким образом, указанная обязанность возлагается на организации, в отношении которых выполняются одновременно следующие условия:
- организация осуществляет снабжение электроэнергией или их передачу;
- сети инженерно-технического обеспечения организаций имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Из материалов дела следует, что ОАО "К" является энергосбытовой организацией, осуществляющей реализацию электроэнергии в адрес Заявителя, что подтверждается счетами, предъявляемыми ОАО "К" в адрес Заявителя на оплату за потребленную электроэнергию (договор № 37017443, л/с 15058011-1).
ОАО "К" пояснило, что не владеет электрическими сетями, непосредственно присоединенными к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями Закона об энергосбережении оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов. Передачу электроэнергии в многоквартирный жилой дом <...> г. Сыктывкара осуществляет ОАО "М" по электрическим сетям, принадлежащим ОАО "М" и присоединенным к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования указанного многоквартирного дома, что подтверждается:
- договором энергоснабжения № 615259 от 17.11.2010, заключенным между ОАО "К" и ТСЖ <...>,
- техническими условиями № ТУ-56/102-489 от 14.07.2010 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ТСЖ <...> к электрическим сетям ОАО "М".
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности между ОАО "М" и ТСЖ <...> от 18.10.2010 № 56-26/2088 границами балансовой и эксплуатационной ответственностей электроустановок являются контакты подключения питающих КЛ-0,4 кВ в сторону ВРУ № 1, ВРУ № 2, ВРУ № 3 в кабельных сборках № 1, № 2, № 3 по ул. <...> (ТП-91).
Таким образом, ОАО "М" является организацией, осуществляющей передачу электроэнергии, сети которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования дома № <...>, находящегося в совместном управлении собственников жилья - ТСЖ <...>.
При таких обстоятельствах, в отношении ОАО "К" не выполняются одновременно вышеуказанные условия, вследствие чего отсутствует обязанность осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, предоставлять рассрочку платежа за услугу по замене индивидуального прибора учета электроэнергии.
ОАО "К" на заседании Комиссии пояснило, что деятельность по установке и замене индивидуальных приборов учета электроэнергии является дополнительной, не связанной с энергоснабжением.
Из материалов дела следует, что порядок оказания дополнительных сервисных услуг клиентам ОАО "К" установлен Регламентом, утвержденным приказом ОАО "К" от 18.10.2010 № 468 (далее - Регламент).
В соответствии с Регламентом в перечень оказываемых ОАО "К" услуг (работ) включена услуга по замене индивидуального прибора учета электроэнергии (с продажей или без продажи прибора учета).
Указанным Регламентом установлен порядок заключения и исполнения договора на установку/замену индивидуального прибора учета электроэнергии: прием заявки от клиента, выставление клиенту счета на оплату в виде отдельной квитанции, согласование с клиентом даты и времени установки прибора учета после оплаты выставленного счета, осуществление установки/замены прибора учета в согласованный с клиентом день и время по адресу клиента.
Согласно Регламенту оказание услуги со стороны ОАО "К" считается закрытой (исполненной), если клиентом была внесена полная предоплата и, после выполнения работы/услуги, не осталось задолженности.
Таким образом, актами ОАО "К" предоставление рассрочки платежа за установку, замену индивидуального прибора учета электроэнергии не предусмотрено.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства" оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует в частности определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Оснований полагать, что в рассматриваемом случае ОАО "К" вышло за пределы осуществления гражданских прав и тем самым нарушило ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" у Комиссии не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

решила:

Прекратить рассмотрение дела № А18-07/11, возбужденного по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемом Комиссией бездействии ОАО "К".
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дела об обжаловании решения антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru