Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область


МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 февраля 2012 г. по делу № 3-6/12

Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре П.О.А.,
с участием прокурора Корнилова П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-6/12 по заявлению К.А.П. о признании частично недействующим пункта 1 постановления Правительства Московской области от 17 декабря 2010 года № 1132/59 "Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области",

установил:

Пунктом 1 постановления Правительства Московской области от 17 декабря 2010 года № 1132/59 "Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области" (далее - Постановление № 1132/59) утверждены и введены в действие с 01 января 2011 года прилагаемые цены на природный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах).
Пунктом 4 того же постановления Правительства Московской области признаны утратившими силу с 01 января 2011 года постановление Правительства Московской области от 22 декабря 2009 года № 1133/54 "Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области"; а также Постановление Правительства Московской области от 09 апреля 2010 года № 213/14 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 22 декабря 2009 № 1135/54 "Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области".
К.А.П. обратился в Московский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 Постановления № 1132/59 в части повышения размера платы за потребляемый газ свыше предельных индексов, установленных Федеральной службой по тарифам России для Московской области с 01 января 2007 года и по настоящее время. Окончательно уточнив заявленные требования в судебном заседании 02 февраля 2012 года, К.А.П. просил признать недействующей позицию 1 Цен на природный газ, утвержденных пунктом 1 постановления Правительства Московской области от 17 декабря 2010 года № 1132/59.
В обоснование требований К.А.П. ссылался на то, что является собственником жилых помещений в пос. Никольско-Архангельский Балашихинского района Московской области и потребителем природного газа, в жилых помещениях установлен счетчик газа, оплата потребленного газа осуществляется по тарифам, превышающим, по мнению заявителя, предельные индексы цен, установленные Федеральной службой по тарифам России.
Представители заинтересованных лиц возражали против удовлетворения заявленных К.А.П. требований, указывали на их необоснованность.
Выслушав заявителя К.А.П., поддержавшего требования в полном объеме, представителя Правительства Московской области - Г.Ю.И., представителей Министерства экономики Московской области П.И.В. и Н.В.Р., представителя Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области (ГУП МО "Мособлгаз") - Г.М.М., суд, соглашаясь с заключением прокурора, считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
При этом суд исходит из следующего.
Правительством Московской области 17 декабря 2010 года принято постановление № 1132/59 "Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области".
Пунктом 1 Постановления № 1132/59 утверждены и введены в действие с 01 января 2011 года прилагаемые к Постановлению Цены на природный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах) (далее - Цены). В позиции 1 Цен установлена цена на природный газ, используемый на приготовление пищи, нагрев воды, индивидуальное (поквартирное) отопление жилых помещений и прочие цели (отопление нежилых помещений) при наличии приборов учета газа в размере 3300,00 руб./1000 куб. м (с НДС).
Постановление № 1132/59 опубликовано в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", № 234, 18 декабря 2010 года.
В силу пункта "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка и основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Установление принципов формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям - согласно статьи 8 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" - относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса являются предметом регулирования Федерального закона № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ).
В силу пункта 6.3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 210-ФЗ Правительство Российской Федерации принимает решение об установлении федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок предельных индексов в среднем по субъектам Российской Федерации, а также определяет сроки установления и действия предельных индексов.
Приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ) России от 01 августа 2006 года № 168-э/3 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов размера платы граждан на жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2007 год" для Московской области утвержден предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги - 117% (позиция 10 по ЦФО приложения 3 к приказу ФСТ № 168-э/3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 года № 708 утверждены Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, согласно которым предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.
Распоряжением Министерства экономики Московской области от 02 июля 2010 года № 40-РМ на 2011 год утвержден предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги 115%.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона № 210-ФЗ плата за коммунальные услуги для граждан устанавливается в соответствии с жилищным законодательством России с учетом надбавок для потребителей.
В силу положений ст.ст. 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, в том числе размер платы за газоснабжение, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
Основные принципы формирования цен на газ установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации". Указанным постановлением утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее - Основные положения).
В соответствии с п. 4 Основных положений розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию.
Согласно п. 8 Основных положений розничные цены на газ, реализуемый населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Основных положений регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, (далее - Методические указания).
Приказом ФСТ России от 23 ноября 2004 года № 194-э/12 были утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению (в ред. приказа ФСТ России от 5 декабря 2008 № 332-э/15), которые определяли основные принципы и порядок формирования и регулирования розничных цен. В Методических указаниях содержались формулы для расчета розничных цен.
Приказом ФСТ России от 27 октября 2011 года № 252-э/2 утверждены новые Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению. Пунктом 2 приказа признаны утратившими силу приказ ФСТ России от 23 ноября 2004 года № 194-э/12 "Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению" и приказ ФСТ России от 05 декабря 2008 года № 332-э/15 "О внесении дополнения в Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению".
Методические указания 2004 года устанавливали формулу расчета розничных цен на газ, реализуемый населению, которая учитывает регулируемую оптовую цену на газ, реализуемый населению, установленную ФСТ России для данного субъекта Российской Федерации; региональную составляющую, включающую в себя расходы на транспортировку газа по газораспределительным сетям и его реализацию; коэффициент приведения региональной составляющей розничных цен по направлениям потребления газа.
Методические указания 2011 года также устанавливают формулу для расчета средней розничной цены на газ на территории субъекта Российской Федерации, которая учитывает оптовую цену на газ, определяемую на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта; среднюю региональную составляющую розничной цены на газ, ставку начисления налога на добавленную стоимость.
Судом проверены доводы заинтересованных лиц о том, что цены на природный газ, реализуемый населению Московской области, утвержденные и введенные в действие с 01 января 2011 года оспариваемым Постановлением Правительства Московской области, установлены в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом ФСТ от 23 ноября 2004 года № 194-э/12 (в редакции приказа ФСТ РФ от 15 декабря 2008 № 332-э/15), а также соответствуют требованиям Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ от 27 октября 2011 года № 252-э/2.
Представителями заинтересованного лица - Министерства экономики Московской области представлен расчет цены на природный газ, реализуемый населению Московской области, на 2011 год (л.д. 100).
Из представленного расчета установленной оспариваемым Постановлением Правительства Московской области № 1132/59 цены на реализуемый населению Московской области цены на природный газ на 2011 год усматривается, что он произведен в соответствии с Методическими указаниями - как ранее действовавшими так и утвержденными приказом ФСТ РФ от 27 октября 2011 года № 252-э/2.
Заявитель К.А.П. указанный факт в судебном заседании не оспаривает, как не оспаривает и тот факт, что по сравнению с ценой на 2010 год повышение платы за газ не превышает предельный индекс максимально возможного изменения платы граждан за коммунальные услуги для Московской области, установленный приказом ФСТ № 168-э/3 (117%), а также распоряжением Министерства экономики Московской области от 02 июля 2010 года № 40-РМ на 2011 год (115%).
Заявитель полагает, что в оспариваемой части Постановление Правительства Московской области № 1132/59 должно быть признано недействующим, поскольку превышение предельно допустимого индекса повышения цен было допущено в ранее принятых постановлениях Правительства Московской: от 28 декабря 2006 года № 1226/51; от 26 марта 2007 года № 191/11; а затем завышенная база переходила в последующие постановления, заканчивая оспариваемым Постановлением № 1132/59.
Такие доводы заявителя не могут повлечь отмену Постановления Правительства Московской области № 1132/59 в оспариваемой части, поскольку в настоящее время суд не вправе проверять утратившие силу нормативные правовые акты на соответствие действовавшим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт - постановление Правительства Московской области от 17 декабря 2010 года № 1132/59 "Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области" не противоречит федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заявление К.А.П. не может быть удовлетворено.
При наличии спора по оплате потребленного им газа К.А.П. вправе обратиться в суд с соответствующими исковыми требованиями.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Отказать К.А.П. в удовлетворении требований о признании частично недействующим пункта 1 постановления Правительства Московской области от 17 декабря 2010 года № 1132/59 "Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Московский областной суд.

Судья
Л.А. Найденова





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru