Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 30 июля 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 26 июля 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 июля 2012 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
Заместителя руководителя, начальника отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Г.И. Жданова,
членов комиссии:
старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы М.А. Гребенщикова,
государственного инспектора отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы И.А. Ивановой,
специалиста-эксперта отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Л.О. Ягодиной,
в присутствии представителя ООО "И":
<...>,
рассмотрев дело № 83 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "И" (<...>) (далее - ООО "И", Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства ресурсоснабжающей организацией г. Лебедяни Липецкой области Липецким УФАС России был направлен запрос в ООО "И" (далее - ООО "И", Общество, хозяйствующий субъект, ресурсоснабжающая организация) о наличии факта взимания Обществом с потребителей коммунальных услуг платы за опломбирование индивидуальных приборов учета холодной воды, в частности опломбировку мест присоединения ИПУ к сети инженерно-технического обеспечения.
На указанный запрос ООО "И" представило документы, в ходе анализа которых антимонопольным органом было установлено, что Обществом проводятся работы по опломбированию приборов учета холодной воды, т.е. производит опломбировку мест присоединения ИПУ к сети инженерно-технического обеспечения.
Стоимость указанных выше работ составляет 370 руб. 00 коп.
Порядок ввода установленного индивидуального прибора учета холодной воды следующий: после обращения жителей специалисты ООО "Исток" выезжают на место, где проверяется правильное подключение прибора, его соответствие установленным требованиям, опломбируется узел учета и составляется два экземпляра акта.
Таким образом, исходя из пояснений Общества установлено, что ООО "И" при вводе прибора учета в эксплуатацию осуществляет деятельность по опломбировке мест присоединения ИПУ к сети инженерно-технического обеспечения.
Кроме того, показания прибора учета воды в случае отсутствия пломбы не принимаются.
Также из пояснений Общества следует, что опломбирование мест присоединения ИПУ к сети инженерно-технического обеспечения необходимо в целях ограничения доступа к определенным частям средств измерений в целях предотвращения несанкционированных настроек и вмешательств, которые могут привести к искажениям результатов.
На вопрос антимонопольного органа об указании нормы действующего законодательства, согласно которой на собственника жилого помещения возложена обязанность по опломбированию мест присоединения ИПУ к сети инженерно-технического обеспечения, Общество указало, что данная обязанность не предусмотрена ни одной нормой действующего законодательства.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307).
Указанными Правилами установлены следующие основные понятия:
"исполнитель" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
"внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;
"коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом;
"индивидуальный прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (пункт 3).
Так, согласно пункту 52 Правил, потребитель обязан:
а) при обнаружении неисправностей (аварий) внутриквартирного оборудования, коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу, а при наличии возможности - принимать все возможные меры по их устранению;
б) при пожарах, авариях на внутридомовых инженерных системах, а также при иных нарушениях, возникающих при использовании коммунальных ресурсов, немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу;
в) в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений;
г) обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении;
д) допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время;
е) в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета;
ж) информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений;
з) своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги. В случае невнесения в установленный срок платы за коммунальные услуги потребитель уплачивает исполнителю пени в размере, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, что не освобождает потребителя от внесения платы за коммунальные услуги;
и) нести иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и договором.
Пунктом 53 "д" Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что потребителю запрещается самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение.
При этом исходя из содержания Правил предоставления коммунальных услуг гражданам обязанность по опломбированию потребителями мест присоединения индивидуального прибора учета к сетям инженерно-технического обеспечения в целях недопущения механического вмешательства в работу ИПУ при учете объема потребляемых коммунальных ресурсов не предусмотрена.
Законодатель, определив в Правилах в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование мест присоединения индивидуального прибора учета к сетям инженерно-технического обеспечения в целях недопущения механического вмешательства в работу ИПУ, тем самым исходил из презумпции добросовестности потребителя.
Во исполнение определения о назначении дела № 83 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению ООО "И" сообщило следующее.
За период с 01.01.2011 по 31.03.2012 ООО "И" совершило действия по опломбированию мест присоединения индивидуального прибора учета к сетям инженерно-технического обеспечения в отношении 343 приборов учета на общую сумму 149 тысяч 110 рублей.
С 10.07.2012 согласно письменным пояснениям ООО "И" вышеуказанная услуга исключена из числа платных.
На заседании Комиссии представитель ООО "И" также пояснил, что опломбируя места установки индивидуального прибора учета, производились действия по пломбированию соединения счетчика с подводящей воду трубой. Данные действия производились Обществом в коммерческих интересах - для получения дополнительной прибыли предприятием, а также для недопущения абонентов вмешательства в ИПУ холодной воды.
По мнению антимонопольного органа, действия по опломбированию мест присоединения индивидуального прибора учета к сетям инженерно-технического обеспечения не являются оказанием услуг населению, а являются текущей работой организаций и производятся исключительно в ее интересах, с целью контроля от несанкционированного доступа к приборам учета и не обладают никакими полезными потребительскими свойствами.
Законодатель, определив в Правилах в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование мест присоединения индивидуального прибора учета к сетям инженерно-технического обеспечения, а в целях недопущения механического вмешательства в работу ИПУ, тем самым исходил из презумпции добросовестности потребителя.
Действующими нормативными актами не регламентировано, что ввод индивидуального прибора в эксплуатацию в обязательном порядке должен включать в себя процесс опломбирования мест присоединения индивидуального прибора учета к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пункт 3.1.4 ГОСТ Р 50193.2-92 "Измерение расхода воды в закрытых каналах. Счетчики холодной питьевой воды", устанавливающий требования в том числе к вводу в эксплуатацию новых или отремонтированных счетчиков, предусматривает, что пломбирование соединения счетчика с подводящей воду трубой производится при необходимости в целях обнаружения недозволенного снятия счетчика.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 14.05.2005 № 2220-АБ/70 дает разъяснение, что "опломбирование крепежных деталей средств измерения (накидных гаек, фланцев), пломбирование запорной арматуры на обводной линии узла учета полученной питьевой воды выполняются организациями канализационного хозяйства (ВКХ) в целях обеспечения защиты от несанкционированного вмешательства в работу средств измерения".
С учетом изложенного сложившаяся практика по опломбированию мест присоединения индивидуального прибора учета холодной воды к сетям инженерно-технического обеспечения в целях недопущения механического вмешательства в работу ИПУ в помещениях, в которые ООО "И" поставляет коммунальный ресурс в виде холодной воды, не обусловлена требованиями действующего законодательства, а направлена на обеспечение интересов ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, необходимость производить опломбирование индивидуального прибора учета потребителем за свой счет не обусловлена заинтересованностью самого потребителя (спросом).
В данном случае необходимость приобретения потребителем данной услуги вызвана тем, что ресурсоснабжающей организацией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной воды и последующее принятие показаний данных приборов к расчету ставится в прямую зависимость от опломбирования этих приборов учета, поскольку только после опломбировки места присоединения ИПУ к сети инженерно-технического обеспечения составляется акт ввода в эксплуатацию ИПУ. Без составления данного акта показания прибора учета не принимаются.
Опломбирование мест присоединения прибора учета к сети инженерно-технического обеспечения выполняется сотрудниками ООО "И" в целях контроля за точностью передаваемых абонентами показаний ИПУ воды при оказании услуг по водоснабжению и водоотведению. Таким образом, выполнение данных мероприятий обусловлено осуществлением Обществом своей основной деятельности.
Из вышеизложенного следует, что опломбирование мест присоединения прибора учета к сети инженерно-технического обеспечения является составной частью водоснабжения и водоотведения и охватывается единой сферой обращения товара - рынком услуг водоснабжения и водоотведения.
Услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Частью 5 статьи 5 ФЗ № 135-ФЗ определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Очевидность доминирующего положения субъекта естественной монополии (в данном случае ООО "И") исключает необходимость проведения антимонопольным органом анализа конкурентной среды.
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные ст. 10 указанного Закона.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Исходя из вышеизложенного указанные действия ООО "И" имеют признаки ущемления прав и законных интересов собственников жилых помещений - потребителей коммунальных услуг, поскольку ставят перед ними необоснованные условия реализации своих прав на принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной воды по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела представителем ООО "И" был представлен для приобщения к материалам дела приказ № 406 от 06.07.2012, согласно которому отменено действие приказа № 346 от 18.06.2012, которым установлена стоимость за опломбировку прибора учета холодной воды.
Данный документ свидетельствует об устранении нарушения антимонопольного законодательства, но не указывает на устранение его последствий.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что вследствие нарушения антимонопольного законодательства ООО "И" получило доход в размере 149110 рублей (сто сорок девять тысяч сто десять рублей) 00 коп.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать общество с ограниченной ответственностью "И" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в ущемлении интересов владельцев жилых помещений путем навязывания дополнительной платной услуги по опломбированию мест присоединения приборов учета холодной воды, необходимой для ввода установленных приборов учета в эксплуатацию.
2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
3. Выдать ООО "И" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода в размере 149110 рублей (ста сорока девяти тысяч ста десяти рублей) 00 копеек, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в установленном законом порядке.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
Г.И.ЖДАНОВ

Члены Комиссии
М.А.ГРЕБЕНЩИКОВ
И.А.ИВАНОВА
Л.О.ЯГОДИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru