Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2012 г. по делу № А39-176/2012

Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25 мая 2012 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Полубояровой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Правовая защита", г. Саранск
к Государственному комитету Республики Мордовия по делам молодежи, г. Саранск
о признании незаконным действия, выразившегося в недопуске общества к конкурсному отбору заявок для участия в Республиканском конкурсе молодежных бизнес-проектов в рамках исполнения Республиканской целевой программы "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы,
и об обязании провести отбор представленного обществом 15.12.2011 бизнес-проекта в рамках указанного конкурсного отбора заявок
при участии:
от заявителя: Т.Ю. - директора общества, решение № 1 участника от 28.09.2010, Наумова С.Г. - адвоката, ордер № 99 от 24.04.2012 выдан Адвокатским кабинетом Наумова С.Г., доверенность от 20.01.2012,
от ответчика: К. - представителя, доверенность № 308 от 21.03.2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Правовая защита" (далее - ООО "Правовая защита", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд к Государственному комитету Республики Мордовия по делам молодежи (далее - Госкомитет, ответчик) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным действия (письмо № 1426-1 от 30.12.2011), выразившегося в недопуске общества к конкурсному отбору заявок для участия в Республиканском конкурсе молодежных бизнес-проектов в рамках исполнения Республиканской целевой программы "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы и об обязании провести отбор представленного обществом 15.12.2011 бизнес-проекта в рамках указанного конкурсного отбора заявок.
Заявленные требования и дополнения к нему от 17.05.2012 и от 18.05.2012 мотивированы тем, что:
- обществом в Госкомитет были представлены все необходимые документы, указанные в Порядке предоставления субсидий (пункт 11);
- отказ в принятии заявки направлен с нарушением срока (5 рабочих дней), протокол заседания комиссии в адрес общества не направлялся;
- перечисленные Госкомитетом основания отказа в допуске общества к конкурсному отбору бизнес-проектов (несоответствие заявленного вида деятельности пункту 15 Порядка предоставления субсидий, не заверены копии учредительных документов) не входят в перечень оснований для недопуска претендентов, установленный пунктом 10 Порядка предоставления субсидий, к конкурсному отбору;
- реализация Республиканской программы "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 года не завершилась, а финансирование не прекратилось
Госкомитет РМ по делам молодежи в отзыве на заявление № 327 от 22.03.2012 просил отказать в удовлетворении требований заявителя, поскольку:
- комитет не отказывал обществу в принятии заявки, заявка была принята и рассмотрена, но не допущена конкурсной комиссией до конкурсного отбора;

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РМ № 445 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела)" издано 15.11.2010, а не 22.11.2010.

- заявленный обществом проект "Производство программного обеспечения, необходимого для применения в повседневной жизни" не соответствует пункту 15 Порядка предоставления субсидий, утвержденному постановлением Правительства Республики Мордовия от 22.11.2010 № 445, и, по сути, не соответствует сфере деятельности "производство", не подходит ни к одному из видов производства (производство: товаров народного потребления, продуктов питания, строительных материалов и элементов).
При рассмотрении дела установлено, что Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи объявил конкурс для участия в Республиканском конкурсе молодежных бизнес (объявление опубликовано в сети Интернет на сайте http://www.mol-rm.ru).
15.12.2011 ООО "Правовая защита" представило в Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи заявку на участие в Республиканском конкурсе молодежных бизнес-проектов в рамках целевой программы ведомства "Вовлечение молодежи Республики Мордовия в предпринимательскую деятельность на 2011 год".
К данной заявке (зарегистрирована под № 92) были приложены копии учредительных документов, а также бизнес-проект "Производство программного обеспечения, необходимого для применения в повседневной жизни".
16.01.2012 в адрес общества поступило письмо № 1426-1 от 30.12.2011, в котором Госкомитет РМ по делам молодежи со ссылкой на протокол № 1 от 20.12.2011 заседания Конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора по представлению субсидий на создание и развитие собственного бизнеса (дела) сообщил, что ООО "Правовая защита" не было допущено до конкурсного отбора по следующим причинам:

В официальном тексте документа, видимо, допущены опечатки:
постановление Правительства РМ № 445 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела)" издано 15.11.2010, а не 22.11.2010;
постановление Правительства РМ № 415 "О внесении изменений в Порядок предоставления субсидий юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела)" издано 31.10.2011, а не 30.10.2011.

1. Несоответствие заявленного вида деятельности п. 15 Порядка о предоставлении субсидий юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела), утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 ноября 2010 г. № 445 (с изм. от 30 октября 2011 г. № 415).
2. Не заверены копии учредительных документов.
Считая действия Госкомитета по недопуску общества к конкурсному отбору заявок создающими препятствия на участие в конкурсе по получению субсидии на создание и развитие собственного бизнеса (дела), ООО "Правовая защита" обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Постановлением Правительства РМ от 16.05.2011 № 157 утверждена Республиканская целевая программа "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы", разработанная на основании распоряжения Правительства Республики Мордовия от 27.12.2010 № 762-Р.
Указанное Постановление Правительства РМ и текст Республиканской целевой программа "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы" опубликованы в газете "Известия Мордовии" № 71-22 от 19.05.2011, являющейся официальным печатным изданием.
Государственным заказчиком данной программы выступил Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи.
Целью указанной программы явилось создание условий для активного включения молодых граждан в процесс социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Республики Мордовия.
Согласно данным Паспорта Республиканской целевой программы "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы вышеуказанная Программа рассчитана на 2011 - 2015 годы и будет реализована без выделения этапов.
Объемы и источники финансирования Программы: общая стоимость мероприятий в 2011 - 2015 годах - 126064,6 тыс. рублей, в том числе средства: поступившие из федерального бюджета - 74036,0 тыс. рублей; республиканского бюджета Республики Мордовия - 52028,6 тыс. рублей.
Как установлено в разделе 4 паспорта Республиканской целевой программы "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы объем финансирования Программы на 2011 - 2015 годы (126064,6 тыс. рублей) с разбивкой по годам составляет:
в 2012 году - 23975,0 тыс. рублей;
в 2011 году - 22460,0 тыс. рублей;
в 2013 году - 26486,2 тыс. рублей;
в 2015 году - 26587,0 тыс. рублей
в 2014 году - 26556,4 тыс. рублей.
Одним из разделов данной программы является комплекс мероприятий "Вовлечение молодежи Мордовии в предпринимательскую деятельность" (раздел 3 программы "Перечень программных мероприятий").
В разделе 3.10 таблицы, являющейся Приложением № 1 к Республиканской целевой программе "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы, указан планируемый объем финансирования мероприятия под названием "предоставление субсидий юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела) с разбивкой финансирования по годам и источнику финансирования (республиканский и федеральный бюджет).
Так, в 2011 году объем финансирования указанного мероприятия составляет 5000000 руб., из которых: 1000000 руб. - финансирование из республиканского бюджета, 4000000 руб. - финансирование из федерального бюджета.
В рамках исполнения Республиканской целевой программы "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы, а именно, указанного мероприятия по предоставлению субсидий, постановлением Правительства Республики Мордовия № 445 от 15.11.2010 утвержден "Порядок предоставления субсидий юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела)".
Первоначальный текст указанного документа опубликован в официальном печатном издании "Известия Мордовии", № 177-55, 25.11.2010.
Настоящий Порядок разработан в целях оказания государственной поддержки юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям в форме предоставления субсидий на создание и развитие собственного бизнеса (дела) (далее - субсидии) за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, а также средств, поступивших в республиканский бюджет Республики Мордовия из федерального бюджета (далее - бюджетные средства), в рамках реализации Республиканской целевой программы "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 мая 2011 г. № 157 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы".
Согласно пункту 2 названного Порядка субсидии юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе.
Претендентами на получение субсидии являются молодые предприниматели, то есть индивидуальные предприниматели, возраст которых от 18 до 30 лет включительно, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет, составляет не менее 50%, имеющие бизнес-проект, готовый к реализации.
На основании приказа Госкомитета РМ по делам молодежи № 118 от 07.11.2011 в целях организации конкурсного отбора бизнес-проектов претендентов на получение государственной поддержки в форме субсидии организован прием и регистрация заявок для конкурсного отбора бизнес-проектов с 10 ноября по 10 декабря 2011 года.
В извещении об открытии приема заявок на участие в Республиканском конкурсе молодежных бизнес-проектов в сети Интернет на сайте http://www.mol-rm.ru был установлен срок представления заявок и необходимых комплектов документов - до 15.12.2011.
Приказом Госкомитета № 121 от 08.12.2011 прием заявок на участие в указанном конкурсе продлен до 20 декабря 2011 года.
Из содержания Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № 586 от 08.02.2012 на ООО "Правовая защита", выданной ИФНС по Ленинскому району г. Саранск, усматривается, что единственным учредителем общества и его директором является Т.Ю.
Для участия в конкурсе молодежных бизнес-проектов 15.12.2011 обществом подана заявка на участие в конкурсе молодежных бизнес-проектов по форме, установленной Приложением к Порядку предоставления субсидий юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела), с приложением документов, в том числе, бизнес-плана "Производство программного обеспечения необходимого для применения в повседневной жизни" (разработчик - директор ООО "Правовая защита" Т.Ю.)
Таким образом, согласно условиям указанного порядка предоставления субсидий, ООО "Правовая защита" являлось претендентом на получение субсидии.
В пункте 10 "Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела)" приведен перечень условий, согласно которым не допускаются к участию в конкурсном отборе бизнес-проекты молодых предпринимателей.
В судебном заседании представитель ответчика К. согласилась с позицией заявителя относительно необязательности предоставления на рассмотрение конкурсной комиссии в Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи заверенных копий учредительных документов, пояснив, что данный довод указан конкурсной комиссией как дополнительное основание. Единственной же причиной не допуска заявки ООО "Правовая защита" к конкурсному отбору явилось несоответствие заявленного вида деятельности пункту 15 Порядка о предоставлении субсидий.
Согласно представленным заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнениям заявленных требований, предметом оспаривания являются действия Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи о признании незаконным действия, выразившегося в издании письма № 1426-1 от 30.12.2011, об отказе в допуске общества к конкурсному отбору заявок для участия в Республиканском конкурсе молодежных бизнес-проектов в рамках исполнения Республиканской целевой программы "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы.
С учетом уточнения ответчиком своей позиции по данному делу, суд рассматривает вышеуказанные действия Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи на соответствие их закону, иному нормативному акту, мотивированные единственным доводом о несоответствии заявленного вида деятельности заявителя пункту 15 Порядка предоставления субсидий.
В силу пункта 3 Порядка предоставления субсидий получателями субсидий являются молодые предприниматели, ставшие победителями в конкурсном отборе.
Как установлено в пункте 7 Порядка предоставления субсидий условиями предоставления субсидии являются:
1) представление документов, указанных в пункте 11 настоящего Порядка;
2) признание победителем конкурсного отбора;
3) заключение договора о предоставлении субсидии.
Таким образом, из содержания указанного пункта усматривается, что для получения субсидии лицам, являющимися претендентами на ее получение, необходимо пройти ряд установленных этапов.
Первым этапом является подача документов, указанных в пункте 11 Порядка предоставления субсидии.
Согласно пункту 11 Порядка предоставления субсидии претенденты на получение государственной поддержки в форме субсидии после опубликования извещения о начале конкурсного отбора представляют в Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи для рассмотрения конкурсной комиссией пакет документов.
Пунктом 13 Порядка предоставления субсидий установлено, что прием конкурсных заявок осуществляется в срок, не превышающий 30 дней со дня официального опубликования извещения о проведении конкурсного отбора в республиканских средствах массовой информации.
Материалами дела подтверждено, что ООО "Правовая защита" указанный этап прошло, заявка в Государственный комитет РМ по делам молодежи была подана и принята на рассмотрение конкурсной комиссией по проведению Республиканского конкурса молодежных бизнес-проектов.
Вторым этапом, необходимым для предоставления субсидии, является признание претендента победителем конкурсного отбора.
Как следует из пункта 5 Порядка предоставления субсидий конкурсный отбор бизнес-проектов осуществляет конкурсная комиссия, создаваемая Государственным комитетом Республики Мордовия по делам молодежи.
Состав конкурсной комиссии по отбору бизнес-проектов утвержден пунктом 3 приказа Госкомитета РМ по делам молодежи № 121 от 08.12.2011 (Приложение № 1 к приказу).
Определение победителей конкурсного отбора проводится по правилам, установленным в пункт 14 Порядка предоставления субсидий. Согласно данному пункту Порядка, конкурсная комиссия:
- проводит отбор бизнес-проектов претендентов на основании представленных документов;
- уведомляет участников конкурсного отбора о результатах рассмотрения заявок в течение 5 рабочих дней со дня заседания конкурсной комиссии;
- определяет победителей конкурсного отбора.
Исходя из содержания указанной нормы, в Порядке предоставления субсидии содержится понятие "отбора" и конкурсного отбора".
Под понятием "отбор бизнес-проектов" подразумевается рассмотрение конкурсной комиссией всех заявок претендентов на получение государственной поддержки в форме субсидии, представленных с комплектом документов, указанных в пункте 11 Порядка предоставления субсидии.


Понятие "конкурсный отбор" подразумевает под собой рассмотрение только тех заявок, которые прошли "отбор" и выбор среди них победителей для последующего заключения с ними договоров о предоставлении субсидии.
Как пояснила в судебном заседании представитель Госкомитета К. в связи с поступлением большого количества заявок на получение субсидии (более 100) отбор бизнес-проектов был проведен в два этапа: первоначально были отсеяны те бизнес-проекты, которые составлены на осуществление вида деятельности, не входящего в перечень, указанный в пункте 15 Порядка предоставления субсидии; затем, уже среди отобранных бизнес-проектов, был произведен конкурсный отбор, то есть, проведена оценка указанных проектов с присвоением баллов по правилам пункта 15 Порядка предоставления субсидии. Победителями конкурсного отбора были признаны претенденты, набравшие от 200 до 400 баллов. С указанными лицами Государственному комитету РМ по делам молодежи было рекомендовано заключить договора о представлении субсидии.
Указанный порядок подтверждается и материалами дела.
При рассмотрении представленных документов установлено, что по результатам заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок для отбора бизнес-проектов претендентов на получение государственной поддержки в форме субсидии юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела), 20.12.2011 был составлен протокол № 1, согласно которому к конкурсному отбору были допущен 61 бизнес-проект, а 55 заявок, в том числе, и заявка ООО "Правовая защита" (строка № 47 в перечне) были отклонены.
На заседании конкурсной комиссии по отбору бизнес-проектов, оформленном протоколом № 2 от 23.12.2011, секретарь конкурсной комиссии внес результаты (баллы) членов конкурсной комиссии в итоговый оценочный лист, где был выведен средний арифметический балл по каждому претенденту (Приложение № 1 к настоящему протоколу) и определены победители конкурсного отбора - претенденты, набравшие от 200 до 400 баллов.
Таким образом, бизнес-проект ООО "Правовая защита" был допущен до процедуры отбора бизнес-проектов претендентов, но не допущен до конкурсного отбора бизнес-проектов.
Между тем, пункт 15 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела) устанавливает критериями отбора бизнес-проектов претендентов, а не критерии конкурсного отбора бизнес-проектов.
Первым критерием отбора бизнес-проектов указана сфера реализации представленного бизнес-проекта с присвоением баллов по каждой сфере деятельности:
1. производство:
- товаров народного потребления - 200 баллов;
- продуктов питания - 200 баллов;
- строительных материалов и элементов - 150 баллов;
2. сельское хозяйство:
- выращивание сельскохозяйственных культур - 200 баллов;
- откорм свиней, мелкого и крупного рогатого скота - 200 баллов;
- птицеводство - 200 баллов;
- звероводство - 150 баллов;
- рыбоводство - 150 баллов;
- пчеловодство - 150 баллов;
3. услуги:
- бытовые - 150 баллов;
- медицинские - 150 баллов;
- общественное питание - 150 баллов;
- образовательные - 50 баллов;
- туристские - 50 баллов;
- консалтинговые - 50 баллов;
- связи и транспорта - 50 баллов;
- организация сферы досуга - 0 баллов;
4. торговля:
- оптовая - 100 баллов;
- розничная - 50 баллов.
Из представленного ООО "Правовая защита" бизнес-плана усматривается, что общество намерено заниматься производством программного обеспечения необходимого для применения в повседневной жизни.
Как указано в бизнес-плане общества сферой деятельности фирмы планируется разработка, производство, реализация и сервис программного обеспечения, а также разработка и производство программно-технических средств на базе новых информационных технологий. Одним из главных видов деятельности организации является производство и реализация программного обеспечения. Фирма планирует производить программы и программно-технические средства. Программное обеспечение будут записываться в различных комплектациях на загрузочные диски или флэш-карты.
Согласно данным Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 года № 454-ст, деятельность по разработке программного обеспечения и консультированию в этой области (код ОКВЭД 72.2) отнесена к классу ОКВЭД 72 - деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, входящего в раздел "К" операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.
В перечень услуг, на деятельность по предоставлению которых может быть выделена субсидия, Порядок предоставления субсидий юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела) относит бытовые услуги, медицинские, общественное питание, образовательные услуги, туристские, консалтинговые, услуги связи и транспорта, организация сферы досуга.
В указанный перечень производство программного обеспечения необходимого для применения в повседневной жизни не входит.
Таким образом, заявка ООО "Правовая защита" и представленный обществом бизнес-план не соответствовал критериям отбора бизнес-проектов претендентов по сфере реализации представленного бизнес-проекта.
Исходя из изложенного и следуя правилам, установленным Порядком предоставления субсидий юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела)", Госкомитет РМ по делам молодежи правомерно не допустил ООО "Правовая защита" к конкурсному отбору заявок для участия в Республиканском конкурсе молодежных бизнес-проектов в рамках исполнения Республиканской целевой программы "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы.
Кроме того, как указала в судебном заседании представитель ответчика К. на данный момент невозможно провести отбор представленного ООО "Правовая защита" бизнес-проекта в рамках уже проведенного конкурсного отбора заявок, поскольку заседание конкурсной комиссии проходит в рамках подведения итогов конкурса молодежных бизнес-проектов один раз в год (пункт 6 Порядка предоставления субсидий). Все денежные средства, составляющие в 2011 году объем финансирования мероприятий по предоставлению субсидий юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела) в рамках Республиканской целевой программы "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы (5,0 млн. руб.), уже выплачены победителям.
Ответчиком в заседание представлено 50 платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств - субсидий победителям конкурсного отбора, что в итоге составляет 5000000 руб. - объем финансирования на 2011 год, указанный в строке 3.10 Перечня мероприятий Республиканской целевой программы "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы, утвержденного Постановлением Правительства РМ № 157 от 16.05.2011.
Кроме того, Госкомитетом также представлен отчет об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом по состоянию на 01.01.2012 (выделено на господдержку малого и среднего предпринимательства - 12000000 руб. (графа 7), израсходовано 11900000 руб. (графа 8).
В судебном заседании представитель общества Т.Ю. возразил против доводов Комитета о невозможности проведения отбора представленного обществом 15.12.2011 бизнес-проекта в рамках проведенного конкурсного отбора заявок, указав, что денежные средства (субсидии) выделялись и в 2012 году по результатам конкурсного отбора, проведенного в 2011 году, о чем свидетельствует платежное поручение № 1871978 от 19.04.2012 о перечислении Т.А. 100,0 тыс. руб., находящееся в материалах дела. При этом реализация программы не завершилась, а финансирование не закончилось.
Между тем, К. пояснила, что перечисление индивидуальному предпринимателю Т.А. субсидии в размере 100000 руб. по платежному поручению № 1871978 от 19.04.2012 произошло в результате ошибочного перечисления указанных денежных средств в 2011 году (не на тот расчетный счет), которые были возвращены, а потом вновь перечислены указанному предпринимателю. Выделение субсидий на 2012 год еще не проводилось и будет осуществляться только во второй половине 2012 года, поскольку в соответствии с утвержденным Перечнем мероприятий Республиканской программы "Молодежь Мордовии" финансирование производится раздельно по периодам: 2011, 2012, 2013, 2014 и 2015 годы.
Довод общества о нарушении Госкомитетом РМ по делам молодежи сроков направления отказа в принятии заявки (свыше 5 рабочих дней) и не направление протокола заседания комиссии в адрес общества судом отклоняется как необоснованный.
Порядком предоставления субсидий юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела)", утвержденным Постановление Правительства РМ от 15.11.2010 № 445, установлено, что в случае представления неполного комплекта документов Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи отклоняет заявку и в течение 5 рабочих дней письменно извещает претендента о причинах отклонения заявки (пункт 11).
В рассматриваемом случае заявка не отклонялась по причине предоставления неполного пакета документов.
Согласно пункту 14 Порядка предоставления субсидии конкурсная комиссия уведомляет участников конкурсного отбора о результатах рассмотрения заявок в течение 5 рабочих дней со дня заседания конкурсной комиссии.
В рассматриваемом случае ООО "Правовая защита" не являлось участником конкурсного отбора.
Иных условий об уведомлении Госкомитетом РМ по делам молодежи или конкурсной комиссией Госкомитета претендентов на получение субсидий Порядок предоставления субсидий юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела)", утвержденный Постановление Правительства РМ от 15.11.2010 № 445, не содержит.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 5 указанной статьи возлагает обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из системного анализа норм глав 7 и 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обязанность доказывания обстоятельств, порождающих сомнения в добросовестности, лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт.
Из материалов дела следует, что ответчиком представлены все доказательства законности действий, осуществленных Госкомитетом РМ по делам молодежи в рамках реализации Республиканской целевой программы "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы. Оспариваемый отказ, изложенный в пункте 1 письма № 1426-1 от 30.12.2011, осуществлен на основании протокола конкурсной комиссии № 1 от 20.12.2011, подписан председателем Госкомитета Л. (назначена Указом Главы Республика Мордовия № 255-УГ от 24.11.2010) в пределах ее полномочий и компетенции, предоставленной Госкомитету Положением о Государственном комитете Республики Мордовия по делам молодежи, утвержденным Постановлением Правительства Республики Мордовия от 09.07.2001 № 319, а также в соответствии с Порядком предоставления субсидий юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела)".
Указание Госкомитета в пункте 2 письма № 1426-1 от 30.12.2011 о непредоставлении обществом на рассмотрение конкурсной комиссии заверенных копий учредительных документов, не явилось единственным основанием для отказа в допуске общества до конкурсного отбора заявок и не повлияло на правомерность отказа ответчика в допуске общества к конкурсному отбору заявок.
В свою очередь, обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на заявителе.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя.
Следовательно, заинтересованное лицо должно указать суду, какие его права, подлежащие судебной защите, нарушены, и представить доказательства их нарушения.
Между тем, ООО "Правовая защита" ни в заявлении от 23.01.2012, ни в заявлении об уточнении от 17.05.2012 не указало, какие права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности нарушены оспариваемым действием, какие негативные последствия повлекли для общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемые действия Госкомитета и лишили его права заниматься указанной деятельностью.
Представитель комитета в заседании указал на невозможность восстановления прав заявителя и возобновления конкурса в случае удовлетворения требований заявителя, так как в любом случае, выплатить указанную субсидию не представляется возможным, поскольку объем финансирования указанного мероприятия в 2011 году составлял 5000000 руб., которые были полностью выплачены победителям конкурса. При этом в текущем году Программа проведения конкурса уточнена путем добавления в нее других сфер деятельности, внесения в нее иных изменений, и заявитель не лишен права принять участие в конкурсе, который будет проводиться во второй половине 2012 года.
Каких-либо доказательств опровергающих выводы ответчика, обществом не представлено.
Установленные арбитражным судом в ходе рассмотрения дела фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства свидетельствуют об отсутствии со стороны Госкомитета РМ по делам молодежи нарушений прав и законных интересов общества в области экономической деятельности.
Поскольку итоги конкурса ООО "Правовая защита" по существу не оспаривало и просило обязать ответчика провести отбор представленного обществом 15.12.2011 бизнес-проекта в рамках уже проведенного конкурсного отбора заявок, поэтому интересы третьих лиц - участников конкурса молодежных бизнес-проектов в рамках исполнения Республиканской целевой программы "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы" в данном случае не затрагиваются.

В официальном тексте документа, видимо, допущены опечатки:
постановление Правительства РМ № 445 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела)" издано 15.11.2010, а не 22.11.2010;
постановление Правительства РМ № 415 "О внесении изменений в Порядок предоставления субсидий юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела)" издано 31.10.2011, а не 30.10.2011.

Исследовав материалы дела, установив фактические обстоятельства и дав им правовую оценку, заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд пришел к выводу о том, что действия Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи (письмо № 1426-1 от 30.12.2011), выразившиеся в уведомлении о недопуске общества до конкурсного отбора заявок, соответствуют постановлению Правительства Республики Мордовия № 157 от 16.05.2011 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы" и Порядку о предоставлении субсидий юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела), утвержденному постановлением Правительства Республики Мордовия от 22.11.2010 № 445 (с изм. от 30.10.2011 № 415), при этом не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя в области предпринимательской деятельности, не препятствуют последнему в осуществлении его экономической и иной предпринимательской деятельности и не возлагают на него дополнительные обязанности, не предусмотренные законом.
При таких обстоятельствах требования ООО "Правовая защита" о признании незаконным действия Государственного комитета Республики Мордовия, выразившегося в издании письма № 1426-1 от 30.12.2011, и выразившегося в недопуске общества к конкурсному отбору заявок для участия в Республиканском конкурсе молодежных бизнес-проектов в рамках исполнения Республиканской целевой программы "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы, подлежат отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Следовательно, расходы по уплате государственной пошлины (платежное поручение № 12 от 20.01.2012) в сумме 2000 руб. подлежат отнесению на заявителя.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 17.05.2012 до 18.05.2012.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Обществу с ограниченной ответственностью "Правовая защита", г. Саранск в удовлетворении заявления о признании незаконными действия Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи, о признании незаконным действия (письмо № 1426-1 от 30.12.2011), выразившегося в недопуске общества к конкурсному отбору заявок для участия в Республиканском конкурсе молодежных бизнес-проектов в рамках исполнения Республиканской целевой программы "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы, и об обязании провести отбор представленного обществом 15.12.2011 бизнес-проекта в рамках указанного конкурсного отбора заявок, отказать полностью.

В официальном тексте документа, видимо, допущены опечатки:
постановление Правительства РМ № 445 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела)" издано 15.11.2010, а не 22.11.2010;
постановление Правительства РМ № 415 "О внесении изменений в Порядок предоставления субсидий юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела)" издано 31.10.2011, а не 30.10.2011.

Оспариваемые действия проверялись на их соответствие требованиям постановления Правительства Республики Мордовия № 157 от 16.05.2011 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы" и Порядка о предоставлении субсидий юридическим лицам, молодым индивидуальным предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса (дела), утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 22.11.2010 № 445 (с изм. от 30.10.2011 № 415).
2. Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья
В.Н.САВОЧКИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru