Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 мая 2012 г. по делу № А39-282/2012

Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24 мая 2012 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Русско-Тювеевского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия, д. Русское Тювеево Темниковского района Республики Мордовия,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва
о признании недействительным решения № 13/11-39480 от 07.11.2011 и обязании осуществить кадастровый учет сформированных земельных участков,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - индивидуальный предприниматель А.Л., г. Темников
при участии:
от заявителя: К., главы сельского поселения, предъявлен паспорт, Ч., представителя, доверенность от 27.03.2012,
от ответчика: С., начальника юридического отдела, доверенность № 228 от 17.02.2012,
от третьего лица - А.Л., индивидуального предпринимателя, предъявлен паспорт,

установил:

Администрация Русско-Тювеевского сельского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия (далее по тексту также - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее по тексту также - Учреждение) о признании недействительным решения № 13/11-39480 от 07.11.2011 и обязании осуществить кадастровый учет сформированных земельных участков.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" заявленные требования отклонило по доводам, изложенным в отзыве и дополнении к нему.
Индивидуальный предприниматель А.Л. в отзыве указала на то, что заявленные Администрацией требования, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании на основании статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 11.05.2012 до 18.05.2012.
При рассмотрении дела установлено, что индивидуальный предприниматель - кадастровый инженер А.Л. 11.10.2011 сдала в Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Мордовия заявление (регистрационный номер <...>) о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка.
Решением № 13/11-39480 от 07.11.2011 Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Мордовия отказала кадастровому инженеру А.Л. в осуществлении кадастрового учета со ссылкой на пункт 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в связи выявленными нарушениями части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьи 2 Закона Республики Мордовия от 07.07.2003 № 32-З "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия" (нарушение минимального размера образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, который составляет 5 га).
Не согласившись с данным отказом, Администрация обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Мордовия реорганизовано в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 473 и приказом Росреестра от 25.01.2012 № 22-к в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии". Приказом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" № 128 от 25.10.2011 утверждено Положение о филиале Учреждения по Республике Мордовия. Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Мордовия исключено из Единого государственного реестра юридических лиц 25.01.2012.
При изложенных обстоятельствах и на основании статьи 48 АПК РФ суд определением от 28.03.2012 произвел замену ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Мордовия на его правопреемника - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Из кадастровой выписки о земельном участке <...> следует, что земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 90000 кв. м относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 07.07.2003 № 32-З "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия" минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 5 гектаров, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 7-1 настоящего закона.
В случае отказа по вышеназванному основанию орган кадастрового учета не обязан представлять рекомендации по доработке представленных документов.
Согласно представленным на кадастровый учет документов по заявлению кадастрового инженера А.Л. образовывалось четыре (а не три, как указывает заявитель) земельных участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <...> из земель общего пользования, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Однако, такой способ образования земельных участков противоречит пункту 1 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ, согласно которому при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Таким образом, обязательным условием для перераспределения является наличие нескольких смежных земельных участков. В рассматриваемом случае в перераспределении участвовал один земельный участок.
При этом площади трех образуемых участков составляли менее 5 га (3076 кв. м, 2801 кв. м и 2398 кв. м), что противоречит Закону Республики Мордовия № 32-З "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия", принятым в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что требования к минимальным размерам не распространяются на формируемые земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации. В состав межевого плана входила копия генерального плана Русско-Тювеевского сельского поселения, который является документом территориального планирования. При этом заявителем Учреждению не была представлена документация по планировке территории и землеустроительной документации, что не позволило Учреждению сделать однозначный вывод о неприменении требований к минимальному размеру образуемых земельных участков.
Назначение и виды документации по планировке территории, правила подготовки и утверждения документации по планировке территории установлены Главой 5 Градостроительного кодекса РФ. К такой документации относятся проекты планировки территории, проекты межевания территорий, градостроительные планы земельных участков и т.д.
Виды землеустроительной документации, а также порядок согласования и утверждения землеустроительной документации установлены Федеральным законом от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ "О землеустройстве".
Из приложенной к заявлению копии постановления администрации Темниковского муниципального района Республики Мордовия от 31.08.2011 также невозможно сделать вывод о том, что земельные участки формируются на основании документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета приостанавливает осуществление учета в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, перечень которых приведен в статье 22 названного закона. Вышеназванные же документы в данный перечень не входят.
Отсутствие таких документов не позволило Учреждению однозначно определить каким образом и на основании каких документов сформирован участок.
Приложенная к заявлению в составе межевого плана копия Генерального плана Русско-Тювеевского сельского поселения является документом территориального планирования, при этом в составе межевого плана отсутствовала документация по планировке территории и землеустроительная документация. Данные документы, согласно статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не являются необходимыми для кадастрового учета документами, ввиду чего их отсутствие не может являться основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 26 названного Закона.
Вместе с тем, отсутствие вышеназванной документации в составе межевого плана не позволило Учреждению применить к образуемым участкам нормы пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ в части неприменения требований к предельному минимальному размеру.
Письмом № 2577 от 23.12.2011 Учреждение разъяснило Администрации что согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ его действие не распространяется на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями и предложило включить в состав межевого плана документ, подтверждающий существование объекта капитального строительства (например, технический или кадастровый паспорт ОКСа), а также заключение кадастрового инженера, обосновывающее образование земельного участка, занятого зданием, строением или сооружением.
Представитель Учреждения С. в ходе заседания обоснованно указал на то, что в заключении кадастрового инженера, приложенного к заявлению от 11.10.2011, отсутствует информация о существующих объектах недвижимости на образуемых земельных участках. К указанному заявлению также не приложены документы, подтверждающие право собственности Администрации на какие-либо объекты недвижимости на образуемых земельных участках.
27.09.2010 между Администрацией (заказчиком) и кадастровым инженером А.Л. (исполнителем) на выполнение кадастровых работ (работ по межеванию) и постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для размещения водонапорной башни по адресу: <...> (2 участка) и <...>.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае суд считает, что оспариваемый отказ Учреждения полностью соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Администрации поскольку не является препятствием для повторного обращения в Учреждение с соответствующим заявлением после устранения выявленных недостатков.
Оспариваемое решение № 13/11-39480 от 07.11.2011 проверено на соответствие Земельному кодексу РФ, Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федеральному закону от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Закону Республики Мордовия от 07.07.2003 № 32-З "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия".
При изложенных обстоятельствах заявленные Администрацией требования подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований заявителю отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья
В.Н.САВОЧКИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru