Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 22 июня 2012 г. по делу № 673-10-11

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 15 июня 2012 года. В полном объеме решение изготовлено 22 июня 2012 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Захаров В.М., руководитель управления, члены комиссии - Елькин П.Д. - старший государственный инспектор контрольного отдела, Шмыгин С.И. - специалист-эксперт правового отдела, рассмотрев дело № 672-10-11, возбужденное в отношении товарищества собственников жилья "О" (далее - ТСЖ "О", ответчик) (юридический адрес: <...>) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции).
Надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела ТСЖ "О" на заседание Комиссии не явилось, своего представителя не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, на основании статьи 25 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с проведением анализа исполнения управляющими компаниями, товариществами собственников жилья г. Красноярска законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Красноярским УФАС России в адрес ТСЖ "О" направлен запрос о наличии факта взимания ТСЖ с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением указанной организации, платы за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды.
На указанное письмо антимонопольного органа ТСЖ "О" представило документы, в ходе анализа которых было установлено, что в период с марта 2009 по декабрь 2010 года ТСЖ осуществляло взимание платы за приемку в эксплуатацию (регистрацию и опломбирование) индивидуальных приборов учета в размере 362 рублей 45 копеек (за один прибор).
По факту взимания ТСЖ с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ТСЖ "О", платы за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю № 1074 от 20.12.2011 в отношении ТСЖ "О" возбуждено дело № 673-10-11 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Определением от 20.12.2011 рассмотрение дела назначено на 23.01.2012 в 10:30; в качестве ответчика по делу привлечено ТСЖ "О".
23.01.2012 Комиссия по рассмотрению дела № 673-10-11 решила объявить перерыв до 27 января 2012 года в 11:00 в связи с необходимостью получения дополнительной информации.
27.01.2012 на заседании Комиссии по рассмотрению дела № 673-10-11 представитель ТСЖ "О" заявил ходатайство об объявлении перерыва в рассмотрении дела с целью предоставления дополнительной информации, необходимой для рассмотрения настоящего дела по существу. Комиссия Красноярского УФАС России, посовещавшись, решила удовлетворить ходатайство ТСЖ "О" и объявила перерыв в рассмотрении дела № 673-10-11 до 30 января 2012 года в 16:00.
Определением от 30.01.2012 рассмотрение указанного дела было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-21283/2011.
Определением от 21.05.2012 рассмотрение дела возобновлено в связи минованием причин, послуживших основанием для приостановления рассмотрения дела № 673-10-11, рассмотрение дела назначено на 01.06.2012 в 10:30.
Определением от 01.06.2012 рассмотрение дела № 673-10-11 отложено в связи с отсутствием доказательств надлежащего уведомления ТСЖ "О" о рассмотрении настоящего дела, рассмотрение назначено на 15.06.2012 в 10:30.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.
ТСЖ "О" зарегистрировано в качестве юридического лица <...>.
В соответствии с решениями общего собрания собственников помещений жилых многоквартирных домов, расположенных по ул. Елены Стасовой, 21, 25, 29, 31, 35, 39 г. Красноярска, ответчик избран в качестве управляющей этими домами организацией, что подтверждено соответствующими протоколами.
В соответствии с протоколом № 2 заседания членов правления ТСЖ "О" от 16.02.2008 (вх. № 772 от 20.01.2012) утверждены калькуляция и договор с физическим лицом (специалистом) на приемку холодной (горячей) воды в эксплуатацию. В соответствии с указанным протоколом стоимость работ по приему в эксплуатацию (регистрация и опломбирование) индивидуальных приборов учета составляет 362 рубля 45 копеек (без НДС) за 1 прибор. В соответствии с калькуляцией на оказание услуг по опломбировке индивидуальных приборов учета цена складывается из следующих составляющих: заработная плата, налоги ПФР, ФСС (14,2%), расходные материалы.
В ходе рассмотрения настоящего дела представитель ТСЖ "О" пояснил, что с 2011 года опломбировка приборов учета производилась бесплатно за счет средств, полученных от предоставления в аренду мест общего пользования для размещения приборов коммуникационных компаний.
Ответчиком представлены в материалы дела сведения о фактах опломбировки мест установки приборов учета холодной и горячей воды (ввода в эксплуатацию), в том числе сведения о взимании платы за опломбировку мест установки приборов учета холодной и горячей воды (ввода в эксплуатацию) с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ТСЖ (вх. № 1149 от 27.01.2012).
Согласно представленной информации (вх. № 1149 от 27.01.2012) владельцы помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ТСЖ "О", перечислили последнему плату за работы по приему в эксплуатацию (регистрация и опломбирование) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды на сумму 13048 (тринадцать тысяч сорок восемь) рублей 20 копеек.
В ходе рассмотрения дела представителем ТСЖ "О" были приведены доводы о правомерности взимания платы за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, в частности: индивидуальный прибор учета не является общим имуществом, а является собственностью граждан, следовательно, собственник помещения самостоятельно несет бремя содержания своего имущества; при установке приборов учета и ввода их в эксплуатацию наличие факта опломбировки места установки индивидуальных приборов учета обязательно; стоимость работ по опломбировке индивидуальных приборов учета не подлежит государственному регулированию, вследствие чего является договорной и определяется в договоре на оказание платных услуг по опломбировке индивидуальных приборов учета.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованных лиц, Комиссия по рассмотрению дела № 673-10-11 пришла к следующим выводам.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила).
При этом согласно нормам-дефинициям, содержащимся в пункте 3 указанного нормативного акта, "исполнитель" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; "внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме; "коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом; "индивидуальный прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме.
В соответствии с пунктом 4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким договором, исходя из фактических обстоятельств дела и норм жилищного законодательства, является договор управления многоквартирным домом, заключаемым в порядке, установленном статьей 162 ЖК РФ.
В соответствии пунктом 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
В соответствии с пунктом 22 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Согласно пункту 23 Правил и подпункту 1 пункта 3 приложения 2 к Правилам при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется по формуле:

                 V
                  D
    P      = ----------- x V  x Т  ,
     ку3.i   V    + V       i    ку
              п.р    п.п

    где:
    V  - объем (количество) коммунального  ресурса  (холодной воды, горячей
     D
воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный
период,  определенный  по  показаниям  коллективного (общедомового) прибора
учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт.час);
    V     - суммарный объем  (количество) коммунального  ресурса  (холодной
     п.р


воды,  горячей  воды,  газа   или  электрической  энергии), потребленный за
расчетный период  в  жилых или  нежилых помещениях, оборудованных приборами
учета, измеренный  индивидуальными   приборами   учета,  а  в  коммунальных
квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт.час);
    V     -  суммарный  объем  (количество) коммунального ресурса (холодной
     п.п
воды, горячей  воды,  газа  или  электрической  энергии),  потребленный  за
расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами
учета,   определенный   для   жилых   помещений   исходя    из   нормативов
потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в
соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт.час);
    V  - объем (количество) коммунального  ресурса  (холодной воды, горячей
     i
воды,  газа  или электрической энергии), потребленный за расчетный период в
i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный
индивидуальным   прибором   учета,  а  в  коммунальных  квартирах  -  общим
(квартирным)  прибором  учета,  или в i-том жилом или нежилом помещении, не
оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения  исходя  из
нормативов  потребления  коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого
помещения в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт.час);
    Т   -  тариф на коммунальный ресурс,  установленный  в  соответствии  с
     ку
законодательством   Российской   Федерации  (для  холодного  водоснабжения,
горячего  водоснабжения,  газоснабжения  и водоотведения - руб./куб. м; для
электроснабжения - руб./кВт.час).
Таким образом, расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета в конечном счете влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.
При этом Правила не содержат такого понятия, как "ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию", как не содержат и четкого определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил.
Вместе с тем, согласно пункту 52 Правил, потребитель обязан информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений. Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что потребитель обязан: в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении; допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время; в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
В свою очередь корреспондирующие вышеуказанным обязанностям потребителя права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб свидетельствуют о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса исходя из показаний индивидуального прибора учета.
Вместе с тем законодатель, определив в Правилах в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым исходил из презумпции добросовестности потребителя.
Анализ действующего законодательства позволяет Комиссии Красноярского УФАС России прийти к выводу о том, что сложившаяся практика по опломбированию места установки приборов учета холодной и горячей воды в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ТСЖ "О", является практикой, не обусловленной требованиями действующего законодательства и направленной на обеспечение интересов всех жителей многоквартирного дома, а следовательно, интересов ТСЖ, принявшего на себя обязательства по управлению жилым многоквартирным домом. Таким образом, получение владельцами индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды "услуги" по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у ТСЖ "О" указанной "услуги" за плату владельцами помещений вызвано тем, что ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета (которая осуществляется за плату). Кроме того, Комиссией принято во внимание, что плата за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды является прибылью ТСЖ "О", не направленной на содержание общего имущества жилых многоквартирных домов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, в норме части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" сформулирован общий запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке, направлен в том числе не только на защиту конкуренции (публичного порядка), но и на защиту интересов контрагентов доминирующего хозяйствующего субъекта (частноправовых интересов).
Комиссия Красноярского УФАС России, проанализировав нормы действующего законодательства и объективные обстоятельства дела, приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением ТСЖ "О", которые были вынуждены обратиться в ТСЖ за опломбировкой места установки приборов учета холодной и горячей воды и оплатить эти работы для дальнейшего расчета за потребленные ресурсы в соответствии с показаниями этих приборов учета, несмотря на то, что опломбировка места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и взимание за нее платы не предусмотрены действующим законодательством.
Красноярским УФАС России установлено, что доля товарищества собственников жилья на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет более 50%, то есть положение хозяйствующего субъекта ТСЖ "О" признано доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета.
Документально подтвержденный доход ТСЖ "О", полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства, составил 13048 (тринадцать тысяч сорок восемь) рублей 20 копеек - сумма, полученная ТСЖ "О" от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ТСЖ, за работы по приему в эксплуатацию (регистрация и опломбирование) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, без суммы налога на добавленную стоимость.
На рассмотрение дела 15 июня 2012 года ТСЖ "О" представило информацию, согласно которой собственникам помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ТСЖ, возвращены суммы, оплаченные за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, что подтверждается приказом № 14 о возврате денежных средств от 01.03.2012 и счетами-квитанциями (вх. № 9772 от 15.06.2012).
На основании вышеизложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" действия ТСЖ "О", выразившиеся во взимании платы с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ТСЖ "О", за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.
2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 673-10-11 в связи с добровольным устранением ТСЖ "О" нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

Председатель Комиссии
В.М.ЗАХАРОВ

Члены Комиссии
П.Д.ЕЛЬКИН
С.И.ШМЫГИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru